Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное развитие




Самосознание

Воображение.

Память.

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастает объём и прочность сохранения материала.

На данном периоде развития доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребёнок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.

Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.

Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребёнка – сказки, рассказы.

 

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребёнок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается самостоятельность, о чём говорит проявление целеустремлённости.

Возникает гордость за собственные достижения (это личностное новообразование раннего детства).

Ребёнок начинает сравнивать себя со взрослым и хочет быть на него похожим во всём. В результате меняется отношение ребёнка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребёнку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.

Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует своё превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трёх лет.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребёнка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребёнок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорочаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребёнка неустойчивы и быстро переходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребёнка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем всё-таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнёт колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чём-то одном ребёнок ещё не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребёнка со взрослым и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо любви, эмоционального тепла ребёнок ждёт от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребёнка формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится ещё полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребёнок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году жизни он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры и речи пока быть не может. Единственный тип игры, который хорошо удаётся в данном возрасте – это совместные прыжки на кровати. Если ребёнок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявить агрессивность – толкнуть, ударить другого ребёнка, особенно если тот попытался ущемить его интересы (н-р, завладеть любимой игрушкой. Ребёнок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из собственных интересов, желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребёнка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче) появится позже, в дошкольном возрасте. Тем не менее общение со сверстниками полезно и способствует эмоциональному развитию.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребёнка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок. Он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка (гнев, плач). Причиной этих реакций может быть и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в тот момент, когда малыш активно пытается привлечь их внимание. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребёнок быстро замечает, что уговоры и прочие всякие приятные моменты в общении со взрослыми следуют за его слезами или злостью, и начинает с удовольствием пользоваться этим. Кроме того, ребёнка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, достаточно показать ему любимую игрушку, поиграть с ним.

5. Кризис трёх лет

Кризис 3х лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».

Изменение позиции ребёнка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребёнка возникают кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослым.

Л.С. Выготский описал 7 таких кризисных явлений (симптомов кризиса 3х лет):

1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственными желаниями; негативная реакция на предложение только потому, что оно идёт от взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Конечно негативизм – кризисное явление, которое со временем должно исчезнуть, но то, что ребёнок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным моментом в его развитии.

2) упрямство – ребёнок настаивает на чём-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением, требует, чтобы с его мнением считались.

3) строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а в целом против норм воспитания, образа жизни, сложившегося в семье.

4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление всё делать самому. С одной стороны, это положительное явление, но с другой – гипертрофированная тенденция к самостоятельности часто неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5) протест-бунт – ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими (т.е. конфликты становятся регулярным явлением).

6) деспотизм - ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Если семья многодетная, то по отношению к младшим сёстрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

7) симптомы обесценивания – проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

 

Итак, в раннем детстве ребёнок активно познаёт мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. К 3м годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта. «Я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребёнка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.