Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор и установка монитора и правила работы с ним




Хотя в деле сохранения здоровья мелочей не бывает, монитор, пожалуй, более всего воздействует на него. Экономия на мониторе недопустима. Зрение испортить легко, но крайне сложно восстановить.

С выбором сейчас стало гораздо легче, чем пару-тройку лет назад. Большая часть мониторов плоские и поддерживают высокие частоты регенерации. Кроме того, мониторы, соответствующие ТСО99, имеют электропроводящее покрытие на экране и металл. кожух с дырочками под декоративным пластмассовым корпусом, что при прав. заземлении устраняет статику и сильно снижает паразитные излучения, а также препятствует налипанию пыли. При отсутствии такого кожуха излучение от тыльной стороны монитора превышает излучение от экрана, т.е. на мониторы соседей по помещению тоже надо обратить внимание.

Должен сразу сказать, что соответствие монитора последним стандартам безопасности вовсе не значит, что он полностью безвреден. Доказательством тому служит тот простой факт, что стандарты постоянно пересматриваются в сторону ужесточения требований к оборудованию.

Плоский монитор вовсе не роскошь и нужен не т. дизайнерам для максимальной реалистичности картинки. Для глаза очень вредно все время выполнять настройку на резкость в пределах небольшого диапазона. Поэтому, н-р, также вредно читать в транспорте, удерживая в фокусе постоянно вибрирующую книжку. При выпуклом мониторе при перемещении глаза от центра экрана к периферии мышцы хрусталика выполняют примерно такую же работу. Их усталость приводит в итоге к спазму, и м. потерять до 3х единиц зрения т. за счет этого спазма аккомодации, без каких-либо органических изменений. К счастью, такая потеря зрения м. компенсироваться вышеприведенной гимнастикой для глаз, иногда помогает ношение очков +1…2. В запущенных случаях лучше обратиться к специалисту-офтальмологу, есть более действенные методики, но они подбираются инд-но.

Про частоту регенерации понять проще. Мышцы зрачка настраиваются на изменение яркости освещения, и если оно ощутимо меняется 60 раз в секунду, то нетрудно представить себе, какую работу им приходится проделывать для подстройки. Эта работа обычно не воспринимается сознанием, но это не значит, что ее нет. Проверить, воспринимаете ли именно Вы мерцание экрана именно на этой частоте м. так: посмотреть в сторону от экрана, так чтобы увидеть его под углом около 45 градусов. Боковое зрение больше чувствительно к мерцанию. И когда перестанете воспринимать его, накиньте еще Герц 20. 72 Герца воспринимают все, 85 – большая часть, 100 – достаточный минимум, когда мерцание для большей части людей неразличимо. Лично я воспринимаю и 90, но не на всех мониторах.

Замечу еще здесь о таком часто забываемом параметре монитора, как время послесвечения люминофора. На мониторе обычно стоит наиболее предпочтительный режим, например 1024*768@75. Обычно это означает, что люминофор подобран именно для этой частоты, и при развертке в 85 Герц все будет, скорее всего, нормально, а вот при 60 мерцание будет гораздо более заметно, чем у старого монитора, в основном на такую частоту и рассчитанного.

Была у меня ситуация, когда я пересел (очень давно) с монитора с разверткой 56 Гц за монитор с разверткой 72 Гц, и глаза стали уставать больше – второй монитор был рассчитан на 85. А 85 Гц видеокарта не хотела выдавать. Недостаток длит. послесвечения – смазанность изображения при быстрой его смене. Сейчас это, конечно, не так актуально, как лет 10 назад, но знать не будет лишним.

Время послесвечения более длительно у аналоговых и старых LCD мониторов, поэтому они плохо подходят для игр, н-р, где картинка часто меняется. У совр. LCD мониторов несколько др. принцип передачи картинки, там это не актуально, инертность изображения делает практически неощутимым мерцание его уже при 60 Гц развертки. Небольшая инертность совсем не вредна, просто несколько неудобна. Проверить степень мерцания изображения м. просто: помахать растопыренными пальцами между экраном и глазами. В этом случае монитор играет роль стробоскопа. Чем больше заметен стробоскопический эффект – тем больше мерцание. У хороших и совр. LCD мониторов он почти не заметен, у хороших и совр. CRT мониторов также не очень выражен, но по-своему. В общем, поэкспериментируйте.

Гораздо легче сейчас стал и выбор видеокарты – если еще пару лет назад хорошее качество в 2D обеспечивали лишь Matrox и ATi из изделий массового рынка, то сейчас плохое качество изображения по вине адаптера встречается все реже и реже.

Итак, выбираем плоскоэкранный монитор с частотой развертки не менее 100 Гц (либо TFT панель) и хорошую видеокарту.

Небольшое отступление. Сейчас цены на видеокарты Asus серии Deluxe уже вполне доступны. В комплекте с ними идут "очки виртуальной реальности". Суть их работы проста до смешного: жидкокристаллические "стекла" поочередно затемняются, и на экран выводится синхронно изображение, сформированное для каждого глаза в отдельности. При этом создается стереоэффект, как в стереокинотеатре.

Меня этот эффект ничуть не впечатлил, т.к. формирование стереоизображения – это функция коры ГМ, а не зрит. анализатора, и при должном уровне абстракции м. достичь сравнимого эффекта просто при взгляде на экран, но я встречал людей, которые просто по-детски радовались этой игрушке.

Должен заметить, что частота регенерации экрана при этом делится между глазами пополам, и если у Вас есть 100 Гц, то в итоге это эквивалентно 50-ти. Еще не расхотелось? Но глаз воспринимает и перепады яркости, когда перед ним задергивают шторку.

Скажу одно – при частоте до 140 Гц глаза устают бешено, а при 140 – очень быстро. Так что расплата за фенечку сомнительной полезности слишком велика. Я не думаю, что и на более высоких частотах такой режим для зрения безвреден – уж больно он нефизиологичен.

На LCD мониторе использование стерео очков просто невозможно – по 30 кадров на глаз в секунду, да еще и изображение инертное.

Про шлемы VR и прочие приспособления ничего не скажу, т.к. в живую видеть доводилось т. старые модели, которые как монитор представляют из себя полный хлам.

ОК, выбрали – теперь ставим. В общем-то, когда стол на уровне середины живота, то и монитор встанет правильно. А именно: на 15-20 см верхний край активной области ниже уровня глаз. А теперь надо повернуть его в вертикальной плоскости так, чтобы от верхнего и нижнего края до глаз было примерно одинаковое расстояние. Когда за спиной окно – источник бликов – иногда монитор опускают "лицом вниз", чтобы от них избавиться. Это вредно: глазам постоянно приходится наводить резкость и они быстрее устают.

Данное утверждение оказалось достаточно спорно, т.к. кто-то привык к тому, что верхний край монитора на уровне глаз, или даже выше. Здесь могу сказать, что единого подхода нет, и если сложились опред. привычки, то лучше им и следовать. Одно точно – от глаз до любой точки монитора д.б. примерно равное расстояние. И если т. привыкаете – воспользуйтесь моими рекомендациями, ибо для шеи наиболее естествен легкий наклон вперед.

Расстояние до монитора д.б. достаточно большим. Если это 14-15", то от 50 см до метра, если 17" - от 80 см до полутора метров, и т.д. Использовать высокие разрешения и тереться носом о монитор вредно, и вот почему: при этом постоянно двигается шея, об обеспечении более-менее одинакового расстояния от глаз до монитора не идет даже речи, и, кроме того, чем ближе к монитору, тем более мощный поток электромагнитного излучения воздействует на глаза и вообще голову.

Этот пункт тоже вызвал достаточно много возражений, многие привыкли смотреть на экран с более близкого расстояния. Не беру частности вроде работы с большими изображениями, когда одновременно надо видеть и все изображение, и его части. Также отд. вопросом является работа дизайнера или верстальщика. Я говорю о расстояниях при норм. зрении, и при работе в обычных приложениях, а чаще всего более близкое расстояние до монитора обусловлено именно плохим зрением. Тут д. сказать, что лучше придвинуть монитор поближе, чем одевать очки при небольшом ухудшении зрения, т.к. при работе в очках, по многочисл. наблюдениям, глаза устают больше, чем без них.

Все вышесказанное относится к мониторам с ЭЛТ трубкой. LCD монитор воспринимается как книга, и комфортное расстояние до него, как до книги при чтении – от 24 до 50 см в зависимости от остроты зрения при диагонали 15-18". При больших размерах – в зависимости от специфики работы, сейчас такие мониторы еще мало распространены. И еще – пока не доказано наличие вредных излучений от TFT панелей.

Обсуждать электромагнитное излучение и стандарты, его регулирующие, не входит в задачи данной статьи, но надо помнить, что даже зеленый-презеленый монитор вреден для здоровья в любом случае, и этот вред тем больше, чем он ближе.

Поэтому давайте обеспечим достаточное расстояние от нас до наших мониторов и не будем выставлять сверхвысоких разрешений. Для 15" оптимально разрешение 800*600, для 17" – 1024*768 при указанных выше расстояниях. Не слишком большое разрешение обеспечивает к тому же и более высокую частоту регенерации обычно. Вышесказанное относится к работе с текстом, при работе с изображениями иногда полезны высокие разрешения.

В последнее время глупой модой среди веб-дизайнеров стало использование очень мелких шрифтов фиксированного размера, которые так и притягивают к экрану и нормально смотрятся т. в разрешении 640*480. Не знаю, как вы, а я на такие сайты стараюсь не ходить – разрешение переключать надоедает, а так… здоровье дороже. Если же абсолютно необходимо читать т.о. оформленный сайт, то надо войти (для MSIE) в "Сервис" – "Свойства обозревателя" – "Общие" – "Оформление" – и отметить галочкой "Не учитывать размеры шрифтов". В результате такого бойкота дизайнерской мысли становится возможным регулировка размера шрифта на экране.

Достаточно большое значение имеет цветовая гамма. С т.зр. минимализации излучения оптимален интерфейс командной строки – контрастные белые буквы на черном фоне, ведь черные точки на мониторе почти ничего не излучают. Однако многих такой расклад давит психологически. И вот тут д. отметить, что с психол. т.зр. цветовые предпочтения различаются весьма сильно не т. у разных людей, но и у одного и того же человека в зависимости от настроения, текущей жизн. позиции и прочего. Настолько, что даже есть спец. психол. тест, по этим предпочтениям определяющий достаточно много параметров. Общие же рекомендации простые: фоновые цвета д.б. неяркими и в приятной для Вас цветовой гамме, шрифты контрастными и достаточного размера. Стоит потратить немного времени и настроить интерфейс под себя, это ведет к повышению комфортности работы.

Яркость же и контрастность монитора я всегда настраиваю т.о.: контрастность почти на максимум (90%), а затем подбираю яркость, чтобы хорошо было видно. Обычно получается в районе 10…20%. Высокая контрастность, чтобы не напрягать глаза, а низкая яркость для уменьшения излучения.

Итак, обеспечим себе достаточное и равномерное расстояние от глаз до любой точки монитора, комфортные настройки. Немного надо времени, чтобы привыкнуть к вышеописанным оптимальным условиям, и потом др. условия станут просто раздражать. И это правильно.

Как-то не приходило мне такое в голову, но вот А. Воробьев в своих последних статьях, описывающих видеокарты с выводом изображения на телевизор, настоятельно не рекомендует использовать бытовой телевизор в качестве монитора для работы или игр. Могу т. поддержать его. Выход на телевизор предназначен для просмотра фильмов с CD & DVD и ни по одному параметру не годится в мониторы при использовании обычных бытовых телевизоров (разл. комбайны TFT с телетюнером и прочую экзотику оставим в стороне). Если придет мысль не покупать монитор, а воспользоваться "на первое время" с целью его замены имеющимся телевизором – гоните эту мысль!

Не рекомендую устанавливать вплотную к монитору аудиоколонки и источники бесперебойного питания, т.к. эти устройства являются источником наводок и портят качество изображения. В запущенных случаях это проявляется заметным на глаз дрожанием картинки. Даже если оно не различимо в случае экранирования монитора и источников наводок, не исключено, что на подсозн. уровне дрожание всё же воспринимается. Поэтому лучше всё же разнести указанную периферию с монитором где-то на полметра. Особенно актуален этот совет в свете применения современной 5.1 акустики с колонкой центр. канала, которую многие ставят на монитор. Ранее самыми провокационными были в этом плане источники бесперебойного питания, выполненные в виде подставки под монитор.

Ну вот вроде и все про монитор. Перейдем к периферии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.