Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы ее изменения




 

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы[3], выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм.


Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (преамбула)  
 
  ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ (137 статей)  
 
  ГЛАВЫ  
 
1.Основы конституционного строя   2.Права и свободы человека и гражданина   3.Федеративное устройство   4.Президент Российской Федерации
 
5.Федеральное Собрание   6.Правительство Российской Федерации   7.Судебная власть   8.Местное самоуправление
 
  9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции  
 
  ВТОРОЙ РАЗДЕЛ  
 
  Заключительные и переходные положения  
                                 

 

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

· Президент Российской Федерации;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство России;

· Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

· Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

· Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

1) Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции.

2) Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

3) Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

4) Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

5) Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

6) Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

7) Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции. Таковыми являются:

1. Президент Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

2. Федеральное Собрание. К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

3. Правительство Российской Федерации. Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

4. Органы судебной власти. Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

5. Правоохранительные органы. Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя России. Они являются основополагающими началами, составляющими идейную и нормативную базу всей системы конституционного права.

Под основами конституционного строя России понимаются главные устои государства, его основные принципы, совокупность норм, объединенных в особый конституционно-правовой институт, призванный обеспечить РФ характер демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

В целом же конституционно-правовой институт Основ конституционного строя выполняет следующие функции:

1) ВОЗДЕЙСТВУЕТ на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства;

2) ОПРЕДЕЛЯЮТ сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений;

3) ПРИЗВАНЫ по своей целенаправленности обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства;

4) ЯВЛЯЮТСЯ в преобладающей части по своему виду нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

5) УСТАНАВЛИВАЮТСЯ по преимуществу в конституционной форме;

6) АДРЕСОВАНЫ всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

7) ИМЕЮТ способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя;

НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕСМОТРЕНЫ Федеральным Собранием; имеют особый порядок изменения, предусмотренный ст. 135 Конституции РФ.

Принципы, на которых строятся основы конституционного строя России принято классифицировать по трем основным группам:

ПРИНЦИПЫ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИНЦИПЫ ОСНОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ   ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
     
Федерализм   Идеологическое и политическое многообразие
Признание прав и свобод человека высшей ценностью  
Народовластие   Светский характер государства
   
Верховенство права Свобода экономической деятельности
  Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства  
Разделение властей   Социальный характер государство
   
Государственный суверенитет Многообразие и равноправие различных форм собственности
   
Вхождение в мировое сообщество как его части

 

По содержанию Основы конституционного строя имеют следующие элементы:

· демократическое государство; народовластие (ст. 1, 3, 4, 12);

· человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2, 6);

· правовое государство (ст. 1);

· государственный суверенитет (ст.1, 4);

· федерализм (ст. 5);

· социальное государство (ст. 7);

· многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9);

· светское государство (ст. 14);

· республиканская форма правления (ст. 1);

· целостность и незыблемость основ конституционного строя (ст. 15, 16).

Согласно Конституции России: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это имеет основополагающее значение.

 

  Независимость суда  
Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни     Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ УСТАНАВЛИВАЕТ
 
 

 
Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для государства Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности

Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область и 10 автономных округов.

 

  ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА  
 
Государственная целостность   Единство системы государственной власти
 
Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ   Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равны
 
  Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации  
         

 

В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

В нашей стране действует республиканская форма правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

Особенности республиканской формы правления в России:

РЕСПУБЛИКА  
  Президентская         Праламентская
Смешанная (полупрезидентская)    
 
В Российской Федерации  
 

 

Наличие сильной президентской власти   Возможность роспуска парламента Президентом России   Наличие Председателя Правительства России   Возможность отстранения от власти Правительства России парламентом   Возможность отрешения от должности Президента России парламентом

 

Статья 4, ч. 1 определяет суверенитет Российской Федерации. Суверенитет – это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории (ч. 1 ст. 4)[4]. При этом государственная власть распространяется на всю без исключения территорию РФ: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой России. Никакая другая власть на территории РФ не вправе присваивать себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Это обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации достигается единой государственной политикой в этой области, соответствующими долгосрочными и краткосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Россия – социальное государство. Это один из основополагающих принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Экономические основы представляют собой базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

1) Отношения собственности (существует две основные формы собственности – частная и публичная, все остальные производные от них);

2) Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность неделима, ее субъектами могут быть государство в целом, его составные части, самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (ч.3 ст. 214).

Частная собственность охраняется законом, что специально подчеркивается в ч.1 ст. 35 Конституции, ее субъектами признаются граждане и юридические лица.

Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантирована государством.

Светский характер Российского государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется:

ü в гражданском характере правосудия;

ü в государственной регистрации актов гражданского состояния;

ü в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию;

ü в гражданском статусе верующих.

В основе светского характера Российской Федерации лежат два основополагающих принципа;

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения деятельности, равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. При регистрации проверяются цели общественного объединения, после регистрации – его действия. И то и другое возложено на Министерство юстиции Российской Федерации и его органы. Они вправе требовать от руководящих органов общественных объединений информирования о принятых решениях, направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.

Таковы наиболее характерныечерты основ конституционного строя Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.