Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Список условных сокращений




Список условных сокращений

О -64 Приз В.Н., Ботченко Л.Н., Мукашева Г.Б., Шайхина Ж.К.

Караганда, 2009

Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

УДК 613. 95

ББК 57. 31 я 7

О - 64

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Т.А.Киспаев – доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивной медицины Карагандинского государственного университета имени Е.А.Букетова, к.м.н.

А.М.Еремеев – заведующий доцентским курсом социальной медицины и организации здравоохранения Карагандинской государственной медицинской академии, к.м.н., доцент.

М.Г.Калишев – заведующий кафедрой гигиены № 1 Карагандинской государственной медицинской академии, к.м.н.

Организация и методика исследования и оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков – Учебно-методическое пособие. – Караганда. – 2009. - 64 с.

 

ББК 57

 

В настоящем методическом пособии представлены организация и требования к проведению периодических медицинских осмотров детей и подростков в зависимости от возраста. Дана методика индивидуальной и групповой оценки физического развития ребенка по шкалам регрессии и центильным таблицам, комплексная оценка состояния здоровья с определением педиатрических групп здоровья детей.

Пособие предназначено для студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов, врачей санитарно-эпидемиологической службы, врачей-педиатров и медицинских работников дошкольных, школьных и подростковых учреждений.

 

Утверждено и разрешено к печати учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования. Протокол № 8

от 30.04.2009 г.

© Карагандинская государственная медицинская академия

 

 

АД – артериальное давление

Ах-– развитие волос в подмышечной впадине

V – изменение тембра голоса

ДДУ- детское дошкольное учреждение

ЖЕЛ– жизненная емкость легких

ЛТО – лагерь труда и отдыха

L – изменение щитовидного хряща гортани

Ма –развитие грудных желез

Ме –Наличие или отсутствие менструаций

М – средне-арифметическая взвешенная

ПТШ – профессионально-техническая школа

Р– развитие волос на лобке

Rx/у – коэффициент регрессии

ССО – студенческий строительный отряд

ССХО – студенческий сельскохозяйственный отряд

С – коэффициент вариации

ФР– физическое развитие

F – развитие волосяного покрова на лице

ЧБД – часто болеющие дети

Охрана здоровья детей и подростков в Республике Казахстан представляет государственную систему, обеспечивающую квалифи­цированное врачебное наблюдение за ребенком с момента его рож­дения до окончания им школы. Указанная система динамична, время постоянно вносит свои коррективы в методические подходы, приемы исследования и оценки показателей здоровья детского населения, что приводит к затруднениям в подготовке и организации работы практических врачей. Это, соот­ветственно, снижает эффективность всей оздоровительной работы среди детского контингента и ставит на повестку дня вопросы повышения качества подготовки и переподготовки врачебного и среднего медицинского звена, обслуживающего детское население нашей республики.

Настоящее учебно-методическое пособие призвано в какой-то мере восполнить эти пробелы и содержит указания, основанные на обобщении и критическом анализе сложившегося на сегодня опыта медицинского обслуживания детей в нашей республике. Нельзя не отметить, что в этом деле до сих пор отмечается ряд серьёзных упущений и ошибок, допускаемых как медицинскими ра­ботниками среднего звена, так и врачами. В ряде случаев, эти ошибки вытекают из недостатков сложившейся системы исследования и оценки состояния здоровья, особенно физического развития, отсутствия единых методических подходов, но в большинстве своем являются следствием неполных знаний в этом вопросе или небреж­ности медперсонала детских учреждений.

Так, небрежность в проведении антропометрических исследо­ваний проявляются в несоблюдении их строгой периодичности, частом отсутствии даты медосмотра (проставляются только месяц и год), в привлечении к проведению антропометрических исследований лиц, слабо владеющих методикой и техникой исследования (учителей, воспитателей, нянечек), в проведении антропометрических иссле­дований, зачастую, на одетых детях и во вторую половину дня. В историях развития ребенка не предусмотрена регистрация нацио­нальности матери ребенка, что затрудняет установление антропо­логической национальности ребенка в смешанных браках.

Главный порок всей системы исследования и оценки состояния здоровья детей - разорванность этих двух процессов. Так, в частности, по сложившейся традиции, за проведение антропометри­ческих исследований отвечает медсестра детского учреждения, а их оценку (не путать с анализом!) дает врач-педиатр, обслужи­вающий данное учреждение. Это резко снижает качество работы медсестры, которая, не видя результатов своей работы, её выхода, не осознает её значимости, необходимости высокого качества проводимых исследований.

Наконец, совершенно недопустимой является незавершенность процесса исследования состояния здоровья и физического развития детей, когда собранные сведения "повисают" без дальнейшей оценки и анализа, приводя к мысли о бесполезности проводимой работы в регламентируемые сроки.

Все изложенные недостатки легко устранимы и требуют лишь ответственного и грамотного отношения всех звеньев медицинской службы детских и подростковых учреждений к вопросам исследова­ния и оценки состояния здоровья детей. Этим определяется и целесообразность издания настоящего учебно-методического пособия, делающего попытку обобщения и осмысления имеющегося на сегодня в данном вопросе опыта.

 

1. Здоровье как критерий адекватности взаимоотношений детского организма с окружающей средой

Значительный прогресс, достигнутый в деле улучшения здоровья и физического развития детей и подростков, поставил на повестку дня необходимость пересмотра понятия "здоровый ребенок". Если раньше под этим термином понималось лишь отсутствие в организме тяжелых хрони­ческих заболеваний и выраженных степеней отставания в физичес­ком и умственном развитии ребенка, то в настоящее время к определению полного здоровья предъявляются не только неизмеримо более высокие требования, но и осуществляется принципиально иной подход к его оценке.

Формирование определений здоровья и поиск критериев для его численного измерения продолжает и сегодня оставаться в центре внимания социологов, гигиенистов, экономистов, демогра­фов, клиницистов, социал-гигиенистов и др. Так, только в период с 1942 по настоящее время различными зарубежными и отечественными специалистами было предложено более 40 определений здоровья. Все предложенные определения, в зависимости от про­фессионального подхода к его оценке, отражают здоровье:

- как функциональное состояние организма;

- как свойство морфо-функциональных систем организма;

- как совокупность статистических характеристик;

- как меру жизненности, способности организма к выполнению
биологических и социальных функций и т.д.

Здоровье при этом рассматривается в трех принципиально различных значениях:

- Здоровье как наилучшее, оптимальное состояние организма.
Определение этого понятия дается такими терминами как "наилуч­ший", "оптимальный", "наиболее полный", "максимальный" и т.д.

- Здоровье как понятие нормы. В этом смысле здоровье рас­сматривается как противопоставление болезни или патологии

("норма-патология", "здоровье-болезнь").

- Здоровье как свойство, присущее в большей или меньшей
степени любому состоянию организма: от оптимального благопо­лучия до экстремальной болезни. В используемых в этом случае
словосочетаниях "уровень здоровья", "улучшение здоровья", "бальная оценка здоровья" и др. подразумевается именно определение степени здоровья, той его доли, которой "владеет" орга­низм на момент его изучения.

Во всех приведенных значениях здоровье выступает, как мера жизнеспособности организма, отражаемая в согласованности функ­ций организма, адаптируемости последнего к условиям окружающей среды, сохранении и динамическом равновесии биологических и социальных функций организма в настоящем и будущем, сохранением и развитием социальной активности и оптимальной трудоспособ­ности, сохранением оптимального психического и психологического благополучия и, наконец, отсутствием в организме болезней и болезненных изменений.

Объединение приведенных признаков здоровья дается в сле­дующих наиболее распространенных его определениях:

- здоровье - это оптимально эффективный уровень жизнедея­тельности организма, обеспечивающий человеку возможность наиболее интенсивно выполнять свои социальные функции и профессиональные обязанности;

- здоровье - это состояние оптимальной саморегуляции организма и его динамического равновесия со средой, совокупность относительно уравновешенных психосоматических состояний обеспечивающих возможность функционирования человека в различных сферах жизни;

- здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений. Это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку биологические и социальные функции, свободно и радостно жить.

С позиций гигиены набольший интерес представляет та составляющая здоровья, которая обеспечивает оптимальное функционирование организма в окружающей среде. Поэтому для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, приня­тое Уставом ВОЗ в 1949 году: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов".

Здоровье как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни и, так называемой, "малой патологии", выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию небла­гоприятных факторов окружающей среды.

Выявляемые по итогам демографических исследований показа­тели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) - это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого сос­тавляют предпатологические (донозологические) состояния, отра­жающие стадии движения от здоровья кболезни. Изучение этих состояний как основы определения "уровня" здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики ("гигиенического мониторинга"), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае крите­рием донозологической диагностики, "маркёром" отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профи­лактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологи­ческой службы.

На современном этапе культуры нашего общества, науки и здравоохранения всесторонняя оценка характера развития и состоя­ния здоровья ребенка требует обязательного учета функциональных особенностей организма, т.е. степени его реактивности, физи­ческой и умственной работоспособности, выносливости, состояние высшей нервной деятельности, уровня интеллектуального развития, поведенческих реакций, социальной зрелости.

I этап констатации полного здоровья требует сейчас, прежде всего, оценки степени и гармоничности физического и нервно-психического развития, полноценности функционального состояния организма ребенка и подрост­ка.

II этап - оценка характера и форм выявленной патологии. Поэтому физическое развитие и функциональное состояние ребенка рассматриваются сегодня в качестве прямых, а заболеваемость и др. демографические показатели - в качестве косвенных показате­лей здоровья индивидуума.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики, т.е. будут направлены на предупреждение возможности перехода процессов из стадии функцио­нальных изменений в стадию стойких нарушений здоровья. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреж­дение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их раз­вития в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.