Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы слушателей 2 страница




- На чем вы больше всего фиксировали внимание: на содержании разговора или на удержании позы?

- Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета?

Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам сделать

беседу более интересной и привлекательной.

 

Такесика. Это самые разнообразные прикосновения людей — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья. В повседневной жизни прикосновения также возможны в опре­деленных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного партнера), разными способами (рукопожатие или объятье) и в разных местах (у вагона поезда, в лицее, на праздни­ке). Интенсивность и частота прикосновения различаются у лю­дей разных этносов и культур, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения дают разнообразную информа­цию: они сообщают об эмоциональном состоянии, о характере взаимодействия.

Психологи выделяют следующие виды прикосновений: профессиональные (носят безличностный характер, например в сказке «Репка»: все держатся друг за друга с единственной це­лью — вытащить репку, при этом в процессе прикосновения «бабка за дедку, внучка за бабку...» последний воспринимается как объект деятельности, а не как личность);

протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при про­щании, дипломатические поцелуи и т.д.);

дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятье).

 

Подумай и выполни задание

 

Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разго­ворах с людьми. Что это — условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффек­тивно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?

 

Проксемика (от англ. proximity — близость). Это коммуникация посредством взаиморасположения собеседников в пространстве, термин, введенный американским антропологом Эдвардом Т. Хол­лом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Она вклю­чает дистанцирование, позиции за столом, организацию простран­ственной среды при общении.

Дистанцирование — это расстояние, которого придерживает­ся один собеседник относительно другого, а также неожидан­ные движения, которые имеют целью изменение этого расстоя­ния (например, резкий шаг назад или вперед). Различают че­тыре типа расстояния, каждый из которых подразумева­ет определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии:

публичное расстояние — от 3,5 м до пределов видимости и слы­шимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматрива­ется как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.);

социальное расстояние — от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осу­ществляются коммуникации при групповых встречах, практиче­ском занятии, семинаре, тренинге;

личное расстояние — от 0,45 до 1,2 метра. Физический контакт при этом, как правило, отсутствует (за исключением рукопожа­тия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся бесе­ды, консультирование, инструктаж, деловая встреча и перст* воры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия та­кой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание н одном пространстве, теплый интерес к собеседнику, и раздраже­ние или сочувствующее проявление интереса. Для того чтобы обо­значить границу стола, люди используют разнообразные предме­ты: письменные принадлежности, папки с бумагами. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону;

интимное расстояние — от непосредственного физического кон­такта до 40—45 см — подразумевает общение тесное и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятья до драки). Людей, которых мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партне­ра, но и чувствовать, воспринимать запахи. При взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, так как попытка дотронуться до собеседника иногда вызывает не только отрица­тельные чувства, но и отторжение. Вот почему человек, нарушив­ший интимную зону партнера, причиняет ему не только «психоло­гический», но и физиологический вред. Известные слова Диогена полководцу Александру Македонскому: «Отойди, не заслоняй мне солнца!», — по-видимому, можно интерпретировать как просьбу покинуть его интимную зону, и «великий» Александр был доста­точно уважителен к «малому» Диогену, чтобы тотчас эту просьбу удовлетворить. Специалистами доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатыва­ется гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, гото­вится к самозащите, потому что так запрограммировано природой; гормоны стресса помогают организму или справиться с внешней опасностью, или убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, гормоны отрицательно сказываются на организме.

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зави­сит от внешних (в транспорте, лифте, купе, каюте) и внутренних (степень близости с человеком) обстоятельств, а именно:

- от статуса того, с кем мы взаимодействуем;

- от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависи­мости от той или иной культурной среды. В Западной Европе и в США они составляют 60 см. В Восточной Европе эта зона равна приблизительно 45 см. В странах Средиземноморья это расстояние iii кончика пальцев до локтя. В Японии — до 30 см, поэтому япон­цы страдают, например, от давки значительно меньше, чем пред- t ниппели других национальностей, например жители Северной Америки.

Нарушение границ территории, в особенности интимного пространства человека, сопровождается сигналами тела, а именно:

беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться; закидывание ноги на ногу, поворот в сторону и подготовка к гц-1 ству;

постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги); опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

-опускание подбородка на грудь, защита шеи;

- приподнимание плечей для прикрытия шеи (вторжение рас­сматривается как нападение);

-хватание карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

- вставание — готовность уйти.

Кроме расстояния как такового при организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Очень важно, например, то, как партнеры садятся за стол, обычно это связано или с достижением поставленной цели, или с удобствами.

Различают четыре вида посадки за столом во вре­мя общения.

Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола слу­жит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собе­седника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонима­ниям сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует.

Кооперативная позиция, сотрудничество. Кооперативное поведе­ние необходимо для непосредственного взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсу­дить и выработать общие решения.

Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, от­стаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консен­суса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут за­вершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель—сту­дент). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конк­ретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных.

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового обще­ния целесообразно занимать и независимую позицию, т. е. по диа­гонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться неза­меченным, например, на педсовете, семинаре, совещании.

Кроме занимаемых позиций за столом порой для успеха дело­вого общения имеет определенное значение и сама форма стола. Так, квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы или пере­говоров. Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем справа. Максимальное сопротивление ока­зывает сидящий собеседник напротив. За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главен­ствующим считается то место, на котором сидит человек, обра­щенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофи­циальности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, рав­ным по статусу.

 

Интерактивное упражнение

 

Сыграйте в группе в игру «Оптимальный вариант». Один из участни­ков находится в кабинете (классе) и сидит за рабочим столом, исполняя роль руководителя. В кабинет входят несколько сотрудников — участни­ков совещания. Каждый из них с кем-то находится в напряженных отно­шениях. Зная это (из полученной инструкции), руководитель должен рассадить подчиненных так, чтобы конфликтующие между собой со­трудники не оказались напротив друг друга. Сделать это необходимо как можно тактичнее и непринужденнее. Сотрудники заходят в разном порядке и стараются занять место.

В роли руководителя может побыть каждый участник игры.

После проведения упражнения необходимо обсудить правильность действий руководителя.

 

Паралингвистика и экстралингвистика. Они связаны с голо­сом человека. Эта невербальная особенность околоречевой «фор­мы» общения. Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения:

- о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

- о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных осо­бенностях;

- об уверенности или неуверенности собеседника, о вере в то, что он говорит.

Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выде­ляют главные измерения голоса — громкость, высота, темп (скорость), тембр и пауза.

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит сло­во — громко или тихо. Она может меняться в зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики.

Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, из­меняется вместе с громкостью. Когда человек нервничает, он по­вышает голос, а если пытается настоять на своем, то, наоборот, говорит тихо.

Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они удовлетворены, испуганы, воз­буждены, переживают, и медленнее, если предлагают вариант ре­шения проблемы или пытаются привлечь внимание к своей ин­формации.

Тембр голоса — это его звучание. Тембр у каждого человека свой: голос дребезжит, звонкий или хриплый. В зависимости от настроения он может быть хнычущим или мягким, фасцинирую- щим, в гневе — резким и скрипучим. Тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение.

Пауза в общении имеет существенное значение. Собеседник может придавать ей каждый раз определенную длительность и значимость — то как речевому эквиваленту запятой, то для отде­ления одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза уси­ливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Боль­шое значение может иметь пауза для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими).

Таким образом, умение «считывать» и корректно интерпрети­ровать невербальные сигналы наилучшим образом осуществляют те, кто наблюдательны, проявляют искренний интерес и внима­ние к собеседнику. Такое умение относится к коммуникативной компетентности.

 

Подумай и выполни задание

 

Если вам нужно привлечь внимание собеседника и произнести клю­чевые высказывания, то сделайте следующее:

- установите зрительный контакт с собеседником;

- снижайте скорость речи;

- между блоками слов вставляйте микропаузы;

- варьируйте темп, высоту и громкость — это подчеркнет основные моменты;

- добавляйте своему голосу приятный тембр, интонации;

- избегайте озвученных пауз («А...», «Хм...»): тишина предпочтитель­нее ненужных слов-паразитов;

- добавляйте доверительные или авторитарные интонации;

- сократите дистанцию между собой и слушателями.

 

Формы и виды устных коммуникаций

 

Взаимодействие людей в процессе общения реализуется в ос­новном в трех коммуникативных формах:

монологической, где преобладают высказывания личности как субъекта — организатора процесса слушания у других субъектов, участников общения (например, публичная речь, лекция, док­лад);

диалогической, в которой субъекты взаимодействуют, пооче­редно обмениваясь информацией, и взаимно активны — по оче­реди говорят и слушают (беседа, консультация, переговоры);

полилогической, организующей многостороннее общение, ко­торое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладе­ние коммуникативным пространством и инициативой и связано со стремлением максимально эффективной их реализации (дис­куссия, полемика, спор, диспут).

 

Деловые беседы

 

Самым распространенным методом формального и неформаль­ного взаимодействия является беседа. Она может быть как самостоя­тельной формой, так и включенной, например, в деловую встречу.

Беседа представляет собой своеобразную психологическую пье­су, включающую монологи и диалоги, определенный набор ро­лей, разыгрываемых в рамках конкретного времени и ситуации. Деловая беседа является многофункциональной формой общения, она проводится для:

- обмена необходимой информацией, взаимного общения;

- поддержания деловых контактов с партнерами во внешней среде;

- введения в инновационные мероприятия и процессы;

- поиска, выдвижения и проектной разработки новых идей;

- контроля и координирования уже начатых мероприятий, ак­ций;

выявления уровня мотивации и демотивации работников; диагностики возможностей работника при найме, оценке, продвижении;

-анализа и разрешения конфликтных ситуаций и пр. Беседы различаются по форме, так и по содержанию. Существуют беседы равных по положению и статусу работни­ком, например партнеров, коллег, и не равных, например руководитель — подчиненный. Цель конкретной беседы обычно связана с предметом (темой) разговора. Беседу целесообразно ни овить заранее, предусмотрев не только ее предмет, регла­мент проведения, важные документы и материалы, но и круг вопросов, которые необходимо обсудить, основные намерения и ожидания.

Деловая беседа, как правило, состоит из пяти фаз:

- начало беседы;

- передача информации; 1) аргументирование;

- опровержение доводов собеседника;

- принятие решений.

Начало беседы. Для незнакомых собеседников самой трудной частью беседы является установление контакта. Специалисты счи­тают, что этот процесс можно сравнить с настройкой инструмен- тов перед концертом. Действительно, инициатору беседы нужно вы работать правильное и корректное отношение к собеседнику, гак как начало беседы — это «мост» между партнерами.

Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы; привлечение вни­мания к предмету собеседования; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости). Эффективные приемы начала беседы: снятие напряженности (комплименты, шутка, приятный тон голоса, теплые слова);

«зацепки» (небольшое событие, сравнение, личные впечатле­ния, нестандартный вопрос);

стимулирование игры воображения (множество вопросов в нача­ле беседы по целому ряду проблем);

прямой подход (начать разговор по теме, без вступления). Поскольку начало деловой беседы в решающей степени опре­деляет результативность общения, приведем несколько конк­ретных рекомендаций, описанных в литературе, для уста­новления эффективного личного контакта с собеседником:

проявляйте внимание и искренний интерес к собеседнику и к тому, что он говорит;

старайтесь использовать ясные, энергичные, сжатые вступитель­ные фразы и составляйте короткие предложения, не допуская за­тяжных фраз, которые длятся без паузы;

обращайтесь к собеседнику по имени и отчеству или «Уважаемый коллега». Если требуют и позволяют обстоятельства, то можно обращаться по фамилии или, наоборот, перейти на обращение по имени;

обеспечьте соответствующий внешний вид (одежда, манера дер­жаться, прямой контакт глаз) в соответствии с условиями беседы;

придерживайтесь оптимальной дистанции. Во время беседы луч­шая позиция за столом — угловая, а дистанция до 1,2 м. Большое расстояние создает психологический барьер для общения и взаи­модействия, маленькое — ухудшает восприятие по гигиеническим причинам (примерно у 30 — 50 % людей изо рта исходит неприят­ный, а иногда и зловонный запах, около 9 — 10 % людей источают интенсивный запах пота);

продемонстрируйте уважение к собеседнику, внимание к его интересам и мнению, пусть он почувствует свою значимость, как человеческую, так и профессиональную;

оцените положительно все хорошее в интерьере и техническом оснащении кабинета вашего собеседника, а также в его деловой репутации, корпоративной культуре организации, которой он уп­равляет;

не перегибайте палку в дипломатических тонкостях и не допус­кайте фальшивых нот. Как только вы почувствовали, что контакт установлен, переходите к сути вопроса или проблемы.

Передача информации. Это важная составляющая часть беседы. Она логически продолжает начало беседы и одновременно являет­ся «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его организации; анализ и проверка позиции собе­седника, его целей, мотивов и намерений; передача запланиро­ванной информации; формирование основ для аргументации; по возможности предварительное определение конечных результатов беседы.

Основная часть беседы предполагает диалог, в котором излага­ются предпосылки к данному разговору. Партнеры поочередно исполняют роли слушателя и оппонента. Передача и получение информации, элементы дискуссии, постановка вопросов и отве­ты на них, позитивная критика, в случае необходимости, изуче­ние реакций собеседника — все это позволяет вести беседу добро­желательно, конструктивно, без предубеждений и натиска, ибо как заметил персидский поэт Саади: «Никто не признается в сво­ем невежестве, кроме того, кто, слушая другого, перебивает и сам начинает речь».

Аргументирование и опровержение доводов соперника. В этих фазах формируется предварительное мнение по итогам собеседования, занимается определенная позиция. Если мнения совпадают, то собеседники быстро находят решение, если нет, то используются аргументы, положения и факты, позволяю­щие подтвердить высказывание или опровергнуть доводы собеседника. Участники обсуждения могут переходить от одного воп­роса к другому и возвращаться к первоначальной теме.

Принятие решений. В завершении беседы принимается совмест­ное решение и вырабатывается развернутое резюме, понятное для се участников, с четко выделенными основными итогами. Глав­ное — обеспечить благоприятную атмосферу и позаботиться о сти­мулировании собеседника к исполнению намеченного решения и действий.

На завершающей стадии желательно решить следующие задачи:

-достижение поставленных главных или каких-то альтерна­тивных целей, если главных достичь не удалось;

-закрепление в сознании собеседника результатов и общих ре­шений, достигнутых в беседе;

-создание у собеседника настроя на практическое выполнение (внедрение) достигнутых в беседе решений;

-резервирование, в случае необходимости, возможности даль­нейшего развития деловых контактов с собеседником на перспек­тиву.

Специалисты по коммуникации рекомендуют в ходе беседы придерживаться следующих «неписаных» правил, относящихся скорее к деловому этикету, среди них, например, такие:

- если другой человек не услышал заданного вопроса, то во­прос следует повторить;

- если говорят именно для вас, то следует смотреть на говоря­щего;

- если беседуют более чем два человека, то необходимо поза­ботиться, чтобы каждый имел возможность говорить одинаковое время;

- если участник беседы значительно старше по возрасту, то в общении с ним следует воздерживаться от употребления бранных выражений и непристойностей;

- если нужно сказать что-то конфиденциально, то говорите тише.

Официальное завершение обсуждения часто включает в себя выражение удовлетворенности итогами беседы.

Молодые люди иногда задают вопрос: что нужно сделать, что­бы стать интересным собеседником? Ответ: сообщайте другим качественную и интересную информацию. Чем больше человек компетентен в области обсуждаемых предметов, тем больше шан­сов, что он станет интересным собеседником.

Вот несколько советов для молодых людей, желающих со­здать информационную базу для разных разговоров:

- читайте каждый день газеты, следите за событиями в мире, в России;

- читайте как минимум один еженедельный журнал новостей или специальный журнал, художественную литературу, следите за новинками;

- смотрите телевизионные документальные фильмы и специ­альные новости так же внимательно, как развлекательные и спортивные программы;

- посещайте театры и концерты, смотрите кино;

- посещайте музеи, выставки, исторические места, занимай­тесь туризмом.

 

Подумайте и выполните задание

 

Вспомните случаи, когда вы звонили с улицы по мобильному теле­фону. Чем отличаются эти беседы от разговоров по обычному стацио­нарному аппарату? Они длиннее? короче? На что они больше похожи — на деловые обсуждения проблем или на непринужденную беседу? Обо­снуйте свое мнение. Какую разницу вы видите в этикете при телефон­ном разговоре и личной беседе?

 

Публичные речи

 

Публичные речи могут быть самостоятельным жанром деловой коммуникации, а могут быть включены в какие-то формы, на­пример совещания, конференции, презентации, митинги, празд­ники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседо­вания, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели.

Как и в любой форме делового общения у речи должна быть продумана внутренняя структура, поэтому она должна содержать вступление, основную часть и заключение.

Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи:

инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе со­бирают и систематизируют необходимый для будущей речи мате­риал;

диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумы­вает материал, структурирует его, связывает детали, готовит ком­ментарии и иллюстрации к материалу;

элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осу­ществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и за­ключения, окончательная редакция текста;

меморио, или «запоминание». На этом этапе необходимо мыс­ленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места,

где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддерж­ка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля;

произнесение.

Эффективное публичное выступление с речью зависит от ее предназначения и вида. Различают речи: информационные, убеж­дающие, призывающие к действию, по специальному поводу (про­токольная, траурная, торжественная, речь на юбилее и пр.).

Как уже было отмечено, речь необходимо тщательно готовить. Тема должна быть не только интересной, важной и понятной для слушателей. Она должна отражать следующие факторы:

- основные и групповые интересы аудитории;

- злободневные интересы;

- конкретные интересы отдельных слушателей;

- новизну;

- заложенные в теме полярные мнения.

Кроме того, тема должна соответствовать познаниям и лич­ным интересам оратора, должна быть уместна в конкретной си­туации и соответствовать аудитории.

Важными элементами речи являются ее введение и заключение. Манера, в которой оратор представляет начало речи, очень силь­но влияет на первое впечатление слушателей и интерес к оратору. Обычно у введения две цели: установить контакт со слушателями и привлечь внимание аудитории. Эффективные приемы, обычно используемые во введении:

- поразительное заявление;

- адресное обращение к аудитории;

- описание ситуации;

- цитирование известной личности;

- постановка риторического вопроса;

- использование уместного юмора.

В заключении, поскольку оно остается в памяти, оратору сле­дует снова коснуться центральной идеи. Хорошее заключение по­казывает слушателям, что тема полностью раскрыта. Вот несколь­ко самых распространенных способов того, как оратор может за­вершить свою речь:

- подытожить основные пункты;

- предложить решение;

- процитировать известную личность;

- побудить слушателей достичь каких-то конкретных целей;

- обрисовать будущее в случаях, когда ваше предложение будет принято или не принято.

Способность грамотно организовать и представить публично свои мысли является важнейшим фактором, определяющим лич­ный и профессиональный успех человека, его конкурентоспособ­ность. Ситуация, когда оратор говорит, а другие слушают и адек­ватно реагируют или отвечают на комментарии, — это эффектив­ная возможность увидеть себя со стороны и понять, как оценива­ют тебя другие.

Сообщение будет воспринято благоприятно тем вероятнее, чем больший кредит доверия, авторитет у аудитории имеет оратор. В любом случае оратору следует постоянно контролировать ситуа­цию и уметь вовремя, в зависимости от реакции аудитории, пере­страиваться, менять стратегию и действовать из лучших побужде­ний.

Для успеха любой речи необходимо соответствовать следую­щим требованиям:

- излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождеств­ляли получаемую информацию со своими проблемами и размыш­лениями;

- включать в основную часть речи центральную идею, основ­ные мысли и подтверждающие материалы: цитаты, примеры, ана­логии, статистику;

- затрагивать личные мотивы слушателей, их интересы;

- выражать мысли кратко, образно и эмоционально;

- ориентировать аудиторию на конкретные прагматические дей­ствия;

- пользоваться логически безупречной аргументацией, учиты­вая при этом эмоциональную культуру слушателей, их сенсорные каналы и убеждения;

- последовательность основных мыслей оратора должна соот­ветствовать следующим схемам: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая.

Специалисты предлагают несколько правил, нарушение кото­рых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способ­ствовать потере контакта, а значит, привести к деструктивному (конфликтному) взаимодействию. Чтобы не допустить такой си­туации, оратору целесообразно соблюдать следующее:

- не демонстрировать собственную значимость. Для этого вмес­то местоимения «я» лучше использовать так называемый «вы-под- ход», т.е. «вам будет интересно», «вы узнаете»;

- не начинать речь с извинений (например: «Извините за то, что я занимаю ваше время»). Если нужно в чем-то извиниться, то лучше пусть это сделает тот, кто представляет выступающего;

- не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме. Целесообразнее представлять необходи­мый фактический материал в визуальной форме;

- избегать нелитературных слов, сложных профессиональных терминов, примитивных словечек. Следует использовать стандарт­ные выражения для конкретной аудитории, на понятном ей языке;

- не рассказывать неуместных, в том числе «грязных», шуток, анекдотов и историй. В то же время правильная шутка, своевре­менно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо воспринята, но и весьма полезна;

-не делать язвительных замечаний по поводу особенностей уча­стников взаимодействия, тем более их религиозной, расовой, возрастной, тендерной (половой) принадлежности. Если все же необходимо что-то критическое сказать, то лучше сохранять кор­ректность.

 

Подумай и выполни задание

 

- Придумайте предложения со следующими выражениями: Ахилле­сова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, между Сциллой и Хариб­дой, Пиррова победа, Дамоклов меч, Двуликий Янус, Прокрустово ложе, слава Герострата, Вавилонское столпотворение, бочка Диогена, Аника- воин, Авгиевы конюшни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.