Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повторные браки




Влияние развода родителей на детей

По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимно­го общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывали кратковременный шок с ощу­щением боли и безотчетным страхом. По данным американских ис­следователей (Добсон Д., Николи А., 1995), 50% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода. Около половины детей чувствуют себя отринутыми и заброшенными. На вопрос, когда они себя чувствовали более несчастными — 5 лет спустя после развода или через 1,5 года 37% детей отвечали: спустя 5 лет.

Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистичес­ки противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказыва­ются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточ­ной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труд­нее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведе­нием. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют пред­ставление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов пра­вильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и ма­тери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосозна­ния, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

 

В нашей стране в 1980-1986 годах распалось 6 млн 514 тыс. пар, в повторный брак вступило 3 млн 573 тыс. и мужчин и 3 млн 354 тыс. женщин. Хотя со статистико-демографической точки зрения сопос­тавление числа разведенных и числа повторно вступивших в брак не­верно (разные совокупности лиц), можно сказать, что интенсивность разводов почти в 2 раза превышает интенсивность вступления в но­вый брак. Таким образом, миллионы мужчин и женщин остаются в одиночестве многие годы.

В США около 50% мужчин и 33% женщин вновь выходят замуж после года со времени официального развода, 75% женщин и 83% муж­чин — после 3 лет (Ароне К., 1995). Основная масса повторных браков заключается к 40 годам — 64,8% повторных браков у мужчин, 72,2% — у женщин. Наблюдается рост числа повторных браков в группе 35— 39 лет и снижение в 40—44 года. Сравнение средних и медианных воз­растов, впервые и повторно вступивших в брак, показывает, что в це­лом для всей статистической совокупности между первым и повтор­ным браками проходит приблизительно 9-10 лет (наиболее часто встречающийся интервал). Таким образом, в повторные браки всту­пают вполне зрелые люди с достаточно большим опытом, что должно положительно сказаться на устойчивости этих браков (Сысенко В. А., 1986).

В 1985 году только 5,7% из 83,5 млн американских семейств пред­ставляли собой традиционно понимаемую «первичную» семью с ра­ботающим отцом, матерью, занятой исключительно ведением домаш­него хозяйства, и двумя — или более — детьми. 70 млн американцев состояли в той или иной форме повторного брака. Некоторые авторы пишут о рождении семьи нового типа — семьи повторного брака (Ло-фас Ж., Сова Д., 1996). Примерно половина повторных браков в Аме­рике распадается (Clarke, 1995).

В настоящее время почти 40% всех заключаемых браков в США по­вторные, по крайней мере для одного из партнеров (Крайг Г., 2002). Семьи с детьми от предыдущего брака — явление не новое. Доля по­вторных браков в наши дни почти такая же, как в Европе и Соединен­ных Штатах XVII—XVIII веков. Но между теми временами и современ­ностью есть совершенное различие. Сейчас большинство смешанных семей образуется в результате последовательности «брак—развод—по­вторный брак». В прошлом же смешанные семьи в основном формиро вались в результате последовательности «брак—смерть супруга(и) — по­вторный брак» (Ihinger-Tallman, Pasley, 1987).

Различие между этими двумя типами смешанных семей заключа­ется, конечно, в наличии живого бывшего брачного партнера. Часто контакты с бывшим партнером продолжаются и могут включать в себя разделение опеки над детьми, финансовую поддержку и официальное посещение детей. В некоторых семьях бывшим супругам при таких контактах бывает трудно сохранять дистанцию, разрешать конфлик­ты и избегать ощущения, что один из них в чем-то отказывает другому (Крайг Г., 2002).

Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков:

11. Женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возра­ста на более молодой, свободной и бездетной женщине. Первоначаль­но отношения между ними формируются на комбинации «родительс­кого» и «детского» партнера, которые вполне совместимы. Дальней­шее развитие отношений зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение ко­торого молодая жена развивается и созревает социально, она оставля­ет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки де­тей от первого брака, а также, в случае значительной разницы в возра­сте, возможно временное уменьшение половой активности мужчины, которая постепенно возвращается к прежнему уровню.

12. Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей. В боль­шинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разни­ца в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворенны в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье (КратохвилС, 1991).

Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам, необ­ходимо время, чтобы приспособиться — узнать характер друг друга и проверить свои знания. Чтобы сделать это, отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места род­ного отца и матери. Если они попытаются конкурировать с родными родителями ребенка, высока вероятность, что их постигнет неудача (Крайг Г., 2002).

По некоторым данным, мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на соци­альное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей (Шнейдер Л. Б., 2000).

Вместе с тем исследования показывают, что в тех повторных браках, где отношения сложились не столь удачно, главную проблему состав­ляют взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. Зачастую пер­вые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстанов­ке, но со временем отношения все же налаживаются (Райе Ф., 2000).

В то же время данные российского исследования говорят о небла­гополучии во многих сферах жизни смешанных семей. Часть мужчин-отчимов воспринимают ребенка от первого брака матери как «помеху в супружеской жизни». Так, 41,7% мужчин согласны с утверждением: «Если бы у жены не было ребенка, брак был бы более благополучным», и 33% затрудняются ответить. Среди матерей согласных 24,2% и 30,3% затрудняются ответить. Несогласием на это суждение ответили 48,5% матерей и всего 25% отчимов. Отчимы значительно чаще, чем матери, указывали на то, что «на общение с ребенком нет времени» (50% про­тив 21,2% у матерей). Они значительно больше, чем матери, соглашались с тем, что «все дети — эгоисты, они не думают о личной жизнидругого человека» (среди отчимов так ответили 90%, среди матерей,,состоящих в повторном браке — 55%).

При этом неженатые прежде и не имеющие детей мужчины пока­зывают большую готовность участвовать в воспитании ребенка; раз­веденные же мужчины, имеющие от прошлого брака родных детей, более сдержанны, не торопятся брать на себя воспитательную функ­цию и склонны дольше занимать позицию «чужака» в воспитании (Ар­наутова Е. П., 1997). По данным того же автора, до 20% детей раннего и дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения Мос­квы, воспитываются матерью и отчимом.

По нашим данным, в части семей наличие нового мужа матери в части семей оказывается для детей более негативным фактором, чем «материнский брак», то есть фактическая неполная семья. Рождение ребенка (или детей) в новом браке делает старшего ребенка «лишним» и ведет к его безнадзорности, а в крайнем случае — к беспризорности и помещению в муниципальные учреждения для несовершеннолетних. Первенец как бы «не вписывается» в новую жизнь матери. В особен­ности это характерно для «гражданских браков», в большинстве кото­рых новый муж матери не спешит брать на себя ответственность за семью и ребенка жены, но в то же время отвлекает на себя большую часть ее времени, требуя заботы. Значительная доля социальных си­рот, о которых вынуждено заботиться государство, имеет мать, про­живающую с гражданским мужем.

По данным американских авторов, мачехи сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы, приспосабливаясь к своим новым ролям, им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы до­стичь успеха — частично из-за существования стереотипа «злой маче­хи», а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше вре­мени, чем отчимы (Крайг Г., 2002).

Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов и вдов. Если первый брак у супругов был спокойным и вполне благо­получным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызывать напряжение и не­удовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака (Кратохвил С, 1991).

В целом вступившие в новый брак вдовы и вдовцы сообщают о бо­лее положительных отношениях друг с другом и с детьми в смешан­ной семье, чем ранее разведенные мачехи и отчимы (Ihinger—Tallman, Pasley, 1987).

Из практики психотерапии следует, что многие неразрешенные проблемы первых браков переходят в повторные (Харли У, 1992; Де-лис Д., 1995). Так, пациенты семейных консультаций, состоящие во втором браке, признавали, что им удалось бы сохранить первый брак, если бы они столь же серьезно работали над своими отношениями.

У невротиков, лице патологическими чертами характера или с вы­раженным фрустрационным комплексом (еще с детских лет) во вто­ром (и других) браке наблюдается тот же выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака. Например, женщина, которая развелась с мужем по причине его пристрастия к алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика. Муж, разведясь с же­ной-истеричкой, опять женится на истеричке. В этом случае муж (или жена) переносит типичное для него (или для нее) неадаптивное пове­дение из первого брака во второй, и отношения, которые привели к дисгармонии в первой семье, повторяются. Так, муж постоянно раз­дражает вторую жену (как и первую) невниманием, отсутствием инте­реса к домашним делам, придирчивостью, деспотичностью, вспыль­чивостью или ревностью. Жена же своей истеричностью, постоянны­ми замечаниями, причитаниями или театральными жалобами может, как и в первом браке, вызвать у мужа нежелание приходить домой.

Кроме того, партнеры, как правило, игнорируют собственную роль в возникновении конфликта, целиком сваливая вину на другого, как это было в прежнем браке. Исправление сложившейся ситуации тре­бует применения систематической групповой психотерапии.

Нормальные, адаптивные личности, по-видимому, чаще делают пра­вильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично.

Мужчина, имевший в первом браке излишне эмоциональную жену, постоянно требовавшую проявлений внимания к себе, для второго брака выбирает скромную, тихую женщину. Или же мужчина, имев­ший в первом браке слишком заботливую жену, от чрезмерной опеки которой он чувствовал себя ребенком, во второй раз выбирает женщи­ну, с которой у него устанавливаются симметричные товарищеские отношения, или даже несамостоятельную женщину, рассчитывающую на его защиту и заботу, что позволит ему поддерживать в себе ощуще­ние зрелости и чувство ответственности.

Иногда во втором браке возникает проблема, связанная с отличи­ем в поведении нового партнера (в сравнении с предыдущим). Чув­ства и мотивации могут быть амбивалентными. Например, женщина, вышедшая замуж во второй раз, говорит психотерапевту: «Мой второй муж — хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый муж был грубым и деспотичным, но это был мужик» (Кратох­вил С, 1991).

Преимущества второго брака по сравнению с первым заключается в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтичную лю­бовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают бла­годарность за все хорошее, что им представляет второй брак, они стара­ются сохранить его и активнее его оберегают (Кратохвил С, 1991). Неродным родителям (по американским данным) часто удается создать семейную атмосферу любви, заботы и безопасности, иногда более удовлетворительную, чем напряженная атмосфера семьи перед разводом.

 

Тема 10 СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате це­ленаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в резуль­тате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародите­лями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подража­ния старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опы­та ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собствен­но от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ре­бенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к дру­гим и к себе.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно пред­ставить таким образом:

1) состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;

2)позиция ребенка в семье — включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно раз­личны — например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является бра­том. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посе­щает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчи­ма (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Формирование в семье ока­зывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно стар­ шим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в ма­теринской семье;

3)основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те чле­ны семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторите­тен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы боль­ше походить;

4)стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобла­дающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, ма­тери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиб­лингов);

5)собственно личностный, нравственный и творческий потен­циал семьи. Под этим понимается вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи — нравственных, волевых (наличие-отсут­ствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношени­ях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллек­та старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих осо­бенностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.