Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции религии. 3 страница




В Библии прослеживается сходство древнееврейских и вавилонских преданий. Следы вавилонские есть в мифе о потопе. Превращение воды в кровь есть только в Библии и в вавилонских текстах.

Где-то на рубеже 15 – 14 вв. до н. э. начинает завоевание Палестины, продолжается несколько веков.

Эпоха судей – выборные военные вожди (выборная военная демократия). Тогда же появляется патриархальное гос-во, рабы, цари. Переходят к осёдлому образу жизни, земледелию.

 

Кто-то в Египте пытался заместить всех богов богом Атона (бог солнца). Но после смерти фараона пошла обратная реакция.

 

Занялись земледелием. Появляются земледельческие праздники. Появился праздник Сукхут 9или Кущий), праздновался сначала в честь сбора плодов. Праздник Мацот – весенний праздник, возможно, заимствован у местного населения.

После Соломона на Иудею и Израиль. В Израиле цари – духовные священники. А чиновники были священниками. Потом власть разделили. В Иудее изначально светская и жреческая власти были разделены.

С 8 в. появляются пророки – оппозиция храмовому жречеству, мол, жрецы формально относятся к своим обязанностям. Филистимляне знали тогда про железо, а евреи – нет. Давид объединил еврейские племена, успешно воевал с филистимлянами. Солом продолжил деятельность по укреплению государства. Считается золотым веком еврейской государственности. Множество независимых царств (Дамаск, например) были, когда. Но в 9 в. начинает возвышаться Ассирия, захватывает ряд княжеств, данью облагает Израиль.

В 744 г. Ассирия завоёвывает Вавилонию. В 734 г. Израиль с Дамаском объединяется. В 722 г. до н. э. Израиль завоёван, ликвидирован. Население переселено в Месопотамию, ассимилировано. Миф о 10 коленах (племенах), которые, возможно, сохранились.

В 625 г. Вавилон восстал. Вавилония в союзе с Мидией, Ассирия рухнула. Вавилон усиливается. Тоже угрожает еврейскому государству. Вавилон и Египет соперничают за Палестину. В 609 г. (?) Египет вторгается в Палестину, иудейский царь убит, царём назначен египетский ставленник. Вавилон вторгается, царь Навухадоносор подчинил Сирию, потом Палестину, сожжён храм Яхвы, захвачена Палестина, население уведено в плен.

В середины 4 в. до н. э. в Иране образуется сильное государство. В 550 г. возглавляет царь Кир Второй. Он захватывает Вавилонию. В 538 г. разрешает иудеям вернуться на родину.

 

Перед лицом военных угроз меняется направленность религии. Появляется индивидуальная ответственность за моральный грех, а не коллективный. Утвердился монотеизм. В 621 г. ликвидированы все культы, кроме Яхвы. До этого были и другие боги. Необходима была консолидация перед лицом военной угрозы. Запрещено ростовщичество, отменили кабальное рабство (чтобы не было внутреннего недовольства). Истреблены жрецы других культов.

Когда евреи вернулись из вавилонского плена. Произошло деление на чистых и нечистых. Мол, кто был в плену – правильные. Гос. власти самостоятельной нет. Усиливается жречество (центр консолидации). Единственное культовое место – иерусалимский храм. Жрецы становятся закрытой касты, мол, получили привилегии от Моисея.

Усиливается институт жертвоприношения. Устанавливается монотеизм, больше строгости в обычаях. Бог избранности. В 446 г. до н. э. правитель Иудеи назначает Нееми, который вместе со жрецом Если (?) проводит 2 крупную реформу. Это все возможные меры к религиозной самоизоляции.

Запрещены смешанные браки (изгнан даже один из влиятельных священников, потому что женат на дочери какого-то вельможи). Ограничивается общение с нечистыми язычниками. Появляются книжники, которые разрабатывают реформы и кодифицируют связанные книги. Книги до 5 в. до н. э. были, но мы их не знаем. Есть следы этих книг.

 

До 18 в. исследования библии не приветствовали церковью, мол, святотатство. Сомнения высказывались очень осторожно. Например, что текст был написан Моисеем и единым духом, потому что в Библии есть слова, что никто не знает, где находится могила Моисея. В 1711 г. Виктор: в основе книги бытия по крайне мере 2 источника. Где-то называют Яхвой, а где-то – Элохим. 2 рассказа выявил, которые не во всём совпадает. В одном – сначала мужчину сотворил, а потом женщину. А в другом рассказе, что одновременно создал их. В 1753 г. французский учёный выделил ещё один источник. Внутри этих разделов тоже выделяют разные источники.

 

Вроде как иудеи признают только Ветхий завет, т.е. тот, который написали они. Могу и ошибаться.

Танах – это объединение: Тора (5-книжье Моисея); Небиим (пророки); Кетубим (писания).

 

Эпоха диаспо. Еврейские общины во время ассирийского и вавилонского завоевания (7, 6 вв.) появляются в Средиземного моря. После завоеваний Македонского живут в Египте, Малой Азии, короче, по всему Средиземноморью. Но культ полноценный был возможен только в Иерусалиме. Поэтому появляется синагога. Буквально – собрание. Синагога выполняла роль молитвенного дома и общественного дома. Была касса взаимопомощи. Жертвы в синагоге не приносились, т.к. это было возможно только в иерусалимском храме. К 3 в. до н. э. относится первое упоминание о синагоге. С 3 в. до н. э. еврейский язык используется только для храма (?), для чтения книг, а говорят на койне (греческий язык). В Палестине, Сирии, Вавилоне говорили на аравийском языке.

Диаспоры испытывают влияние греческой философии. В общину иудейскую входят выходцы из других религий, национальных традиций.

Идея мессии – это спаситель. Чаяния спасителя характерны для многих религий. Мессия должен быть царём, потомка Давида и Соломона (цари, при которых государство процветало). Приходит, и всем счастье будет.

После неудач антиримских восстаний меняется идея – это мифический герой, это посредник между людьми и богам, потомок великих царей, тот, на кого бог возлагает спасительную идею.

2 линии. 1 -? Вторая – националистическая: ай-да своё государство создадим. Деятельность хасидов (не путай с современными хасидами) – идея самоизоляции, национализма.

176 – 140 гг. до н. э. – ряд освободительных войн под руководство братьев Макаев. Сирия ослаблена из-за борьбы за престол. Иудея обретает независимость на 100 лет, т.е. существует как независимое государство. Была мысль – что как только независимость получим, будем в шоколаде жить. С нищетой не справились, военные угрозы остаются. Династия проявила себя не лучшим образом. Мессия бы не тот, надо ждать другого мистического мессию, который установит небесное царство на земле.

3 партии. 1. Сторонники строжайшего иудаизма. 2. Формальные иудаисты (так критикует их Библия). 3. Радикалы.

Недолго продержалась независимость. Внутренняя ситуация была неустойчивая. Рим этим воспользовался. Рим завоевал. Стала провинцией Сирии, вошла то бишь в состав Римской империя. С 6 г. н. э. устанавливает правление прокураторов. Светская власть марионеточная. Противодействие вплоть до террористов – вольные отряды борьбы с римлянами. Восстания 66 – 70. Разрушен иерусалимский храм. 132 – 135 гг. Разрушен Иерусалим полностью, евреи изгнаны из Палестины.

Раввины осуществляют религиозную деятельность. Почему? Жречество после восстаний ослаблено, т.к. они руководили восстаниями, а храм разрушен. Устанавливает единый календарь. Окончательно кодифицируют ТАНАХ. Историзация мифа, теперь все праздники связаны с историей народа. Каждый праздник привязывается к событию, это всё культивируется.

Толкователи закона – тонаи, амораи. Они толкуют тору для изменившейся жизни. На рубеже 2 – 3 вв. нашей эры раввин Ганаси собирает толкования и составляет первую часть толмуда. Мишна – комментарии к торе. Тора – правовые нормы, а Талмут (Мишна) толкует законы. Подразделяется на Галаху (закон) и предания. В 4 – 5 вв. добавление в законы. Мишна и Гемара составляют совместно Талмут – религиозное законодательство, по которым жили иудеи в течение множества веков и до сих пор. Талмут утвердил обрезание, обязательные праздники (субботу), Пасху, окончание бытового цикла.

Когда Талмут был канонизирован, не все это восприняли. Консервативное направление – караимы. Другое название – ананиты. В Крыму живут. Появляется и религиозная философия, очень любопытная. Особенно что касается мистического направления. Кабала развивается (её могут изучать только мужчины старше 40 лет, семейные). Мифическое учение с 1 в. развивается, 1 из первых направлений – Божья колесница. С 1 по 10 вв. существовала, это образчик синтетического учения (отголоски разных культур, религий).

Библия – шифровка тайн бытия и бога.

 

12 ноября 2011 г.

 

Блаженствовал.

 

19 ноября 2011 г.

 

Пребывал в Нирване.

 

26 ноября 2011 г.

 

Христианство продолжаем.

Палестина была частью Римской империи. Ситуация в Риме была сложной. Она только преобразовалась в империю после гражданских войн. Разруха, всё такое. Свободные люди продавали себя и членов семьи в рабство, потому что не могли себя прокормить. Возникают новые культы, переосмысливаются старые культы. Так возникли первые христианские общины. В 1 в. они разрастались. Апостолы помогали осуществлять связь. Состав общин изменялся. Сначала это были люди беднейшие, маргинальные. В текстах виден накал революционный, чувство близости перемен.

Ко 2 в. там есть люди, занимающие состоятельное положение в обществе, вплоть до императорского двора. Казалось бы, почему? В социальной системе не один человек не чувствовал себя свободным, даже император. Недаром доля авторитетного рационального знания низка. Человек неуютно себя чувствует, императоров убивали, жизнь непредсказуема. Отсюда поиски индивидуального пути. Учили, что тот, кто идёт против судьбы, делает неправильно. Нужно сохранять разум, достоинство.

Изначально христианская проповедь была простой. Тезисы были такие: ты сам виноват в своих несчастьях, потому что греховен, но есть возможность спасения, есть спаситель. Уверуй его и достигни спасения. Христос – спаситель. Нужно было доказать, что Иисус восходит в роду Давида и Соломона, поэтому важно, что его родила дева. Ведь признак спасителя – ребёнок девы. И назовут спасителя Имануил, молоком и мёдом (пища богов) кормить будут.

Во 2 в. появляются те, кто занимаются богослужением (?), а также диаконы (осуществляют связь между священниками и мирянами). Складывается неравенство среди членов общины. Очень часто общины не соглашались друг с другом с особенностями практики. Послания апостолов были важны, потому что они толковали христианское учение с точки зрения практики. Послания апостолов решают практичные вопросы – надо ли вступать в брак; что делать, если член общины часть имущества не передал общине, а оставил себе; что христианин может себе позволить, а что – нет. Для ранних христиан это было важно.

Мы мало знаем о малом христианстве. Источников очень мало. Многие из них околохристианские. То, что нам известно о раннем христианстве, нам известно от нехристианских источников. Понятно, на первых порах к христианству относились крайне отрицательно.

Христианство становится популярным, распространяется по всем провинциях Рима. В Армении, Сирии, Египте, Северной Африке. Сначала власти подвергают христиан гонениям, видя в них неблагонадёжную секту. Христиане отделились от иудеев, которые имели некоторые привилегии. Христиан казнили, конечно, но в основном имущество изымалось.

Первые апостолы. Линия Петра и линия Павла. Пётр более ориентирован на иудеев, а Павел – на широкую проповедь язычникам. Пётр связывается с идеей закона, первенства дела и закона, а у Павла – первенство веры над делами.

Христианство борется с конкурентом – гностицизм. Мы не знаем, как отношения складывались. Для христианства важнее вера в Бога, вера не рассуждающая, т.е. основанная не на знаниях, а на чувствах. Хотя христианство не выбрасывает необходимо. Зло в гностицизме – незнание, а для христианства – грех, т.е. нарушение заповедей. Зло – неправильно направление воли человека, т.о. нарушает связь с богом.

Творение для гностицизма – отпадение (?) от Бога, а у христиан – это сотворение мира для человека.

Спасение для гностицизма: Иисус – это учитель, который ведёт по пути самопознания. Приходит спасение. В христианстве – это дар божий, дар милосердия. Потом на этом будет разница между протестантизмом (человек сам спастись не может) и католицизмом.

В гностицизме спасение – снятие противоположностей человека и Бога, в христианстве это – откровение боже.

Постепенно складывается догматика. В 4 в. на Соборах. В основном благодаря кодафийцам (?), это отцы христианства, они сложили Догму.

Несмотря на гонения христиан, власти понимали, что нужна единая идеология для всей империи. Культ богини Рима. Всякие попытки были. Постепенно христианство становится религией разрешённой, а потом единственной. Гений императора Константина неоспорим поэтому. В процентном отношении это было не так много людей (от 12 до 20 %), но важно было то, что они были организованы, активной частью общества.

В 312 г. будущий император издаёт Миланский эдикт. Не всё понятно, некоторые считают, что это – подделка. Но так или иначе христианство начинает становится гос. религией. См. учебник. Текст эдикта не сохранился. Текст приведён христианским историком. История написана в 4 в. Сохранился также у христианского писателя (написан на латыни). Кстати, это не первый указ. До гражданской войны (?) был указ Галелия (временный правитель), на основании христиане получили прощение за борьбу. При условии, что будут соблюдать порядок.

По миланскому эдикту всем христианам (и другим религиям) предоставлялась свобода следовать вере. Устранялись мероприятия против христиан. Вернуть отобранные здания и церкви.

Константин и Летиний правили вместе, но потом второго убили, в 324г. Константин единолично становится императором единственным. В 325 г. собирается Первый Вселенский Собор (?). Тогда же объявляет христиан равноправным с другими религиями. Гос-во защищает христиан. Получают привилегия, например, священники (как и жрецы) освобождаются от всяких повинностей, от должностей, которые мешали служить Богу. Пассивное наследственное право признаётся за церковью, за счёт чего становится заметным институтом государства (много завещательных вкладов было).

Христианские общины становятся юр. лицами. Важная привилегия епископским судам. Все имеют право по соглашению переносить любое гражданское дело в епископские суды. Потом решения таких дел признавались окончательным. Дело можно было перенести в такой суд на любой стадии, даже если вторая сторона против. Решения такие в обязательном порядке утверждались светским судом.

Константин оставался язычником. Есть церковное предание, что на смертном одре принял крещение, но не все так считают.

При Константине 3 центра христианства складываются – Рим, Константинополь и Иерусалим. Появляется Папа. В 391 г. император Фиодосий запрещает иные культы кроме христианства. Уничтожаются языческие святилища, даже Александрийская библиотека. Об этом сейчас не принято говорить, но это факт.

Не все верующие восприняли такое официальное положение церкви хорошо. Были ереси (ересион – просто учение, причём любое, оттенок негативный приобретает позже), которые направлены против клера и такого положение приспособленной к гос. власти церкви. В 4 в. в Сирии появляется 2 типа церквей – мучеников (там прятались мощи, кстати, культ мощей появился ещё в Риме). Распространяется поклонения мучеников. Это – трансформация римского культа предков. На этой основе появляется монашество.

Есть версия, что первые монахи – бежавшие от преследований императора. Другая версия – этот институт возникает уже после гонений.

Формы монашества разные были. Кто-то полностью становился отшельником (?), кто-то сковывал цепями, кто-то сохранял какие-то связи – вязали корзины, например. Были бродячие монахи. Требовался устав, потому что необходимо было разработать нормы жизни. Была борьба между сторонниками общего жития и сторонниками отшельниками.

Монахи носили шапочки с ушами – младенческую шапочку, мол, монах должен быть добрым, нежным, всё такое.

Нормы строительства христианских храмов, основные элементы культа, культовая поэзия складываются в 5 в. С 3 в. складывается иконография. В 726 г. император запрещал иконопочитание, мол, это элемент язычества. Разные соборы отвергают иконопочитание. Иконотворцы уверяли, что тело Христа – небесное, а не земное. Начинают развиваться богословия божественных энергий, предметы – вместилища божественных сил. Основа вероучения – сила веры, состоит из 12 пунктов (принят на первом Соборе, подтверждён на Константинопольском Соборе). Ряд догмат есть. Это положения, которые считаются истинами, они часто носят противоречивый характер.

3 ипостаси – Святой дух, Отец, Сын. Бог-отец – всеведущий, вездесущий дух. Назначение человека – познавать, любить, прославлять Бога, за счёт чего находится в блаженстве. Промысел божий – переплавлять зло в добро. Таинства крещения, миропомазания, брак, покаяние исповеди, таинство священства. Таинства от обрядов отличается тем, что при таинстве присутствует бог.

Крест не сразу стал символом христианства. Крест ассоциировался с орудием пытки. Только после того, как крестная казнь была запрещена, стал постепенно символом христианства (где-то лет через 100).

Обряды меняются аж до 13 в.

 

Сейчас в России культ, правила которого прописаны и установлены уже в Российской империи. Мы не знаем, что Никон реформировал! Потому что документальные сведения различаются.

Разделение церквей шло по мере расхождения во мнениях, тесно было связано с политическими и социальными процессами. Появляются несколько церквей. Иерусалимская, армянская, константинопольская и другие.

Самое крупное разделение произошло в 1054 г. – православную и католическую. Православная сейчас – кипрская, иерусалимская и другие.

Есть автономный церкви.

Распад империи произошёл в 5 в. В 6 в. Константинополь помог освободиться Риму от варвар, стал претендовать на главенствующую роль в практике церкви. Сначала римская церковь зависела от Константинополя, но Папа имел авторитет, деньги, даже представляли государство, отношения шаткие были. В 7 в. Арабский Халифат угрожает Константинополю, славяне завоёвывают Балканский полуостров (?). Короче, Рим получает свободу.

В 9 в. противоречия между Римом и Византией серьёзные. Территориальные споры. В конце концов окончательный разрыв. В 11 в. константинопольский патриарх (вообще человек резкий, говорят, малообразованный, короче, своеобразный) распорядился закрыть все церкви и монастыри в Константинополь, которые принадлежали Риму или были схожи по обрядам (1053 г.). Принято безбрачие духовенства. Папа посылает послов. В ходе споров проклинают друг друга, короче говоря, окончательный разрыв. 1054 г. – официальный год раскола церкви на православие и католицизм.

 

У нас христианство принято в 988 г. Дата летописная. В начале летописи: 988 г. – князь Владимир крестился с боярами своими, крестил киевлян. Но реально проникает в Киевскую Русь раньше. Процесс крещения происходит гораздо дольше. Первые христиане появляется где-то в 6 в. (наёмники, купцы). Византия давала преференции киевским купцам, если они – христиане.

Святослав казнил христиан в войсках из-за опасения предательства (он нанят Византией для захвата по Дунаю).

Обстоятельства крещения Ольги летописные. Византийские источники не подтверждают это. Есть хозяйственное описание (потрачено, сколько потрачено на приём Ольги). Подробно описан состав посольства, там христианский священник, причём откуда он оттуда, если она якобы приехала для крещения (как я понял). Понятно, летописи писались на деньги князей. Кроме того, по языческим обычаям после убийства Игоря её должны были казнить. Скорее всего, Святославу было 20 лет, когда Ольга пришла к власти, но она становится главой государства (по летописям Святославу якобы 3 года). Потом перестаёт получать финансовую помощь от Византии.

 

3 декабря 2011 г.

 

Отсутствовал.

 

10 декабря 2011 г.

 

Тема. Ислам.

 

Мировая религия. Мусульман более 1 млрд. чел. 35 стран. Самая многочисленная (?!) религия. Ислам – самая молодая из мировых религий. Возникла в 7 в. н. э. Возникает в Аравии, в отличие от др. мировых религий, его появление и развитие хорошо документированы. Здесь всё хорошо отслеживается.

Чтобы понять, что происходило, когда возникает ислам, надо описать ситуацию чуть раньше. Аравийский полуостров в то время населён кочеводами-кочевниками (арабами). С 4 в. существовали протогосударства. Ятриб (потом – Медина). В Йемене было. Мекка.

Во 2 половине 4 в. южноаравийское государство Хемиритов объединяет Йемен, но Йемен быстро заоёван эфиопским царство Аксум (?) – христианское государство. В 570 г. Иран завоёвывает Ймене, изгнав эфиопов, это стало толчком к объединению арабов. Крупная статья экономики арабской – караванские пути. Северный путь серьёзно контролировался Ираном, а южный приносил прибыль, потому что кочевые племена брали налог за прохождение. После того, как Йемен был захвачен Ираном, Иран пресекает возможности торговли по этому пути, в основном караваны направляет на северный путь, и эта блокада сказывается на эк. положении арабов. Выделившаяся верхушка кочевых племён привыкла к роскоши. Торговля приходит в упадок. Всё бы это захерело, но в этом случае арабы объединились, это консолидировало их, что в конечном итоге привело к образованию халифата. Да, были христиане, иудеи, но в основном они были язычниками – у них были свои племенные культы. Поклонялись Луне и Солнцу, предкам. Был культ камней, которые считались воплощением племенных божеств. Каабы почитались. 3 кааба – чёрное, красное и белое. Мы только о чёрном знаем – большой камень, который стоит на ребре, считается упавшим с неба.

Идеи монетеизма проникали. В 6 в. в этих протогосударства было движение ханифов – проповедников, которые предлагали варианты религии, которые возникли в новых условиях.

Пророк Мухаммед в 570 г. родился. Племена куришитов, племя Хуан-Куриш (бедное). Был бедным человеком. Поступает на службу к богатой женщине Хадидже. Женился на ней. Разница в возрасте была большой, брак же был удачным. Детей много было, дочь Фатима вышла замуж, её дети сыграли большую роль (в т.ч. Хусейн – мученик в шиизме).

Мухаммед отошёл от дел (сложно понять, с чем именно это было связано), примерно в 610 г. его начинают посещать ведения. Начинает проповедничать. Мухаммед был неграмотным, поэтому его проповеди записывали последователи. Из проповедей в дальнейшем составлен текст – Коран (буквально – Чтение). Потом Коран был переведён (на европейские с 18 в. переводят).

В Коране, как считается, окончательно утверждается монотеистическая идея. Считается, что в отличие от иудаизма, христианства в исламе монотеизм находит наиболее последовательное выражение. Исламские богословы упрекают христиан, что Иисус Христос был сыном Божьим. Коран говорит, что у Аллаха не может быть детей, все сотворены одинаково.

На горе какой-то явился некто в человеческом облике Мухаммеду говорит: читай, и господь твой. Считается, что это – архангел Джебраил, посланник Аллаха.

Аллах несколько лет через Джебраила поставлял Коран Мухаммеду, оказывал поддержку. Не такую, как Кадырову, конечно. Вроде бы 22 года, 2 месяца, 2 дня составлялся Коран. 114 сур (глав) в Коране. В части сур показывается вера, в части вырабатываются этика, нормы, поведение. Каждое из откровений Аллаха записывалось спец. людьми без задержек. К 632 г. более 100 000 аятов (?) было.

Согласно традиции, Мухаммед определил, кто из последователей знал Коран наиболее правильно. Эти людей называли хафизами.

Последнее откровение Мухаммед получил за 81 день до смерти. Через полгода после смерти Мухаммеда халиф Абубек (?), который возглавил племя, поручил кому-то собрать все разрозненные тексты, которые были написаны. Тексты сверились с хафихзами (запоминали тексты наизусть), 2 товарища включали в канонический текст Корана те отрывки, которые совпадали. Через 1 год Коран был записан в целостном виде, был передан вдове пророка.

В 647 г. следующий халиф распорядился все варианты текста Корана уничтожить кроме того, который был у него (?). Никаких разночтений не осталось. С текста сделали копии, он же стал каноническим. Ура, товарищи.

В проповедях Мухаммеда провозглашён культ единого бога Аллаха. Учреждена молитва с призывом, пост, налог в пользу бедных, определены основы вероучения.

Община усиливалась, что не нравилось мекканской верхушке. Появились проблемы. В 622 г. последователи Мухаммеда приезжают в Медину. Проповедь в Медине была успешной. Почти все мединцы приняли ислам, поэтому 622 г. считается годом начала мусульманской эры. В Медине Мухаммед вырабатывает устав, организационные формы, в которых община должна существовать, нормы поведения, законы, культовые предписания.

Ислам быстро распространяется среди арабов, в т.ч. среди арабских. В 630 г. последователи завоёвывают мир. Мекка дольше всех сопротивлялась религии. Но наиболее дальновидные представители начинали ислам принимать. Мекка завоёвана, приняла ислам. В 632 г. Мухаммед из Медины в Мекку совершает паломничество. До сих пор такое паломничество – элемент исламской традиции. В том же году Мухаммед умирает. Восстания были пресечены. Объединившиеся под знаменем ислама, единого бога Аллаха решили завоевать территории.

В будущем халифате власть светская и церковная – одно и то же. Халиф одновременно и религиозный лидер.

Не очень понятно, считал ли сам Мухаммед, что он провозглашает, есть ли это продолжение старых традиций или новая религия. Возможно, он и не претендовал на новую религию, т.к. говорил, что христиане и иудеи считал братьями. Но иудейская община не поладила с Мухаммедом.

Учения Мухаммеда сплотили арабов. Трансформировались идеи хорошо, поэтому на подготовленную почву идеи легли.

Арабы подчиняют огромные территорию – от северной Индии до Марокко. Испанию завоёвывают, во Францию вторгаются. Первые походы на Месопотамию были при халифе (?), которые правил в 632 – 634 гг. В следующие 10 лет Закавказье, Сирию, Палестину завоевали. До Константинополя дошли. Потом Армения, Малая Азия, Северная Африка. Практика установлена такая – 4/5 добычи при завоеваниях поступали воинам, а 1/5 шла в казну. Казна довольно быстро стала мощной. Политика стала вызывать недовольство последователей, поэтому что на самые доходные должности халиф Осман ставил родственников. Стали говорить о том, что власть должна принадлежать Али – ближайшему родственнику Мухаммеда. Эти недовольные стали называться шиитами. К ним кочевники-бедуины примыкают. В 65_ г. шииты убили Османа и провозгласили Али халифа. Из Медины столицу перенесли в Месопотамию. Стал заменять ставленников. Только Муабия стал сопротивлялся, фактически оторвал свою территорию (Сирию) от территории Халифата. Назрела война. Али повёл себя нерешительно, что не понравилось ряду последователей, что привело к расколу среди шиитов. Появилась группа хареджитов, они протестовали против наследственной власти халифов, мол, только через выборный путь нужно передавать власть. В 661 г. Али погибает. Муавия становится халифом. Родоначальник династии Амиядов. Правили они до 750 г. При нём столица перенесена в Дамаск. 2 крупных течения появляются в исламе, которые до сих пор существуют – сунниты и шииты. Сунниты считаются ортодоксальным направлением, которое опирается на предание.

Кстати, шииты прочили пост халифа сыну Али Хасану, но Хасан уступил Муавию. А Муавия передал престол сыну. Правда, был заговор во главе с Хусейном, но его казнили. Хусейн поэтому среди шиитов считается мучеником.

Афганистан завоевали, Византию, Грузию, Хазарию. В 8 в. – Средняя Азия, Ливия, Тунис, Марокко, Испания. Огромная территория – Халифат. Параллельно завоеваниям сазу же проводилась исламизация завоёванного населения. Пути этого были разные. Экономическую политику арабские завоеватели заимствовали у Ирана, о чём свидетельствует такая практика: государства (?) платили разные налоги. Кто ислам не принимал, платили от 1/3 до 2/3 урожая налогами (мусульмане – 1/10). И ещё подушную подать платили. С ним ещё взимали более крупные торговые пошлины (с мусульман – 2,5 %, а с этих – 5 %).

Шла арабизация местного населения. Арабы расселялись племенами, ассимилировались активно. Правоверный может брать до 4 жён, если мог их содержать. А число наложниц, рабынь не ограничено. Там, где были родственные народы (семитские народы), ассимиляция шла быстро. Но в Иране, других странах была принята арабская культура, язык. Даже копты усвоили язык. Центральная власть была сильная. Хорошо налажена работа полиции. Дороги были, поэтому войска быстро перемещались. Вся земля принадлежала халифу, но было условное владение землёй с рядом льгот, которые получали высшие чиновники и военачальники.

В Халифате 5 наместничеств. Во главе – эмиры.

Землевладение на гос. землях. В казну платилась рента. Отчуждаемых земель почти не было. Салафи – форма землевладения: земля принадлежала халифу или его членам. Были земли, которые принадлежали религиозным учреждениям. Эти земли не облагались налогами. Часть общинных земель отдавалась в условное владение с правом взимания ренты. Чиновники и высшие офицеры могли брать ренту с гос. земель. Горожане платили налоги.

В Халифате процветала торговля. Торговцы, купцы организовывались в гильдии.

В модели были противоречия. Те, кто землёй владел, стремился к наследованию земель. Появилась практика принуждения не арабов платить подушную подать, что вызывало восстания, которые выражались в религиозной форме. Эмиры стремятся к независимости. С 9 в. Халифат распадается. Если сначала армия была ополчением, то теперь это – наёмная армия. Гвардия халифа состояла из рабов. Постепенно гвардия навязывает волю халифу, а потом они зависимы от гвардии. Гвардия смещает халифов, назначает собственных предподителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.401 сек.