Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 13 страница




- Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивав драку.

- Я не способен(на) на грубые шутки.

- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

- Когда люди строят из себя начальника, я делаю все, чтоб, не зазнались.

- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится

- Довольно многие люди завидуют мне. <

- Я требую, чтобы люди уважали мои права.

- Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, что бы щелкнули по носу.

- От злости я иногда бываю мрачен(на).

- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не р страиваюсь.

- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это вниман

- Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

- Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

- Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

- Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

- Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел(а).

- Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов(а) сказать все, что я о нем думаю.

- Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

- С десяти лет я никогда не лроявлял(а) вспышек гнева.

- Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, которая готова взорваться.

- Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

- Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

fwfti м<» Mi'MH кричат, я начинаю кричать в ответ. ||efH«t'iK щпрчлю! меня. || I. ни реже и не чаще, чем другие.

М мм у и< помнить случай, когда я был(а) настолько зол(зла), что 'II шншишуюсн мне под руку вещь и ломал(а) ее. Инниш " чунслпую, что готов(а) первым(ой) начать драку. Иншди н чумивую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Рянмпп и думал(а), что большинство людей говорит правду, но и и ни не иерю. И liylilliii l, со злости. §j)мн дп и поступаю неправильно, меня мучает совесть. §ф 11 ни дня защиты своих прав мне надо применять физическую щ применяю ее.

И Ищид.1 я ныражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. Й4 и гм.тню грубоват(а) по отношению к людям, которые мне не ч

ив V меня мет врагов, которые хотели бы мне навредить. Ш> VI не умею поставить человека на место, даже если он этого за-

fit Я чаею думаю, что жил(а) неправильно. йм я шню людей, которые способны довести меня до драки. М и но раздражаюсь из-за мелочей, /и Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или н*-»*1||Г>и)ь меня.

п Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить у|)имы и исполнение.

/'.' В последнее время я стал(а) занудой. гл П споре я часто повышаю голос.

/4. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. /V Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций опре­деляются суммированием полученных ответов:

- Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» — N" 9, 17, 41.

- Косвенная агрессия: «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» — № 10, 49.

- Раздражение: «да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» — № 11, 35, 69.

- Негативизм: «да» — № 4, 12, 20, 23, 36.

- Обида: «да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» — № 44;

- Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» — № 65, 70.

- Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» — № 39, 74, 75.

- Угрызения совести, чувство вины: «да» — № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Комментарий.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и ная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивны* а обида и подозрительность — индекс враждебности; вражде' общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к он щим; агрессия — активные внешние реакции агрессии по отно" конкретным лицам.

Данный тест выделяет следующие формы агрессивных и нр ных реакций.

Физическая агрессия (нападение) — использование фияи силы против другого лица.

Косвенная агрессия — агрессия окольными путями направо другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, ш ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Раздражение — готовность к проявлению при малейшем воэб' нии вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционные реакции, направленные против ритета и руководства (от пассивного сопротивления до активной бы против установившихся законов и правил).

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные ством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые от дания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношений людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены прич нить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как чер форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных отве~ (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

Угрызения совести, чувство вины — выражают сдерживающее влия» ние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно за* прещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные по«ступки.

 

2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негатив­ных характеристик.

Мои позитивные характеристики   Трудности и проблемы, требующие
  самокоррекции и развития
1. 1.  
2. 2.  
3. 3.  

 

Контрольные вопросы и задания

- Каково содержание понятия «конфликт»?

- Охарактеризуйте основные виды или типы конфликтов.

I H ч«м |>ii шичие конструктивных и деструктивных конфликтов? 4 Чmi нключают в себя структурные способы разрешения конфлик- м* не 11 р;гтегии взаимодействия используются при разрешении кон- Шот'

I И чем особенность межличностных способов разрешения конфлик-

- >

h Какие стратегии поведения целесообразно использовать в конф- (*»нн.1ч ситуациях?

- II каких ситуациях может оказаться эффективным избегание как стиль рм«и|ишании в конфликтных ситуациях (или приспособление — уступ- Mi'

Я Mi о такое «алгоритм анализа конфликтной ситуации», какие этапы ни ммпочает?

') Проанализируйте, почему конфликты сопровождаются сильными «ишпональными реакциями и напряженностью?

HI Какие правила поведения в конфликтной ситуации следует ис­тин, мтать при разрешении конфликта?

- Каковы типы поведения людей в конфликтной ситуации?

IКаковы стадии развития конфликта?

I! Что вы думаете о компромиссе как о методе разрешения конфлик- ш' Маювите ситуации эффективного применения стратегии «компро­мисс.».

- В чем сложность стиля «сотрудничество» для анализа и разрешения ► ипфликтной ситуации?

- Считаете ли вы, что конструктивному общению необходимо учить, начиная со школьного возраста? Если да, то почему? Что вы об этом думаете?


 

Благородный человек предъявляет бования к себе, низкий человек — другим.

Конфуций

 

Глава VIII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Основные цели главы:

- сформировать представления читателя о понятиях: «этика* «этикет», «репутация» и «культура общения», познакомить с ос* новными нормами и правилами этикета;

- раскрыть содержание психологической и коммуникативной' компетентности;

- описать ведущие интерактивные технологии для обучения об­щению;

- развить практические умения и навыки читателя, его способ­ности к самоанализу.

Этика, этикет, репутация и культура общения

Каждое общество вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им этических нормах поведения и взаимодействия, но и воспиты­ваются у людей с большей или меньшей степенью сознательности, формируя определенный уровень культуры и этики деловых отно­шений. Этические нормы всегда выступали основным регулятором человеческих отношений. Они являются социальными, поскольку не имеют юридической силы, но включают, как правило, понима­ние людьми таких категорий, как добро и зло, нравственность и безнравственность, справедливость и несправедливость, порядоч­ность и вероломство, дозволенность поступков и их недопустимость.

Семья и школа с детства воспитывают детей на уважении к этическим нормам, поэтому люди сознательно или бессознатель­но при выборе тех или иных поступков, при принятии решений и в действиях опираются на эти представления. Вместе с тем каж­дый человек вкладывает в моральные нормы свое понимание, вйдение и от того, насколько оно совпадает с общепринятым тол­кованием, зависит эффективность взаимодействия, его комфорт­ность или конфликтность.

1 Кипение, как уже отмечалось, является необходимой частью Ч» in ни ческой жизни не только в межличностном, но и в дело- цнч плане. Взаимоотношения людей при взаимодействии регу­лируются непосредственно не только социальными нормами, но и правовыми. Нормы морали и права включаются в культуру об- нмчши и в деловой этикет, сближая выработанные в обществе фгыжания, предъявляемые к общению, с самим его осуществ- 'П нисм в реальной деятельности, нормируя и корректируя сте- iii'Mi. дозволенности, вырабатывая принципы не только личной, ми м корпоративной культуры. Ориентируясь на нормы, человек < ни I носит формы своего поведения с эталонами, отбирает нуж­ные из них и таким образом регулирует свои отношения с други­ми людьми.

Несколько лет назад автору книги пришлось проводить дело- ную игру «Доклад и дискуссия» с лучшими (по итогам отбора) старшеклассниками Гатчинского района Ленинградской области. По ходу игры между двумя группами возник конфликт мнений, причиной которого стало неодинаковое толкование такого поня- тя, как «порядочность». Молодые люди считали, что это импо- (антность, достойный внешний вид, приличная одежда, а девоч­ки настаивали на том, что это прежде всего нравственность, этич­ное поведение. Выяснилось, что старшеклассники впервые обсуж­дали такого рода проблему и поэтому вкладывали в нее свое соб­ственное видение. После публичных комментариев конфликт был снят. Конечно же, формировать нравственные ценности необхо­димо в раннем и подростковом возрасте, а вот учить конструк­тивному взаимодействию, опираясь на нравственные ценности, следует именно тогда, когда молодые люди интенсивно общают­ся со сверстниками напрямую и по Интернету и начинают заду­мываться о своем будущем. Понимание этого обстоятельства по­будило автора настоящего пособия написать учебное пособие по общению для учащихся лицеев.

В современном мире коммуникативная компетентность стано­вится основным источником карьерного роста для большинства профессий в системе человеческих отношений. Конкурентоспо­собными специалистами становятся лишь те, кто помимо про­фессиональной компетентности имеют социальный (эмоциональ­ный) интеллект и коммуникативную грамотность, которая вклю­чает в том числе и владение деловым этикетом. Как заметил Вове- нарг, в жизненных правилах человека сказывается вся его суть. Знание правил этикета и действия, в основе которых лежат нрав­ственные ценности, позволяют человеку сформировать позитив­ный имидж и иметь безупречную репутацию, что во всем циви­лизованном мире ценится наивысшим образом в любой профес­сиональной деятельности, и особенно в политике, в диплома­тии, в бизнесе и предпринимательстве.

Говоря об основных правилах этикета, необходимо понимать значение таких терминов, как «этика», «мораль», «этикет», «репу» тация» и «культура общения». Этика (от лат. ethica, от гр. ethos — обычай, характер) — это учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни, а также система норм нравственного поведения человека или группы. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки по отношению друг к другу. Широко известен постулат нравственно­сти, который звучит так: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Мораль (от фр. morale, от лат. moralis — нравственный) — это система этических норм, ценностей, которые признаны и приня­ты людьми. В самых различных сферах человеческого взаимодей­ствия именно мораль является наиважнейшим способом регули­рования человеческого поведения и отношений. Этика как наука о морали как раз и изучает такие дисциплины, как этикет, куль­тура общения, организационное поведение.

Этикет (от фр. etiquette — установленный порядок поведе­ния) — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых и дипломатических приемах, на работе (деловой этикет). В книге Г. М. Шеламовой «Деловая культура и психология общения» от­мечается, что еще в начале XVIII в. Петр I издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в наруше­ние этикету». В России с тех пор стал широко внедряться запад­ный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил и норм боярами и дворянским сословием (особенно в столичных горо­дах) постоянно и настойчиво, порой даже жестоко следил сам царь Петр I. Тех, кто нарушал новые требования и правила, стро­го наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екате­рины II в указы царя были внесены изменения, т.е. отбирались те правила этикета, которые в той или иной степени отвечали тре­бованиям и особенностям традиций и национальной кулыуры Рос­сии.

В результате анализа российских традиций были выработаны взаимоприемлемые, признаваемые в главных чертах правила и нормы этикета, которые предписывалось соблюдать во всех обще­ственных местах — от дома до дипломатического приема. Однако и сегодня многие правила этикета недостаточно осваиваются людь­ми и специалистами даже на очень высоком уровне взаимодей­ствия. Так, В. П. Шейнов в книге «Психология и этика делового контакта» описывает ситуацию, которую «смаковали» многие те­к-компании на Западе. В аэропорту им. Кеннеди встречали при- омншего М. С. Горбачева. Шел дождь. Президент Р. Рейган держал юн г над своей супругой, а над супругой М. С. Горбачева — охран­ник. Комментаторы сходились во мнении, что у нас не все в по­рядке с этикой и с уважением к первой леди страны.

К сожалению, не только в профессиональном, но и в межлич­ностном взаимодействии мы достаточно часто сталкиваемся с гру­бостью и хамством, неуважением к личности другого. Причина, по-видимому, в том, что мы, во-первых, недооцениваем значе­ние культуры поведения и общения, манер человека, а, во-вто­рых, этикету, так же как и общению, молодых, да и взрослых нюдей практически не обучают. Почему российские офицеры все­гда считались эталоном поведения в обществе, культуры общения и владения нормами этикета? Потому что их обучали этому еще в ранней юности. Например, известно, что в Морском кадетском корпусе, готовившем офицеров российского флота, на некото­рые трапезы каждый курсант должен был являться с двумя книга­ми, которые во время принятия пищи следовало держать под мыш­ками. Так вырабатывалась привычка, сидя за столом, не расстав­лять локти. Известно также, что морские офицеры всегда отлича­лись особой выправкой. Она была результатом упорных трениро­вок. В частности, привычка держать спину прямо, не сутулиться, вырабатывалась с помощью креста на спине, который привязы­вали к плечам. Б.Рассел заметил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом».

 

Подумай и выполни задание

 

В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены оп­ределенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

«Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину»;

«Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится»;

«А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

«Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

 

Манеры, которые формируются в ходе изучения этикета, — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон голоса, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, взгляд, поза, характерные для человека. К хорошим манерам обыч­но относят скромное поведение, сдержанность в проявлении эмо­ций (своеобразная эмоциональная культура), тактичное и дели­катное отношение к другим людям. К дурным, плохим манерам относят обычно эмоциональную распущенность, хамское поведе­ние, использование нецензурных слов в общественном месте, бестактность и неэстетичный, неряшливый внешний вид.

Манеры относятся к культуре поведения человека и рсгули ются этикетом. Люди с плохими манерами становятся иници рами конфликтных ситуаций, причиной переживаний чуне тельных и воспитанных людей. Когда поступки человека в лк ситуациях, в отношениях с разными людьми по возрасту и статусу, в формальной или неформальной обстановке опира на нравственные ценности и принципы, тогда можно говорить культуре поведения личности.

Значимость культуры поведения человека особенно высока профессиональном общении. Сократ, ученый и философ, за чал, что кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и ча ные, и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь, и там дели ошибки. Еще в 1936 г. Дейл Карнеги, специалист по человечески*! отношениям, заметил, что успех делового человека и его финан^ совое благополучие лишь на 15 % зависят от уровня его профессии» нальной квалификации и на 85 % — от его умения общаться в людьми. В то же время известно, что почти 70 % выгодных ДЛЦ| деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российский бизнесмены пока еще недостаточно хорошо знают правила дело­вого общения и не владеют культурой поведения. В отличие от наших отечественных предпринимателей японцы тратят на обуче- ние хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, куль­туры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо зна­ют, что успех любой фирмы во многом зависит от умения ее со­трудников дружно взаимодействовать для достижения общей цели. Видимо, понимание значимости этикета и культуры общения в условиях жесткой конкуренции привели к тому, что книги Д. Кар­неги в первые годы перестройки, как и книги А. Пиза по невер­бальным средствам коммуникации, стали бестселлерами и пере­издавались в разных городах России десятки раз. Они востребова­ны и сегодня.

Для повседневного общения, особенно при установлении кон­такта, существуют правила хорошего тона, соблюдать которые це­лесообразно каждому, потому что они относятся к формальному (т. е. обязательному) этикету. Среди них выделим наиболее рас­пространенные и существенные в начале взаи­модействия.

- При первом знакомстве в начале встречи необходимо устано­вить контакт глаз и улыбнуться.

- Если это деловой этикет, то первым для приветствия руку подает руководитель или тот, кто старше по возрасту; если просто межличностный, неформальный контакт, то первой руку подает всегда женщина — мужчине, а он при этом обязательно встает.

- При обращении к незнакомому или малознакомому челове­ку, а также на любом официальном мероприятии следует гово­рить «вы». Эта форма демонстрирует уважение к партнеру. Перей- ш >и «ты» может предложить либо человек старше по возрасту, >»ж>о занимающий более высокое положение.

- Если нужно к кому-то обратиться с просьбой, то не реко­мендуется делать это по тендерному (половому) признаку («муж­чина», «женщина»). Лучше обратиться к незнакомому человеку Гк-«лично: «Простите, не могли бы вы...», «Извините, позвольте изойти» или «Скажите, пожалуйста...». К молодым людям можно обратиться словами: «девушка», «молодой человек». К знакомым (л сдует обращаться по имени или добавляя отчество — это зави­сит от ситуации (например, в деловых играх не принято исполь- и жать в обращении друг к другу отчество) и от возраста общаю­щихся.

- Приветствие и прощание рекомендуется сопровождать жес­тами: поднятой рукой, кивком головы, поклоном. Вместе с тем следует помнить, что рукопожатие не должно быть излишне силь­ным, чтобы партнер не испытывал физического дискомфорта, в го же время оно должно чувствоваться, а не быть аморфным. Если и комнате находится несколько человек, то подать руку нужно или всем, или никому.

- Приходя с улицы в любое помещение, мужчины должны обязательно снять головной убор. Женщинам не следует раскла­дывать сумки на чужом рабочем столе.

- Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то следует, сначала обратившись, вежливо поздороваться, а уж затем попро­сить об услуге.

Такого рода правила очень многочисленны, они касаются всех сторон жизни людей и их можно найти практически в любой кни­ге по этикету, например в такой, как: «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях» (1995).

Однако для делового взаимодействия и для преуспевания толь­ко знать и демонстрировать нормы делового этикета недостаточ­но. Помимо них этика деловых отношений требует также соблю­дения речевых норм — как в межличностном общении, так и во время деловых встреч, телефонных бесед, совещаний, перегово­ров, собраний и презентаций. Культура поведения в деловом об­щении немыслима без соблюдения правил вербального (словес­ного) этикета, связанного с формами и манерами речи, словар­ным запасом и с невербальными сигналами, демонстрирующи­ми вежливость, заинтересованность, доброжелательность и кон­груэнтность.

Существуют исторически отработанные стереотипы речевой культуры для взаимодействия. Это слова: «Уважаемые коллеги», «Дамы и господа», «Удачи вам!», «Желаем успеха», «Как ваши дела?», «Благодарю, все нормально» и т.д. Все эти правила и нор­мы должны учитывать существующие традиции, образ жизни лю­дей и стиль, принятый в организации, национальные обычаи

традиции.

*

Подумай и выполни задание

 

Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом?

Однажды явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При вход! поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.

- Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно сказал раздосадованный Пушкин.

- Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.

Пушкин молчал. Особа, повторяя несколько раз фразу и перемещай слоги, дошла, наконец, до такого результата: «Детина полоумный не диване», и, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пуш­кина.

В процессе взаимодействия с другими людьми складывается репу­тация, резюме каждого из участников общения.

Репутация (от фр. reputation, от лат. reputatio — обдумывание, размышление) — создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. Реноме (от фр. гепоттее) — репутация, установившееся мнение о ком- либо или о чем-либо.

Пути формирования репутации бывают разные. Позитивный путь предполагает высокую личностную конкурентоспособность, ха­ризматический потенциал, целенаправленное совершенствование своего достоинства, нравственное практическое поведение и об­раз жизни, в основе которого лежат моральные ценности, что, как правило, порождает общественное признание. Негативный путь — это подхалимаж и угодничество с целью получения под­держки людей, приближенных к власти (начальников и их за­мов), или искусство манипулирования, позволяющее создать в глазах общественности необходимые иллюзии и, как говорят в народе, «пустить пыль в глаза» и эксплуатировать человеческие психологические особенности и слабости (такие, как алчность, сладострастие, зависть, слабая воля и др.), а также владение раз­нообразными «грязными технологиями», например такими, как психологический террор, шантаж, интриганство и вранье. Пере­численные приемы, а также система ценностей, ничего не при­нимающая во внимание, сопровождающаяся в современной прак­тике общения, особенно делового, холодным расчетом, выходят за пределы сложившихся в нашем обществе нравственно-этиче­ских норм, а порой и действующего законодательства.

И го же время есть и другие примеры. Известно, что продукция фирм, имеющих высокую репутацию, стоит во всем мире дороже именно по причине положительного реноме. С чем это связано? Прежде всего, с гарантией надежности продукции. Она, следова­нии.! ю, не только удовлетворяет те или иные потребности людей, мн н соответствует требованиям качества, сервиса и другим ха­рактеристикам. Это требует гораздо больше финансовых вложе­ний, другого уровня компетентности и ответственности. Чтобы I охранять имидж организации, ее продукции или услуг, необхо­димо вкладывать дополнительные средства: в новые технологии, и развитие и обучение персонала, в маркетинговые исследова­ния, в рекламу и бренд, в бизнес-коммуникации и имидж, т.е. во т е то, что влияет на репутацию и позволяет управлять ею. Следовательно, репутация — это дорогое удовольствие, но зато чело- иек, пользующийся услугами такой фирмы, уверен, что ею будут соблюдены все условия, гарантированные организацией. Соблю­дение этих условий и является нравственной ценностью, той мо­ралью, которой привержена та или иная корпоративная культу­ра, а ее истоки закладываются у людей, будущих деловых партне­ров, в детстве и юношестве.

Несмотря на приведенные примеры, в последние годы осно- ной деловых, а порой и личных человеческих отношений, к сожа- иению, все больше становятся не взаимопомощь и деловое парт­нерство, не сотрудничество и честное соперничество, а деньги, класть и связи и, как следствие, рождение и развитие эгоизма в межличностных отношениях и в карьере. Порой создается впечат­ление, что общество «расставленных локтей» и «белых воротнич­ков» не задается больше вопросом о пользе нравственности и морали, психологически корректных деловых и межличностных отношениях.

Такая ситуация требует уже активного вмешательства со сто­роны общества, государства, всех его социальных институтов, в том числе образовательных учреждений: школ, лицеев, вузов. Молодые люди должны научиться гармонизировать свои отноше­ния с окружающим миром и начинать надо с обучения межлич­ностным отношениям, в основе которых лежат моральные нормы и ценности. Освоение специальных правил и коммуникативных норм, техник и технологий эффективного взаимодействия, кон­структивного стиля партнерских отношений, разумного приня­тия нравственных решений, взаимопонимания — вот неполный перечень основных элементов коммуникативной компетентности, базирующейся на высоких нравственных принципах и нормах.

Научить перечисленным умениям и навыкам можно только в условиях организации практической деятельности, а в учебном заведении — в условиях игры, с помощью моделирования жиз­ненных ситуаций и проигрывания их на занятиях в режиме специ- ла фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» в«пщ памяти.

После игры можно обменяться впечатлениями.

 

Интерактивные имитационные технологии

 

Для обучения общению подростков и молодежи могут быть широко использованы интерактивные имитационные игры (мо­делируемая фантазией авторов игры среда обитания), в которых я результате игрового взаимодействия принимаются разнообразные решения. Специфика такого рода игр состоит в том, что они пост­роены на общении играющих, на индивидуальном и коллектип- ном принятии решений в условиях неопределенности, экстремаль­ности и отсутствия полной информации. На этих играх происхо­дит обучение взаимодействию, умению вести переговоры, выра­жать и обосновывать свои мысли, слушать собеседника, осуще­ствлять сотрудничество на основе эффективного и конструктив­ного общения. Обучение общению происходит именно за счет мно­гократного повторения технологий, где моделируются процесс обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Особенности имитационных игр.

1. В имитационных играх обычно нет модели социально-эко­номической среды, не описан труд конкретных работников, не даются подробные инструкции для поведения и принятия реше­ний.

2. В имитационных играх имитируются лишь некоторые хозяй­ственные, правовые, экономические, экологические, социально- психологические принципы (технологии), определяющие пове­дение людей и их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях.

3. Имитационные игры предполагают лишь описание среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном «понаслышке», что делает анализ информации более сложным.

4.Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана.

5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, на основе предварительной выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компе­тентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.