Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные особенности и новообразования в старости




Среди факторов, обуславливающих социальный и психологический статус старого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст.

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата положение старика приближается к положению соматического больного. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. При этом на второй план отступает всё то, что составляет содержание переживаний собственно старения.

Геронтолог Э.Я. Штернберг пришёл к выводу, что основное, что характеризует старение, - это снижение психической активности, выражающиеся в сужении объёма восприятия, затруднении сосредоточения внимания, возрастает время реакции и т.п. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

Рассмотрим как чаще всего изменяются некоторые познавательные процессы у старых людей.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объём восприятия, уровень образования и т.п.), оказывают воздействие на выполнение мнемических заданий.

У пожилых людей ниже эффективность организации и повторения запоминаемого материала. Однако после консультирования, тренировки и небольшой практики результаты могут существенно улучшиться даже у самых старых людей. Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Разные виды памяти – сенсорная, кратковременная, долговременная – страдают в разной степени. «Основной» объём долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память.

Интеллект. При рассмотрении интеллекта и при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретённых в течении жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить что-либо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Экспериментально подтверждено, что кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Однако, как уже упоминалось, процесс изменения познавательных процессов, в частности интеллекта, индивидуален и поэтому снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным – 10-15%, по другим – несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. Оценка общего интеллекта пожилых людей складывается из совокупности оценок этих двух видов интеллекта.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизические изменения при нормальном старении. Рассмотрим эти изменения и способы их компенсации:

1. Замедление реакций и большая и более быстрая утомляемость (трудно быстро вспомнить нужную информацию) Способы компенсации:

-избегать спешки,

- распределять время,

- выработать дополнительные стратегии (н-р, предварительно готовиться к важной встрече, набросать план разговора),

- делать перерывы,

- терпимо относиться к собственным слабостям.

2. Ухудшение способности к восприятию (ухудшаются слух, зрение, обоняние и т.п.)

- прибегнуть к помощи корригирующих очков, слухового аппарата,

- садиться ближе к экрану телевизора, ближе к собеседнику,

- при необходимости просить повторить сказанное.

3. Уменьшение длительности сосредоточения внимания (отвлекаются, быстро утомляются)

- делать паузы, прогулки, отдых, сон,

- осознать отвлекающие факторы,

- учитывать собственные неблагоприятные состояния (усталость, волнение) и отложить дело на другое время.

4. Трудности распределения и переключения внимания (трудно делать несколько дел одновременно)

- выбрать главные дела,

- делать их последовательно.

5. Уменьшение объёма внимания (сосредоточение на одном аспекте ситуации приводит к игнорированию других)

- осознание стратегии распределения внимания и учёт всех сторон ситуации.

6. Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия (писал письмо, пошёл за очками, отвлёкся на телерепортаж и забыл за чем шёл)

- мысленно воспроизводя события в обратном порядке, найти отправную точку,

- фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать её.

7. Автоматизм действий и ошибки памяти (сомнения в том, закрыли ли входную дверь, выключили ли утюг)

- сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении),

- использовать зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе).

8. Повседневная забывчивость (забывание зонта, поиск ключей перед выходом из дома)

- организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки,

- не откладывать то, что может быть сделано сразу(сказано-сделано).

9. Потери нити высказывания

- прибегнуть к словесным шаблонам (как я уже говорил, В связи с тем, что это очень важно…),

- задавать вопросы, вставлять собственный комментарий.

10. Трудно выполнять прежние виды деятельности

- ограничить время деятельности,

- найти другие варианты внутри той же области.

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства. Когда говорят о мудрости, имеют в виду прежде всего способность взвешенных суждений по практическим неясным вопросам жизни.

Основные свойства мудрости по П. Балтесу:

- это решение сложных и важных вопросов (о смысле жизни),

- исключительно высокий уровень знаний, советов и суждений,

- сочетание ума и добродетели, которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы человечества;

- хотя достижение мудрости – сложная задача, распознают её большинство людей без труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.