Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка» (1985 – 1991 гг.)




1. Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС избрал Л.И.Брежнева Первым секретарем, Председателем Совета Министров был назначен А.Н.Косыгин. Советская общественность позитивно восприняла смену руководства.

«Косыгинская» реформа. Решениями мартовского и сентябрьского 1965 г. Пленумов ЦК КПСС была запущена экономическая реформа, вошедшая в историю по имени ее инициатора.

Необходимость реформы. К средине 60-х гг. состояние экономики ухудшилось: наметился спад темпов роста промышленности, еще хуже дело обстояло в сельском хозяйстве («целинный» хлеб не компенсировал нехватки продовольствия, с 1963 г. СССР приступил к импорту зерна); попытки активизировать экономику бюрократическими реорганизациями и наращиванием капиталовложений не приносили результатов.

Цель реформы: рост эффективности экономики за счет повышения производительности труда, качества производимой продукции, снижения издержек общественного производства.

Способ: создание механизма материального стимулирования хозяйствующих субъектов.

Ограничители: доктринальные основы советской экономической модели: общественная собственность на средства производства, директивное планирование.

Механизм: реформа системы управления экономикой. Повышалась производственная самостоятельность предприятий.

В аграрном секторе: снижение планов обязательных поставок продукции государству, повышение цен на сверхплановые закупки, свертывание части ограничений на личное подворье;

В промышленности: сокращение директивных показателей, хозрасчет - самоокупаемость, использование части прибыли предприятия для модернизации производства, премирования работников, укрепления социальной сферы, ликвидация СНХ и восстановление перестраиваемых отраслевых министерств.

Результаты реформы. Новые подходы легли в основание пятилетки на 1966 – 1970 гг., утвержденной XXIII съездом КПСС. По данным официальной статистики нововведения позволили лишь замедлить падение темпов экономического роста.

Причины неудачи: - слабость материальных стимулов (в промышленности премиальный фонд составлял 3% от зарплаты);

- бюрократическое извращение принципов реформы;

- критерием работы предприятия оставалось выполнение плановых заданий; реальная перемена могла наступить только при переходе к рыночно - конкурентным отношениям путем свертывания административного управления, что противоречило основам советской экономической доктрины.

Консервативный поворот. При решении дилеммы: дальнейшая демократизация или консервация, брежневское руководство избрало второе. Критика «культа» была прекращена.

Идеология поворота. Заявленная в 1967 г. концепция «развитого социализма» сводима к следующему: социализм – самостоятельная стадия коммунистической формации; достижение полной и окончательной победы социализма не означает непосредственного перехода к решению задач коммунистического строительства. Стратегия состоит в «совершенствовании» развитого социализма, что и будет означать эволюционный переход к коммунизму. Идеологические цели: сохранить коммунистическую перспективу; нейтрализовать общественный скепсис; обосновать отказ от решительных перемен («застой»).

В принятой в 1977г новой Конституции СССР «уточняющие» формулировки и переименования («общенародное государство» вместо «государства диктатуры пролетариат», «советы народных депутатов» вместо «депутатов трудящихся» и т.п.) не могла скрыть неизменную сущность советской системы. Статья 6 Основного Закона закрепила тоталитарную природу режима, определив КПСС как «ядро политической системы».

Власть. Новое руководство, осуществило частичную ресталинизацию системы. Была ликвидирована уставная норма о ротации партийной номенклатуры, (со временем основу аппаратной власти составили «отраслевики», т.е., хозяйственные руководители). С избранием в 1966 г. Брежнева Генеральным Секретарем ЦК (в 1977г. он становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР) началась реанимация вождистской модели, не реализованная в полной мере. Ужесточается идеологический режим. Руководящее звено заполняется бесцветными фигурами, связанными с Брежневым родственно-карьерными отношениями (А.П.Кириленко, К.У. Черненко, Н.К.Щелоков и др.).

Консервация кадров повлекла рост безответственности, складывание «геронтократии» (власть престарелых). Нарастала коррупция, закладывались основы мафиозных объединений. «Монолитное» советское общество окончательно распадается на две подсистемы - «рядовых» граждан (включая низы партии) и правящую элиту, чей образ жизни копировал «западные стандарты». Завершается - с позиций марксистско-ленинских ценностей - процесс перерождения правящей элиты. Давление властей на проявления несогласия пресекались жестче, чем в период «оттепели».

«Диссидентство». На полулегальной основе формировались – главным образом, в интеллигентской среде - группы и течения инакомыслящих (диссидентов). Постепенно кристаллизируются направления (национально – религиозные, западнически – демократические, социал-демократические). Режим стремился не допустить диссидентского влияния на настроения в обществе. Гонениям подверглись выдающиеся деятели отечественной культуры и науки: А.И Солженицын, И.А.Бродский, А.А.Сахаров, Ю.П.Любимов, А.А.Тарковский и др., тысячи «простых» граждан.

Ю.А.Андропов. К.У.Черненко. Будучи долголетним руководителем КГБ Андропов, занявший высшие посты после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. провел ряд акций, призванных продемонстрировать разрыв с брежневским наследием. Он искал выход на путях ужесточения «дисциплины» во всех сферах жизни общества, хотя его намерение подвергнуть переосмыслению достигнутое за годы советской власти оказалось созвучно «перестройке». Избрание смертельно больного Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) Генеральным секретарем продемонстрировало недееспособность режима даже в вопросах самосохранения.

Экономика. Состоявшийся в 1971 г. XXIY съезд КПСС, казалось, вскрыл одну из ключевых проблем советской экономики. В послеоктябрьский период экономика росла, в основном, экстенсивно (за счет роста затрат). Экстенсивный рост не позволял кардинально повысить жизненный уровень и имел ресурсный ограничитель. Съезд сформулировал долгосрочную программу перевода отечественной экономики на интенсивные рельсы: за счет роста производительности труда, качества продукции обеспечение экономического роста в темпах, опережающих рост производственных затрат.

Действенный механизм, оптимизирующий соотношение между затратами и результатами в экономической сфере, найти не удалось, не смотря на обилие проводимых мероприятий.

Продолжился спад темпов экономического роста: в промышленности – по завышенной официальной статистике - с 8,5% среднегодовых в 1966 – 1970 гг. до 4, 4 –в 1976 – 1980 гг (альтернативные сведения – соответственно – 4,5% и 3,0), в сельском хозяйстве с 4,3% - до 1, 4, началось ухудшение продовольственного обеспечения городов.

Проблема качества экономического роста. Падение темпов усугублялось технико-технологическим отставанием советской экономики. В эпоху научно – технической революции, знаменовавшей начало глобального перехода от индустриальной цивилизации (основанной на фабрично - заводском производстве) к постиндустриальной, в которой основным производственным ресурсом становится наука, информационные технологии, советское руководство оставалось в русле «индустриального» мышления, ориентированного на рост объемных показателей промышленности. В начале 80-х годов страна столкнулась с угрозой стадиального отставания от наиболее продвинутых стран Запада.

Социальная сфера. Низкая эффективность производства предопределила стагнацию жизненного уровня. В стране консервировалась архаичная «индустриальная» социальная структура. В 1970г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1, колхозники -20,5%, в 1987 – соответственно – 61,8, 16,2, 12,0. Объемный экономический рост не сопровождался соответствующим ростом жизненного уровня. В 70-е гг. началось падение средней продолжительности жизни.

Духовная сфера. Наметился процесс снижения качества знаний, что было связано со слабостью материальной базы, падением престижа интеллектуального труда. Проявлением научно – технического отставания стала утрата лидирующих позиций в освоении космоса.

Сфера гуманитарного знания оставалась под жестким идеологическим контролем.

Однако, выдающиеся достижения в области художественной культуры, связанные с творчеством В.П. Аксенова, В.Максимова, Ю.Д.Синявского, Ю.П.Любимова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстоногова, А.А.Тарковского, А.Г.Германа, поиски мастеров современного изобразительного искусства, «авторской песни» (Б.Окуджава, В.Высоцкий) находили путь к публике.

Внешняя политика. Советские внешнеполитические ориентиры

определялись процессами частичной ресталинизации внутри страны и складывающейся международной обстановкой. Сочетание принципа «мирного сосуществования» и расчета на «дальнейшее изменение соотношения сил в пользу социализма» предопределили повороты внешне политики СССР в период «застоя».

Были достигнуты крупные результаты в нормализации отношений с Западом («разрядка международной напряженности»). В начале 70-х гг. фиксируется нерушимость границ в Европе, заключаются соглашения, сдерживающие гонку вооружений; 1 января 1975 г. состоялось подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

На фоне нарастающего кризиса общественно – политических систем, навязанных «социалистическому лагерю» («бархатная революция» 1968 г. в Чехословакии, подавленная советскими войсками, протестное движение в Польше под руководством профсоюза «Солидарность»), советское руководство стремилось ограничить суверенитет «братских стран», что усугубило кризис мирового социализма (отчуждение во взаимоотношениях с Китаем, Северной Кореей, Албанией, Югославией, Румынией). В 1979 г. – под предлогом оказания «интернациональной помощи» - СССР осуществил вторжение в Афганистан, что серьезно обострило международную обстановку. США, пользуясь ситуацией, попытались втянуть СССР в новый тур гонки вооружений.

Итоги «застоя». Специфику периода определила частичная ресталинизация – без террора и фигуры харизматического вождя. Поскольку «брежневский» режим не смог добиться позитивных результатов ни в одной сфере общественного развития, обоснован вывод, что кризис системы начался с критики с «культа». Сталинизм являлся наиболее органичной формой советского тоталитаризма.

Окт. 1964 – освобождение Н.С. Хрущева с руководящих должностей, избрание Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС и А.Н. Косыгина Председателем Совета Министров.

1964-1975 – поддержка СССР борьбы Вьетнама против агрессии США.

1965 – реформы управления сельским хозяйством и промышленностью.

1968 – ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию.

1970 – договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.

1972-1973 – советско-американские договоры об ограничении ядерных вооружении и систем противоракетной обороны.

1975 – подписание в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1977 – принятие новой Конституции СССР.

1979 – ввод советских войск в Афганистан.

1982-1984 – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов.

1984-1985 - Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.

 

1. А.Н. Косыгин занимал пост:

1) председателя Президиума ВС СССР

2) Генерального секретаря ЦК КПСС

3) Генерального прокурора СССР

4) министра иностранных дел

5) председателя Совета Министров СССР

 

 

2. Конституция СССР периода "развитого социализма" была принята в:

1) 1965 г.

2) 1968 г.

3) 1972 г.

4) 1977 г.

5) 1980 г.

 

3. Ввод советских войск в Афганистан состоялся в:

1) 1979 г.

2) 1978 г.

3) 1977 г.

4) 1980 г.

5) 1981 г.

 

4. Подписание первых крупномасштабных советско-американских документов по контролю над стратегическими вооружениями относится к:

1) 1970 г.

2) 1971 г.

3) 1972 г.

4) 1974 г.

5) 1978 г.

 

5. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

1) 1972 г.

2) 1973 г.

3) 1974 г.

4) 1975 г.

5) 1977 г.

2. Мартовский 1985 г. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем М.С.Горбачева.

Необходимость «перестройки». При внешней несокрушимости СССР оказался в ситуации системного кризиса.

В экономике были исчерпаны экстенсивные факторы роста; попытки запустить механизмы интенсивного развития гасились планово - административной системой. В социальной сфере консервировался низкий уровень жизни. В духовной сфере падала эффективность научно-образовательного комплекса, нарастала общественная апатия, коррупция деформировала моральные устои общества. Привилегированный номенклатурный слой оказывался все менее состоятелен в решении общественных проблем. Не совпадение постулатов «научного коммунизма» с реалиями глобального развития вызвало обвальное падение влияния марксистко-ленинской идеологии. Страна втягивалась в серьезный геополитический кризис, проиграв «соревнование» с капитализмом.

В тоже время, СССР располагал ресурсом обновления: значительным интеллектуальным и материальным потенциалом.

Периодизация «перестройки». «Перестройка» не имела четкой стратегии, (выработка законченного плана преобразований в недрах советской системы выглядит утопично). Линия нового руководства строилась под воздействием ряда факторов: борьба за лидерство, реакция общества, международное обстановка. Изначальная проблема «перестройщиков» (Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, А.Н.Яковлев, Э.А.Шеварднадзе), группировавшихся вокруг Генсека, состояла в том, что номенклатура исполняла начинания постольку, поскольку инициативы не затрагивали ее положения. Ресурсом для проведения реформ сверху могло стать общественное движение. Однако долгие годы тоталитаризма не содействовали формированию в обществе навыков конструктивной политической самодеятельности. Переплетение этих обстоятельств предопределило непоследовательность действий «архитекторов перестройки».

1985 – 1987 гг. – этап «ускорения», 1988- 1989 гг. – собственно «перестройка», 1990 – 1991гг. – ее кризис, завершившийся распадом СССР и ликвидацией советской системы.

«Ускорение». Первые инициативы нового лидера, с одобрением воспринятые в обществе, находились в русле андроповских подходов: «ускорение социально-экономического развития» путем перераспределения народно - хозяйственных приоритетов и включения «моральных факторов» (повышение дисциплины, ответственности) - по формуле «больше социализма», под чем понималось возвращение к идеализируемым «ленинским истокам». Была провозглашена «гласность», породившая невиданную самостоятельность СМИ.

Первые позитивные результаты (выросла производительность труда, увеличились капиталовложения в социальную сфере, повышалась популярность нового лидера), предопределили атмосферу на XXYI съезде КПСС (1986г.), принявшем новую редакцию Программы партии, из которой был убраны формулировки о непосредственном коммунистическом строительстве, но сохранялась линия на «совершенствование социализма».

В «переходный» 1987г. принимается концепция хозяйственной реформы с целью перехода от административного управления к экономическому (посредством допущения ограниченных рыночных механизмов регулирования государственного и кооперативного секторов). Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС поставил задачу «демократизации» как способ преодоления консервативного торможения реформ.

«Перестройка». XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988г.) провозгласила курс на глубокую перестройку политической системы, процесс обновления стал выходить за предполагаемые рамки. Ставилась задача перехода к правовому «социалистическому государству», включая элементы разделения властей в рамках советской системы при сохранении ключевой роли КПСС. Начинается перестройка структуры Советов (на союзном и российском уровнях воссоздаются съезды народных депутатов, формирующие Верховные Советы) и системы выборов. Весной 1989 г. на частично альтернативной основе избираются народные депутаты.

Новая конструкция Советов обесценила пост Председателя Верховного Совета СССР (с октября 1988г. – М.С. Горбачев). В марте 1990г. III Съезд народных депутатов избирает Горбачева Президентом СССР.

Кризис «перестройки». Перемены в конструкции власти, явились результатом нарастания кризисных процессов в обществе.

Экономика. С конца 1989г. определилось абсолютное падение промышленного производства. Дефицит бюджета достиг почти 10% национального дохода. Резко упало производство продовольствия, власти прибегли к частичному карточному распределению. В начале 1990 г. насчитывалось 6 млн. безработных.

Причины - просчеты в экономической стратегии (увеличение расходных статей бюджета; прямолинейная «конверсия», парализующая производство в военно-промышленном комплексе и др.);

- «парад суверенитетов» союзных республик, вводивших приоритет собственных законов, разрушал союзную экономическую систему;

- переходное (трансгенное) состояние экономической модели, ослабление административных рычагов управления при отсутствии рыночных, активизация теневой экономика, в том числе, за счет присвоения государственно-кооперативной собственности представителями партийно-хозяйственной номенклатуры и мафиозными структурами.

Летом 1990 г. Верховным Советом СССР принимается постановление «О переходе к регулируемой рыночной экономике», допускающей плюрализм собственности на средства производства, что означало отказ от прежде неприкосновенных основ советского строя.

Общественно - политические процессы. Задача демократического реформирования советской политической системы ставила вопрос о месте КПСС. Партия утрачивала роль двигателя «перестройки», что выражалось в усиливающемся сопротивлении новациям со стороны номенклатуры и в нарастающем влиянии новых политических сил.

Начиная с 1988г. – перелом произошел в 1989г.– формируется многопартийность, претендующая на представительство широкого спектра общественных умонастроений: радикально - либеральные (Демократический союз), умеренные (Демократическая партия), лево – социалистические (социал – демократы, анархисты), право-радикальные, монархические («Память», Русская национал – демократическая партия).

Особенности складывающейся многопартийности:

- многочисленность мелких организаций;

- неразработанность платформы межпартийного взаимодействия;

-отсутствие реалистических программ некоммунистического переустройства общества.

Кризис КПСС. Многомиллионная КПСС в условиях кризиса ее монопольного положения не была в состоянии сохранить идейно - организационное единство. В период, предшествующий созыву XXYIII съезда (июль 1990г.), высказавшегося в пользу развития рыночных отношений, партия раскалывается на ряд течений, среди которых доминирующую роль играли: консервативное, ориентированное на руководство новосозданной КП РСФСР, отстаивающее «социалистические ценности», и реформистское (ориентировавшееся на Горбачева), сумевшее провести на съезде решения социал - демократической направленности.

Власть. Избрание в мае 1990г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина проявило общественные предпочтения.

В июне новое руководство Российской Федерации принимает декларацию о суверенитете, предусматривающую приоритет республиканского законодательства над союзным, инициировав «парад» республиканских суверенитетов. Линия на противостояние союзным структурам, усилившаяся после убедительной победы Ельцина в ходе выборов Президента РСФСР, означала, что исторической России, преобразованной после Октябрьской революции в СССР, бросает вызов ее великорусское ядро, получившее государственный статус (субъект федерации) лишь в советское время.

Духовная сфера. «Гласность» поставила под вопрос идеологическую монополию КПСС.

Ликвидируются цензурные ограничения, происходит становление политических свобод. Особый резонанс вызывало «возвращение имен» выдающихся представителей отечественной культура разных поколений, долгие годы находившихся под запретом: русских религиозных философов, литераторов – эмигрантов. Сильнейшее воздействие на общественное мнение оказали публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицина. общественная деятельность А.Сахарова.

В становлении новых умонастроений возрастающую роль играли религиозные организации, в особенности, Русская Православная Церковь, развертывающие деятельность на основании закона «О свободе совести», покончившего с политикой государственного атеизма.

Внешняя политика. Внешнеполитический курс «перестройки» был оформлен в концепции «нового политического мышления», заменяющей принцип мирного сосуществования стран социализма и капитализма пониманием целостности мировой цивилизации. Удалось достичь зримых результатов в развитии отношений со странами Запада, минимизировать разрастание региональных конфликтов.

Линия Запада в отношении СССР основывалась на неизменном стремлении к ликвидации советского строя и на незаинтересованности в неконтролируемом распаде советской системы, учитывая ядерный статус страны.

Во второй половине 80-х гг. СССР и США удалось достичь соглашений об уничтожении части ядерных вооружений и развитии экономических и гуманитарных отношений. Решение о выводе советских войск из Афганистана в течение 1988 - 1989гг, активное участие советской дипломатии в урегулировании конфликтов в Азии, Центральной Америке, Африке, нормализация отношений с Китаем содействовали укреплению международной безопасности.

Противоречивые последствия имел стремительный развал «социалистического лагеря» в странах Восточной Европы (1989 – 1990гг.) Условия отказа советского руководства от претензий на гегемонию в бывших «братских странах» свидетельствовали о стремлении за счет односторонних уступок достичь поддержки во внутренних делах – что было использовано консервативными кругами для обвинения Горбачева и его окружения в предательстве.

«Путч». Референдум весной 1991г. показал, что три четверти принявших участие в голосовании высказались за сохранение «обновленного» Советского Союза как «федерации суверенных республик».

Весной 1991г. было достигнуто согласие руководства 9 республик на подписание (предположительно 20 августа) Договора о создании Союза Суверенных Государств как «демократической федерации». Консервативные силы решились на противоправные действия, изолировав 18 августа Горбачева на даче в Крыму (многие обстоятельства этой акции остаются не выясненными). В должность президента вступил вице – президент СССР Г.И. Янаев. 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Объявив в ряде регионов чрезвычайное положение, ГКЧП поставил официальной целью соблюдение норм действующей Конституции СССР, что меняло всю конфигурацию отношений с союзными республиками и ставило под вопрос существование многих новообразованных структур власти, и ввел в столицу войска.

Руководство России во главе с Ельциным сумело мобилизовать политически активную часть москвичей на защиту «Белого Дома» (резиденция Верховного Совета РСФСР), заговорщики не решились прибегнуть к силовым методам, утратили инициативу и 22 августа были арестованы.

Причины поражения ГКЧП. События в последующие годы показывают, что ГКЧП мог рассчитывать на поддержку широких слоев общества. Поражение «путча» может быть объяснено личной нерешительностью членов ГКЧП, неверием в общественную поддержку, перевесом либеральных радикалов среди политизированной части общества, особенно, в столице.

Фундаментальная причина скоротечности «путча» коренилась в недееспособности советских структур. Политическая реформа наделила советы депутатов элементами представительности, что сразу же выявило их неспособность исполнять распорядительно - управленческие функции, Ликвидация весной 1990г. ст. 6 Конституции, закрепляющей руководящую роль КПСС, разрушила механизм, обеспечивающий системное единство советов в масштабах государства.

Распад СССР. Ликвидация советского строя. Провал «путча» означал фактическую ликвидацию советской власти. 8 декабря 1991г. в Минске лидеры республик–учредительниц СССР (Белоруссии, России и Украины) подписали документы, прекращающие действие Союзного договора 1922г. и учреждающие Содружество Независимых Государств (СНГ); позже к содружеству присоединились 8 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). Президент СССР 25 декабря 1991 г. ушел в символическую отставку с поста главы несуществующего государства. Советский период отечественной истории завершился.

Историческое место СССР. Советский Союз был историческим продолжением Российской империи, сумевшим сохранить статус великой державы.

Советский тоталитаризм возник на основе сочетания коммунистической доктрины с традиционным российским этатизмом. Мобилизационные возможности советской системы позволили стране решить проблемы строительства индустриальной базы, систем образования и науки, выиграть тяжелейшую войну, достичь ядерного паритета в глобальном противостоянии с Соединенными Штатами.

Эти результаты были достигнуты ценой предельного напряжения всех сил общества, миллионов человеческих жизней, что, с одной стороны, объясняется чрезвычайностью исторических условий, с другой - условий органическими чертами тоталитаризма. Советская модель устройства общества оказалась не в состоянии обеспечить высокие жизненные стандарты и приспособиться к требованиям перехода в постиндустриальное общество. Угроза утраты геополитического статуса, разочарование общества в коммунистической идее, восприятие правящей элитой буржуазных ценностей предопределили завершение «октябрьского эксперимента».

Распад СССР показал, что в рамках советского строя оказалось невозможным перейти к устройству органической системы. С падением тоталитарных скреп рухнула и федерация советского типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.