Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 8 страница




Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

- А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

- А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

- А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

- А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

- А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

- А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

- А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

- А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

- А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

- А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

- А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине меж­ду моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

- А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

- А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

- А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

- А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жвп^ каждого из нас.

- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы; споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможн; настоять на своем.

- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у j

- А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воэнК кающих разногласий.

- А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы Mi совместно с другим заинтересованным человеком могли добитьв! успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, да#Т представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в ситуациях дискуссии и конфликта мнений.

Ключ

№ п/п Соперни­чество (акула) Сотрудни­чество (сова) Компромисс (лиса) Избегание (черепаха) Приспособление (медвежонок)
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А  
    А   Б    
    А Б      
    Б     А  
  Б   А      
    А   Б    
      Б   А  
  А       Б  
    Б А      
        А Б  
  А Б        
      А Б    
    Б     А  
                       

 

Тест «Умеете ли вы влиять на других людей?»

Основа основ делового человека — умение влиять на других людей. Проверьте, имеется ли у вас такая способность? Можете ли вы повести людей за собой? В поисках этого ответа вам поможет данный тест.

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

- Способны ли вы представить себя в роли актера или политическо­го деятеля?

- Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстрава­гантно?

- Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

- Как быстро вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к вам?

- Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

- Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстри­ровать окружающим свои незаурядные возможности?

- Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно выдающегося результата?

- Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизме­нен?

- Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распо­рядком всех дел и даже развлечений?

- Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

- Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач

- Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

- Любите ли вы доказывать, что ваш начальник (или кто-то веоьМ|, авторитетный) в чем-то не прав?

Обработка результатов.

Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись для этого представленной далее таблицей.

 

Ответ Номер вопроса
                         
Да                          
Нет                          

Анализ полученных результатов.

35— 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными пред­посылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели по­ведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Вы считаете, что он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действи­тельности. Вы наделены способностью убеждать людей в своей право­те. Однако вам следует быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко может пре­вратиться в фанатика или тирана.

35 баллов и менее. Увы, хотя зачастую вы бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам, а ход ее дол­жен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и иногда оказываясь неправильно поня­тым.

 

2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негатив­ных характеристик.

Мои позитивные характеристики Трудности и проблемы, требующие самокоррекции и развития
1. 1.    
2. 2.    
3. 3.    

 

Контрольные вопросы и задания

1. Выделите особенности интерактивной стороны общения. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

2. Какие уровни взаимодействия существуют и можно ли говорить о недостатках того или иного уровня?

3. На каком из приведенных в главе уровней взаимодействия предпочитаете общаться вы?

4. Сколько типов взаимовлияний существует?

5. Выделите ключевые слова в определении «межличностные отноше­ния».

6 Перечислите виды ограничений, накладываемых на деловые контакты.

7. Есть ли различия между слухами и сплетнями?

8. В чем специфика позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок?

9. Перечислите существующие стратегии взаимодействия, выделите характеристики для их отличия.

10. Для достижения каких целей в деловом общении нужна фасцинация и в чем ее отличие?

11. Какие характеристики взаимоотношений влияют на развитие до- мерительных отношений?

12. Каковы признаки совместимости и срабатываемости деловых парт­неров?

13. Как проявляется конкуренция?

14. Чем отличается групповая работа от работы «командной»?

15. Дайте характеристику кооперации как конструктивному виду взаи­модействия, каковы правила корпоративного поведения и работы в ко­манде?


 

Отдельный человек далек от совершен­ства при обсуждении дел.

Аристотель

 

 

Глава VI.

РОЛЬ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ В ОБЩЕНИИ

 

Основные цели главы:

- теоретическое рассмотрение референтной группы и ее места в процессе взаимодействия, ролевого поведения личности в об­щении;

- анализ видов социальных взаимодействий и процессов вза­имного влияния людей при взаимодействии;

- развитие практических умений анализа и самодиагностики.

Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия

Совместная деятельность людей, как уже отмечалось, проис­ходит в разнообразных группах, участвуя в которых человек де­монстрирует свою индивидуальность и выражает свою сущность. Социальные группы, где закладываются основы личности чело­века — семья, дружеские компании, учебные группы, спортив­ные команды, объединения по интересам, трудовой коллектив.

Под группой (от ит. gruppo — связка) понимается совокупность людей, которая базируется на общих взаимосвязях: люди имеют совместные цели, подчиняются общим правилам и нормам, осу­ществляют взаимодействие. Под малой группой понимается та, в которой общественные отношения выступают в форме непосред­ственных личных контактов (Г.Андреева).

С точки зрения управления наиболее общими характеристика­ми малой группы можно считать следующие:

направленность (социальная ценность принятых ею целей, мо­тивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);

организованность (ее способность к самоуправлению) и ее ын- тегрированность (мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

микроклимат, или психологический климат (он определяет са­мочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, ком­фортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди дру-

I их людей; быть членом хорошей группы; иметь желание йены. иать и получать в ответ дружеские чувства;: референтность (степень принятия членами группы группами* (талонов, ценностей и поведения) и лидерство (степень ведущей» 1шияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);

интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия установления взаимопонимания);

эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмо­ционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);

волевая коммуникативность (способность группы противосто­ять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных условиях, ее устремленность и настойчивость в конкретных ситуациях).

В главе V мы уже рассматривали такие характеристики группы, как формальность и неформальность, однако в малых группах проявления этих характеристик имеют свою специфику. Она за­ключается в том, что эмоциональные связи между людьми в фор­мально организованных группах ослаблены, зато решения более продуктивны. Неформальные группы развиваются на основе об­щих интересов и взаимной симпатии; решения, принимаемые в таких группах, более продуктивны и долгосрочны, поскольку обус­ловлены более благоприятной обстановкой в процессе принятия решения, взаимопониманием и толерантностью участников, про­должительным характером их сотрудничества.

При анализе малых групп широко используется в настоящее время термин референтная группа. В нее входят обычно люди, ко­торые симпатизируют друг другу и хотят друг с другом сотрудни­чать, а нормы поведения, взгляды и интересы у них совпадают и принимаются всеми. Такие группы являются как бы внутренним форумом личности: с их нормами и ценностями личность сверяет свое поведение, корректирует его. Потенциальный лидер выбира­ется методом социографии, т.е. для каждого члена группы с по­мощью опроса определяются люди симпатичные, антипатичные и безразличные. Таким образом, выявляется лицо, которому отда­но наибольшее количество голосов, а также определяются «из­гои», с которыми никто не хочет взаимодействовать. Их включать в группу нецелесообразно. Референтные группы могут выдавать очень высокий результат совместной деятельности, однако могут быть использованы и в манипулятивных целях.

Референтная группа, как правило, становится самой важной группой принадлежности, с которой человек считается более всего. Она обладает наивысшим рангом, за признание в ней люди борют­ся и следуют необходимым стандартам. Референтные группы у каж­дого человека могут быть не только реальными, но и воображае­мыми. В подростковом и юношеском возрасте референтной груп­пой может стать не реальная первичная группа, к которой дан«ный индивид принадлежит, а герои книг или кинофильмов, вы­дающиеся деятели истории или современности. Также и в зрелом возрасте с реальными референтными группами могут прекрасно сочетаться и воображаемые, что свидетельствует о полноте кон­тактов и связей личности со средой и обществом. Роль такой груп­пы, своеобразного эталона, может выполнять для конкретного человека и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семья, или группа лиц из ближайшего окружения.

Каждая группа, независимо от степени ее формальности, при формировании проходит несколько стадий развития. Рассмотрим их подробнее.

1. я стадия — формирование первичной группы. Это стадия неуверенности (ориентации и зависимости). На этой стадии уста­навливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для суще­ствования группы: лидер, судья, миротворец и некоторые другие. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.

2. я стадия — приобретение навыков. Стадия активизации (конфликта и протеста). На этой стадии происходит определение форм деятельности и окончательное распределение ролей. Она на­чинается примерно с того момента, когда группе поручают дос­таточно сложную работу, требующую общего решения. При этом индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение.

3. я стадия — упрочение. Структурирование группы (разви­тие связей и сотрудничества). Роли определены, выработаны соб­ственные приемы групповой работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулирует­ся жесткими нормами: сотрудничество, активность и ответствен­ность. Основная проблема группы — компромисс между индиви­дуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам — с другой, для каждого члена группы. Мето­ды нормализации отношений — психологические.

4. я стадия — разделение на подгруппы. Целенаправленная деятельность на основе высокой сплоченности группы, выступает как единая система. Самая критическая стадия в развитии группо­вых отношений. Ускоренному прохождению этой стадии обычно способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чув­ства единства, которое подтолкнет людей к необходимости со­трудничать и находить общий язык друг с другом. Иногда на этой стадии происходит разрушение группы или образование несколь­ких меньших групп с различными внутренними нормами.

5. я стадия — внутренняя гармония. Здесь происходит вы­работка общего согласия на достаточно прочной основе общно­сти интересов и жизненных позиций; появляется признание цен- | юсти для группы каждого ее члена как личности, возрастает ста­бильность группы; окончательно складывается дружеская атмо­сфера и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом папе — самоудовлетворенность группы, ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем лежит в об­ласти повышения содержательности работы для группы и взаимо­отношений с другими группами.

6. я стадия — дробление — разрушение группы. Эта стадия наступает в результате неразрешенных проблем. Если группа эф­фективна, то для ее восстановления требуется вмешательство ли­дера с разъяснениями о пользе группы для организации и ее при­знания. В противном случае разрушение становится логическим завершением групповых отношений.

Подумай и выполни задание

Определите, какие черты, на ваш взгляд, относятся или не относятся к психологическому портрету кого-либо из вашей группы. Составьте его комплексный психологический портрет по следующей схеме.

Негативные черты Позитивные черты
Иждивенчество. Самомнение, эгоцентризм. Неумение управлять собой. Аморальное поведение, нарушение этики. Неспособность принимать страте­гически важные решения и нести ответственность. Пассивность. Супергибкость (конформность). Зависимость от мнений окружаю­щих. Лень. Мотивация к избеганию неудач Активность, инициативность. Умение и желание прийти на по­мощь, стремление к коллективизму. Самоконтроль, управление эмоциями. Наличие духовных ценностей и смысла жизни. Склонность к прогнозируемому риску, к экспериментированию. Умение полагаться только на себя. Мобильность. Стремление к сотрудничеству и партнерским отношениям. Трудолюбие. Мотивация на успех

 

Социальная роль как идеальная модель поведения

 

Социальная роль — это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ро­лей участников групповой работы связано в первую очередь б определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция — интегральная, наиболее обобщенная характеристи­ка человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Ста­тус — положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам дея­тельности, которые существуют в той или иной профессии; роле~ вые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оце­ночного отношения участников к тем или иным ситуациям, воз­никающим в групповом взаимодействии (см. табл. ниже).

Классификация позиций в групповой работе

(по А. В. Петрову)

Вид позиции Тип позиции Пример позиции
Функ­цио­нальные Профес­сиональные Инженер, экономист, банкир, препода­ватель, студент и т. д.
Должностные Ректор, проректор, декан, доцент, ассистент и т.д.
Общественные Профсоюзный деятель, депутат и т.д.
Ролевые Коммуни­кативные Автор, понимающий, критик, организатор коммуникации и пр.
Содержа­тельные Эрудит, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик, имитатор и т.д.
Методоло­гические Методолог, критик, проблематизатор, рефлексирующий, методист, программист и т.д.
Организа­ционные Организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор и т.д.
Социально- психологи­ческие Лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый, аутсайдер и т.д.
Лич­ностные Относи­тельно групповой работы Содействующий, помогающий, заинте­ресованный, нейтральный, равнодушный, сочувствующий, сопротивляющийся, противодействующий и т.д.
Относительно новизны Инноватор, инициатор, консерватор и т.д.

Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, поскольку им приходится действовать по правилам, которые в боль­шинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Од­ной из разновидностей правил является норма.

Нормы — это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письмен­ные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обаятельны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для от­дельных людей (например, работа в позднее время). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нор­мы. Ниже приведены примеры позитивных и негативных норм.

 

Примеры позитивных и негативных норм

 

Позитивные нормы Негативные нормы
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению ин­новаций даже тогда, когда все хо­рошо У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам
У нас директор и завучи постоянно заботятся о персонале В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и избегать встрече администраторами

Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руко­водитель — это лицо, на которое официально возложены функ­ции управления коллективом, формальной группой и организа­цией их деятельности. Лидер неформальной группы является ува­жаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддержива­ющей его действия. Это человек, за которым группа людей при­знает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:

- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;

- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;

- воплощает в себе основные ценности группы (собственно говоря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);

- представляет точку зрения группы при взаимодействии с ли­дерами других групп;

-сглаживает противоречия и межличностные конфликты, воз­никающие при взаимодействии в группе.

Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обла­дать харизмой или шармом (от фр. charme — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с раз­ными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это за­висит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик.

Личные качества лидера:

- система ценностей (какими он видит власть и положение);

- лидерские наклонности (склонности к определенным сти­лям);

- спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;

- оценка своей компетентности и компетентности своей ко­манды.

Групповые характеристики:

-потребность в независимости;

- готовность взять на себя ответственность;

- интерес к проблеме;

- понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;

- знания и опыт в решении подобных задач;

- терпимость к неопределенности и потребность в конкрет­ности;

- соответствие ожиданиям.

Ситуативные характеристики:

- тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели);

- природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.);

- временные ограничения.

Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совмест­ные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов груп­пы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вме­шиваясь, когда это необходимо, для достижения целей груп­пы). В то же время для конструктивного осуществления такой мис­сии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интел­лект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степе­ни. Поэтому зачастую на практике социальным лидером стано­вится женщина-руководитель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.