Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




Курс «Социология религии» – это, прежде всего, светский взгляд на проблемы религии. Курс ориентирован на накопление у студентов определенного багажа знаний, а также на формирование умений разбираться в сложной религиоведческой проблематике, на основе имеющейся информации грамотно разбираться в событиях религиозной жизни общества. Поэтому в списке литературы представлены не только узко специализированные тексты по социологии религии, но и по истории, психологии, философии религии и теологии. Литература, приведенная в данной программе, не только отличается разнообразием подходов, но и по-разному оценивает феномен религии. В частности здесь присутствует и атеистическая литература по религиозным проблемам, и церковная литература, ориентированная на погружение в основы вероучений. Наиболее глубокое представление об основах религий дают непосредственно священные тексты, снабженные академическими комментариями.

В процессе подготовки к семинарам студентам и студенткам следует ориентироваться не только на готовый план семинарского занятия, но и на представленную программу курса в целом. Помимо предлагаемой литературы необходимо изучать монографии, читать учебники, учебные пособия, работать со словарями, текущие периодические издания, публикующие материалы по религиоведению: «Свободная мысль», «Общественные науки и современность», «Социс» и другие. В качестве иллюстраций к вопросам темы рекомендуется обращаться к текущим событиям, представленным в прессе, программах телевидения, радиовещания, в Интернете.

Успешная работа на семинаре предполагает выполнения заданий для самоконтроля, усвоение которых проверяется на занятии.

При подготовке каждой конкретной темы используется литература, имеющаяся в фондах университетской (ТвГУ) и областной (им. М.Горького) библиотек, в кабинетах факультета (СГН, ФУиС и др.). В процессе изучения тем курса необходимо делать опорные конспекты (возможны иные формы фиксации темы: подробный план, конспект статьи или первоисточника, составление библиографии).

В ходе изучения дисциплины студент готовит аннотации на раздел монографии или статью из научных журналов, две по каждой теме рабочей учебной программы, ориентируясь на список дополнительной литературы или литературу, указанную в списке для подготовки к семинарским занятиям, но не рассмотренной на семинаре. Аннотация, как правило, представляет собой краткое изложение содержания конкретной статьи (избранной самостоятельно) с обязательной критической ее оценкой, с наличием собственных выводов по осмысливаемой проблеме. Ее объем составляет примерно 2,5- 3 страницы рукописного текста (формат листа А-4).

Если тема предлагается для самостоятельного изучения или излагается только в лекции, то при подготовке к промежуточному контролю в середине семестра и к зачету необходимо внимательно ознакомиться с содержательной частью программы по проблеме.

Изучение курса заканчивается зачетом, который проводится в устной форме. При этом учитывается работа студентов на лекциях и особенно на семинарских занятиях в течение всего семестра, а также качество представленных аннотаций.

Освоение терминологии

Одной из форм самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов по усвоению материала курса является обязательная работа со словарем для четкого уяснения основных понятий. Студентам следует изучить терминологические статьи, написанные на русском языке, не забывая об их эквивалентах на иностранных языках. Результативность этой работы проверяется на первых занятиях.

 

Глоссарий:

Источник: Религиоведение. учебный словарь-минимум по религиоведению /под ред. И.Н.Яблокова м., 1998.

 

5 столпов веры (шахада, салат, саум, закят, хадж), Абсолют, аватара, автокефальные православные церкви, Авеста, агиография, ад и рай, адвентисты, Адам и Ева, адорация, айят, Аллах, амидаизм, анафема, амулет, анабабтисты, анафема, ангелы, англиканство, антихрист, аниматизм, анимизм, апокалипсис, апокриф, апостолы, арианство, архат, атеизм, ахимса, баптизм, бенедиктинцы, благодать, библия, блаженный, бог, боговоплощение, Богородица, богочеловек, бодхисатва, Будда, брахман, буддизм, ваджраяна, Ватикан, веды, веры, вероисповедание, веротерпимость, ветхий завет, вселенские соборы, воскресение, вознесение, воцерковление, вочеловечевание, вульгата, генотизм, гностицизм, грех, гуру, далай-лама, даосизм, деизм, деификация, демиург, деноминация, джайнизм, джихад, дзэн, догмат, доминиканцы, духовенство, дух, духоборы, дхарма, дьявол, евангелие, евхаристия, жертвоприношение, жрец, закят, заповедь, зороастризм, идолопоклонство, иезуиты, иерофания, Иисус Христос, икона, иконоборчество, имам, индуизм, инициации, ипостась, инквизиция, искупление, исповедь, ислам, иудаизм, карма, йога, кааба, каббала, кальвинизм, капуцины, кардинал, кармелиты, катарсис, катехизис, католицизм, квакеры, кенозис, клерикализм, контрреформация, конфессия, конфирмация, конфуцианство, Коран, креационизм, крест, крещение, Кришна, культ, культ предков, лавра, ламаизм, Лао-Цзы, литургия, Лютер, лютеранство, магия, мазхаб, мариология, масонство, «Махабхарата», махаяна, махди, меннониты, месса, мессианизм, метемпсихоз, методизм, мирадж, мистика, митраизм, митрополит, мифологическое мышление, молокане, монотеизм, монофизитство, мормоны, мулла, муфтий, Мухаммед, мюридизм, Нагарджуна, намаз, некролатия, несторианство, нирвана, нуминозное, оглашенный, оккультизм, Опус Деи, откровение, отцы церкви, пантеизм, Папа Римский, папство, парсизм, партиципация, патриарх, патристика, политеизм, пост, православие, предопределение, пресвитериане, притча, провиденциализм, проповедь, пророк, протестанизм, псалтирь, пуритане, пятидесятники, раввин, реинкарнация, религия, реформация, сангха, русская православная церковь, сакрализация, сансара, сахаба, сверъестественное, свидетели Иеговы, свобода мысли, вероисповедания, свободомыслие, секта, сунна, Сиддхартха Гаутама, сикхизм, символ веры, синергизм, синагога, синтоизм, собор, сотериология, спиритизм, старообрядчество, старчество, столпник, субординационизм, сукот, сунниты, суфизм, схизма, схоластика, суры, табу, таинства, талмуд, тантризм, теизм, теодицея, теократия, теология, теургия, тотемизм, тримурти, Трипитака, троица, униатство, упанишады, фетишизм, францисканцы, хадж, хадис, ханука, хариджиты, харизма, хилиазм, хинаяна, христианство, Четыре Благородные истины, целибат, Цвингли, чистилище, шавуот, шаман, шариат, шииты, эзотерические культы, экуменизм, энциклика, эсхатология, юродивый, язычество, Яхве.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается специфика социологии религии как науки?

2. Сравните теологический, социологический, философский, психологический, исторический подходы к изучению религии.

3. В чем заключаются преимущества и недостатки социологического подхода к исследованию религии.

4. В чем различия светской и религиозно и веры?

5. Дайте определение религии и религиозности.

6. Охарактеризуйте компоненты религии.

7. В чем заключается социальное назначение религии?

8. В чем различие исходных принципов науки и религии?

9. Каковы причины нередких столкновений церкви и ученых?

10. В чем выражается компромисс между церковью и наукой?

11. Чем мистика отличается от религии?

12. Почему оккультизм именуют псевдонаукой?

13. чем объяснить популярность мистики сегодня?

14. В чем сходство политики и религии?

15. По каким направлениям политики используют религию и наоборот?

16. Что такое секуляризация?

17. С чем был связан процесс секуляризации в России?

18. С чем связано возрождение интереса к религии в современной России?

19. Что такое свободомыслие?

20. В чем специфика пантеизма, деизма, атеизма как форм свободомыслия?

21. Опишите психологические особенности религиозной веры?

22. Каково воздействие религиозной веры и культа на чувственный мир личности?

23. В чем заключается субъективный опыт (не)верующего?

24. Охарактеризуйте ранние формы религии?

25. В чем специфика мировых религий?

26. Чем взаимодополняют друг друга религиозная и светская культуры?

27. В чем состоит родство религии и искусства?

28. Что такое свобода убеждений? Что такое толерантность?

29. Обеспечена ли свобода совести в современной России?

Задания:

1. Прочитайте 20 страниц из священных текстов буддизма и ответьте на вопросы: Какова структура Типитаки? Укажите различия в содержании и проблематике трех основных корзин Палийского канона.

2. Прочитайте (на Ваш выбор) одну из книг Библии и ответьте на вопросы: расскажите о составе библии, какую роль играет избранная Вами книга в структуре Библии?

3. Прочитайте 20 страниц из Корана и ответьте на вопросы: как возникла священная книга мусульман? Раскройте структуру Корана? Каковы источники Корана?

 

Типовые тесты:

1. Кто из социологов является автором труда «Социология религии (типы религиозных сообществ)»:

а) Э.Дюркгейм б) М.Вебер в) К.Маркс г) Г.Спенсер.

2. Кто из ученых рассматривал интеграционную функцию религии как основополагающую:

а) Э.Дюркгейм б) М.Вебер в) И.Кант г) Л.Фейербах.

3. Кто из ученых назвал религию «опиумом народа»?

а) Э.Дюркгейм б) З.Фрейд в) К.Маркс г) Л.Фейербах.

4. К ранним формам религии относится:

а) иудаизм б) тотемизм в) индуизм г) христианство.

5. Автор книги «Священная завеса»:

а) Э.Дюркгейм б) П.Бергер в) Т.Лукман г) Л.Фейербах.

6. Кто из ученых рассматривал религию как символическую систему:

а) Э.Дюркгейм б) П.Бергер в) Р.Белла г) З.Фрейд.

7. К национальным религиям относится:

а) иудаизм б) христианство в) ислам г) фетишизм.

8. Кто из классиков социологии религии разрабатывал проблематику «церковь-секта»:

а) Э.Дюркгейм б) Э.Трёльч в) П.Бергер г) Р.Белла.

9. Процесс освобождения различных сфер общества от влияния религии:

а) реформация б) секуляризация в) раскол г) атеизм.

10. Теологическое учение об искуплении и спасении человека:

а) провиденциализм б) эсхатология в) сотериология г) спиритизм.

11. Направление в буддизме:

а) суннизм б) махаяна в) суфизм г) униатство.

12. Наделение объекта божественной природой:

а) мистификация б) деификация в) иерофания г) креационизм.

 

Требования к рейтинг-контролю:

Рейтинговый контроль знаний студентов осуществляется в соотвествии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утвержденном советом университета 30 апреля 2003 года. Качество усвоения студентом учебной дисциплины «Социология религии» оценивается по 100-бальной шкале. Из них 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студента в течении семестра, 40 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка на экзамене. Рейтинговые баллы, выделенные для оценки текущей работы студента (60 баллов) распределяются между модулями (2 модуля в семестр).

Содержание модуле и распределение рейтинговых баллов по модулям

модули Содержание модуля Текущая работа студента Рубежный контроль Всего на модуль
Модуль 1 Темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7      
Модуль 2 Темы 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.      
Итого:        

Оценка текущей работы студента на семинаре:

выполнение домашнего задания – 0-3,5 (прочтение главы из учебника – 0,5; прочтение 1 статьи – 2; прочтении двух статей – 3; выступление по домашнему заданию – 0,5; ответы на вопросы, поставленные на семинаре – 0,5; участие в дискуссии – 0,5; выполнение задания на семинаре – 1; индивидуальное творческое задание – 0-4).

Выполнение домашнего задания – 1-3 (работа со справочниками и энциклопедиями – 1, прочтение главы учебника – 1; изучение статьи – 2; исследование фрагмента монографии – 3); подготовка конспекта – 4-5; выступление по домашнему заданию – 3-4; ответы на вопросы, поставленные на семинаре, дополнения – 1; участие в дискуссии – 1; представление результатов индивидуального или коллективного творчества – 2-3.

Усвоение перечня основных понятий и терминов – 3.

Написание одной аннотации – 3.

 

Вопросы для подготовки студентов к рубежному контролю и курсовому экзамену




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.