Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграрная политика на современном этапе




(КОНЕЦ XX–НАЧАЛО XXI ВВ.)

 

Начиная с 1991 г. в России было предпринято радикальное реформирование сельскохозяйственного сектора экономики. В 1991 г. произошла ликвидация колхозно-совхозной системы. Началась перерегистрация колхозов и совхозов. В соответствии с Указом Президиума РФ от 27.12.1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» только за 9 последующих месяцев перерегистрацию прошли уже 10,6 тыс. колхозов и совхозов, или 42%. «Деколлективизация» проводилась спешно, без учёта реальных условий конкретных хозяйств, была сплошной. Основной организационной формой стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов создавались акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, сельхозкооперативы, был взят курс на фермерское хозяйство.

Развитие фермерского сектора в России началось с принятия в декабре 1990 г. Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который определил экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций, как формы свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Правительство ожидало ощутимых положительных результатов в повышении эффективности сельскохозяйственного производства и увеличения его объемов как от реорганизации колхозно-совхозной системы, так и от развития фермерства.

Лозунг «Россию накормят фермеры» был весьма популярен в нашей стране в начале 1990-х гг. Прошло более 15 лет, а этого пока нет. Сегодня фермерское хозяйство развивается далеко не по намеченному плану. Значительная масса крестьян предпочла остаться в коллективном производстве, сохранившемся на этапе реформирования, хотя и под другими названиями. Однако объемы производства и доля таких хозяйств в производстве продукции после их реорганизации неуклонно падала. Если в 1990 г. они производили 74% от общего объема продукции, то в 1996 г. – только 52%. Продолжалось дальнейшее сокращение поголовья скота, его продуктивности и сохранности в этой категории хозяйств. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось в тяжелом экономическом положении. Если 1991 г. сельхозпредприятия страны закончили с уровнем рентабельности в 43%, то 1995 г. – минус 2%, а 1996 г. – минус 20,5% (!).

Вопреки намерениям реформаторов ведущими секторами российского сельхозпроизводства в 1990-е гг. стали не фермерские хозяйства и не акционированные коллективные хозяйства, а личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они добились этого, не имея фактически никаких средств механизации, отчасти в силу неразвитости рынка малогабаритной техники, приспособленной для использования в приусадебных хозяйствах, но в большей степени из-за отсутствия средств для их приобретения. Удвоение объемов производства и товарности этой категории хозяйств произошло исключительно за счет увеличения затрат труда владельцев личных подсобных хозяйств и членов их семей.

Что касается фермерских хозяйств, то в целом по России их численность составляла в 1990 г. не более 4,4 тыс., а в 1996 г. – уже 280 тыс. Однако к 1 января 1997 г. в России насчитывалось уже только 279 тыс. фермерских хозяйств, а в 1999 г. – только 261 тыс. хозяйств. Менялась и площадь предоставленных им сельхозугодий: если в 1990 г. она составила не более 181 тыс. га, то в 1997 г. – около 12,2 млн га, а в 1999 г. достигла уже 14 384 тыс. га. Если в среднем на одно фермерское хозяйство в 1997 г. приходилось около 44 га, то в 1999 г. уже примерно 55 га. В Западной Сибири к концу 1990-х гг. насчитывалось 25 290 крестьянских (фермерских) хозяйств, каждое из которых имело в среднем 109 га. Однако учёт только усреднённых цифр без соотнесения с общероссийской статистикой создает обманчивое впечатление.

К 1997 г. сельхозугодья в фермерских хозяйствах России занимали 11,3 млн га (93% отведенных им земель), в том числе пашня – 8,3 млн га (68%). На долю фермеров приходилось 5,3% сельхозугодий страны и 6,3% пашни. Более половины фермеров имели по 20 га и менее, пятая часть – по 21–50 га и только 9% хозяйств – свыше 100 га земли. Вместо крупных и крепких фермеров в стране появилось множество малоземельных хозяйств, что, безусловно, снижало их возможности в производстве товарной продукции и выживании в суровых рыночных условиях.

Доля фермерских хозяйств в производстве отрасли стабильно низкая и в начале 1997 г. не превышала 2%. Сегодня они производят чуть более 7% (!) от общего объёма сельскохозяйственной продукции. Почему? Костяк фермерского движения в России составляют люди, пришедшие в отрасль в конце 1980-х–начале 1990-х гг., когда премьер-министр Иван Силаев выделил на развитие сельского хозяйства 1 млр руб. в виде кредитов. Удивительно, но деньги действительно дошли до рядовых тружеников, поскольку распределялись не чиновниками, а Ассоциацией крестьянских хозяйств и кооперативов. И самое главное – люди успели распорядиться кредитами до дефолта 1998 г., в то время как возвращали долги уже после. Иными словами, покупая трактор, люди оплачивали из своих «кровных» только одно его колесо.

Однако в дальнейшем политика государства поубавила оптимизма у фермеров. Во-первых, право распределять средства передали правительственным структурам, а это усложнило к ним доступ. Во-вторых, началось постоянное удорожание энергоресурсов, которое поставило фермеров буквально на колени. В 1990-х гг. рост цен на горючее в четыре (!) раза опережал рост цен на сельхозпродукцию. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Село по-прежнему в руках энергетиков-монополистов. Это явилось причиной многих банкротств, работать на земле стало экономически невыгодно и многие предпочли уйти из сферы сельхозпроизводства.

Те, кто остался, сконцентрировались на выращивании зерна и подсолнечных культур. Сегодня в фермерском хозяйстве они самые высокорентабельные. Однако и здесь перед селянами существует ряд проблем: нет страхования государством на случай резкого падения цен на зерно (как, например, в США); остаётся проблема сохранения своего урожая (в России процветает банальное воровство); проблема продажи урожая (перекупщики-посредники); кредитования (бюрократические проволочки).

В результате из 263 тыс. зарегистрированных в нашей стране фермерских хозяйств в середине первого десятилетия XXI в. действовала ровно половина. Остальные находились в замороженном состоянии. По данным выборочного обследования 15% фермерских хозяйств, существовавших в России в 1990-е гг., прибыльными в 1998 г. были 34,2%, в 1999 г. – 41,3%, а убыточными – соответственно, 65,8 и 58,7%. Многие люди в поисках лучшей доли уходили в город. А те, кто оставался, практически перестали держать коров. По данным Росстата, в 2006 г. только у 5% сельских жителей был скот.

Объективно оценивая последствия очередной земельной реформы, следует признать, что её негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию оказалось наиболее глубоким и продолжительным. По своей сути, учитывая конечную политическую цель – создание системы частного землевладения – реформа схожа со Столыпинской. Но последствия приватизации оказались прямо противоположными. Если в «столыпинские» времена посевные площади росли, как и производство сельскохозяйственной продукции, увеличивалось сельское население и улучшалось его благосостояние, то в конце XX–начале XXI вв. произошли обратные процессы. Например, только в Сибирском Федеральном округе к 2007 г. посевные площади по сравнению с 1990 г. сократились на 7,8 млн га, поголовье крупного рогатого скота – наполовину, свиней – на 40%, овец и коз – на 78%. В результате даже при некотором росте урожайности полей и продуктивности животных снизилось среднегодовое валовое производство основных видов сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и зерна, соответственно, на 40, 50 и 20%.

По мнению известного агрария, бывшего губернатора Тульской области, депутата Госдумы (Комитет по аграрным вопросам), Василия Стародубцева за последние 15–17 лет заросло бурьяном и лесом около 40 млн га пахотных земель из примерно 120 млн. Из 60 млн голов крупного рогатого скота, за те же годы, уцелело менее 15 млн, в том числе из 21 млн коров – 6. (По данным Росстата 22,4 млн голов крупного рогатого скота. Это меньше чем в 1923 г., когда страна пережила 9 лет изнурительных войн!). Из 10 млн человек, занятых в сельском хозяйстве России в 1991–1992 гг., осталось меньше 2 млн. По данным последней переписи населения, примерно в 50 тыс. деревень число жителей менее … 10 человек! Из 25 тыс. крупных хозяйств большинство разорены, а ведь именно такие хозяйства всегда были главными поставщиками основных продуктов питания. Итог: сегодня в России основной сельхозпродукции (молоко, мясо, рыба, яйца) производится на две трети меньше, чем до перестройки.

«Большая часть сельхозпродукции, красующаяся на полках магазинов, поступает к нам из-за границы. Если в 1997–1998 гг. Россия закупала её на 5 млрд долларов, то теперь на 30 млрд. Кормим западных фермеров, своё крестьянство уничтожаем. Качество импортных продуктов низкое – недаром к нам часто завозится продукция, запрещённая к продаже в США и Европе. В этом плане можно сказать, что Россия превращается в колонию Запада» – справедливо отмечает Стародубцев. (По данным таможенников, более 30% продаваемого у нас мяса – иностранного производства. Сыра, по данным из разных источников, мы закупаем за рубежом от 20 до 40% (украинский, литовский, французский, даже белорусский), молока – до 30%).

В. Стародубцев считает, что нашему крестьянину на равных конкурировать с заграничным мешает очень многое, начиная от мизерных закупочных цен на сельхозпродукцию, непомерной стоимости удобрений и техники и заканчивая чисто символической поддержкой со стороны государства: «Молоко у крестьян закупают по 7 руб. за литр – обычная вода в магазине стоит дороже. А продают по 30–40, да ещё порядком разбавленное. Зато, чтобы купить тонну солярки, нужно продать 7–8 тонн зерна. Кстати, в США стоимость «соляры» для фермеров в 2 раза ниже, чем у нас… За минеральные удобрения приходится выкладывать по 20 тыс. руб. за тонну. Причём на Запад их продают значительно дешевле: там рынок, а у себя можно безнаказанно завышать цену в разы! Комбайн «Дон» стоит около 5 млн руб., борона, плуг, культиватор – тоже огромные деньги».

Далее известный советский и российский аграрий отмечает, что нужна помощь селу: «…с трибуны Госдумы не устаю повторять: не надо нам ни 40, ни 20%, как при Советском Союзе, дайте крестьянам хотя бы 10–12% от расходной части бюджета. Всё окупится! Но пока меня и моих сторонников не слышат. Разрекламированный «сельский» нацпроект проблемы, к сожалению не решил. В рамках нацпроекта за границей закупают племенной скот – по 3 тыс. евро за голову! Но на фоне миллионов вырезанного поголовья эта помощь – мёртвому припарка. В этом году для села выделяется дополнительно лишь 49 млрд из 2,5 трлн руб., полученных благодаря дополнительным поступлениям налогов. Причём напрямую поддержку крестьян из них – всего 5 млрд руб. (на покупку минудобрений). Капля в море! … Пока мало кто «наверху» осознаёт: если погибнет агропромышленный комплекс – погибнет и вся страна».

Негативные процессы наблюдаются и в социальной сфере. Продолжается отток сельского населения в города, преимущественно за счёт молодых, наиболее профессионально подготовленных кадров. Особенно неблагоприятное положение на селе с заработной платой. Если в 1990 г. средняя заработная плата по стране была равна средней заработной плате в сельском хозяйстве, то в середине первого десятилетия XXI в. она составила в сельском хозяйстве около 35% (!) от среднероссийского уровня. При этом резко ухудшилось состояние социально-бытовой инфраструктуры российских сёл. Ввод в эксплуатацию жилья, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и объектов культуры сократился, в сравнении с 1986–1990 гг., по некоторым показателям в десятки раз.

В то же время, оценивая динамику показателей, характеризующих социально-экономическое состояние сельского хозяйства России, следует отметить, что, вероятно, пик их ухудшения миновал, и в настоящее время наблюдается некоторая тенденция роста продуктивности и урожайности объектов производства и доходов крестьян. Можно предположить, что со второй половины первого десятилетия нашего века в аграрном секторе Российской федерации, возможно, начнутся позитивные изменения. Новая программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. позволяет увеличить бюджетное финансирование АПК (агропромышленного комплекса) в 1,5 раза. Новый закон определил аграрную политику как составную часть социально-экономической политики государства.

В последнее время значительно возрос объём кредитов для частных сельхозпредпринимателей и кооперативных хозяйств (составив более 1,7 млр руб.), кредит стал более доступным, а проценты по нему – ниже. В последние годы создано и заработало более 3 тыс. кооперативов. Если в конце 1990-х гг. 90% сельских хозяйств являлись неприбыльными, то к 2008 г. удельный вес прибыльных хозяйств в России составил более 60%. На селе выросла деловая активность. Инвестиции в АПК за 2006–2007 гг. превысили 5 млр руб.

Только за первое 10-летие существования фермерских хозяйств их удельный вес в производстве всей сельскохозяйственной продукции существенно возрос, в Западной Сибири он был даже выше, чем в России. В 1995 г. в регионе он составил 2,8%, в 1999 г. – 3,5%, а в России – соответственно, 1,9 и 2,5%. В сибирском регионе наиболее высоким был вклад Республики Алтай (7%), Тюменской (5,6%), Омской (4,9%) областей и Алтайского края (4,1%).

В настоящее время в России примерно 2 тыс. крупных хозяйств (бывших колхозов, совхозов), 18 млн личных подворий, более 260 тыс. фермерских хозяйств. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» активно ведутся газификация сёл, переоснащение школ и медицинских учреждений, принимаются меры по расширению жилищного строительства. Очевидно, что только при возрастающей поддержке, которую оказывает государство селу, многие проблемы социально-экономического развития будут успешно решены.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чём причины слабого развития фермерского хозяйства в России в 1990-е гг.?

2. Что произошло с объёмом посевных площадей и производством сельскохозяйственной продукции в России после распада СССР?

3. Оцените уровень зарплаты и состояние социально-бытовой сферы в сельском хозяйстве РФ?

4. Что такое дефолт?

5. Влияет ли рост цен на энергоносители на развитие фермерского хозяйства? Обоснуйте свой ответ.

6. Сколько крупных и мелких хозяйств имеется на данный момент в РФ?

7. Как вы думаете: более устойчивыми в рыночных условиях являются крупные или мелкие хозяйства?

8. Перечислите главные мероприятия, проводившиеся правительством РФ в области сельского хозяйства в последние 2–3 года.

9. Каково на ваш взгляд состояние сельского хозяйства в Омской области (в вашем регионе) на данный момент?

10. Какой, по-вашему, должна быть аграрная политика нашей (вашей) страны в XXI в.?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотренные в данном пособии основные вопросы развития сельского хозяйства в нашей стране (IX–начале XXI вв.), ввиду требований, предъявляемых к гуманитарной составляющей современного высшего образования, представляются весьма важными и значительными именно для студентов института ветеринарной медицины. Вниманию студентов предлагается обобщённая характеристика главных мероприятий, проводившихся в области сельского хозяйства, начиная с эпохи Киевской Руси и заканчивая Российской Федерацией. Студентам предлагается комплексный анализ системы организации сельского хозяйства в эпоху феодализма, капитализма, социализма и на современном этапе его развития. В сжатом виде в тексте пособия раскрываются основные особенности, формы и методы развития сельского хозяйства в каждый исторически значимый отрезок времени.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.