Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические методы




Организационные

Организационные методы исследования.

Методы обработки данных, интерпретационные.

Эмпирические методы.

Организационные методы исследования.

Методы психологии развития

Тема 2

Вопросы:

 

 

 

Метод исследования – это совокупность приёмов и средств исследования.

На начальном этапе развития детской психологии использовался прежде всего метод наблюдения. Исследователи (В. Прейер, Ч. Дарвин) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в реальных условиях.

В ходе развития ВП и количество методов исследования увеличивалось.

Классификация методов в озрастной психологии:

1. лонгитюдный (метод продольных срезов) – с помощью которого предполагается многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, иногда измеряемого десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная история психического развития.

2. сравнительно-возрастной (метод поперечных срезов) – применяется к индивидам одной возрастной группы и позволяет установить, как варьирует с возрастом та или иная функция (например, определить среднестатистический рост детей какого-то конкретного возраста).

 

1. Наблюдение и самонаблюдение;

- Метод наблюдения представляет собой планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления.

Учёные выделяют необходимые условия научного наблюдения:

- постановка цели;

-разработка плана;

-выбор объекта и ситуации наблюдения;

-поддержание естественных условий жизни;

-невмешательство в деятельность испытуемого;

-объективность и систематичность наблюдения;

-разработанность способов фиксации результатов.

Существуют и определённые трудности использования метода наблюдения:

-чрезвычайная трудоёмкость;

-большие временные затраты;

-пассивная, выжидательная позиция исследователя;

-необходимость психологической образованности наблюдателя;

-высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты с попутными явлениями;

-опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов;

-невозможность проверки;

-ограниченное использование математических методов обработки данных.

Наблюдение может быть организовано как сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребёнка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей)так и выборочное (когда фиксируется какая-либо сторона поведения ребёнка или поведение в определённых ситуациях, в определённые промежутки времени).

- Метод самонаблюдения (интроспекции). Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В самом начале становления ВП, когда она оформилась лишь как детская психология, метод самонаблюдения, естественно не применялся.

2. Эксперимен (лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий);

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создаёт и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Для лабораторного эксперимента характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования. С помощью лабораторного эксперимента могут исследоваться такие профессиональные качества человека, как внимание, наблюдательность и др. К недостаткам следует отнести отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях, и соответственно, крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества.

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Суть исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

 

3. Биографический метод. С помощью анализа событий жизненного пути человека и принадлежащих ему документов, свидетельств изучается личность. Основное назначение метода – отыскание каких-либо устойчивых, закономерных характеристик развития.

 

4. Психодиагностические (тестовый, анкетный, метод беседы или интервью, проективные методики).

Тестирование метод психологической диагностики, использую­щий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу знаний. Он применяется для стандартизированного из­мерения индивидуальных различий. Основным инструментом проведе­ния тестирования является тест, т.е. система заданий, позволяю­щих измерить уровень развития определенного психологического ка­чества (свойства) личности. По своей направленности тесты подразделяются на: интеллектуальные, личност­ные, профессиональные и клинические.

а) Интеллектуальные тесты предназначаются для определения интеллекта индивида (тесты Айзенка, тест Равенна).

б) Личностные тесты-опросники позволяют получить информацию, характеризующую испытуемого в широком диапазоне от способностей, его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

в) Профессиональные тесты позволяют определить совместимость психологических качеств индивида с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к психике человека.

г) Клинические тесты применяются врачами-психиатрами для установления степени психического здоровья человека.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах.

Метод интервью (беседы) часто применяется после анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе большое внимание следует уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными.

Проективные методики – представляют специальную технику исследования тех особенностей личности, которые мало доступны непосредственному наблюдению или опросу (например, субъективно-конфликтные отношения и их представленность в индивидуальном сознании).

5. Анализ продуктов деятельности. Это может быть и анализ рисунков, и литературного творчества и т.д. Рисуночные методики (семьи, друга, несуществующего животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.