Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти. Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта




Память

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта.

 

  1. По длительности сохранения информации (по t)

· Сенсорная память (СП)

Задача: ретикулярная формация решает вопрос о привлечении высших отделов мозга к обработке информации. Осуществляется на уровне рецепторов.

Длительность сохранения следов ¼ секунды

Объем (емкость)- неограничен

· Кратковременная память (КП)

Задача: решается вопрос достаточно ли важна информация, чтобы перевести ее в длительное хранение

Длительность сохранения следов до 20 секунд. Если информация не вводится повторно, она исчезает.

Объем (емкость) – 5- (7) –9 элементов

· Долговременная память (ДП)

Задача: организовать информацию для длительного хранения

Длительность и емкость – практически безграничны

· Оперативная память (ОП)

Задача: сохранение информации в процессе выполнения какой-либо деятельности

 

  1. По характеру участия воли

· Произвольная память – требует волевых усилий

· Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически без особых усилий, при отсутствии заранее поставленной цели и специальных приемов

 

  1. По способу запоминания

· Механическая память – не опирается на понимание (через многократное повторение)

· Смысловая память – основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные стороны и отношения объектов.

4. По особенностям материала

· Двигательная память (моторная) –память на движения и их системы, позволяет формировать практические и трудовые навыки. (плавание, вязание)

· Эмоциональная память (аффективная) – память на чувства

· Образная память – связанная с информацией от органов чувств (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

· Словесно-логическая память – присуща только человеку, основана на использовании речи.

Процессы памяти

Запоминание

Успешность памяти зависит:

- от степени завершенности действий запоминания. Незаконченное действие запоминается лучше (Эффект Зейгарник)

- от интересов и склонностей личности. Лучше запоминается информация подтверждающая наши мысли и идеи

- от уровня мотивации (сильная мотивация и отсутствие мотивации отрицательно влияют на запоминание)

- от эмоционального настроя (очень сильные эмоции или отсутствие эмоциональной окраски отрицательно влияет на процесс запоминания)

Индивидуальные различия в памяти могут быть 2-х видов

  1. Преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной.
  2. Уровнем организации

Наглядно-образный тип – хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д.

Словесно-логический тип – словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

Эмоциональный тип – хорошо воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Мнемотехники – стратегии, облегчающие запоминание

  1. Ассоциации (причина- следствие, вид- род, целое-часть, противоположности, последовательность, единство места и времени)

Метод Подсказки (шифровки), УКРОП – свойства внимания., Каждый охотник….Что я знаю о кругах 3,1416 – число П

  1. Метод Рифмовки

Примеры: жи-ши, Парашют, Жюри,брошюра, все слова запомни Юра, Чувилин чувствует, что ему сочувствуют

  1. Метод мест (метод Вешалки) Предварительно составляется и запоминается список конкретных мест, расположенных вдоль конкретного маршрута (или предметов в четко заданной последовательности) В каждое из них мысленно помещается предмет, который необходимо запомнить, и закрепляется ассоциацией
  2. Фонетический код (для цифр) чтобы запомнить число необходимо перевести цифры в буквы из которых составить слова и предложения пример однажды друзья твои чистили потертые штиблеты создавая видимость деятельности 123456789)
  3. Метод Визуализации – использование ярких, контрастных представлений (зрительных образов)

Воспроизведение – актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей

Формы воспроизведения

Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. (найти из предложенных)

Воспоминание – осуществляется в отсутствие восприятия объекта

Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, требует волевого усилия.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение казалось бы забытого (отсроченное воспроизведение)

Забывание процесс приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание

Законы забывания (памяти)

1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда.

2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации.

3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.

 

Нарушения памяти

1. Ретроградная амнезия

2. Антероградная амнезия

 

Мышление и Речь

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление часто определяют как процесс решения задач.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное разложение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей

Анализ и синтез протекают в единстве

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками

Абстракция – выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Конкретизация – возвращение мысли от абстрактного к конкретному.

Обобщение – мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах.

Виды мышления

1. С точки зрения новизны решаемых задач

- творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта

- воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний

2. По характеру решаемых задач

- теоретическое

- практическое

3. По уровню развития в онтогенезе (по содержанию решаемых задач)

- Предметно-действенное (наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет)

- Наглядно-образное Задачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет).

- Словесно-логическое функционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей.

Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.

 

 

Творческое мышление. Креативность

В Психологическом словаре креативностью называется способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации

Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности:

· способность к обнаружению и постановке проблем;

· способность к генерированию большого числа идей;

· гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

· оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления.

Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.

Основные показатели творческого мышления:

Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

Интеллект

По определению американского психолога Векслера, создавшего в1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – особая форма умственной (в отличие от эмоциональной, мотивационной) активности, предназначенная для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем.? Как сравнить интеллект вождя племени в Новой Гвинее и студента 2 курса университета?

Идея измерения интеллекта получила свое воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В.Штерном в 1912г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития.

Векслером предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ в выборке.

 

Классификация уровней интеллектуального развития по Д.Векслеру

 

Величина IQ Уровень интеллектуального развития % встречаемости в выборке
130 и выше Весьма высокий интеллект 2,2
120-129 Высокий интеллект 6,7
110-119 Хорошая норма(намного выше среднего) 16,1
90-109 Средний уровень  
80-89 Сниженная норма 16,1
70-79 Пограничный уровень развития 6,7
69 и ниже Умственный дефект (слабоумие) 2,2

 

Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную единицу 100 баллов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.