Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория З. Фрейда




Эпигенетическая концепция жизненного пути личности Э. Эриксона.

Психоанализ детства.

Теория З. Фрейда.

Психоаналитические теории психического развития.

Тема 6

Вопросы:

 

 

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З. Фрейдом (1856-1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением её структур и функций.

Ф. выделял три уровня (слоя) психики человека – сознание, предсознание и бессознательное, в которых располагаются основные структуры личности. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики (вместилище инстинктивных потребностей организма), который недоступен осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Развитие Ф. рассматривал как адаптацию индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но необходимому. Движущими силами психического развития, по мнению Ф., служат врождённые и бессознательные влечения.

В бессознательном слое располагается первая структура личностиИд, которая фактически является энергетической основой психического развития, т.к. в ней располагаются врождённые бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта.

Ф. считал, что существует два основных врождённых бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Либидо, о котором так много писал сам Ф. и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни (инстинктом получения удовольствия – сексуальным). Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Ф. не дал собственного имени, но постоянно говорил о её существовании.

Эти два бессознательные влечения создают основу для биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Ф., врождённые влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Ф., и его последователи иногда называли его теорию динамической, подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, т.к. при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писал сам Ф. и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Ф. не дал собственного имени, но постоянно говорил о её существовании.

Вторая структура личностиЭго, по мнению Ф., также является врождённой и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать своё «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребёнка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, т.к. ребёнок рождается, по выражению Ф., с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует своё «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объём Эго.

Третья структура личностиСупер-Эго – неврождённая, она формируется в процессе жизни ребёнка. Механизмом её формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго.

Ф. подчёркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам.

Возможность поддерживать своё психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Ф. выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение – самый неэффективный механизм, т.к. при этом энергия вытесненного и неосуществлённого желания не реализуется в деятельности, а остаётся в человеке, вызывая рост напряжённости.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, т.к. они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, жевать резинку, верить в злых или добрых духов и т.д., причём многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать проективные методики исследования личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, т.к. она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать её, в частности, в творческой деятельности. В принципе Ф. считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от неё.

Пока ребёнок мал, не все конфликты могут быть решены. Переживания становятся длительными, и «фиксируются», образуя определённый тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства.

Надо заметить, что Ф. не изучал целенаправленно именно детскую психику, он пришёл к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов.

Говоря о Ф., конечно же, надо вспомнить и его заслуги в изучении проблемы периодизации возрастного развития.

Ф. считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации Либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Периодизацию возрастного развития З. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. При этом Ф. уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация Либидо и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. Мы немного рассмотрим этапы, а стадии на которые они подразделяются изучите сами.

Первый этаплибидо-объект – характерен тем, что ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии (ребёнок с помощью крика добивается удовлетворения своей потребности).

Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребёнку не требуется никакой внешний объект. Иногда Ф. называл этот этап периодом нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний. В этот период растёт напряжённость в отношениях с родителями.

Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект, т.к. для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнёр.

Подчёркивая значение родителей в развитии личности ребёнка, Ф. писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее.

 

Доклад: «Психосексуальная теория личности Фрейда».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.