Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние и перспективы производства СПГ в РФ




Экономика проектов СПГ дешевеет, затраты на производство и транспортировку СПГ демонстрируют отчетливую тенденцию к снижению. За последние 10 лет стоимость производства и транспортировки СПГ снизилась на 35-50%, а в отдельных случаях и более. В 70-е годы прошлого столетия себестоимость производства одной тонны СПГ оценивалась, примерно, в $500, в 80-е годы – в $300-400. Сейчас это уже менее $200, если речь идет о строительстве нового завода и около $150-170, если речь идет о расширении уже действующего производства.

СПГ-индустрия сегодня – это самостоятельный вид бизнеса глобального характера. Рынок СПГ является достаточно рискованным. Возникшую в 60-е годы прошлого века торговлю СПГ поначалу можно было рассматривать лишь как средство обеспечения надежности газоснабжения в дополнение к трубопроводным поставкам. Сейчас производство, транспортировка и продажа СПГ - самостоятельная индустрия. СПГ-проекты позволяют вовлекать в мировой газовый оборот газовые ресурсы, изолированные и отдаленные от основных региональных рынков газа. В отличие от трубопроводного газа, СПГ – товар мирового значения.

 

 

Главным образом, рост спроса на СПГ будет происходить за счет США и Великобритании. В 2003 году США планировали потребление СПГ к 2010 году на уровне 42 млн. тонн в год. Но по последним оценкам Департамента по энергетике США, импорт СПГ в США к 2010 году может вырасти до 101 млн. тонн в год. При этом, большинство планируемых СПГ-проектов, в том числе, уже вошедших в стадию реализации, ориентировано именно на американский рынок.

 

Одним из ведущих экспортеров СПГ в США станет Катар, где большие запасы газа при низких издержках дают основание к 2010 году планировать экспорт на уровне как минимум 45 млн. тонн в год. Помимо Японии и Кореи, Катар в 2003 году вышел на рынок Индии, заключил соглашения с Испанией и Италией. Но основными потребителями на будущее страна избрала США и Великобританию. На поставки в США нацелены проекты Qatargas III объемом 7,5 млн. тонн в год и Rasgas III объемом 15,6 млн. тонн в год. Оба проекта начнутся в 2008-2009 гг. На рынок Великобритании Катар с 2007 года начнет поставлять по 15 млн. тонн ежегодно с завода Qatargas II. На США ориентируется и Иран, рассчитывая, что этот рынок сможет поглотить всю продукцию сверх договорных поставок в Европу, Северо-восточную Азию и Индию. На рынки США и Европы ориентированы проекты по развитию СПГ-производства в Нигерии, Анголе и Австралии. Австралия, сохраняя традиционную ориентацию на Японию и Корею, рассматривает возможность при благоприятной конъюнктуре направлять на американский рынок продукцию по новому проекту Gorgon. На американский рынок рассчитан норвежский проект Snohvit, а также большинство латиноамериканских проектов. Тринидад и Тобаго уже активно работает на рынке США. Венесуэла и Бразилия, где развитие проектов СПГ стимулировано недавним открытием крупных запасов газа на шельфе, рассчитывают использовать свое удачное географическое положение для поставок газа на рынки США и Европы.

 

Растет показатель средней мощности производственных линий при одновременном уменьшении количества линий на заводе. В 60-х годах этот показатель составлял 1 и менее млн. тонн в год, в 2000 году – почти 3 млн. тонн. В 2003 году стандартная линия имеет мощность в 4-4,6 млн. тонн в год. Такие линии строятся, например, в рамках проекта «Сахалин-2». Они же работают на заводе в Нигерии. Максимальная на сегодняшний день мощность обещает дать линия на заводе в Катаре, проект готовится ExxonMobil.

 

Расширяется применение новых технологий: использование газовых турбин вместо паровых, строительство больших по объему, но меньшим количеством резервуаров хранения, практика интеграции заводов СПГ и электрогенерирующих предприятий.

 

Снижается стоимость транспортировки СПГ, индустрия строительства метановозов развивается очень быстро. Стоимость одного судна сократилась с $250 млн. в 1991 г до $155-170 млн. сегодня. При снижении стоимости строительства танкеров растет их емкость, причем почти без увеличения габаритов судна. Сегодня разрабатываются проекты по строительству метановозов емкостью 200 тыс. м3 и даже 300 тыс. м3 (по катарским проектам).

 

Россия в число значительных производителей сжиженного природного газа не входит и СПГ не экспортирует. Российская промышленность не выпускает оборудование для производства СПГ, в России нет опыта строительства и эксплуатации танкеров-метановозов. Вместе с тем, РФ наряду с Ираном можно рассматривать как крупного потенциального производителя и экспортера сжиженного метана на основании того, что эти страны владеют существенными долями мировых запасов газа – 30% и 15%, соответственно.

 

Появление СПГ, произведенного в России, ожидается в 2007 году, если производственные планы компании Sakhalin Energy, в соответствии с которыми на осторове Сахалин в рамках реализации газодобывающего проекта «Сахалин-2» начато строительство первого в РФ завода по СПГ, будут выполнены. В 2007 году после введения первой технологической линии завод даст 4,8 млн тонн сжиженного метана. После введения второй очереди, которое намечено на 2008 год, максимальный годовой объем производства составит 9,6 млн тонн СПГ.

 

Завод по производству СПГ, газовый и нефтяной терминалы строятся в поселке Пригородный, который расположен на берегу Анивского залива о. Сахалин. Это место постройки выбрано потому, что там возможно оборудовать глубоководный незамерзающий порт. Завод и терминалы для отгрузки нефти и СПГ на танкеры и метановозы будут эксплуатироваться как единый комплекс. Стоимость комплекса составляет около $2 млрд.

 

Контракты на поставку оборудования для строительства комплекса размещены по всему миру. Криогенные теплообменники поставит германская Linde. Строительство комплекса ведет CTSD Limited – консорциум, объединяющий японские Chioda Corporation и Toyo Engineering, а также ОАО «НИПИгазпереработка» и ОАО «Химэнерго».

 

Проект и сжиженный газ, который будет выпускать завод в Пригородном, трудно назвать российским в полной мере, так как в проекте нет ни одного российского участника. В компании Sakhalin Energy 55% принадлежат англо-голландской Royal Dutch/Shell, и 45% японским Mitsui и Mitsubishi (25% и 20%, соответственно).

 

Анализируя дальнейшие перспективы производства СПГ в России, необходимо отметить, что по сравнению со многими потенциальными и уже действующими производителями и экспортерами СПГ, Россия обладает лишь одним существенным преимуществом: весьма значительной сырьевой базой, что позволяет обеспечить функционирование крупного проекта в течение очень длительного срока. В то же время по многим другим параметрам РФ уступает и нынешним, и будущим участникам мирового рынка СПГ. В частности, климатические и геологические условия залегания большей части запасов неблагоприятны. Отдаленность газовых месторождений от целесообразных мест расположения заводов по производству СПГ требует строительства протяженных магистралей, причем, по достаточно тяжелым в природном отношении маршрутам. Все это позволяет предположить, что проекты строительства заводов СПГ в России будут дороже среднемирового уровня.

В США, на Южном побережье Аляски (г. Кенай), эксплуатируется завод по производству СПГ, расположенный в достаточно высоких широтах. Минимальная температура воздуха в месте нахождения этого завода не опускается ниже -25оС градусов по Цельсию. Поэтому навигация в Кенайском заливе возможна круглый год, и принадлежащий компании ConocoPhillips танкер-метановоз «Полярный Орел» совершает рейсы круглогодично – по 18 рейсов в год в Японию по маршруту Кенай-Негиши.

 

Климатические условия в районе газовых месторождений полуострова Ямал гораздо более неблагоприятны. Минимальные температуры достигают -50оС, в результате чего акватория Карского моря и Обской губы большую часть года покрыта льдами, достигающими толщины 5-6 метров. Таким образом, регулярная круглогодичная транспортировка СПГ с п-ова Ямал требует либо ледокольного обеспечения, либо проектирования и строительства впервые в мировой практике танкеров-метановозов ледового класса.

 

Другим возможным вариантом реализации проекта по производству и экспорту СПГ из России является строительство заводов по сжижению газа вблизи круглогодично незамерзающего северного морского порта (например, Мурманска) и прокладка магистрального газопровода от этого порта до месторождения (Штокман или Ямал). Очевидно, что стоимость такого проекта будет превышать типичную стоимость проекта СПГ, когда завод по сжижению газа расположен вблизи месторождения, на величину стоимости газопровода.

 

Подводя итоги, отметим, что все перечисленные выше аргументы одинаково справедливы как для проектов по производству СПГ, предполагаемых к реализации ОАО «Газпром», так и независимыми газовыми компаниями.

 

В силу указанных выше причин доля России в мировом производстве СПГ может составить существенную часть не раньше 2010 года. Учитывая те проекты, которые были озвучены представителями нефтегазовых компаний, Россия теоретически могла бы поставлять на экспорт в 2010 году около 63 млн. тонн СПГ в год.


Если же говорить по существу о перспективных российских проектах, то их не так много, да и находятся они, в основном, на стадии первоначальных разработок. Помимо вышеупомянутого проекта "Сахалин-2" (Sakhalin Energy), отметим проект на базе Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Его разрабатывает совместное предприятие "дочек" «Газпрома» и «Роснефти» - «Севморнефтегаз». Предполагаемая мощность завода должна составить 20,1 млн. тонн СПГ в год. Ввод Штокмановского месторождения в промышленную эксплуатацию намечен на 2010 год. Около 90% сжиженного природного газа со Штокмана «Газпром» намерен поставлять в США, а остальная часть продукции, возможно, будет экспортироваться в страны Европы. Из-за высокой стоимости Штокмановского проекта (предварительные оценки сильно расходятся $10-21 млрд.) и необходимости использования при его разработке новых технологий "Газпрому" пришлось привлечь к проекту ряд зарубежных партнеров, которые могут способствовать продвижению на новые рынки СПГ. В частности, недавние меморандумы Газпрома со Statoil, Сhevron Neftegaz и Petro-Canada отражает его стремление скомбинировать наиболее выгодный для себя состав партнеров - норвежские технологии подводной добычи, американские технологии переработки и сбыта.

 

Кроме того, «Газпром» изучает возможности строительства завода СПГ на базе Харасавейского месторождения (полуостров Ямал). Еще один проект подготовила компания "Тамбейнефтегаз" (25% акций принадлежит "НОВАТЭКу"), которая собирается к 2009 году построить на Ямале комплекс по сжижению газа. Привлечение инвестиций было одним из слабых мест этого проекта, но недавний приход в "НОВАТЭК" компании “Total”, владеющей технологиями сжижения, может поднять его шансы. Также, «Газпром» и Petro- Canada рассматривают возможность постройки завода СПГ в Ленинградской области.

Вместе с тем, уже начавшаяся конкуренция на быстро растущем североамериканском рынке СПГ требует скорейшего включения российских газодобывающих компаний в поставки СПГ на мировой рынок, в частности, в США. В сложившейся ситуации, когда Россия не обладает собственным экспортным потенциалом СПГ, одним из возможных путей быстрейшего выхода российских компаний на рынок СПГ является заключение соглашений о взаимозамещающих поставках (свопа) с зарубежными партнерами, владеющими долями рынка поставок трубопроводного газа и СПГ. Предварительный анализ показывает, что таким условиям удовлетворяют ряд европейских компаний, как например, Tractebel (Бельгия), Total (Франция), Gaz de France (Франция), Botas (Турция).

 

Tractebel реализует около 30 млрд м3 трубопроводного газа на европейских рынках. Кроме того, она является крупнейшим поставщиком СПГ из Тринидада и Тобаго в США (6.21 млрд м3 в 2003 году) и планирует дальнейшее расширение поставок. Эта компания занимает второе место по объему перевозок СПГ в атлантическом бассейне и третье место по контролю рынка СПГ в этом регионе. В настоящее время совместных проектов с российскими компаниями не имеет. Очевидно, что перечень потенциальных партнеров в сотрудничестве по взаимозамещающим поставкам СПГ не может быть ограничен только одной компанией Tractebel. Необходимо оперативное проведение детального анализа по выявлению других возможных партнеров с целью быстрейшего начала консультаций и переговоров по подготовке соглашений по замещающим поставкам газа для обеспечения выхода России на мировой рынок СПГ.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.