Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средневековья




План:

1) философия раннего христианства;

2) основные проблемы и темы средневековья.

 

Периоды:

- патристика (закладывались осн. догмы христианства и философской мысли):

1) апологетика (2-3 вв.);

2) классический (?) (4-5 вв.);

3) заключительный этап;

- схоластика.

 

Христианство не имеет единого источника. Это Ветхий завет и Евангелия (свидетельства слушателей Христа), Новый завет.

Философские представления: источники – гностицизм (идея: Бог возрождается и погибает), греч. Предположения (неоплатонизм).

История Христа

Впервые имя Христа было упомянуто в 67-69 гг. в "Апокалипсисе" Иоанна. Работала большая группа философов и священников (разработали церковную тематику). Философы (апологеты) теоретики обосновывали вопросы, необходимые церкви. Философы: Филон, Клементий Александрийский, Тертолеан (?), Олиген (?), Августин Блаженный.

Основные этапы развития философской мысли

Религиозные деятели (патристика)

Философская школа в Александрии, Египет, 1 в до н.э., очень знаменитая.

Филон

Родился в 50-х гг. до н.э. à Ветхий завет (Христос – мессия, кот. спасёт еврейский народ). Гераклит (стоики) ß идея логоса (упорядочивает бытие). С помощью логоса бог сотворяет вещи. Существует множество логосов, кот. объединяются в один, создающий своё бытие.

Клементий Александрийский (2 в.)

Бог не м.б. познан разумом, он познаётся лишь верой.

Что такое Бог?

1) Тройственное существо: отец, сын, святой дух.

2) Личность.

3) Бог тёмен и в то же время духовен, бестелесен и духовен.

4) Бог вечен.

5) Бог существует вне пространства.

6) Бог – живое существо.

7) Бог всезнающ.

8) Бог всемогущ.

9) Бог всеблаг.

10) Бог свят

Тертолеан

Тайна перевоплощения, троичность, создание мира – бездоказуемы, д.б. приняты на веру. А сущность Бога нужно пытаться понять.

Олиген (2-3 вв.)

Отделил философию от религии, рассматривал сущность тройственности Бога.

Августин Аврелий (Блаженный) 4 в.

Считал Платона выше богов, т.к. тот сумел ему открыть глаза на сущность христианского учения. Из чего Бог творит мир? Подсчёт времени и пространства даёт человек. Бог – демиург, творец мира из ничего.

 

Христианская философия

рай

       
 
   
 

 


творение страшный суд

 

 

распятие Иисуса верующий

 

чистилище

 

2 Грода: Грод Божий

Грод Земной (?)

Человек должен жить по Богу.

5-6 вв. - Августин, схоластика (?) – не связанные с жизнью, беседы, споры и т.д.

 

Общие черты средневекового образа мысли:

- принцип авторитета (материал для спора находится в святых писаниях),

- философские аргументы носили характер силлогизма (т.е. имели отношение не к предмету, а к понятию: есть ли глаза у крота?),

- мир – моральный космос: все существующие – ряд сфер à животные, человек, ангелы, Бог.

 

- Ранняя схоластика (8-11 вв.): Эриугена (9 в.), Абеляр, Росцелин (10 в.).

- Расцвет схоластики (12-13 вв.).

- Поздняя схоластика (14 в.): Бэкон, В. Оккан.

 

Эриугена выяснял, что такое бытие; книга о разделении природы:

1) природа несотворённая и творящая (у Платона это демиург),

2) природа (бытие) несотворённая и нетворящая (духовные реалии, исходящие от Бога),

3) природа сотворённая и нетворящая (всё множество вещёй),

4) природа сотворённая и творящая (аристотелевские идеи).

Можно ли доказать существование Бога?

- нельзя, можно верить, творение Бога постигать нельзя;

- верую, чтобы понимать (не просто слепая вера);

- понимаю, чтобы верить;

- верую, потому что Бог есть истина;

- арабские мыслители: истина двойственна (Аве-Цена, Аве Роут) (?)

Поздние схоластики считали, что нельзя религию познать с позиций философии.

Обоснование бытия Бога:

- логическое,

- последовательное (опытное).

Октологическое доказательство (Фома Аквинский, епископ Кантерберийский); существует высшая степень совершенства среди каждого рода à есть высшая степень среди всех этих родов à Бог.

Фома Аквинский – "5 доказательств существования Бога":

1) от движения (любой предмет в мире движется, т.к. передаётся импульс;

2) от необходимости (всё случайно, но от необходимости);

3) цель (всё материальное имеет цель à кто-то её поставил à Бог);

4) космологическое доказательство существования Бога: космос упорядочен à без Бога не обошлось;

5) моральное доказательство: все люди стремятся к морали à кто-то внедрил её в сознание людей.

Кант доказал, что невозможно логично объяснить существование Бога. Ограничил место знанию, допускает существование веры.

Вопрос об универсалиях (всеобщие понятия, выражающие сущность, род, вид, возможность, закон; человек, дом, институт, студент).

- Существуют ли ангелы, демоны и т.д.?

- Существуют ли они в вещах или вне вещей?

- Универсалии духовны или телесны?

Борьба между направлениями.

крайний крайний

реализм номинализм

умеренный умеренный

 

Номинализм

Росцелин: универсалии под собой обыкновенной основы не имеют, это просто звук, дыхание воздуха.

Абеляр: в вещах обычно ничего нет (никакого духовного начала, общее лишь в понятии человеком (концепте)).

Номиналисты ближе к истине, чем реалисты, но в целом рассуждали неправильно, т.к. вещи все объединены некими общими чертами.

 

Поздняя схоластика (14 в.) – Р. Бэкон, Д. Скотт, В. Поккан.

Бэкон выступал за опытную науку.

Скотт полагал, что сознание не есть божественный продукт, а физ. Усилие человека.

Поккан: религия и философия д.б. разделены. Принцип бритвы: не следует умножать сущности, для объяснения предметов следует ссылаться на естественные причины.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.