КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии развития по ВыготскомуВыготский рассматривал развитие как возникновение чего-то нового. Стадии развития в его периодизации характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. свойствами или качествами, которых не было раньше в готовом виде. Но это новое появляется не случайно, а вполне закономерно, подготовленное ходом предшествующего развития. Все стадии развития определяются предыдущими и определяют последующие. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. В. ввёл понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и социальной средой. Взаимодействие ребёнка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Отвечая на вопрос как ребёнок взаимодействует со средой, В. выделял две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Деятельность, внешнюю активность ребёнка, наблюдать легко, а вот внутренние переживания значительно сложнее. Одну и ту же ситуацию дети одного возраста (даже близнецы) переживают по-разному. Конфликт между родителями на одном ребёнке может отразиться слабо, а у другого вызовет невроз. Один и тот же ребёнок, на разных возрастных этапах будет по-разному воспринимать одну и ту же проблему. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. В. выделил стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка. Минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих, но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. Возрастные новообразования, появляющиеся медленно, оказываются устойчивыми и фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, как уже упоминалось, существуют кризисные периоды развития. В. придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться до года или даже двух. Это достаточно бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребёнок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчётливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребёнка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, возникают внутренние конфликты. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Один ребёнок становится трудновоспитуемым, а другой практически не меняется. Чтобы их заметить, нужно сравнивать ребёнка не с ровесником, а с ним самим – таким, каким он был раньше. Новообразования, возникшие в кризисный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде поглощаются другими новообразованиями. Итак, на основе всего вышеизложенного, возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорождённости – младенческий возраст (2 мес.- 1 год) – кризис 1 года – ранее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17) – кризис 17 лет.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |