Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы и потребности




Количественные характеристики способностей.

Талант – высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности.

Гениальность – наивысший уровень развития способностей, определяющий выдающиеся достижения личности в соответствующей сфере деятельности (редкий феномен, нечто исключительное).

 

 

Направленность (как подструктура личности)

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения и мировоззрении

 

Потребности – один из основных источников активности личности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования

Потребности характеризуются следующими признаками.

  1. Любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-либо.
  2. Потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того в каких УСЛОВИЯХ и каким СПОСОБОМ она удовлетворяется
  3. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

 

Потребности могут приобретать разную форму. Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму Влечения (недостаточно осознанную). Установка – неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. (какой-либо деятельности, интерпретации чего-либо).

 

Если потребности осознаются – они приобретают форму мотивов.

Мотив – осознаваемые потребности личности. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. (Часто встречается выражение «Найти Мотив преступления») В узком смысле – осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения, и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

Когда мотивы не осознаются человеком, т. е., когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении – в форме переживания, желания, хотения.

Мотивы классифицируются по разным основаниям.

- По отношению к самой деятельности:

Внешние мотивы – не связаны с самой деятельностью (на примере учебной деятельности – хорошая оценка, похвала). Выделяют Внешние мотивы – общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родными и т.д.) и Внешние мотивы - личностные: мотивы оценки, благополучия, самоутверждения

 

Внутренние мотивы – непосредственно связаны с содержанием деятельности (желание понять разобраться в изучаемом материале, повысить свой уровень знаний). Выделяют процессуальные - интерес к процессу деятельности; результативные – интерес к результату деятельности, в том числе и познавательный и саморазвития – ради каких либо своих качеств, способностей.

 

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что очень часто побуждается несколькими мотивами – т.е. – полимотивирована. Мотивация – процесс увязывающий воедино мотивы деятельности (упрощенно).

Мотивация не только побуждает человека к деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например: первоначально социальные мотивы («пишу доклад, потому что поручили и не хочется никого подводить») заменяются (дополняются) познавательными (материал вызвал интерес). Говорят о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф.Олпорт, А.Н. Леонтьев).

 

Теория потребностей Абрахама Маслоу

 

 

 

А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное развитие семь классов потребностей.

 

  1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
  3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности

В развитие этой системы позже были добавлены еще два уровня:

  • Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. (выше уважения, ниже самореализации)
  • Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. (выше уважения и познания, ниже самореализации)

Иерархическая модель подразумевает, что по мере удовлетворения потребностей низшего уровня человек переводит свои запросы на более высокий уровень. Именно этот принцип ставят под сомнение критики пирамиды. Тем не менее, сама модель получила широкое распространение.

 

Пример смены потребностей:

Голодный человек только думает только о еде и о приобретении достаточного количества пищи для удовлетворении голода. Он думает, что его счастье было бы полно, если бы только у него было много пищи. Смысл жизни для него в еде — свобода, любовь и идеализм не существуют. Человек, живущий в таких условиях, живет одним только хлебом.

Но что случается, когда он получает много хлеба? Немедленно возникает новая и более высокая потребность, и эта потребность будет теперь доминировать над человеком. Когда новая потребность будет удовлетворена, появится другая и так далее. Таким образом главные потребности организованы в иерархии относительной силы.

 

Маслоу сформулировал три фундаментальных допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории:

  1. Люди суть нуждающиеся существа, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;
  2. Состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию (согласно Маслоу, «лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви - отказать ему в ней»);
  3. Существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня - на самом верху.

 

Эмоциональная сфера личности.

 

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, другим людям, к своей личности. Одни явления его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, гнев, и др. – это различные виды субъективного отношения человека к действительности – эмоции.

Эмоции – психические процессы переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.

Причины возникновения:

- Недостаточность приспособительных возможностей. Эмоция возникает, т.к. человек не может (или не умеет) дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью, внезапностью).

- Избыточная мотивация в социальном поведении (значимое, социально непонятное, социально нежелательное поведение) и избыточная мотивация не находящая применения (перед действием, после действия)

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные.

В соответствии с информационной теорией эмоций, Знак эмоции (+ или -) зависит от разницы имеющейся и ожидаемой информации). В ряде случаев знание, информированность могут изменять эмоциональный настрой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.