КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий этап. Заключительный, 1989–1991 гг
1) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР; 2) на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС на власть, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев). 3) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям; 4) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Изменения во внешней политике СССР: 1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему; 2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеологизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»; 3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей, и достигается лишь политическими средствами; 4) было признано, что жизнеспособность мирового сообщества состоит в многовариантности развития и в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной; 5) была обоснована необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также провозглашён учет баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;
6) было заявлено, что лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу. Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западноевропейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.
Тема 17 Россия и мировая цивилизация в начале XXI века
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (1991 – н.в.) В 1992 году в Россииначались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные «шоковой терапией». Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Е. Гайдару и А. Чубайсу. Основными этапами реформ стали: январь 1992 г. – освобождение (либерализация) цен; октябрь 1992 г. – начало приватизации государственной собственности с помощью ваучеров (приватизационных чеков), выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом приобретения на них акций частных компаний или предприятий.
Результаты реформ: А. В экономике: 1. Неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства. 2. Следствием этого стала гиперинфляция. За 4 года деньги обесценились в 10 000 раз. Б. В социальной сфере: 1. Резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в государственном Сбербанке без соответствующей индексации, по существу – ограбление государством вкладчиков. 2. Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. 3.Самоограбление государства, характерными чертами которого были: а) невиданный расцвет коррупции; б)крупномасштабные аферы т. н. «финансовых пирамид»; в) утечка капиталов за границу. 4. Разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшееся резкой социальной поляризацией; 5. Рост преступности (особенно в условиях введенного с 1995 г. моратория на смертную казнь). В. В духовной жизни общества: вакуум моральных и политических ценностей, как следствие разочарования в обманутых надеждах.. Ее подменили слепое поклонение Западу и культ наживы любой ценой. Основные тенденции в президентство В.В. Путина: А. В общей внутренней политике: 1. Стабилизация власти, усиление авторитарных тенденций в русле российской исторической традиции. Под лозунгом укрепления «вертикали власти» страна была разделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента для контроля над губернаторами; с 2003 г. фактически отменены выборы губернаторов. 2. Стремление к консолидации общества, политический центризм (начиная с государственной символики, сочетающей элементы наследия дореволюционной России и СССР). Это значительно укрепило авторитет власти. 3. Следствием разочарования народа в политических партиях стали их кризис и политический застой. На его преодоление, с одной стороны, и на дальнейшую стабилизацию – с другой, направлено предпринятое властью в последнее время строительство новой партийной системы.
Б. В социально-экономической сфере: 1. Завершение разработки законодательства по экономическим вопросам с усилением государственного сектора экономики и тенденций государственного регулирования. 2. Ограничение влияния «олигархов» российского бизнеса. 3. Экономическая стабилизация. С 2000 года в России наблюдаются медленный, но неуклонный экономический рост и неизменно профицитный, сбалансированный госбюджет. 4. Прекращение разбазаривания кредитов и бюджета и расчет с внешними долгами государства, к настоящему времени близкий к завершению. 5. Начало возрождения ВПК, уже идущее в сфере обычных вооружений и намеченное (в программе, принятой правительством в последние годы) в области ядерного оружия. В. Во внешней политике: 1. Приоритет национальных интересов. 2 Россия стремится к осторожному балансу между Западом и Востоком (и прежде всего – Китаем). Этому соответствует и рациональный поиск ею своей модели дальнейшего развития. Основные проблемы сегодняшней России, представляющие собой еще не до конца изжитое наследие общего кризиса 90-х годов: 1) технологическое отставание от наиболее передовых стран Запада, преобладание сырьевых отраслей экономики перед обрабатывающими и наукоемкими; 2) неопределенность места России в международных отношениях; 3) по-прежнему высокая коррупция и растущая бюрократизация управления (как следствие чрезмерного усиления позиций государственного аппарата, не имеющего противовесов); 4) все еще достаточно низкий уровень жизни основной массы населения.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Отечественная история»:
1. История как наука: методы и источники изучения истории; отечественная историография и функции исторического знания. 2. Проблема этногенеза восточных славян. 3. Культура и религия восточных славян. Русь языческая. 4. Образование Древнерусского государства его социально-политический строй. 5. Принятие христианства и его историческое значение. 6. Письменность, просвещение и литература Древней Руси (IX–первая треть
XII в.) 7. Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая треть XII в.) 8. Период политической раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). 9. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. 10. Русь в условиях монголо-татарского ига. Проблема взаимовлияния Руси и Орды. 11. Образование и укрепление Московского единого централизованного государства. 12. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. 13. Смутное время: истоки и сущность. 14. Начало династии Романовых и утверждение абсолютизма. 15. Генезис и сущность самодержавия в России. 16. Крепостное право и его оформление в России. 17. Развитие просвещения и литературы в Московском государстве в XIV– XVII вв.) 18. Архитектура и изобразительное искусство Московской Руси в XIV–XVII вв.) 19. Эпоха петровских преобразований и ее историческое значение. 20. Культура петровского времени. 21. Основание Санкт-Петербурга и его роль в истории России. 22. Эпоха дворцовых переворотов в России: причины и последствия. 23. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: намерения и результаты. 24.Внешняя политика России XVIII в.: формирование и расширение пределов империи. 25. Русская культура середины и второй половины XVIII в. 26. Реформаторская деятельность императорской власти в первой четверти XIX в. 27. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. 28. Декабристы и их роль в российской истории. 29. Внутренняя политика России второй четверти XIX в. 30. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.). 31. Реформы в России 60-70-х гг. XIX в.: цели и результаты. 32. Контрреформы 80-90-х гг.XIX в. 33. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX века. 34. Культура России во второй половине XIX в. 35. Развитие капитализма в России и обострение социальной напряженности в обществе в конце XIX–начале XX вв. 36. Первая российская революция 1905–1907 гг. 37. Оформление политических партий в России в начале XX в. 38. «Третьеиюньская монархия» и деятельность Государственной Думы. 39. Столыпинская аграрная реформа 1906–1917 гг. 40. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. 41. «Серебряный век» русской культуры». 42. Февральская революция 1917 г. и падение самодержавия. 43. Россия между революциями 1917 г. 44. Октябрьская революция и установление Советской власти в России. 45. Гражданская война и интервенция: причины, ход и последствия. 46. Политика «военного коммунизма». 47. Национальная политика Советского государства и образование СССР. 48. НЭП: сущность, значение, противоречия. 49. Социально-экономические преобразования в СССР в середине 1920-х - 1930-е гг. 50. Культурная революция в СССР в 1920-1930-е гг. 51. Внешняя политика СССР в конце 1920-х-1930-е гг. 52. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: период стратегической обороны. 53. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: период коренного перелома. 54.Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: период разгрома фашистской Германии. Историческое значение Победы. 55. Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период (1945-1953 гг.). 56. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». 57. Социально экономическое развитие и общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х–начале 1960-х гг. Противоречивость периода «хрущевской оттепели». 58. СССР в середине 1960-х-начале 1980-х попытки осуществления реформ и нарастание кризисных явлений. 59. «Перестройка» в СССР: цели и реальные итоги (1985–1991 гг.). 60. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (1991–2011 гг.).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |