Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 7 страница




На второй стадии формируются необходимые для эффектив­ного взаимодействия межличностные отношения:

-достижение согласия;

- получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или строукса (знака внимания);

- стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.

На следующей стадии взаимодействия образуются специфи­ческие механизмы регулирования динамики индивидуальных по­знавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для группы стиль деятель­ности. Условия взаимодействия расширяют информационное про- i гранство, дают возможность увидеть все многообразие решаемой проблемы, услышать разные точки зрения и выработать компро­миссное или консенсусное (взаимоприемлемое) решение. Кро­ме того, в процессе коллективной работы происходит обмен лич­ностными качествами, расширяется спектр индивидуальных воз­можностей каждого, появляется потребность соотносить свои ничные цели с целями группы, организации, с действиями дру­гих людей.

Интерактивное упражнение

Попробуйте в рамках совместной деятельности сотворить глиняный мир.

С этой целью каждый член группы получает небольшой кусок глины или пластилина.

Каждый, работая сначала индивидуально, создает свой мир, лепит все, что угодно, но с закрытыми глазами. Пальцы рук выражают мысли и чувства каждого. Упражнение может сопровождаться приятной мело­дией, создающей расслабленную атмосферу.

Закончив лепку, поставьте все скульптуры на столе и совместно с другими членами команды, с открытыми глазами, поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Про­говорите те чувства, которые испытываете, поделитесь своими впечат­лениями с другими подгруппами.

Позиции и ориентации в деловом взаимодействии. В любом дело­вом взаимодействии большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в мо­мент общения. Одним из возможных способов понимания обще­ния является восприятие положения партнеров, а также их пози­ций относительно друг друга. Выше мы рассмотрели позиции с точки зрения взаимодействия «ведущий — ведомый», теперь ос­тановимся на других позициях в общении.

Обычно позиции в общении рассматриваются в русле трансакт- ного анализа. Данное направление в психологии было разработа­но в 60-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Эри­ком Берном. Наибольшую популярность и практическое примене­ние получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделя­ет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В лю­бой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрос­лого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния осуществляется взаимодействие, определяются пози­ции и статус участников совместной деятельности. Основные ха­рактеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.

Каждый тип состояния важен для участников взаимодействия:

партнер-Родитель все знает, все понимает, никогда не сомне­вается, со всех требует, за все отвечает;

Позиции Родителя, Взрослого, Ребенка*

(по кн.: Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения, е,


Родитель

Взрослый

Ребенок

Характеристика


1. Характер­ные слова и выражения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я сказал...; Я не понимаю, как это могло случиться...

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на те" Вот здорово! Отлично! Отвратительно!


Обвиняющие, снисходител ьные, критические, пресекающие

Связанные с реальностью

Очень

2. Интонации

эмоциональные


3. Состояние

Надменное, с верхправильное, очень приличное

Вниматель­ность, поиск информации

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное


4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворен­ное, обеспокоенное

Открытые глаза,

максимум

внимания

Угнетенность, удивление


5. Позы

Руки в бока, ука­зующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова повора­чивается вслед за ним

Спонтанная под­вижность (сжи­мают кулаки, ходят, дергают пуговицу и пр.)


партнер-Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;

партнер-Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогич­ный.

Групповое общение как деловое взаимодействие можно рас­сматривать и с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников делового взаимодействия контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии (от лат. dominari — господствовать, преобладать, быть основным). «Контролеры» боль­ше говорят сами, их стратегией является стремление заставить партнеров по совместной деятельности принять свой план взаи­модействия и навязать свою тактику действий, свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ипуацию и других людей. При этом поведение человека основано ни представлении о равенстве партнеров, поэтому, как правило, HiHipaiuieHO на достижение взаимной удовлетворенности ходом иншмодействия. Желающие понять другого обычно внимательно прислушиваются к собеседникам, наблюдают, анализируют. Они мы I аются как можно лучше понять другого, адаптироваться к нему, порой даже подстроиться.

Таким образом, в процессе взаимодействия партнеры реализо- имиают свои планы, цели и решают профессиональные пробле­мы В ходе взаимодействия поведение участников общения, как уже отмечалось ранее, может изменяться, так как вырабатывают - i и общие подходы к совместному решению для достижения необ- мKinмого результата.

Интерактивное упражнение

Осуществите на занятиях упражнение: групповое рисование.

Все члены игровой группы берут листок бумаги и карандаш или руч­ку и по сигналу преподавателя начинают рисовать что-нибудь важное для себя. Затем по сигналу каждый передает свой листок участнику, сидящему от него слева, и получает начатый рисунок от участника, си­дящего справа. Продолжается работа над полученным рисунком. Каж­дый может изменять, дополнять все, что считает необходимым. На во­просы, связанные с тем, что рисовать и как — преподаватель отвечает, что это индивидуальное решение каждого. По сигналу рисунок переда­стся налево и получается рисунок справа. Тренинг продолжается до тех пор, пока к каждому не вернется его собственный рисунок.

По итогам рисования участнику взаимодействия необходимо осо­знать чувства, возникающие у него при виде того, что другие изобрази­ли на его листе.

В заключение можно обсудить впечатления каждого с группой. Если на листе получилась цельная гармоничная картина — это показатель того, что группа сотрудничала и готова к совместной работе.

Стратегии взаимодействия. Среди участников общения встреча­ются люди, которые спокойно и индифферентно относятся к раз­личным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения, и те, которые склонны к кон­фликтному поведению. Традиционно вся психологическая лите­ратура делала и делает акцент на «разрешение» конфликта, под­черкивая, что конфликт можно и необходимо разрешить или эли­минировать (от лат. eliminare — исключать, удалять). Целью разре­шения конфликтов было достижение идеального бесконфликтно­го состояния, когда люди взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика и ее анализ внесли новые нюансы в изучение этой проблемы, ока­залось, что:

- большинство усилий по полной ликвидации конфлик при взаимодействии оказались тщетными;

- конфликты кроме негативной функции могут нести и по; тивное начало, бывают конструктивными.

Исходя из сказанного, К.Томас впервые предложил нон: подход к изучению конфликтов, в котором акцент был сделан управление ими. Он предложил сконцентрировать внимание следующих проблемах изучения конфликтов: какие формы пои| дения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие И них являются более продуктивными или деструктивными и кйН можно управлять всеми фазами конфликта и стимулировать кон* структивное поведение. Для описания возможных типов поведе» ния людей в конфликтных ситуациях К.Томас применил двух» мерную модель регулирования конфликтов взаимодействия, ос­новополагающими измерениями в которой является кооперация (учет интересов другого) вовлеченных в конфликт и напористость, энергия, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Чтобы продемонстрировать результаты, К.Томасом был раз­работан специальный вопросник (представленный в конце гла­вы), с помощью которого можно определить свою предрасполо­женность к той или иной стратегии или гибкость, т.е. умение ме­нять стратегии в зависимости от поставленной цели совместной работы, складывающейся ситуации, особенностей партнеров по взаимодействию и своих личностных характеристик. Результаты тестирования позволяют констатировать индивидуальные страте­гии участников взаимодействия и осуществлять сравнительный ана­лиз собственных наблюдений, самооценки каждого с тем, что думают о них партнеры по команде.

 

Стратегии взаимодействия

Соперничество   Сотрудничество
Внимание к своим интересам Компромисс Кооперация
Избегание   Приспособление

 

К.Томас выделил в этой схеме следующие пять способов регулирования деструктивного взаимодействия.

Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимо­действия представляется очевидным, что предлагаемое им реше­ние — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удов­летворения своих интересов в ущерб другому, тем более что ино­го выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на дру­гих, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства.

Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тен­денции к достижению собственных целей. Человек, стремящийся

I иинтаиию, больше всего заботясь о своем собственном здоро­ва, i мигает, что предмет спора не имеет отношения к обсуждае- wiifl проблеме, уводит в сторону и при этом является симптомом»|iyiii4, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ни VH ни и и поиск дополнительной информации о природе де- ируктивного взаимодействия представляются ему более предпоч- п(юм,ными, чем немедленное принятие какого-либо решения.

Приспособление. В противоположность соперничеству человек ирпносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Цеп,, которой является желание сохранить мир и добрые отно­шения с другими людьми, восстановление спокойствия и ста- Пнш.ности, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и iiiiже не решение задачи.

Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой < ф.тгегии, поскольку необходимо принять срочное решение при исфиците времени, отдают предпочтение те участники взаимо- ж-йствия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаи­моисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не юлько на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаи­моотношений с участниками взаимодействия.

Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. consensus — югласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы мсех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда уча­стники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой совместного решения, проекта. Времени порабо­тать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предла­гающий эту стратегию взаимодействия владеет технологиями кол­лективного принятия решения.

Согласно К.Томасу, при избегании конфликта ни одна из сто­рон не достигнет успеха (это можно даже представить себе умо­зрительно). При таких формах поведения, как конкуренция, при­способление и компромисс, или один из участников в выигры­ше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. И только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш всем участникам группового взаимодействия. Владение стратегиями позволит участникам совместной деятель­ности лучше понимать, в каких ситуациях делового общения наи­более целесообразны те или иные стратегии или чем руководству­ется участник конфликтного взаимодействия при выборе той или иной стратегии. Особенно важно гибко использовать стратегии вза­имодействия во время проведения дискуссии или делового сове­щания.

Таким образом, каждому человеку для эффективной работы с другими необходимо знать свои ведущие стратегии взаимодействия

и, в случае необходимости, развивать гибкость в их испол нии с учетом поставленных целей, особенностей других л подстраиваясь под их тактики и стратегии поведения. В то ж| мя грамотное использование стратегий взаимодействия мо: привести к успеху, если собеседник демонстрирует отрищ ные черты характера, низкий уровень эмоциональной кушл т.е. провоцирует деструктивное общение.

Интерактивное упражнение

Сыграйте в игру «Книга рекордов» для поднятия значимости пвц ра по взаимодействию и раскрытия перед всеми его достоинства,

Инструкция. Все мы знаем о Книге рекордов Гиннесса. Сейчас i свою «Книгу рекордов» запишем рекорды каждого из участников, on' делив их достоинства и достижения. В нашей книге две части: содер;; тельная и персональная. В содержательной отмечаются професс нальные качества участника, а в персональной — за что каждый из п сутствующих может быть записан туда. Встанем и сделаем два кру Во внешнем — участники стоят, во внутреннем — передвигаются. К_ дый из присутствующих имеет право выбора: что говорить своему пац неру, раскрывать его профессиональные или личностные качества, сигналу ведущего внутренний круг стоит, внешний — двигается. Привет» ствие партнеров начинается словами: «Я обязательно запишу тебя • "Книгу...", потому что...».

Механизмы партнерских отношений

В процессе деятельности деловые партнеры вступают в бесчис­ленное множество взаимодействий, поэтому не менее важным является вопрос, касающийся формы отношений в совместной деятельности. Она зависит от целевых установок, свойственных партнерам по взаимодействию. В литературе рассматриваются три формы отношений.

Первая форма — это когда участники взаимодействия отно­сятся друг к другу как к равноправным, самоценным субъек­там, не пытаясь управлять (манипулировать) друг другом. Име­ет место субъект-субъектное отношение в виде диалога равно­правных личностей. При такой организации общения взаимо­действие носит творческий характер в том смысле, что дости­гается общность партнеров, возникает новое психическое об­разование, обозначаемое местоимением «мы». В литературе та­кое общение называется партнерским, т. е. построенном на прин­ципе паритета.

Вторая форма взаимодействия, когда один из участников об­щения рассматривает другого как объект целенаправленного влия­ния. В этом случае, как видим, возникают субъект-объектные отные, которые свойственны, например, традиционной систе- образования или менеджменту.

1|к-тья форма отношений связана с обстоятельствами, когда!нк и I участников общения выбирает себе в партнеры того, кого |» пользует в качестве образца для подражания, а выбранный для fiin целей порой даже не подозревает этого. Образуются так на­нимаемые объект-субъектные отношения, где активным субъек­том становится тот, кто в предыдущем варианте был сам объек­том. Такое взаимодействие специалисты по проблемам общения ни»1.шают подражанием.

Важным регулятором поведения для становления и успешного)ш тития человеческих отношений является стиль взаимодействия» лругими как типичная, наиболее часто проявляющаяся форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индиви­дуальными, личностными, социальными факторами. Стиль обще­ния — это индивидуальная (автократическая, демократическая или либеральная) стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия. Ин- нинидуальный стиль рассматривается в литературе как присущая данному человеку система психологических приемов, техник и 1 пособов деятельности с учетом генетических, личностных и про­фессиональных характеристик. Из-за предпочтений индивидуаль­ного стиля, особенностей личности по направленности: на лич­ные цели, на достижение результата, на других людей — или в ишисимости от особенностей партнеров участники группового, интерактивного взаимодействия могут отдавать предпочтение раз­ным моделям общения, в том числе информационной, убеждаю­щей, внушающей или экспрессивной. Правильный выбор модели коммуникации оказывает влияние на межличностное поведение и действия участников взаимодействия, однако более эффектив­ным для интерактивной групповой коммуникации является ра­зумный выбор формы коллективной деятельности.

Интерактивное упражнение

Упражнение «Вавилонская башня» на повышение групповой сплочен­ности выполняется в подгруппах по 5—7 человек. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100 листов бумаги (можно уже использованной) или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максималь­но высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов. Для выполнения этого упражнения обычно дается до 25—30 мин. Мож­но сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение постро­енной башни) или на максимально возможной высоте постройки и организовать соревнование между подгруппами.

При обсуждении результатов необходимо выяснить: Как распределя­лась работа в подгруппе? Кто генерировал идеи? Какие качества участ­ников помогли выполнить задание?

Правила корпоративного поведения в команде

Деловое взаимодействие людей рассматривается как группов! работа. Необходимо различать термины «командная работа» и «труп» повая работа». Второй термин шире, поскольку любая команд! является группой, но не любая группа становится командой.

Групповая работа — это совместная работа людей в малых груп­пах (от 3 до 7 —9 человек) над определенным заданием, которые самостоятельно выбирают направление своей работы и средства для ее достижения, устанавливают нормы взаимодействия. Груп­повая работа используется как для коллективного решения задач, так и для обучения людей, повышения квалификации специали­стов в колледжах, вузах и т.д. Широкое применение она получила как одна из основных форм работы в различных интерактивных играх (имитационных, деловых, аттестационных, дидактических, ролевых), а также как самостоятельная форма выработки реше­ний (работа временных целевых групп, организационное проек­тирование, специальные семинары, мозговые штурмы).

Преимущество групповой работы достигается за счет синерги- ческого эффекта, который возможен, когда участники взаимо­действия входят в своеобразный психологический резонанс, чув­ствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повы­шается. Понятие «синергия» (от гр. synergeia — сотрудничество, содружество) является ключевым в описании диапазона черт груп­пы. Предполагается, что каждый человек, вступая в группу, при­вносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Об­щее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть си­нергия.

В последнее время в литературе все чаще встречается понятие «команда». Как социальная единица «командная работа» качествен­но отличается от традиционного представления «групповой рабо­ты» и обладает рядом преимуществ. Команда:

- нацелена на совокупный результат деятельности, в то время как рабочая группа в большей мере полагается на индивидуаль­ный вклад своих участников в деятельность;

- дает членам группы определенное психологическое преимуще­ство: безопасность, чувство локтя, гордость за свои достижения, признание;

- в большей мере, чем группа, предрасположена к риску;

- имеет значительные преимущества в профессиональной дея­тельности, в социальном обучении и воспитании своих участников.

В практике решения групповых задач формы делового взаимо­действия реализуются, как правило, в таких его типах, как коо­перация и конкуренция.

Конкуренция (от лат. concurrere [ntia] — сталкиваться) — ло it мимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, иьггеснение или истребление друг друга с целью борьбы за поло­жение в социуме, за симпатии третьей стороны, за объекты, име­ющие ограниченный ресурс, за блага и выгоды. При этом некото­рые члены группы не желают делить между собой объекты общих устремлений. Конкуренция, как правило, реализуется через кон­фликтное взаимодействие.

Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — форма груп­повой интеграции — это действия по объединению и согласова­нию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде. При этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций. Сотрудничество основано на общности целей, стремлении к достижению результата, взаимной выгоде. Кооперация означает координацию, единение, упорядочение еди­ничных сил участников в ходе организации совместной деятель­ности. Выделяются две стороны кооперативного взаимодействия:

- разделение процесса единой деятельности между партне­рами;

- изменение участия каждого в соответствии с его целями и мотивами.

Своеобразным показателем кооперации являются степень вклю­ченности участников в совместную деятельность и их вклад в нее. При кооперативном взаимодействии происходит соединение не­посредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонима­ния.

В основе корпоративного поведения участников взаимодействия лежит организационная культура, базирующаяся на сотрудниче­стве и партнерстве.

Организационная культура — это свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разде­ляются всеми членами группы. Она включает:

- «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и политика;

-устойчивость и стабильность взаимодействия;

- знание особенностей поведения людей и на этой основе со­хранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;

- уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;

- эффективные вербальные и невербальные контакты;

- регуляция социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;

- владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;

- способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;

- владение и гибкое использование различных стилей и стритегий;

- умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;

- адекватная самооценка участников и способность к сопереживанию;

- способность каждого к саморазвитию и самообучению.

Спецификой корпоративного взаимодействия является то, что

каждый его участник сохраняет свою автономность и может обес» печивать саморегуляцию или коррекцию своих коммуникативных действий.

 

Подумай и выполни задание

Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, догово­рим в другой раз» — и с этими словами немедленно удалиться.

Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте оби­ду, потом разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых в профессио­нальной среде полно забот и поручений. Было бы неплохо еще овла­деть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или фразой (типа «Жди меня, и я вернусь...»), но это требует известного артистизма и дается не каждому.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Три Я»

Инструкция. Прочитайте вопросы и оцените по шкале в баллах от О до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас. 0 баллов — категорическое несогласие с высказыванием; 10 баллов — безогово­рочное согласие.

- Мне порой не хватает выдержки.

- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

- Меня провести нелегко.

- Мне бы понравилось быть воспитателем.

- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

- Каждый должен выполнять свой долг.

- Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

- Я, как и многие люди, бываю обидчив.

- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

- Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

- Я — увлекающийся человек.

- Мой основной критерий оценки человека — объективность.

- Мои взгляды непоколебимы.

- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

- Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоя­тельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму балов отдельно — по трем блокам вопросов.

Вопросы №1,4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д).

Вопросы № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — к позиции Взрослого (В).

Вопросы № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — к позиции Родителя (Р).

Анализ результатов.

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем же она сможет рассказать?

Если вы получили формулу ВДР — это значит, что вы обладаете раз­витым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти ка­чества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуве­ренность противопоказаны, например, педагогу, организатору — сло­вом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут воз­никнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь об­ладателю такой формулы.

«Родитель» с детской непосредственностью режет «правду матку», ни на секунду не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

 

Тест К. Томаса «Стратегии взаимодействия»

 

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения амври» канский психолог К.Томас описывает каждый из пяти возможных вари* антов 12 суждениями о поведении индивида в ситуации конфликта мн§«ний. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Инструкция. Вам необходимо сделать самооценку, а для этого выбрать в каждой паре то суждение, которое является наиболее типич­ным для характеристики вашего типичного поведения в повседневных ситуациях конфликта мнений. Вы ставите номер очередного вопроса и букву выбранного вами ответа.

- А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.

- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­держку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

- А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться друго­го результата.

- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

- А. Я твердо стремлюсь достичь своего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.