Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры с правилами. Дидактические игры. Виды, структура, методика руководства в разных возрастных группах. 2 страница




Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм ("зачем тебе кукла, ты ведь не девочка"), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем "доме", стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание - игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: "Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?" Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.


Планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания дошкольников.

План позволяет:

- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;

- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.

Планирование – процесс творческий, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Планированию воспитательной работы предшествует:

1. ознакомление с государственными документами, определяющими задачи в воспитании на современном этапе;

2. определение цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития детского коллектива, условий воспитания, личностного потенциала воспитателя;

3. ознакомление с программой воспитания, перспективным планом, изучения опыта лучших воспитателей, обсуждение и согласование перспективных дел с другими педагогами;

4. анализ работы за прошедший год, изучение отдельных детей и детского коллектива в целом;

5. привлечение родителей к планированию;

6. изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания детей.

 

Для успешной деятельности ДОУ нуждается в плане, который обладает определенными характеристиками.

 


1.Единство (цели каждой подструктуры ДОУ прочно спаяны вместе),
2.Непрерывность(опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение),
3. Гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий),
4. Точность (достаточная детализация),

5. Прогностичность. (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).

 

Виды планирования

Виды планирования Ответственный
Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) Заведующая и методист. Его обсуждают и принимают в августе на педсовете.
Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) Авторы парциальных программ или методисты (старшие воспитатели) ДОУ совместно с заведующей.
Индивидуальное планирование специалистами Старший воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, психолог и т. д.
Планирование работы в конкретной возрастной группе Воспитатели групп под руководством методиста (старшего воспитателя).

 

Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз.

Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть как перспективными (составляется на длительный период – год, квартал, месяц), так и календарными (на короткий срок – неделю, день).

Планирование любого вида, как правило, осуществляется в несколько этапов:

1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояния работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний и умений, особенностей развития детей в группе и т. д.).

2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.

3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур).

4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.

5. Обсуждение и коррекция проекта.

6. Принятие, утверждение плана.

7. Реализация, контроль его выполнения.

На основе анализа результатов прошлого года определяются задачи на новый учебный год и предполагаемый результат.

Составление плана работы на год – самая трудоемкая процедура.

Как правило, он состоит из нескольких разделов.

1. Методическая (организационно-педагогическая) работа:

- оснащение педагогического процесса,

- формирование развивающей среды,

- изучение и обобщение передового педагогического опыта,

- работа по обеспечению преемственности со школой,

- тематические выставки.

2. Работа с кадрами:

- заседания педсоветов,

- семинары-практикумы, деловые игры и т. д.,

- коллективные просмотры,

- консультации,

- повышение квалификации,

- аттестация,

- работа с молодыми специалистами,

3. Контроль.

4. Работа с родителями:

- родительские собрания,

- консультации,

- другие формы.

5. Административно-хозяйственная работа.

6. Оздоровительная работа.

План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал), календарным (на неделю, каждый день), перспективно-календарным.

Форма планов может быть: текстовая, планшет (карманчиковая), текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и др. Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

В перспективном плане могут быть отражены:

1. Цели и задачи.

2. Список детей по подгруппам.

3. Циклограмма (структура режимных моментов).

4. Виды детской деятельности:

а) общение;

б) физкультурно-оздоровительная работа;

в) игровая деятельность;

г) организационные занятия;

д) познавательная практическая деятельность;

е) художественная деятельность;

ж) элементарная трудовая деятельность;

5. Индивидуальная работа с детьми.

6. Работа с семьей.

7. Перспективы.

 

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.

Более современным является перспективно-календарное планирование: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день. Перспективно-календарное планирование предусматривает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

Такое планирование целесообразно осуществлять в несколько этапов.

 

Непосредственное планирование включает:

- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурных, музыкальных, по развитию элементарных математических представлений и др;

- предварительная работа перед лепкой, рисованием, аппликацией и т. д.;

- индивидуальная работа;

- прогулка с указанием основных моментов наблюдения, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий.

 

В целом, планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картинку воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.

 


Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

 

Виды дидактических игр:

1. игры с предметами (игрушки, реальные предметы, объекты природы): сюжетно-дидактические игры (дети выполняют определенные роли) и игры-инсценировки (помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения, о литературных представлениях);

2. настольно-печатные игры (лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, кубики);

3. словесные игры.

 

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль. Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.

Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. В игровых действиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей группе появилась новая игра— «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их особенностями, но есть и общие правила, которые воспитатель должен учитывать:

- необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал;

- продумывать размещение, чтобы дети могли свободно пользоваться играми;

- учить детей бережно обращаться с играми и игрушками, аккуратно складывать их по окончании деятельности;

- обогащение игрового опыта детей;

- постепенное обновление дидактических игр (внесение новых или усложнение).

 

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.