Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал, переживал и о чем думал




Таблица 8 – Классификация памяти

В зависимости от длительности сохранения информации
кратковременная запоминание однократно предъявляемой информации на короткое время (до 20 сек) и ограниченное по объему (7 ± 2 объекта);
долговременная длительное сохранение информации как с сознательным доступом, когда человек может по своей воле вспомнить нужную информацию, так и закрытой, когда человек в естественных условиях не имеет к ней доступа
оперативная проявляется в ходе выполнения определенной деятельности на основе информации из кратковременной и долговременной памяти
В зависимости от того, как (случайно или преднамеренно) человек запоминает информацию
произвольную информация запоминается сама собой без специального заучивания
непроизвольную информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов
В зависимости от того, что запоминает человек (явление, предмет, мысли, движения, чувства)
двигательная (моторная) позволяет запоминать умения, навыки, различные действия и движения
эмоциональная сохраняет в сознании переживания и чувства, что является условием развития способности к сочувствию
словесно-логическая (смысловая) выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений
образная зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую) – память на представления
когнитивная процесс сохранения знаний, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека
личностная сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т.д.

Таблица 9 – Качества памяти

объем количество объектов, припоминаемых сразу после их однократного повторения
быстрота запоминания количество затрачиваемого времени на запоминание и припоминание информации
точность воспроизведения степень сходства того, что припоминалось, с тем, что воспринималось
длительность сохранения количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось.

Примечание: Индивидуальные различия в памяти людей связаны с различной скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности, а также обучением и воспитанием. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.д. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.д. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Таблица 10 – Основные процессы памяти

запоминание психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импритинг. Различают логическое (смысловое) запоминание, основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях. Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана и т.п.
сохранение активная переработка, систематизация, обобщение информации. Сохранение отдельных элементов информации во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
воспроизведение актуализация и восстановление прежде воспринятого как преднамеренно, так и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание возникает при повторной встрече с объектом или при повторном восприятии; воспоминание осуществляется в отсутствии объекта; припоминание – активное воспроизведение, зависящее от ясности поставленных задач; реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым
забывание процесс, противоположный сохранению. Информация забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом неактуальный для человека материал забывается первым.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.