Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль социального фактора




 

Человек как личность формируется под определяющим воздействием социальной среды. Среда как фактор психи­ческого развития—понятие сложное, многогранное, включающее и природные, и социальные влияния на психическое развитие.

 

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, земное притяжение, электромагнитное поле, особенности климата, растительности." Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).

 

Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка. Известные в истории случаи воспитания маленьких детей в логовах зверей на протяжении ряда лет—убедительное свидетельство этому. Родившиеся людьми, но воспитанные зверями, дети, возвращенные к людям, нс обладали важнейшими человеческими качествами: у них не была развита речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание.

 

Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают младшим накопленные веками богатства, воплощенные в произведениях науки, литературы и искусства, закрепленные в нравственных нормах и правилах поведения людей, в орудиях труда и знаковых системах.

 

Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфических человеческих способностей и функций'.

 

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (семья, сверстники, родственники, соседи), так и, главным образом, под влиянием социальной среды в широком смысле, под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.

 

Советский психолог Л. С. Выготский впервые в советской психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций человека, в которой показал, что только в общении, в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи. Особую роль в процессе становления высших психических функций человека играет развитие речи. Важным явилось положение, развитое Л. С. Выготским, о связи социального фактора в психическом развитии ребенка с биологическим.

 

Особенность психики человека он видел в том, что человеческая психика определяется культурными, социальными знаками, самым существенным среди которых является язык, речь. Л. С. Выготский подчеркивал, что под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается» и биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо.

 

Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении личности осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе этого развития преобразуется, очеловечивается и биологическая основа этих свойств.

 

Развитие сознательной личности, ее духовного богатства Л. С. Выготский ставил в зависимость от характера пользования «речевыми знаками», которые развиваются по социальным законам в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми. Идеи Л. С. Выготского были направлены против идеалистического понимания развития высших психических функций как изначально данных человеку свойств, обусловленных генетической программой. --"Советские психологи, признавая значение наследственности и Утверждая определяющую роль социальной среды в психическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее' собственной активности. Лишь при реализации своей активности ребенок будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наследственности. По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое и социальное в их единстве.

 

Необходимость учета активности самого ребенка вытекает из важнейшего принципа марксистской психологии—единства сознания и деятельности.

 

Сознание проявляется и формируется в деятельности. Система отношений порождается системой деятельности. Формы проявления активности детей отличаются большим многообразием: от примитивных подражательных действий с предметами до активности инициативной, творческой, созидательной. Но в какой бы форме ни проявлялась активность ребенка, она необходима для познания окружающего мира, важна для его развития. В активности ребенок и проявляет себя, и развивается. Эффект развития будет зависеть от управления ак­тивностью со стороны взрослых. Руководить активностью детей важно на всех этапах их психического развития. Цели, задачи и возможности развития детей должны быть осознаны и приняты воспитателем, учителем.

 

Основными формами организации активности детей являются обучение и воспитание. Общественное обучение и воспитание определяют психическое развитие ребенка, его познавательные способности, знания, способы «добывания» этих знаний, характер отношений к миру, людям, самому себе.

 

Движущие силы психического развития ребенка. Существуют две диаметрально противоположные концепции развития: диалектико-материалистическая и метафизическая. Эти два взгляда на развитие наметил В. И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике»: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей...

 

При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив. При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.

 

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая—жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам»",' к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового»'.

 

Суть первой позиции состоит в том, что она все развитие рассматривает как количественное изменение, как увеличение или уменьшение изначально данного свойства. Психическое развито ребенка сторонники этой теории сводят, например, К увеличению его словарного запаса (накопление запаса слов), уменьшению ошибок при развитии речи, увеличению объема памяти, внимания, навыков и т. п.

 

Диалсктико-матсрналистическая наука под развитием понимает нс только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств.

 

Сущность развития психики ребенка она видит в постепенных количественных накоплениях, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Например, овладев отдельными звуками, ребенок в определенный момент начинает произносить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество—способность связывать слова в предложение.

 

Аналогичный процесс количественно-качественных изменении можно наблюдать в различных областях формирующейся психики детей: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях я поступках, в сознании в целом.

 

Следует отметить, что качественные изменения в результате постепенных количественных накоплений не всегда выступают в явном виде. Скачок как качественное изменение может быть растянут во времени. Для глубокого познания закономерностей психического развития, для практики управления процессом формирования личности важно выявить его источники, движущие силы, от которых зависит развитие ребенка. ' Метафизическая концепция развития не выявляет его источников, считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому автоматически снимается вопрос о возможностях, управления этим процессом. По этой концепции ребенок—это. маленький взрослый человек. Психическое развитие— лишь развертывание данных изначально особенностей. Диалектико-материалистическая теория рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающимися, прогрессивными. Эта теория видит источник развития в самом жизненном процессе. В этом процессе возникают противоречия, в нем же они преодолеваются, снимаются.

 

Противоречия между старым и новым в психике ребенка проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, возникающими в деятельности, в процессе общения с окружающими людьми, и возможностями их удовлетворения ранее сложившимися формами и способами поведения, противоречия между реализуемыми возможностями и потенциальными возможностями ребенка и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.