Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера– убежденность человека в достоверности чего-либо, но что не может быть проверено практически или доказано логически




Вера религиозная – убежденность в достоверности некоего Высшего, сверь естественных явлений, потустороннего мира, недоказуемого, непроверяемого, которое влияет на его жизнь и с которыми может быть установлен контакт.

 

5. Знания и вера: Знания не могут быть отняты, но человек может разувериться. Знание нельзя передать (только информацию),а верой можно зажечь. Знания дают силу и уверенность, вера даёт дополнительную силу.

Наука и религия: Признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Религия провозглашает непознаваемость Бога и ряда догм. Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Ее отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно осмысленному. Наука и религия как явления культуры на протяжении веков несли и внедряли прямо противоположные ценности, что приводило к мощному противостоянию между светским обществом и духовенством. Религиозная вера основана, прежде всего, на чувстве. Научная деятельность - на рассудочности, на правилах логики. Религия объясняет мир, опираясь на сказания «священных книг», каноны, догмы, свидетельства пророков, писания «святых отцов» и иных церковных авторитетов. Верующему не положено критиковать их, подвергать сомнению. Научное же объяснение мира - критично. Столкновения между Церковью и наукой были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг».

 

6. Сакрализация – а)наделение предметов, вещей, явлений, людей священным содержанием; б) подчинение общественных институтов и отношений религиозному влиянию.

Секуляризация - процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства. Секуляризация сопровождается отделением религии от государства и школы, признанием права человека на свободу совести.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий. В более узком смысле атеизм — система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное.

 

7. Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви

Отделение церкви от государства -принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий отказ государства от вмешательства в дела церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; в свою очередь, церковь не имеет никаких государственных функций. Принцип отделения церкви от государства начал утверждаться с кон. 18 в. (США, Франция).

Свобода вероисповедания – право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Во многих странах это право гарантируется Конституцией.

 

8.Основные функции религии:

Компенсаторная функция религии -способность религии даровать верующим утешение, душевное равновесие и примирять с неизбежным.

Мировоззренческая функция религии -способность религии отвечать верующим на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

Социально-критическую функция религии -способность религии выступать с критикой наличной ситуации в обществе.

Социально-регламентирующая функция религии -применимость религиозных учений к повседневной жизни людей.

Адаптационная функция религии -способность религии: помогать людям адаптироваться к новой среде;
обеспечивать связь иммигрантов с их культурным прошлым, сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

 

9.Структура системы религии:

-вероучение (картина мира, описание объекта поклонения, система ценностей и идеалов, норм и ограничений + жизнеописание, историч. и мифолог. события, предсказания и пророчества)

-религ. сознание (вера, религ. мировоззрение, психология верующего, идеология)

- религ. культ (культовые действия, предметная среда, религ. лит-ра, символ)

- религ. институты и организ. (религ. общины, церкви, институты священнослужителей, учебн. заведения)

 

10.Вероучение – один из обязательных составляющих элементов структуры религии, который представляет собой идейно теоретическую базу любой религии, включающую систему представлений о Высшем и связи чела с Ним. Даётся Великими Учителями в устной форме.(см 9.)

 

11.Догмат – основное положение вероучения. Краткое изречение или утверждение, передающее суть богооткровенной истины, которое должно быть принята верующими без сомнений, доказательств и искажений.

Символ Веры – совокупность самых важных догматов, передающих суть учения данной религии.(христианство – Никео-Цареградский Символ Веры; в исламе – Акида, в буддизме – 4 Благородные Истины)

 

12.Дуальность/дуализм – принцип деления всего сущего на две противоположности: добро и зло, ад и рай, жизнь и смерть, Бог и Дьявол.

 

13.Религиозное сознание – одна из обязательных составляющих религии, представляющая собой специфическую форму познания и освоения мира, основанную на вере в сверхъестественное. Это наиболее ранняя форма самосознания и постижения человеком своей сущности.Это причастность к определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе. Как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога.(см 9.)

 

14.Культ - поклонение, почитание.

Культовый – относящийся к религиозному культу, являющийся обьктом поклонения.

Религиозный культ – религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.(см 9.)

 

15.Священные писания – богодуховенные религиозные тексты, в которых излагаются основные положения вероучения данной религии (иудаизм: Танах, ислам: Коран, христианство: Библия, буддизм - Трипитака)

 

16. Учителя человечества: Моисей, Зороастр, Будда, Лао-цзы, Конфуций, Джина Махавира, Иисус Христос, Мухаммед…

Великие учителя-создатели важнейших религий мира.

17. Храм – собирательный термин для обозначения культовых зданий и сооружений. Храм – это место общения людей с богом. В отличии от молитвенных домов таких, как синагога в иудаизме и мечеть в исламе, считается местом Божественного присутствия. В христианстве храмом явл каждое сооружение, а в иудаизме и исламе только 1 храм: храм Соломона(был разрушен) и Кааба соответственно.

 

18. Паломничество – путешествие верующих к святым местам(т.е. местам связанным с жизнью и деяниями богов и святых) в надежде получить Высшую помощь, прощение грехов.

Хадж — посещение мусульманами Мекки и Медины; Кора — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета; у буддистов и синтоистов — посещение Нара (Япония),у христиан – посещение Святой Земли, Палестины и горы Афон в Греции..

19. Канонизация — а) в католической и православной Церквях — процесс причисления кого-либо к лику святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. б) превращение в незыблемое правило.

Культ Святых - молитвенное почитание лиц, причисленных к лику святых и наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Истоки – от культа предков, затем культа героев.

 

20. Религиозные институты – один из составляющих элементов структуры религии – различного рода организации и сообщества, объединяющие последователей какой-либо религии для осуществления религиозной деятельности.

Жречество – институт служителей культа в древних языческих религиях, сохранившийся у некоторых народов Африки, Южной Америки. Позже трансформировалось в духовенство.

Духовенство – институт профессиональных служителей культа, считающихся носителями божественной благодати и осуществляющих посредничество между богом и людьми. Организуется по иерархическому принципу.

Монашество – один из религиозных институтов, разновидность духовенства, подразумевающая отказ от мирской жизни. Жизнь в изолированной монашеской общине имеющую строгий устав, соблюдение религиозных обетов, обязательное безбрачие отказ от собственности.

Целибат – обет безбрачия, который дает человек, избравший путь монашества.

Отшельничество – образ жизни, связанный с полным отречением от мирской жизни, самоизоляцией в пустынных местах с целью духовного совершенствованья. Предшествовало институту монашества, а в некоторых религиях сохраняется параллельно с монашеством.

Аскетизм – религиозный принцип лежащий в основе поведения аскета, отшельника, умерщвляющего свою плоть путём всяческих лишений, с целью достижения духовного очищения, нравственного совершенства и общения с богом.

 

21.Конфессия — принадлежность к определенной религиозной организации (церкви, секте и т.д.)

Церковь – а) тип религиозной организации – крупное объединение верующих, имеющее общее вероучение, развитый культ, деление на духовенство и мирян, централизованный институт правления; б) христианское культовое здание.

Сектатермин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления или как оппозиционное течение по отношению к господствующей религии. В. И. Даль определил слово «секта» как «братство, принявшее своё, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь»

22.Миссионер - человек, который занимается миссионерской деятельностью; человек, посылаемый религиозной организацией или церковью для проповеди религии и просветительской деятельности среди населения с иным вероисповеданием.

Миссионерство — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего в мировых религиях, и не распространено в национальных религиях.

 

23.Типы религий: а) родоплеменные, национальные (этнические) и национально-государственные, мировые. б) ранние религ. верования, политеистические, монотеистические.

 

24. Религия Жертвы – индуизм,

религия Покорности - ислам,

религия Ритуала – конфуцианство,

религия Любви – христианство,

религия Закона – иудаизм,

религия Золотой Середины – буддизм.

 

25.Родоплеменные религии – религии, последователи которой принадлежат к одному роду/племени (первобытные и реликтовые религии, славянское язычество).На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, явлениям природы. Человек рассматривал себя и природу как 1 целое. Сложилось 4 формы ранних религиозных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Основная характеристика родоплеменных религий: поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы); отсутствие профессиональных служителей культа; культ вождя; система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов, посвященных духам.

 

26. Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные св-ва. Объектами поклонения - амулетами, талисманами - могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги).

Тотемизм - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром.Тотем - воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).

Анимизм – система верований связанная с наличием у чела, животного, предметов, явлений природы невидимой нематериальной субстанции – души. А также вера в духов, не нуждающихся в телесной оболочке. С А. тесно связан заупокойный культ и культ предков. Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.

Магия - колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию, любовную магию, климатическую, защитную, целительную, охотничью и военную магию. Магия сохранилась и по сей день как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.

 

27. Табусистема жестких запретов, накладываемых на какое-либо действие, слово (имя), пищу и питьё, предметы. Более характерно для ранних форм религиозных верований, но и в наше время сохранились определенные запреты такие, как: употребление свинины в исламе, инцест, каннибализм, осквернение могил.

28. Зооморфизмпредставление богов в образах животных или с его признаками, а священных животных — как воплощение сущности богов. Особенно отчетливо проявился в искусстве Древнего Египта, Древней Индии, Америки. Наделение человека чертами животного дошло до наших дней в сказочных и сатирических образах произведений искусства (кошка в Египте).

Антропоморфизм — очеловечивание богов; наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия (лешие, черти).

Антропоморфизм и зооморфизм был свойствен большинству религиозных верований.

 

29. Заупокойный культ – система верований в бессмертную душу и загробный мир – место её пребывания. Включает обряды и ритуалы, связанные с переходом души в загробное существование и контактом с ним.

Культ предков – одна из форм ранних религиозных верований - вера в то, что умершие родственники после смерти продолжают участвовать в жизни рода.

 

30. Миф – сказание, в устной символической форме передающее представления о происхождении и устройстве мира и человека, явлениях природы, богах. Героями являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Миф – не просто повествование, это форма культуры, способ бытия и мироощущения человека. Первые мифы возникли еще в первобытном обществе. Практически у каждой народности встречаются мифы о происхождении мира и Вселенной, о происхождении человека, обрядовые мифы.

Мифология - это совокупность мифов одной культуры, одного народа; наука, изучающая мифы и легенды.

Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения. Миф — первая форма рационального постижения мира, его образно-символичного воспроизведения и объяснения. Исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира.

31.Политеизм - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Язычество общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Буквально: «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Политеизм в древности представлен такими религиями как: религия Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и Древней Руси, а в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, даосизм, джайнизм, конфуцианство.

32.Пантеон – совокупность всех богов какой-либо политеистической религии, имеет четкую иерархию и разделение функций между богами.

(Плутон, Марс, Минерва, Венера, Юнона, Геркулес)- Древний Рим.

(Аид, Арес, Афина, Афродита, Гера, Геракл)- Древняя Греция.

33. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Род был богом неба, грозы, плодородия. Сварог – бог Неба, отец всего сущего. Один из главных богов в славянском пантеоне. Также является богом огня. Перун – бог грозы, покровитель войны и оружия. Даждьбог –бог тепла и солнечного света. Хорс – божество солнечного диска. Симаргл – это крылатый пес, защитник посевов и семян. Макошь – богиня плодородия, олицетворение женского начала. Также считалась покровительницей рожениц и домашнего хозяйства, богиней-прядильщицей, богиней судьбы. В позднем периоде Макошь считалась покровительницей прядильщиц. Возможно, это связано с тем, что на более ранних этапах она выполняла роль богини, которая прядет нити человеческих судеб. Велес - бог скота, т.е. богом богатства и благосостояния, владыка мира мертвых, бог урожая. Лада и Леля – «рожаницы», женские божества, связанные с культом плодородия. Лада – богиня красоты, любви и брака, а также изобилия и времени созревания урожая. Леля – дочь Лады, младшая рожаница. Богиня весны, весенних цветов и трав.

 

34.Идол – изображение языческого божества, чаще всего скульптурное, которое верующими воспринимается как вместилище души этого божества

Кумир – идол у древних славян.

Кумирня — языческая молельня с кумирами

Капище — древнеславянское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капов (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.

Волхв – жрец, который выполняет функцию лекаря, судьи, мага.

35.Национальные (этнические) религии – религии, последователи которой относятся к одной нации или народу (джайнизм и др.).

Национально-государственные религии – религии, которые имеют официальный статус в качестве главной или единственной религии в государстве( религии Древнего Мира, индуизм, иудаизм, синтоизм и др.)

36.Индуизм прошел 3 этапа становления: ведический, брахманизм и конечный результат – индуизм.

С течением времени сложились 2основных течения в индуизме: шиваизм, вишнуизм. Также к индуизму относится кришнаизм.

В индуизме было кастовое деление на 4 варны: брахманы (духовная элита), кшатрии(воины и раджи), вайшьи(земледельцы), шудры(слуги).

Первостепенная роль отводилась брахманам – знатокам вед и главным исполнителям обрядов. Это клан священников, пророков, жрецов, духовных воителей и целителей, учителей, могущих прозреть будущее, исцелить духовные раны и наставить общество, племя, семью или конкретного человека на путь истинный.

 

37.Тримуртитриада, объединяющая трех главных богов индуистского пантеона (Брахма – творец вселенной, Вишну – хранитель порядка, Шива – разрушитель старого и создатель нового).
Аватар - телесное воплощение Бога.

38. Даосизм (дао - путь) возник примерно в VI в. до н. э. Основателем считается Лао-цзы. Как религия сложился в период с ІV в. ло н.э. по ІІ в. до н.э.

Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзин». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. «Дао» проявляется и трансформируется в материальный мир посредством своей энергии, нематериальной силы «дэ». Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» - это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований.

Конфуцианство основано Конфуцием в V в. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). В основе Учения – культ Неба и императоров, как Сынов Неба, культ предков, почитание старших и уважение к установленным порядкам.Особая роль отводиться ритуалам, как форме проявления в человеческой жизни Небесного порядка.Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» - «жень» - человеколюбие, «и» (долг), «ли» - нормы поведения, «чжи» - знания, «синь» - верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» - почитание родителей.

 

39. Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Слово «Дао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао — это природа, объективный мир.

Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ — есть то, что питает Дао, делает его возможным. Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии. Дэ — искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ — не мораль в узком понимании.(+ см 38)

40. Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев.

Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству. Это важнейший символ социального порядка.

Понятие ритуала (ли) стало центральным в конфуцианстве, и Конфуций уделял основное внимание в своих беседах и проповедях именно правильному пониманию ритуала. Очевидно, что Конфуций говорил не столько о выполнении каких-то обрядовых действий (хотя и о них тоже), сколько об особом переживании, о его мистической глубине, и именно это переживание позволяет человеку перейти из одного состояния в другое. Ритуал, согласно Конфуцию, связывает мир посюсторонний и мир предков, духов и великих мудрецов. Не случайно тот, кто сумел до конца воплотить ритуал, мог из «маленького человека» (сяо жэнь) перейти в «благородные мужи» (цзюнь-цзы). По сути вся конфуцианская идеология говорит о тщательнейшем соблюдении того, что в современной науке именуется «ритуалом перемены статуса».

 

41. Монотеизм - религиозное представление и учение о едином Боге.

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической религии древних евреев (иудаизм), получившей распространение в начале I тысячелетия до н. э.

В I веке н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее.

В VII веке н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

42.Иудаизм зародился в начале 4 тыс. до н.э.Как повествует предание, самым первым иудеем был Авраам, который заключил с Богом священный союз - "завет". Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот) - нормы поведения, которые отличают человека, почитающего истинного Бога. За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен, которые происходили от 12 сыновей Иакова.
Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет, где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору - Закон, записанный в пяти книгах и получивший название Пятикнижие Моисеево. Синайское Откровение, полученное Моисеем, знаменует начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев именем не имел ни изображений, ни храмов.
В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим.В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль.

В I в. до н. э. над Израилем устанавливается римское господство. В это время в иудаизме возникает ряд течений и сект, из которых наиболее авторитетным становится направление перушим (фарисеев) - сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы. В начале I в. н. э. как одна из иудейских сект возникает и христианство, которое довольно быстро противопоставило себя иудаизму, отделилось от него и оформилось в самостоятельную религию.
В 67-73 гг. н. э. разразилась знаменитая Иудейская война против владычества Рима, во время которой Иерусалимский Храм был вновь разуршен (70 г.), а после восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.) иудеи были изгнаны из Израиля, расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, где образовали обширную диаспору.

В 1946 принято решение о восстановлении государства Израиль, а в 1948 началось заселение этих земель.

Пророки стояли у истоков иудаизма: Иезекииль, Моисей, Авраам.

43. Основные догматы иудаизма: признание единого бога Яхве и "богоизбранности" еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), долженствующего судить живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета и Талмуда, исполнение предписаний которых обеспечивает вечное блаженство в загробной жизни.

Мессия (машиах) –помазанник Божий из рода царя Давида, тот, кто будет царствовать в судный день и вершить правосудие, установит мир на земле и окончательное торжество веры и воли Бога.

 

44.Декалог - десять заповедей Моисея, высеченных огнем на 2 скрижалях; легли в основу религиозно-этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством.

Заповедь «Не сотвори себе кумира» подразумевает то, что запрещено создавать какие-либо изображения Богу. Иначе это будет считаться идолопоклонством.

 

45.Священные книги иудеев: Тора, Танах, Талмуд.

Иудейский культ: Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся: трехкратная ежедневная молитва; празднование субботнего дня; обрезание мальчика на седьмой день после рождения; ритуальное омовение; кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища; магические обряды и ритуалы, магические предметы. Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе. Храм только один (Храм Соломона, который был разрушен и осталась только Стена Плача).

 

46. Мировые религии – религии, которые вышли за рамки народва или государства их создавших, последователь которых явл. представителями различных стран и народов.(христианство, ислам, буддизм).

К основным характеристикам мировых религий можно отнести: межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности); утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения; основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества; формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»; прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

 

47. Зародился в 5 веке до н э на севере Индии. Родоначальник царевич Сиддхартха Гаутама. Ему было предсказано стать величайшим из царей и мудрецов. У него было 4 встречи, которые перевернули его мировозрение:-со стариком-с больным-похоронной процессией-аскетом. Он становится отшельником Шакьямуни, и 6 лет проводит в глубокой аскезии. В возрасте 35 лет ему открылась истина. Стал буддой-просветрлённым.

В течении 200 лет буддизм потесгил брахманизм, но к 1в н.э Индуизм начал вытеснять буддистов с территории Индии.

К 5в н.э буддизм завоевал Китай и уже Китай стал транслятором буддизма в другие страны и народы.

3 главных теения:

 

· Махаяна-Крупнейшее направление.широкий путь спасения,большая колесница.В ней допускалась возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. Будда из совершенного человека превращается в существо сверхъестенное. Появляется понятие бодхисаттвы-сущ-ва,которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой.

· Хинаяна-малая колесница-главное внимание придаётся нравственому личному совершенствованию.Будда-историческая личность, достигшая совершенства. Только монахи могут достич нирваны(сходство с Индуизмом). Каждый чел несёт в себе буду.

· Направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих областей Гималаев и Центральной Азии.

Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны.

48. Основателем буддизма: Сиддхартха Гаутама духовный учитель, легендарный основатель буддизма, создатель учения «Четырёх Благородных Истин». Гаутаму также называют Шакьямуни — «мудрец из рода Сакья, или Татхагата «Достигший Истины».

Будда - 1. Человек, достигший просветления (бодхи). 2. Антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Первоначально словом «Будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, легендарного основателя буддизма, но очень скоро возникла идея и о других Буддах.

49. Колесо сансары – постоянный цикл реинкарнаций.

Карма – деяние, действие; совокупность деяний, поступков, мыслей, слов и всего остального за жизни человека

Дхарма – индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.

Нирвана - это конечная цель духовной практики, достижение которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, прекращению действия каммы и процесса рождений и смертей.

50.4 Благородных Истины:

1.Жизнь - это страдание;

2.Каждое страдание имеет причину. А причины лежат в нас самих. Главными причинами явл. наши желания и привязанности.

3.Страдание может быть прекращено уже в этой жизни. Это состояние назыв. нирваной.

4.Существует конкретный путь избавления от страданий («восьмеричный» или «срединный» путь).

 

51. Срединный путь включает в себя:

1.Правильное понимание четырех истин;

2.Правильные намеренья (правильная мотивация и умение ставить цели)

3.Правильная речь (отказ от лжи, грубости и т. д)

4.Правильные действия

5.Правильный образ жизни

6.Правильные усилия (настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д)

7.Правильные мысли (основанные на следовании благородным истинам)

8.Правильное сосредоточение (медитация, достижение внутреннего покоя)

 

52.Христианство возникло в 30ых годах 1 ст. в Иудее, пребывавшей в то время под римским протекторатом.

Первые шаги христианства сопровождались притеснениями и гонениями со стороны римских властей, верующие были вынуждены собираться тайно. Христианство, изначально возникшее как иудейская секта, вскоре обрело все признаки самостоятельной религии.

Идейные корни христианства лежат на вероучении иудаизм, много позаимствовало у него. Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученники"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

 

53.Святая троица – богословская трактовка триединства христианского Бога, единого по существу и троичного в лицах (ипостасях): Отец (невоплощенный), Сын (Иисус Христос – Бог, воплощенный в человеческом теле) и Дух Святой (Животворящий – т.е. несущий жизнь).

Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме в семье плотника Иосифа -- потомка легендарного царя Давида. Характерно, что Евангелие от Maтфeя возводит родословие Иисуса к Аврааму, родоначальнику еврейского народа, a Евангелие от Луки -- к Адаму, родоначальнику рода человеческого. Гoд eгo poждeния c тoчнocтью нeизвecтeн: по нaибoлee дocтoвepнoй вepcии oн poдилcя в цapcтвoвaниe Aвгycтa гдe-тo зa 4 гoдa дo нaчaлa нaшeй эpы. До тридцатилетнего возраста он прожил в неизвестности в небольшом городе Назарете. На 30 году жизни принял крещение от Иоанна в Иордани. Дoминиpyющими кaчecтвaми eгo личнocти были cмиpeниe, тepпeниe, дoбpoжeлaтeльнocть. Он начертал образ своего истинного последователя, как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием из вcex cвoиx yчeникoв 12, кoтopыx oпpeдeлил быть aпocтoлaми нoвoгo yчeния. Завораживающее глубoкoмыcлиe и coвepшeннo нeвoзмoжныe фopмyлиpoвки, нeoпpoвepжимaя oбpaзнocть и бeзапелляционность каждого слова, кaждoй фpaзы -- покоряли всех, c кeм oн вcтpeчaлcя. Eгo peчи cтaли квaлифициpoвaтьcя кaк пpoпoвeди, a caм Ииcyc Xpиcтoc cтaл нoвым дyxoвным влacтитeлeм изpaильcкoгo нapoдa. Eгo зeмнoй пyть oкoнчился пpeдaтeльcтвoм eгo ближайшего yчeникa, apecтoм и oбвинeниeм в пoдcтpeкaтeльcтвe нapoдa к вoccтaнию. По peшeнию pимcкoгo yпpaвитeля Пoнтия Пилaтa Ииcyc Xpиcтoc был пpигoвopeн к cтpaшнoй и мyчитeльнoй кaзни -- pacпятию живым нa кpecтe. На третий день после смерти Иисус воскрес после смерти и явился своим ученикам. В сороковой день на виду у всех своих учеников он вознесся на небо, провозгласив ранее 12 учеников Апостолами и послав их на проповеди. Так изложена мирская жизнь Христа в Евангелии.

 

54.Нагорная проповедь: в этой проповеди Господь формулирует основы Своего нравственного учения. Два евангелиста подробно излагают Нагорную проповедь: ее можно найти в Евангелии от Матфея (Главы 5–8) и в Евангелии от Луки (Глава 6). В Нагорной проповеди ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства, изложил морально-нравственные и философско–религиозные основы Своего учения.

 

55.Притча - небольшой устный рассказ, чаще на бытовую тему, имеющий скрытый воспитательный или религиозный смысл.

Христианские притчи: О сокровище, скрытом на поле, О купце, ищущем хорошего жемчуга, О двух должниках, О неразумном богаче, О добром пастыре и наёмнике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.