Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о душе в анимизме




Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ Э.Б.Тайлор определил следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и в настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Э.Б.Тайлор полагает, что это определение является максимально широким и обобщенным, чтобы охарактеризовать многообразие анимистических вероучений у примитивных народов, населяющих Землю.

При этом он отмечает, что первобытный анимизм настолько удовлетворительно объясняет факты, что он сохранился в мировоззрениях более развитых слоев культуры. Хотя классическая и средневековая философия во многом изменила его, а современная философия обошлась с ним еще более беспощадно, он сохранил так много следов своего первоначального характера, что и в психологии современного цивилизованного мира отчетливо просвечивает наследие первобытных времен. Из огромной массы фактов, собранных из наблюдения за жизнью самых разнообразных и наиболее отдаленных друг от друга человеческих обществ, можно выбрать типические подробности, позволяющие проследить древнейшее учение о душе, отношения отдельных частей этого учения к целому и процессы отбрасывания, видоизменения или сохранения этих частей при дальнейшем развитии культуры. Э.Б.Тайлор предлагает, рассмотреть воззрения примитивных народов о человеческой душе, чтобы понять современные расхожие представления об этом понятии.

Душа как невещественная субстанция. В анимистических учениях дух, или призрак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, слово «тень» вошло в употребление для выражения души.

...

Душа и сон. По мнению Э.Б.Тайлора, вера в подобное временное отлетание души сформировала и представления о сне и сновидениях. Некоторые гренландцы, полагают, что душа покидает тело ночью и отправляется охотиться, плясать и посещать друзей.

...

Душа и призрак. Обозревая бесконечные истории о снах, Э.Б.Тайлор проследил постепенное развитие представлений о призраках. Отношение к видениям соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, первобытный человек, как пишет Э.Б.Тайлор, не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилизации люди всегда верят в объективность человеческих призрачных образов, являющихся им в сновидениях, в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения и при употреблении наркотических средств.

...

Душа и смерть. Появление бестелесной души во все времена считалось фактом, связанным с отделением души от тела при смерти. Это видно из допущения не только теории привидений, но и особого учения о «смертной тени».

...

Литература

1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 575 с. (Глава 8. Анимизм).

2. Итс Р. Шепот Земли и молчание неба. -М.: Политиздат, 1990. –318 с.

3. Басилов В.Н. Избранники духов. –М.: Политиздат, 1984. – 208 с.

4. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. –М.: «Совершенство», 1998. –224 с.

5. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). – М.: Наука, 1991. – 280 с.

6. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни и божества айнов. – М.: Наука, 1988. – 208 с.

7. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. – Новосибирск: Наука, 1987. – 165 с.

8. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. – Ленинград: Наука, 1990. – 233 с.

9. Мiфалагемы i магiя ў беларускiм фалклоры. – Минск: БОФФ, 1997. – 119 с.

 

 


2.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИНДУИЗМЕ

Индуизм — религия, возникшая на Индии. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований (ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм).

Основные представления о психологии человека изложены в учении Упанишад, философии санкхья и йоге.

Упанишады – это произведения, составляющие завершающий цикл канонического свода древних священных текстов, называемых Ведами. Термин «yпa-ни-шад», по определению Л.С.Васильева означает «сидеть возле», т. е. быть у ног учителя, внимать его поучениям и от­кровениям, постигать скрытый, тайный характер текста (Л.С.Васильев, с.182).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.