Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила психодинамической психокоррекции




1) Гибкость психолога, исходящая из потребностей клиента; меньшая зависимость от теоретической ориентации, приспособление к ситуации и модификация техники.

2) Активное вмешательство психолога, которое не позволяет развиваться чрезмерной зависимости клиента.

3) Акцент на развитие коррегирующего эмоционального опыта – различие между первоначальными конфликтами и реальными взаимоотношениями «пациент-психолог», чтобы мыслить, чувствовать себя по-новому.

4) Оказание помощи пациенту в принятии собственных сексуальных и агрессивных желаний без чувства вины.

5) Постоянная поддержка у психолога интереса к пациенту, сохранение с ним отношений, необходимых для успешной работы.

6) Учет в психокоррекции наряду с инфантильными более поздних конфликтов с целью решения актуальных проблем, личностных трудностей.

7) Линия психокоррекционого процесса – от детской незавершенной адаптации к взрослому зрелому уровню, в том числе – с целью сотрудничества клиента с психотерапевтом.

8) Опора на творческий потенциал клиента, совместный поиск понимания личностных трудностей, проблем; инициатива в мыслях может происходить от клиента.

9) Осторожность и сдержанность в интеллектуальном сотрудничестве, преимущественное бессознательное взаимодействие.

10) Укрепление уверенности клиента на основе реальных возможностей (в психологе – образ сильной фигуры родителя).

11) Обучение клиента самостоятельному анализу жизни, окружения через оценку своих возможностей, успехов, неудач.

12) Достижение осознания пациентом движения по жизни, своих действий с точки зрения происхождения, биографии, окружения.

13) Охват при толковании не только бессознательных, но и сознательных мотиваций.

14) Постоянный выход при анализировании материала на задачи актуальной адаптации (и в случаях ухода в прошлое).

15) Предоставление пациенту возможностей, условий управлять своей жизнью с учетом понимания собственных мотиваций без зависимости от психолога.

16) Большое внимание переживаниям, порождаемым самой аналитической ситуацией.

17) Подчиненность поисков прошлого общей цели понимания актуальной жизненной ситуации и будущей адаптации.

Существуют субъективные критерии, касающиеся личностных особенностей и определенных требований к потенциальным клиентам, имеющим личностные трудности, невротические расстройства.

Основными показаниями к психоаналитической психокоррекции с этой точки зрения являются:

- определенная интеллигентность, способность к софистике выше среднего уровня, способность мыслить в психологических терминах;

- умение наблюдать чувства, не отреагируя их в действиях;

- достижение облегчения через понимание глубинных и поверхностных конфликтов;

- отсутствие нужды в психологе как первоначальном источнике поддержки;

- способность к интерпретациям (хороший ответ при пробных интерпретациях);

- сильное наблюдающее Я и способность завязывать рабочий альянс, гибко взаимодействовать;

- обладание способностью к регрессии и быстрому отказу от нее;

- наличие поддерживающего окружения в лице постоянной партнерши (жены), друзей, сослуживцев.

Специфические критерии имеют отношение к личностным характеристикам и особенностям личностных трудностей:

- предпочтение индивидуального, ориентированного на глубинный психологический мир способа оказания помощи;

- феномен относительного психического здоровья;

- активный поиск понимания своих личностных трудностей наряду с их облегчением;

- высокая мотивация к психоаналитической работе и изменениям при обращении за помощью;

- способствование применения психоаналитического подхода ввиду сильных защит;

- учет глубинно-психологических причин личностных трудностей;

- наличие характерных признаков личностных трудностей;

- благоприятный прогноз преодоления психических конфликтов при объективной тревоге и тревоге сознания.

Основные составляющие психотерапевтического процесса

Цел ь психодинамической психокоррекции заключается в преодолении бессознательных конфликтов, перераспределении либидонозной энергии и агрессивных влечений, адаптации к инвариантной зрелой самореализации, достижении гармонии с самим собой, своей семьёй, с социальным окружением.

Задачи психодинамической психокоррекции:

- психодиагностика основных типов личностных трудностей, поверхностной тревоги, изучение истории личностных трудностей, проблемы клиента на фоне истории жизни;

- осознание и преодоление глубинных конфликтов, причин их происхождения, снижение глубинной тревоги;

- осознание психосексуальной идентичности и личное переструктурирование, в том числе – перераспределение либидонозной энергии и агрессивных влечений на достижение нормальных целей, личностной зрелости, продуктивности;

- адаптация к различным вариантам самостоятельной зрелой реализации сексуальных и агрессивных влечений в контексте жизненных ситуаций, в том числе – творческой сознательной сублимации;

- достижение гармоничного сосуществования с самим собой, постоянной партнершей, семьей в целом, социальным окружением в процессе деятельности.

Фокус психодинамической психокоррекции связан, как правило, с личностной проблематикой (более узко – базовым типом личностных трудностей), но при длительной психотерапии меняется, переходит и на другие проблемы, личностные трудности.

В психокоррекции активно используется вербальный материал (из рассказа клиента) – свободные ассоциации (но меньше, чем в психоанализе), сновидения, ошибочные и симптоматические действия, юмор, фантазии, воспоминания, обсуждение текущих событий (проблем).

Анализирование невербального материала (из наблюдений за поведением клиента) не так интенсивно и сильно фокусировано как в консультировании, а является более длительным и обязательно сопоставляется с вербальными средствами.

Основными механизмами психокоррекционного процесса являются перенос, сопротивление (защиты), контрперенос.

Перенос это «переживание чувств, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, но это есть повторение реакций, образованных по отношению к значимым фигурам раннего детства, бессознательно перемещенным на личности в настоящем».

Наиболее вероятны реакции переноса – на людей, выполняющих функции, подобные тем, которые в прошлом реализовывались родителями пациентов. Это могут быть учителя, возлюбленные, лидеры, любые авторитеты, психотерапевты, врачи, начальники, знаменитости и др.

Основные клинические проявления переноса:

1) неуместность реакций;

2) интенсивность (или отсутствие) эмоциональных реакций;

3) амбивалентность (сосуществование противоположных чувств);

4) непостоянность (беспорядочность, неустойчивость, ригидность).

По различным основаниям переносы различают следующим образом:

позитивные (эротизированные, эротические) и негативные (агрессивные);

отцовские, материнские, сестринско-братские и т.п.;

В психоаналитической теории и практике особо выделяют такую форму как сопротивление-перенос, состоящую в выражении и отражении борьбы против инфантильных прошлых импульсов, которые произошли в прямом или измененном виде как реакция клиента на личность психотерапевта.

Сопротивление-перенос включает в себя «сознательное утаивание пациентом мыслей» о психотерапевте и бессознательные переносные мысли, от которых его Я стремится защититься.

Этапы анализирования переноса:

1) демонстрация;

2) прояснение;

3) интерпретация;

4) тщательная проработка.

Контрперенос – это реакция-ответ психотерапевта на перенос клиента. Эта «нормальная» эмоциональная реакция может быть важным психотерапевтическим инструментом и основой для эмпатии и понимания.

Контрперенос возникает в ходе психотерапии и практически существует на всем ее протяжении. В случаях неосознания этих реакций или неспособности справиться с ними контрперенос может привести к осложнениям, неправильному проведению психодинамической психокоррекции.

Целесообразно различать также виды контрпереноса (такие же, как и переноса), и прежде всего – позитивный (эротизированный) и негативный (ненависть в контрпереносе по Д.Винникотту). Р. Урсано и соавт. (1992) особо выделяют следующие виды реакций контрпереноса: а) согласующаяся (эмпатическое переживание эмоционального состояния клиента-военнослужащего) и б) дополнительная (такое же переживание какой-то значимой личности в жизни клиента).

Самое главное при работе с контрпереносом – это внимательно и постоянно исследовать психотерапевтом свои многообразные чувства и отношения к пациенту, не допускать вторжения контрпереносных реакций в процессе анализирования, максимально использовать (через осознание и понимание) этот феномен во благо клиента, процесса психотерапии. Для этого психотерапевту необходимы личный опыт персональной психотерапии, самоанализ, внутренняя супервизия (самонаблюдение), индивидуальная или групповая супервизия у специалистов.

Сопротивление представляет собой все силы внутри клиента-военнослужащего, которые противодействуют процедурам и процессам психоаналитической работы. Оно в большей или меньшей степени присутствует на протяжении всего анализа. Сопротивления выступают оппозицией психотерапевту, аналитической работе, приемлемому Я клиента.

В зависимости от источников в современном психоанализе сопротивления классифицируют в следующем виде:

1) сопротивления вследствие угрозы, возникающей в ходе анализа;

2) сопротивления-переносы;

3) сопротивления вторичных выгод;

4) сопротивления Сверх-Я;

5) сопротивления в результате ошибок психоаналитика;

6) сопротивления, вызывающие сложности со значимыми для клиента людьми из-за изменений в его психике в ходе анализа;

7) сопротивления боязни вылечиться и потерять общение с аналитиком;

8) сопротивления, связанные с угрозой самооценке клиента;

9) сопротивления необходимого отказа от осуществляемых в прошлом способов адаптации;

10) сопротивления характера.

Защиты и сопротивление – родственные понятия (синонимы – в работах З. Фрейда), относящиеся к тем силам в психике клиента, которые противодействуют целям психотерапии.

Защитные механизмы:

- примитивные (отрицание, расщепление, проекция, проективная идентификация, всемогущество, обесценивание, примитивная идеализация); - - зрелые защиты (вытеснение, формирование реакции, перемещение, обращение, подавление, идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация).

Этапы анализирования сопротивления (защит) таковы:

1) осознание сопротивления;

2) демонстрация его пациенту;

3) прояснение мотивов и форм сопротивления;

4) интерпретация сопротивления;

5) интерпретация формы сопротивления;

6) тщательная проработка (Р.Гринсон, 1995).

Основные аналитические и неаналитические приемы (процедуры), используемые в психодинамической психотерапии:

1. Интерпретация является наиболее характерным инструментом в арсенале психотерапевта. Интерпретировать означает «делать сознательным бессознательное значение, источник, историю, форму или причину данного психического события».

Различают интерпретации переноса (содержания, символические, правильные, преждевременные, изменчивые), защит и экстрапереносные.

В процессе тщательной проработки (другой важной аналитической процедуры), которая имеет место после инсайта (достижения смыслов), пациент принимает вытесненные элементы, на протяжении длительного времени раскрывает для себя полный смысл интерпретации, освобождается от всевластия механизмов повторения, и тем самым происходят изменения в его личностной структуре, поведении и отношениях. Вклад в эту аналитическую работу вносят и психотерапевт, и пациент.

В психодинамической психотерапии могут использоваться неаналитические процедуры:

- отреагирование (разрядка эмоции, связанной с вытесненным ранее переживанием);

- внушение (индукция мыслей, чувств, побуждений клиента в обход его реального мышления);

- манипуляции (восстановление памяти клиента без его знания);

- продуманное, осознанное принятие на себя каких-либо ролей психотерапевтом и др.

Что касается психотерапевтического эффекта психодинамической психотерапии, то всегда необходимо связывать его с понятием инсайта. Когда «пациент сумел понять и сохранить понимание связей между сознательными и бессознательными мотивами своей психики, равно, как и между настоящим и прошлым», то в этом случае он достиг инсайта (прозрения, самопостижения).

В психоанализе различают интеллектуальный инсайт (способность формулировать свою собственную психодинамику) и эмоциональный («истинный» или «аффективный») инсайт (способность ощущения и эмоционального постижения значения бессознательного, символики).

От инсайта к инсайту интрапсихического мира конфликтов клиента-военнослужащего и углубленное исследование, постижение, проживание объектных отношений (переноса) – в этом заключается эффект психодинамической психотерапии.

Формы отношений между психотерапевтом и пациентом в психоаналитическом процессе.

Аналитические отношения составляют ядро процесса психодинамической психотерапии. Эти отношения имеют следующие формы: рабочий альянс, реальные отношения и отношения типа «перенос-контрперенос».

Реальные отношения это объективные, «неискаженные» реалистические восприятия клиента и психотерапевта друг другом в настоящем. Это подлинные человеческие истинные отношения, ориентированные на реальность.

Отношения типа «перенос-контперенос» связаны с проявлениями реакций переноса в отношении психотерапевта и возникновением к него в ответ на эти специфические чувства, мысли, побуждения контрпереносных реакций.

Под рабочим альянсом следует понимать рациональные, лишенные невротичности, рабочие взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом, которые связаны с желанием выздороветь, со стремлениями, готовностью клиента выполнять различные процедуры, работать аналитически, целеустремленно, «несмотря на чувство протеста». Такие отношения формируются между сознательным Я клиента и анализирующим Я психотерапевта. Рабочий альянс зависит от клиента, психотерапевта и аналитической обстановки.

Рабочий альянс развивается к окончанию вводной части, сохраняется в средней фазе, уступая по интенсивности реакциям переноса, и усиливается в начале заключительной фазы. Реальные отношения клиента доминируют на ранней стадии, потом уходят на задний план в средней фазе и снова выдвигаются на передний план в самом конце психотерапии.

У психотерапевта реакции контрпереноса могут возникать в конце вводной фазы и исчезать с «арены» психотерапии в самом начале заключительной фазы и при этом должны быть всегда на заднем плане. Рабочий альянс должен преобладать на протяжении всего процесса на переднем плане. Реальным отношениям в начале и середине психотерапии желательно находиться на заднем плане и появляться практически в равной интенсивности с рабочим альянсом в завершении процесса психотерапии.

В целом в психодинамической психотерапииотношения между клиентами и психотерапевтами субъективно-субъектные, в отличие от психоанализа, где субъектно-объектное взаимодействие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.