Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полученного при измерении стандартной манжеткой




День

День

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1.Физическое развитие как один из важнейших показателей состо­яния здоровья.

2.Медицинский контроль за физическим развитием детей и под­ростков (требования к организации и проведению периодических медицинских осмотров).

3.Методы изучения физического развития (индивидуализирующий, генерализирующий)

4.Методика проведения антропометрических исследований

5.Методика проведения физиометрических исследований.

1.Методика проведения соматоскопических исследований.

2.Методика определения возрастно-половой группы ребенка.

3.Методика оценки степени развития вторичных половых признаков и подростков девочек и подростков мальчиков.

4.Методика разработки стандартов физического развития (методи­ка сбора и обработки данных физ. развития, методика статисти­ческой разработки материала).

5.Методика построения оценочных таблиц по стандартам физичес­кого развития (шкал регрессии).

 

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Методика исследования физического развития детей и подростков.

Исследование физического развития детей и подростков является неотъемлемой составляющей их медицинского осмотра. Тем не менее, сроки проведения последних, регламентируемые целым рядом методических указаний и рекомендаций (М.,1974; 1975; 1982; 1986 Харьков, 1984; Фрунзе, 1985 и др.) совершенно не увязываются с рекомендуемыми сроками проведения антропометрических исследо­ваний, а при их самостоятельном по срокам проведении теряется информационная ценность физического развития как интегрального показателя здоровья. Кроме того, значительный разнобой вносится различными методическими материалами в содержание как антропо­метрических исследований, так и медицинских осмотров.

Учитывая изложенное, нами были рекомендованы фиксированные сроки проведения медицинских осмотров и сопутствующих им исследований физического развития детей, которые приказом Министерст­ва здравоохранения Казахской ССР № 694 от 5 ноября 1982 года были утверждены в качестве единого методического подхода к ис­следованию здоровья детей в детских учреждениях Казахстана. Они нашли отражение в методических рекомендациях кафедры 8 гигиены детей и подростков Карагандинского медицинского института "Орга­низация и методика комплексной оценки состояния здоровья детей при массовых медицинских освидетельствованиях" (Караганда,1981). Основные положения этой системы сводятся к следующему: Г. Периодические медицинские осмотры детей в детских учреж­дениях проводятся врачом-педиатром в единые сроки, зависящие от возраста детей:

- до I года - ежемесячно в последнюю пятидневку месяца;

- от I года до 3-х лет - ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;

- от 3-х до 7-ми лет - 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября;

- свыше 7 лет - I раз в год по постоянному графику с I сентября по 31 декабря.

В подготовительных группах детских садов и у школьников медицинские осмотры всегда носят комплексный характер и проводятся бригадой врачей в составе педиатра, окулиста, отоларинголога, невропатолога, хирурга, стоматолога..

Осмотр узкими специалистами детей в детских дошкольных учреждениях должен осуществляться не реже I раза в году по само­стоятельному графику, а стоматологические осмотры с последующей санацией больных детей проявляют свою эффективность при не менее, чем двукратном в год осмотре детей.

2. Медицинскому осмотру детей в детских дошкольных учреждениях должно прошествовать их антропометрическое обследование с оценкой степени физического развития причем, и то, и другое, проводится медицинской сестрой ДДУ.

3 Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела и окружность грудной клетки I покое; свыше 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Температура воздуха в смотровых помещениях детских дош­кольных учреждений должна быть не менее 22°С, школы - 200 С, а число освидетельствованных детей в течение рабочего дня не превышать 60-80 человек.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценоч­ную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

4. Измерение длины тела у детей в возрасте до I года произ­водится лежа деревянным ростомером. Ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась верхушечной точкой к вертикальной неподвижной планке ростомера. Голова уста­навливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились бы в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавли­ванием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно, к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Отсчет ведется по шкале ростомера с точностью до 0,5 см.

При измерении роста детей старше I года используют деревян­ный вертикальный ростомер. Ребенок становится спиной к его вер­тикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и меж­лопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости, пер­пендикулярной вертикальной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и снимаются показания с точ­ностью до 0,5 см.

Следует помнить, что антропометрические исследования у детей и, прежде всего, измерение роста следует проводить в первую половину дня, т.к. под тяжестью тела за счет сдавливания межпозвоночных дисков и уплощения свода стопы, дли­на тела ребенка к концу дня существенно изменяется.

5. Определение веса (массы) тела детей раннего возраста производится на чашечных весах (с точностью до 10 г). Дети после I года взвешиваются на рычажных медицинских весах типа Фербенкс (с точностью до 50 г). Во время взвешивания ребенок должен встать на середину площадки весов.

Взвешивание детей необходимо проводить натощак или не ранее 1,5-2 часов после приема пищи.

6. Окружность грудной клетки измеряется прорезиненной сан­тиметровой лентой, которая должна время от времени заменяться ново, т.к. она быстро изнашивается и вытягивается (рекоменду­ется заменять её через 450-500 исследований). Лента накладыва­ется сзади под нижними углами лопаток (они хорошо выявляются при поднятии рук вверх), спереди прикрывает нижние сегменты около сосковых кружков (у старшеклассниц в пубертатном периоде лента спереди проходит по верхнему краю корня грудной железы на уровне четвертого межреберья). При измерении необходимо на­тянуть ленту, слегка прижать мягкие ткани. Конец ленты с началом отсчета всегда должен находиться справа.

При измерении грудного периметра во время паузы исследуе­мому предлагают громко считать или разговаривать. После измере­ния в паузе, не отрывая ленты, исследуемому предлагают сделать максимальный вдох и задержать дыхание для снятия показания, а затем максимальный выдох. Точность измерения - 0,5 см.

7. Окружность головы измеряют наложением ленты сзади на выступ затылочного бугра, а спереди - через лобные бугры по надбровным дугам. Точность измерения - 0,5 см.

8. В программу врачебного обследования, осуществляемого педиатром и хирургом в процессе осмотра ребенка, входит и характеристика описательных (соматоскопических) признаков:

- состояние кожи и видимых слизистых - цвет, чистота, тургор кожи, окраска слизистых и т.д.;

- жироотложение оценивается по выраженности и сглаженности костного рельефа по трехбальной шкале (малое, среднее, большое или, соответственно, 1-2-3 балла). При "малом" жироотложении рельеф костей и сочленений ясно выступает; при "среднем" жироотложении рельеф костей не выражен; при "большом" - костный рельеф сглажен, контуры мягкие, округлые. При специальных (целевых)
обследованиях степень жироотложения оценивается по толщине кожно-жировой складки в различных участках тела, измеряемой калиперометром;.

- мускулатура оценивается по выраженности рельефа мускула­туры и ее тонусу по трехбальной шкале. «Малая» степень развития мускулатуры (I балл) выражается слабо выраженным рельефом мышц, пониженной их упругостью; "большая" - ясно выраженным рельефом и достаточно выраженной упругостью мышц; "средняя" - промежу­точным состоянием между двумя оценками;

- костная система - оценивается по состоянию костяка (толстый,
тонкий), наличию костных признаков перенесенного рахита (рахити­ческие четки на ребрах, позднее зарастание родничка, изменение формы грудной клетки, ног), правильности осанки или наличию форм её функциональных нарушений (сутуловатости, кифотической, лордотической, сколиотической) - рис I. К фиксированным нарушениям осанки, связанным с искривлением позвоночника, относят сколиоз (хотя, правильнее было бы выделять сколиоз в самостоятельную,
чаще всего, наследственно обусловленную, нозологическую форму нарушений опорно-двигательного аппарата), выраженную сутулость и комбинированные нарушения (кифосколиозы и др.).

При правильной осанке показатели глубины шейного и пояснич­ного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4 см в младшем и 4-4,5 см - среднем и старшем возрасте, корпус удер­живается прямо, голова поднята, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые.

При с утуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опу­щены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища нес­колько откинута назад.

При кифотической осанке наблюдается увеличение шейного и поясничного изгибов, спина круглая, плечи опущены, голова накло­нена кпереди, живот выпячен.

Выпрямленная осанка -характеризуется сглаживанием обоих из­гибов, спина выпрямлена, живот подобран.

9.Стопа: различается нормальная, уплощенная и плоская. Состояние свода стопы определяют визуально и пальпаторно. В неясных случаях применяют метод плантографии. Плантограф предс­тавляет собой деревянную рамку высотой 2 см и размером 40x40 см. на которую натянуто полотно, а поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки в разведении 1:1. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги. Для получения отпечатка стопы обследуемый ставит одну или обе ноги на полиэтиленовую пленку планку плантографа, окрашенная ткань прогибается и оставляет на бумаге отпечаток стопы. На полученном отпечатке (рис 2) проводят линии от сере­дины пятки ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания первого пальца. Если контур отпечатка стопы в середин­ной части не перекрывает линии, стопа нормальная, если пере­крывает первую линию - уплощенная, если вторую - плоскостопие. Дети с уплощенной стопой и плоскостопием должны направляться к ортопеду.

Рис.1 Виды осанки.

А – нормальная; Б – сутуловатая; В – лордотическая; Г – кифотическая; Д – выпрямленная.

 

 

Рис. 2 Вид плантограмм.

А -нормальная стопа; Б -уплощенная стопа; В –плоскостопие.

 

10. Уровень полового созревания обозначается формулой, в которой фиксируются стадии выраженности вторичных половых признаков в баллах.

 

1. Развитие волос на лобке:  
- отсутствие волос - Ро
- единичные короткие волосы - РI
- волосы длинные, густые, в центре лобка 2
- волосы длинные, вьющиеся, густые на всем треуголь­нике лобка   - Р3
- волосы расположены по всей области лобка; переходят на бедра, вдоль белой линии живота, образуя форму ромба     - Р4
2. Развитие волос в подмышечной впадине:  
- отсутствие волос - Ах0
- единичные волосы - - Ах1
- волосы в центре впа­дины - Ах2
- волосы по всей подмы­шечной впадине, густые - Ах3
3. Развитие волосяного покрова на лице:  
- отсутствие волос - F0
- появление единичных длинных волос или выраженного "пушка" на лице   - F1
4. Изменение тембра, голоса:  
- отсутствие мутации голоса - V1
- появление мутации голоса - V2
5.Изменение щитовидного хряща гортани;  
-отсутствие изменений - L0
-увеличение щитовидного хря­ща гортани (появление ка­дыка) - L1
6.Развитие грудных желез:  
- детская стадия - Ма0
- Железы не выдаются, сосок поднят, над околососковым кружком   - Ма1
- околососковый кружок уве­личен, вместе с соском обра­зует конус. железы несколько выдаются   - Ма2
- железы приподняты на боль­шом участке, сосок и около­сосковый кружок сохраняют форму конуса   - Ма3
- женская стадия - сосок под­нимается над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму как у взрос­лых   - Ма4
7.Наличие или отсутствие менструаций:  
- и возраст их появления - Ме13

 

Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается только при использовании "возрастных" ман­жеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окруж­ности плеча каждого ребенка, которая тесно коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице I.

Таблица I

 

Поправки (в мм рт.ст.) к цифрам систолического х давления,

(для детей 8-12 лет с разной массой тела)

Возраст (в годах) Масса тела по" отношению к стандарту
нормальная дефицит избыток
  + 10 + 15 + 5
  + 10 + 15 + 5
  + 10 + 15  
  +5 + 10  
    + 5  
13хх      

ПРИМЕЧАНИЯ: Х- цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок т. к. различия в значении диастолического давления при измерении стандартной и возрастной манжетками несущественны.

ХХ - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры артериального давления при измерении стандартной и возрастной манжетками не отличаются.

Артериальное давление намеряется общепринятым способом -сидя, на правой руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется 3-х кратное изме­рение с фиксацией показателей последнего измерения.

2. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.

4.1. Тест для выявления нарушений осанки.

Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест- карты (таблица 2).

Таблица 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.