Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные позиции аналитической традиции К.Г.Юнга в отношении религии




Значение веры и религии для человека

В книге «Символы трансформации» К.Г.Юнг изображает религию в качестве положительного психологического фактора. Кроме того, он пишет, религиозные заблуждения, например представление об «идеальный религии», истоком которых является детская психика,. приведет человека от покорной веры к пониманию, т.е. к моральной автономии абсолютной свободе, когда человек может без принуждения знать, что он должен делать. При этом это знание основано на заблуждении, когда принимает на веру религиозные символы. Это вероисповедание держит нас в состоянии детства и, следовательно, с этической точки зрения незрело. Таким образом, К.Г.Юнг рассматривал религию как ошибку, но положительную ошибку.

Религия дает гарантию и силу человеку, чтобы он не мог быть подавлен монстрами вселенной. Религиозный символ психологически верен, он позволил человечеству преодолеть бессознательное на инстинктивном этапе и выйти на высоту величайших нравственных и культурных достижений.

К.Г.Юнг пришел к мнению, что идея Бога и весь сложный мир религиозных феноменов является не только проекцией психических процессов, но и символами, которые выражают психическую целостность человеческого существования.

В своей работе «Духовная проблема современного человека» (1931) К.Г.Юнг видит духовную проблему современного человека в том, что он пережил глубокие и резкие изменения в духовной жизни, вызванные ужасами Второй мировой войны. Человек был вырван из человеческой структурированности, многовековых религиозных, социальных и политических систем. Подлинно современными людьми являются редкие одиночные лица, которые сохранили целостность сознания, и, следовательно, осознавание того, что представляет собой хаос темных закоулков собственного ума. Они знают, что бремя вины, причиной которой является их разрыв с традицией, возвращает их обратно на свои собственные неизведанные ресурсы.

...

Он также дал следующее определение настоящего современного человека, «осознающего непосредственное настоящее» и который является отнюдь не средним человеком. «Это тот человек, который стоит на пике, или на самом краю мира: перед ним – бездна будущего, над ним - небеса, а под ним – все человечество со своей исчезающей во мгле веков историей» (с.475). Все это требует от него, по мнению К.Г.Юнга, самого интенсивного и экстенсивного сознания, с минимумом бессознательности.

Он считает, что доля таких лиц невелика. Большинство испытывает глубокие разочарования и неуверенность. Они тоже живут в условиях цивилизации, где доминирует «материализм и демонические достижений науки и техники», цивилизации, в которой массы, лишенные адекватных символов, пренебрегают человеческими архетипами, тем самым, превращая их в опасных врагов для себя. Это духовная революция является проблемой во всем мире, приводит к широкому интересу к астрологии, теософию, спиритизму, и тому подобному.

....

...

К.Г.Юнг подчеркивал, чтобы иметь религиозное мировоззрение надо не просто считать себя последователем конкретного вероисповедания или принадлежать к религиозным организациям. Настоящий верующий соблюдают «код и догму оригинальной формы религиозного опыта». Они заменяют непосредственный опыт, и состоят из соответствующих символов, которые разработаны и оформлены в рамках организованных догм и ритуалов.

В то же время, эти убеждения помогают формировать снова и снова определенно ограниченные, но действительные формы религиозного опыта, который защищает верующих от потенциально страшной и разрушительной силы, которые действуют в соответствующем религиозном опыте. Однако, как и все метафизические системы, верования являются уязвимыми для критического ума.


Определение религии

Религия, как отмечал К.Г.Юнг в своей работе «Психология и религия», «является особой установкой человеческого ума, которую мы можем определить в соответствии с изначальным использованием понятия «religio», т.е. внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы»: духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы - и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними» (К.Г.Юнг, с.2).

...

Люди предполагают, что эти динамические силы существуют в отрыве от них. К.Г.Юнг утверждает обратное, считая, что архетипы в коллективном бессознательном являются их непосредственным источником. Косвенная встреча с архетипами, особенно архетипом самости, в том или ином из своих проявлений является всегда сверхъестественным и, следовательно, удивительным и увлекательным опытом, интенсивность которого изменяется в зависимости от ясности представления.

Очевидная независимость этих сил связана с деятельностью ума и сознательного понимания дает основание понимать их тем людям, которые их испытывают, что эти силы вторглись в них извне.

В работе «Символы трансформации» К.Г.Юнг «божественная фигура прежде всего – психический образ, тот или иной комплекс архетипических идей, вера в который сравнима с метафизической сущностью». Этот «комплекс архетипических идей» обладает определенной функциональной автономией и утверждает себя в качестве психически существующего. К.Г.Юнг отмечает, что во всех так называемых метафизических проблемах мы обнаруживаем, что имеем дело исключительно с существованием психическим. Научный подход, с его точки зрения, развенчивает метафизику и указывает на субъективность религиозного переживания.

Однако данная субъективность метафизического опыта, как резонно отмечает К.Г.Юнг, необходимо должна привести к изолированности человека от остального многообразия личностей. При этом научный подход превращает «божественную фигуру», вера в которую строится как вера в бытие верховной неопределенности, - в переменное и едва определимое качество. Наука предлагает вместо определенности веры – только неопределенность человеческого знания. Сознательный разум обнаруживает себя изолированным в мире психических факторов, большинство которых проистекают из бессознательного и, в связи с чем, они не контролируются сознательным разумом. К.Г.Юнг делает вывод, в той степени, в какой научный подход развенчивает метафизику, он погружает человека прямо в саму неопределенность, обусловленную вариантностью его психического опыта. Таким образом, наука, подчеркивая субъективность и индивидуальную неповторимость религиозного переживания, демонстрирует открытую угрозу сплоченности и единообразия религиозных постулатов, в том числе и идее христианского братства, как условия спасения души (К.Г.Юнг, Символы трансформации, с. 127-131).

...

Предположение К.Г.Юнга, что источником религиозных переживаний и идей находятся в психике человека, спровоцировали обвинения против него в психологизме, агностицизм и даже атеизме. Он ответил, что он как психолог может сказать ничего больше о Боге, чем дается в самой психике; психология изучает только следы религиозного переживания в психике, а не саму религию.

При этом К.Г.Юнг настаивал на том, что религия является функциональной производной психики. В своей работе «Психология и алхимия» он писал, что задача психолога состоит в оказании помощи людям действительно увидеть и восстановить внутреннее видение, которое зависит от установления связи между психикой и священными изображениями. Вместо нападения на религию, психология предусматривает возможные подходы к лучшему пониманию этих вещей, она открывает людям глаза на реальное значение догмы, а не уничтожает их (Раздел «Введение в религиозные и психологические проблемы алхимии»).

Психология, неограниченная по вероисповеданию, по мнению К.Г.Юнга, может помочь неразвитому уму оценить масштабы парадоксов веры. Действительно, путем только логических противоречий невозможно понять парадоксы веры, однако мы можем надеяться, согласно К.Г.Юнгу, приблизиться к пониманию всей совокупности жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.