Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




Содержание дисциплины.

Объем дисциплины и виды учебной работы

№п/п Шифр и наименование специальности Курс   Семестр Виды учебной работы в часах  
Трудоёмкость Всего аудит. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам. работа  
  «040101 -Социальная работа»                 зачет
  «050711-Социальная педагогика»   9-10             зачет, экзамен
  «050706-Педагогика и психология» 4,5 8-10             к/р, зачет, экзамен
  «050703 Дошкольная педагогика и психология» 4,5 8,9             экзамен

 

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

 

№п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 «040101 -Социальная работа» Вариант 2 «050711-Социальная педагогика»
Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб. Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб.
  Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи                    
  Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия.                    
  Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения.                    
  Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков.                    
  Взаимоотношения прародительских и супружеских пар Детско-родительские отношения.                    
  Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка.                    
  Психологическое просвещение родителей, особенности работы с ними в психологическом консультировании.                    
  Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики.                    
  Современные концепции супружеской терапии. Динамиче-ские, когнитивные, бихевиористические, гуманистические, ценностные и другие подходы.                    
  Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Коммуникационный тренинг.                    
  Итого                    

 

 

№п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 «050706-Педагогика и психология» Вариант 2 «050703-Дошкольная педагогика и психология»
Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб. Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб.
  Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи                    
  Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия.                    
  Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения.                    
  Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков.                    
  Взаимоотношения прародительских и супружеских пар Детско-родительские отношения.                    
  Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка.                    
  Психологическое просвещение родителей, особенности работы с ними в психологическом консультировании.                    
  Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики.                    
  Современные концепции супружеской терапии. Динамиче-ские, когнитивные, бихевиористические, гуманистические, ценностные и другие подходы.                    
  Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Коммуникационный тренинг.                    
  Итого                    

 

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

1. Семья в современном обществе. Структура, функции

и динамика развития семьи.

 

Понятие “семья”, “брак”, “супружество”. Общественно-историческое происхождение современных форм семьи и брака. Теории происхождения и эволюции семьи и брака. Понятия “полигамная” и “моногамная” семья, “патриархальная” и “эгалитарная” семья. Особенности семьи в современном обществе, культурные различия семейного уклада. Социальные и индивидуальные функции семьи. Ролевая структура семьи. Понятие “ролевая власть”, “ролевая компетентность”, “ ролевая идентификация”, “конфликтность роли”.

 

2. Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы

супружеского взаимодействия.

Мотивы ухаживания и вступления в брак. Динамика эмоциональных отношений. Понятие “аттракция”, факторы, вызывающие и поддерживающие аттракцию. Структура человеческой любви: сексуальные, эмоциональные, чувственные, когнитивные, эстетические, духовные компоненты. Любовь как установка на конкретного человека. Любовь как игра: флирт, кокетство, ухаживание. Супружеские и сексуальные игры в трансактном анализе Э.Берна. Психологические теории любви. Понятие “кристаллизации”(по Стендалю).

Э. Фромм о значении ответственности и личностной зрелости для успеха во взаимоотношении супругов. Стадии развития супружеских отношений.

 

3. Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты

и стратегия их разрешения.

Различные подходы к понятию “психологическая совместимость”. Понятия “функционально-ролевая согласованность”, “гендерные роли”, психосексуальная идентичность”. Понятие “стабильный брак” и “удовлетворенность браком”. Факторы, способствующие удовлетворенности браком. Факторы, стабилизирующие брак. Понятие о семейных конфликтах, их классификация. Типичные причины конфликтов. Конструктивная и деструктивная стратегия поведения в конфликте.

 

4. Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков.

Понятия “измена”, внебрачные контакты и связи”. Типология людей, склонных к измене. Стратегия поведения обманутого супруга. Причины измен и причины разводов. Динамика развода. Понятие “тлеющая неудовлетворенность браком”. Социология разводов. Ребенок в ситуации развода родителей: юридические и психологические аспекты. Типология повторных браков, психологические проблемы таких браков.

 

5. Взаимоотношения прародительских и супружеских пар. Детско-

родительские отношения.

Ситуация совместного проживания супругов с родителями жены и родителями мужа. Отдельное от родителей проживание молодых супругов, проблемы взаимоотношений с ними. Сексуальное насилие в семье, работа с детьми, пережившими его. Пути оптимизации семейного общения. Воспитание детей в семье, различные подходы в семейной педагогике. Стили воспитания и их диагностика.

 

6. Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка.

Взаимоотношения сибсов, влияние порядка рождения детей в семье и их численности на психологический климат в семье. Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка, пути его коррекции.

 

7. Психологическое просвещение родителей. Особенности работы с семьей в психологическом консультировании.

Тип запросов родителей в ходе психологической консультации. Способы трансформации запросов и построение диалога в процессе психологической помощи. Психологическое просвещение родителей как профилактика конфликтов с детьми.

 

8. Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики.

Характеристика опросников как метода семейной диагностики. Проективные методы в семейной психодиагностике. Обзор наиболее популярных методик. Тренинг общения и ролевые игры как одно из средств семейной психодиагностики.

 

9. Современные концепции супружеской терапии. Динамический, когнитивный, бихевиористический, гуманистический, ценностный и другие подходы.

Понятие семейной психотерапии. Семья как источник психотравмы. Зарубежные теории семейной психотерапии, практика применения психоаналитических, поведенческих, когнитивных, гуманистических моделей в процессе семейной терапии. Отечественные разработки семейной терапии. Проблемно-ориентированная терапия. Техники семейной терапии.

 

10. Техники семейного консультирования и коммуникационный тренинг.

Принцип семейного консультирования. Технология ведения беседы семейным консультантом. Методы коррекции семейных отношений. Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Тренинг как средство обучения психологов-консультантов по проблемам семьи и брака.

 

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема Форма самостоятельной работы Кол-во час. Форма контроля выполнения самостоятельной работы
  Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 12/6 защита рефератов.
  Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Взаимоотношения прародительских и супружеских пар Детско-родительские отношения. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6/4 защита рефератов.
  Психологическое просвещение родителей, особенности работы с ними в психологическом консультировании. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Современные концепции супружеской терапии. Динамиче-ские, когнитивные, бихевиористические, гуманистические, ценностные и другие подходы. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6/2 защита рефератов.
  Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Коммуникационный тренинг. вопросы для самостоятельного изучения, - рефераты. 14/6 защита рефератов.
  Итого   140/60/54  

 

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

План практических и лабораторных занятий

по курсу “Психология семьи”

 

Практическое занятие 1-4.

Тема: СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

1. Структура, функции и динамика развития семьи.

2. История и эволюция семейных отношений.

3. Добрачное поведение и его влияние на брак.

 

Литература.

1. Брачность, рождаемость, семья за три века (сборник статей по ред. А.Г. Вишневского и И.С.Кона) -М.,1979.с. 14-66

2. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп -М.,1983.с. 77-83

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства -М.,1976.с.28-90

 

Практическое занятие 5-8.

Тема: ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ РАЗВОДА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ.

 

Занятия проходят в форме свободной дискуссии.

 

Литература.

1. Мы остаемся вместе.-М.,1977.с. 152-166

2. С.Кратсхвилл. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991.с. 273-280; 303-309

3. Л.Х.Гордон. Ловушки любви. -М.,1993.

4. С.И. Голод. Стабильность семьи -Л.,1984.с.88-96

5. К.В. Романов. Об этике супружества -М.,1987.

6. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений. -Минск, 1987.с. 282-296

 

Практическое занятие 9-12.

Тема: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

 

Занятие проводится в виде тренинга с элементами психодрамы:

1. Прием сообщений;

2. Исключение взаимных обвинений;

3. Положительное общение и подавление агрессивных чувств;

4. Приемлемость различий;

5. Конструктивная ссора.

Литература.

· С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991.с. 156; 183-211

· Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия.-Л.,1990.с. 123-127

· Д.А. Шестаков. Предотвратить семейную драму. -Л., 1981.

· К.Рудестам. Групповая психотерапия -М.,1990.

· Д.Киппер Клинические ролевые игры и психодрама -М.,1993.

 

Практическое занятие 13-16.

Тема: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЬСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ПАР.

 

1. Совместное проживание супругов с родителями жены.

2. Совместное проживание супругов с родителями мужа.

3. Проблемы посещения родителей, живущих отдельно.

 

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии с элементами коммуникационного тренинга.

 

Литература.

1. С.Кратсхвил Психотерепия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991. с.267-271.

2. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений -Минск, 1989. С.49-56.

3. Волков А.Г. Семья -объект демографии -М.,1986.

4. В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. Структура и функции семейных групп -М.,1983.

5. Этика и психология семейной жизни -М.,1984. С.127-131.

 

Практическое занятие 17-20.

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

 

Задание: подготовить и провести беседу для воображаемой родительской аудитории. На занятии обсуждаются достоинства и недостатки бесед.

 

Примерная тематика бесед:

а) Причины и разрешение конфликтов в семье.

б) Подростковая психика и детско-родительские отношения.

в) Психология пола и культура.

г) Родительское предположение и реальное поведение детей.

д) Критические ситуации в семье.

е) Родители глазами подростков.

ж) Ловушки любви.

и т.д.

 

Литература.

1. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму -Л.,1981.

2. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростка -М.,1991.

3. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность -Л.,1985.

4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии -М.,1991.

5. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании -М.,1986.

6. Кон И.С. Введение в сексологию. -М.,1989.

7. Мид М. Культура и мир детства -М.,1988.

 

Практическое занятие 21-24.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

 

1. Директивный и недирективные подходы.

2. Осторожность и доверие.

3. Логические доводы и эмоции.

4. Работа с одним из супругов.

5. Работа с супружеской парой.

 

Занятие проходит в форме коммуникационного тренинга.

 

Литература.

1. С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991. С.183-309.

2. Г.С. Абрамова Практикум по психологическому консультированию.-М.,1996.

3. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий.Семейная психотерапия -Л.,1990.

4. В.А. Сысенко. Супружеские конфликты -М.,1983.

5. А.Н. Обозова Психологические проблемы службы семьи и брака -//Вопросы психологии. 1984, №3.

6. Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина Психологические проблемы семьи -//Вопросы психологии. 1985, №2.

 

Практическое занятие 22-30.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И В ПСИХОТЕРАПИИ.

 

1. Изучение семьи и диагностика ее нарушений.

2. Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений.

3. Семейная психотерапия при психопатиях и акцентуациях характера у подростков.

4. Семейная психотерапия при алкоголизме.

5. Семейная психотерапия при неврозах и психосоматических растройствах.

 

Задание: Подготовить доклады по каждому вопросу.

 

Литература.

1. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия -Л., 1990. С.94-166.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1985, №5.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков -Л.,1982.

4. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. 1985, №4.

5. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства -М.,1986.

6. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /Под ред. Мягер В.К. и Зачепицкого Р.А. -Л.,1978.

 

Практическое занятие 30-40.

Тема: ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

 

1. С.Кратохвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991.

2. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование -М.,1993.

3. И.Атватер. Я Вас слушаю -М.,1985.

4. В.Сатир. Как строить себя и свою семью.-М.,1992.

5. В.К. Мягер, Т.М. Мишина Семейная психотерапия -Л.,1979.

 

 

Лабораторное занятие № 1-8

 

1. Техники семейного консультирования.

 

Лабораторное занятие «9-16

1. Коммуникационные тренинги.

 

Занятия проходят в форме ролевых игр и обсуждения. Предлагаются для разыгрывания ситуации обращения в семейную психологическую консультацию воображаемых клиентов. Студенты пробуют себя в роли психолога.

 

Литература.

1. Киппер Дэвид Клинические ролевые игры и психодрама.-М.,1983.

2. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и

супружеских конфликтов -М.,1994.

3. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Минск,1988.

4. Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии.-М.,1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.