Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация




Коллективизированные государства

Коллективизированные государства цель видели в пол­ном упразднении частного предприниматель­ства и построении плановой экономики, управляющейся сетью министерств и органов планирования. Так возникли командно-адми­нистративные экономики, функционирующие на принципах директивного планирования и, в конечном счете, управляемые высшими органами коммунистической партии. Идея госу­дарственной коллективизации проистекала из более широкой социалисти­ческой доктрины о превосходстве обществен­ной собственности над частной.

Тоталитарные государства

Наиболее грубые и всеохватывающие формы государственного вмешательства в жизнь общества присущи тоталитарным государствам. Сущность тоталитаризма состоит в стремлении создать такое государство, которое охватывало бы вообще все стороны человеческого бытия. Такое государство ставит не только экономику, но также образование, культуру, религию, семейную жизнь и так далее под свой пря­мой контроль. Наиболее характерный пример тоталитарных государств — гитлеровская Германия. Зиждутся такие го­сударства на всеобъемлющем полицейском над­зоре, устрашении, контроле и идеологическом оболванивании общества. Разумеется, гражданское общество здесь полностью по­давлено и «частная» сфера жизни упразднена. В открытую это обстоятель­ство признавали лишь итальянские фашисты, стремившиеся к тому, что­бы совершенно растворить личность в обществе. Исследователи отмечают, что идея тоталитарного государства Муссолини восходит к гегелевскому пониманию государства как «эти­ческого сообщества», связанного альтруизмом и взаимной симпатией его членов.

Государство всегда считалось главным элементом политической жизни, однако сегодня ему угрожают тенденции, обозначившиеся в конце XX в: глобализация, этнические проблемы постсоветских государств и т.д. Как результат, возникли безгосударствен­ные нации, этносы: этнические албанцы в Косово, курды и тамилы. Происходит то, что исследователи называют сегодня «испарением» — чуть ли не хими­ческим по своей сложности процессом, в котором функции государства постепен­но переходят к другим институтам и органам. В большинстве случаев этот процесс вызван тремя различными, но связанными друг с другом тенденциями, — глобали­зацией, «откатом государства к его изначальным границам» и перемещением уп­равления на субгосударственный уровень.

Возможно, самые большие угрозы государству, или, по крайней мере, нации-государству, несет в себе процесс глобализации. Глобализация, вообще говоря, — это процесс, приводящий к тому, что события и решения в одной точке планеты воздействуют на жизнь в совсем другой ее части. Одно из ее проявлений сегодня мы видим в становлении глобаль­ной экономики, где отдельно взятой стране уже трудно, а может быть, уже и невоз­можно, как-то воздействовать на международный поток капиталов. Последствия всего этого для многих государств мира самые драматичные. Выяснилось, что у государств остаются весьма ограниченные возможности для управления собствен­ной экономической жизнью и поддержания какого-то уровня благосостояния, ибо «национальные» экономические стратегии (вроде кейнсианства) в глобальном кон­тексте фактически не работают. Естественно, начался повсеместный отход от госу­дарственной политики социальной поддержки, поскольку резкое усиление между­народной конкуренции везде вызвало необходимость понижать налоги и сокращать оплату труда. Другим проявлением глобализации стало то, что сегодня госу­дарствам все сложнее контролировать многонациональные компании, — корпора­циям же все легче перемещать производство и инвестиции по всему миру.

Столь же велико воздействие и политической глобализации, как это проявляет­ся в росте международных и наднациональных организаций, таких, как Организа­ция Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), НАТО и Всемирная торговая организация (ВТО). В ЕС власть государств подвергается эрозии, поскольку все более широкий круг реше­ний (скажем, в монетарной области, в сельском хозяйстве и рыболовстве, обороне и внешней политике) здесь сегодня принимается на общеевропейском, а не на национальном, уровне.

Существует мнение, что тенденции глобализации ведут к коренной перестрой­ке государства в обычном понимании этого слова. Конечно, идея суверенитета как главного признака государства сегодня, похоже, и в самом деле исчерпана, — по крайней мере, как идея государственного верховенства на определенной террито­рии. Сегодняшние государства функционируют в «постсуверенных» условиях — в условиях проницаемости границ и международной взаимозависимости. Все это не обязательно ведет к закату государства, — может быть, просто возникает государство совершенно нового типа. Государства социал-демократической ориен­тации, коллективизированные в самом деле обречены, но на их место приходят государства «конкуренции», лучше приспособленные к требованиям глобальной экономики, которые решают:

· как повысить качество образования и профессиональной подготовки;

найти свои пути к экономическому успеху в новой высокотехнологичной экономике;

· как по­ощрением предприимчивости и гибкости труда усилить способность рынка реаги­ровать на новые вызовы;

· как решать проблему маргинализации тех или иных соци­альных групп;

· как сохранить и укрепить моральные устои обще­ства.

Политическая глобализация может как расширять возможности государств, так и сокращать их. В этой связи даже возникла концепция «объединенного суверенитета»: идея о том, что государства, которые, действуй они независимо друг от друга, были бы слабыми и неэффективными, приобретают больший между­народный вес, если сотрудничают друг с другом в рамках международных или реги­ональных институтов. Примером здесь в известном отношении может служить Совет министров ЕС — главный исполнительный орган ЕС, созданный государствами-членами, но ставший общеевропейским форумом, на котором и принимаются ре­шения общерегионального масштаба.

Наконец, государство сталкивается с еще одним вызовом, идущим от все более популярных требований децентрализовать власть, перенести ее функции с общена­ционального на местный уровень и далее на еще более глубокий уровень неболь­ших сообществ. Конечно, пока еще процесс не носит всеобщего характера, однако во многих частях мира роль локальной политики резко возросла. Так, в Великобритании в 1999 г. были созданы Шотландский парламент и Ассамблея Уэльса, что приблизило страну к таким государствам, как Испания, Франция и Италия, где политический процесс уже давно идет по линии передачи вниз все более широкого круга полномочий. В Европе получили разви­тие столь сильные центробежные тенденции, что сложилась даже доктрина «Евро­пы регионов», означающая такой порядок вещей, при котором местные институты и группы получают все более непосредственный доступ к органам Европейского Союза через го­лову национальных правительств. В ЕС в этой связи сложилась модель многоуровневого управ­ления, охватывающего субгосударственные, государственные и надгосударственные органы власти.

С точки зрения формы, государство рассматривается в двух аспектах: как форма правления и как форма государственного устройства.

Различие между президентским правлением и парламентским связывается с принципом разделения властей. При президентской форме правления:

во-первых, нет «дуализма» исполнительной власти, ибо президент является и главой государства и главою правительства;

во-вторых, президент избирается непосредственно всей нацией;

в-третьих, президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не вправе сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

При парламентаризме:

во-первых, «дуализм» исполнительной власти, т.е. разделение ее на главу государства и кабинет министров;

во-вторых, политическая ответственность кабинета министров перед парламентом;

в-третьих, возможен досрочный роспуск одной или обеих палат парламента главой государства.

Различают два главных типа парламентаризма: «по-французски» (большое количество партий, невозможность стабильного парламентского большинства) и «по-английски» (двухпартийная система, однопартийное стабильное большинство в парламенте, сильная исполнительная власть).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма государственного устройства».

Унитарное государство - общие для всей страны представительные, и исполнительные и судебные органы, единая система законодательства, единые правовая и денежная системы.

Федеративное государство - два уровня власти: федеральный и субъектов федерации (штатов, кантонов, республик и т. д.): двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент, субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеральный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия), или смешанному (Россия) признакам.

Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны - конституции.

Признаки правового государства:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение властей;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

Социальное государство представляет собой такую форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия.

Выводы

1. Государство — это политическая организация, осуществляющая суверенную власть в соответствующих территориальных пределах. В отличие от правительства, которое выступает его частью, государство охватывает все публичные органы и отправляет власть на том общем основании, что выражает постоянные интересы общества, а не партий­ные пристрастия той или иной группы политиков.

2. Существует множество теорий государства. Теоретики плюрализма видят в госу­дарстве арбитра по отношению к соперничающим в обществе группам интересов. Мар­ксизм убежден в том, что государство стоит на страже классовой системы, либо подав­ляя низшие классы, либо тем или иным способом сглаживая классовый антагонизм. «Новые правые» изображают государство неким монстром, вечно стремящимся к расширению.

3. Современное государство сталкивается с различными угрозами. Главными явля­ются: глобализация с ее экономической взаимозависимостью и возникновением надна­циональных органов; «движение государства вспять» или внутреннее его «опустоше­ние» с переходом государственных функций к частным институтам; децентрализация с передачей полномочий государства на уровень регионов, провинций и местных сооб­ществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.