Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскол христианства




Распространение

Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч.

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

34. Раскол в католической церкви. Основные протестантские конфессии.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) - православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия - протестантство.

Конфе́ссия (лат. confessio — 'испове́дание') или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Обряды

По мнению православных критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной, ущербной и нестабильной», приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся преимущественно именно в протестантских странах[13]).

Образ жизни, вопросы этики и морали

С точки зрения консервативных протестантов, например, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, представителей других протестантских конфессий, а также критиков вне протестантизма, ряд представителей протестантских деноминаций в Западной Европе демонстрирует так называемое «обмирщение Церкви», проявляющееся в либеральном отношении к гомосексуализму, абортам, наркотикам, эвтаназии, суициде и др. Так, например, Лютеранская Церковь Швеции одобряет однополые браки.С точки зрения консервативных протестантов, подобные вещи — маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом.

 

Основные протестантские конфессии

Харизматы (Церкви полного Евангелия)

Баптисты

Христиане веры евангельской (пятидесятники)

Адвентисты

Пресвитериане

Методисты

Лютеране

Протестанты — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Протестанты, католики и православные разделяют основополагающие принципы христианства. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие, принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе, эти три группы составляют самую большую религию в мире — Христианство. По сведениям организации «Операция Мир», по всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001). Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии и право каждого человека интерпретировать ее так, как он считает верным. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих церквей могут толковать Библию верно.

ИСТОРИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами. Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже — баптистская, пятидесятническая и другие. (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Впервые протестанты пришли в Россию во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири, в Тобольске («Икона и топор», стр. 98). Сегодня насчитывается более 1.7 миллиона российских протестантов.

Большинство протестантов называются евангельскими, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа: «Итак идите и научите все народы…» (Матф. 28:19).

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ САМИ ИСТОЛКОВЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ БИБЛИЮ

Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за свою духовную жизнь и каждый может сам истолковывать Библию c Божьей помощью.

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители Верии даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8: «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3, 6: «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? …Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ПРОТЕСТАНТОВ НЕ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ?

Большинство протестантов считают, что дети после смерти автоматически попадают в рай. Они также верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать за покаянием (Деян. 2:3). Также в Библии, во Второй Книге Царств (12:23), описывается смерть маленького сына царя Давида. Давид уверенно говорит, что придет время — и он увидит своего сына на небесах. Библия также говорит, что дети не знают добра и зла (Втор. 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона». Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мтф. 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

 

35. Ислам. Основы вероучения и главные понятия.

Ислам.

Идея страшного суда. Христос почитается в Исламе, как 1 из проповедников до Мухаммеда.

Коран. (с арабского «чтение») Он существовал всегда, передается Мухаммеду.

1-ый список при Османе (644-656 г).

Основные идеи

1.ввера в единого бога-Аллаха, строжайший монотеизм, нет более бога и Мухаммед посланник его.

Перед сном, когда чел-к болеет или в путешествии читает молитвы.

2.коран не признает учение о триединстве бога, но допускает существование ангелов, демонов, которые почитаются, как божества. Бог в Коране это безличное, антропоморфное сущ-во. Отрицает догмат бога о воплощении, Мухаммед наделен Аллахом сверхъестественными св-ми.

3.идея покорности богу. Если в христ. Сущ-ет идея равенства при боге во грехе, в буддизме-в страдании, в исламе-в покорности и повиновении. Самое страшное-непокорность богу(сходство с иудаизмом)

4.идея предопределения-фатализм. Главный вопрос мусульманского богословия. Мусульмане говорят, что проблемы в христианстве из-за того, что дается много свободы.

Сходство с библией

1.в области космогонии, устройства. книга бытия.

2.воспринимает идею о двойственной идее человека(христианство-троическая), учение об Аде и Рае. На емлю придет страшный великан,которого убъет Христос,и начнется Страшный Суд.(второе пришествие)

Разделяет на 3 части

1.верные.2.покровительствууемые-люди книги-иудеи и христиане.3.неверные

Суры –первые суры большие,а затем все меньше.

Первцую суру сравнивают по значимости с отче наш

Сунниты (кроме Корана принимают сунны)- краткие рассказы о поступках пророка Мухаммеда. Руководитель только община

Шииты-не признают сунны. В нашей стране больше суннитов.

О чудесах.

Мухаммед совершает некоторые чудеса, но Коран отвергает чудо, как способ подтверждения истинности пророческой деятельности. Главное чудо – Коран. Однако, намеки на чудесные события в жизни Мух. Присутствуют

1.очищение сердца Мух. – разымается его грудь, сердце очищается, Джебраил.

2. ночное путешествие Мух. В Иерусалим.

3. чудесные исцеления.

4. открытие источников воды (в христ. У Моисея, Архангел Михаил)

В Коране выдел. Суры меканские и мединские. Впервые в религии нет принуждения в вере. Иудаизм и христианство заним. Субботу и воскресенье сооствественно, ислам-пятница. Христиане забыли часть принятого ими учениями и за это бог вызвал у них вражду до воскресения, а Ислам-это самая совершенная религия. Ислам сыграл колоссальною цивилизаторскую роль. Авраам жил до Моиссея, до Иисуса. Считают, что ислам религия Авраама. Иудаизм и Христ. Признают Авраама проотцом и он почитается, через веру в Авраама можно спастись. Веру Авраама и проповедает Коран.

Отношение Ислама к Христ.

1.троица состоит из бога Иисуса Христа и Богородица.

2.отношение к войне. Община мух. Примирилась к войне за веру, которая составляет добычу- 1/5 в дар. Если селение сдается добровольно, то все доходы для указанной цели.

Суфизм –суфий от овечья шерсть. Это люди,кот-ые презрели все материальное. Позже появились суфийские ордена. Вначале мусульмане не принимали.

Последователи Мух.

1.Некоторые из близких родственников Мух-да.его дядя Хамза и двоюродный брат Али.

Богатый купец,лучший друг, абиссинский раб Билаль стал для мух-да верным телохранителем. Ярые противники становятся ревностными защитниками-будущий калиф –Омар

Требования

1.совершать молитву.

2.носить некоторую сумму под пользу бедных. после Мух-да 2,5 %

В Коране ничего не сказано о 5 молитвах, которые теперь основные для мусульман –утренняя, в полдень, во второй половине дня,вечерняя и перед снов. В первичном учении-вспоминать о боге перед восходом и закатом солнца, а молиться целый час. Очень хорошо молиться ночью (также в христианстве) Расточительность считается делами дьявола(излишняя блготворительность)

Жена Мух-да-Хадиджа

Ангелы.

В Исламе есть приянтые ангелски чины. Джебраил-наставник всех пророков (в Коране-аналог св. духа)-один из 4-х главных ангелов. Имя связано с магией. Сгусток света, огонь без дыма.

Исрафил –ангел-вестник страшного суда (восходит к хрест. Серафим) –любовь. Огромных размеров,тело покрыто волосами,ртами и зубами, 4 крыла. 3 раза в день и 1 ночью он плачет над грешниками в аду и это облегчает их страдания

Израил-ангел смерти. Вырывающие силы, извлекающими стремительно, опережающие быстро … Он был обычн. Ангелом, но проявил твердость, сумевший вырвать из земли глину, сотворившего Адама, за что и был сделан главенствующим над смертью. Огромен, многоног и многокрыл, 4 лица, тело из глаз и языков всех живущих. Знает судьбы людей но не знает сроки кончины каждого, когда он настает, то с дерева,растущего у трона Аллаха слетает лист с именем обреченного, того Израил за 40 дней должен разлучить душу и тело умершего. У праведных душу вынимает осторожно(когда челоевк мысленно готовится к смерти), у неверных вырывает резко(случайная кончина)

Микал(соответствует архангелу Михаилу)- ангел, который первый поклонился Адаму.он же был среди тех, кто вскрывал грудь и очищал сердце Мух-да. Имя применяют в магической практике(при болезни).

Джины-это духи,часто злые. Были известны в Арабии в доисламскую эпоху,как божества им приносили жертвы,обращались за помощью.в Исламе-джины созданы аллахом,воздушные тела,обладающие разумом. Мух-д послан не только к людям,но и к Джинам.Некоторые джины обратились в Ислами, другие(плохие0)входят в воиснтво иблеса.сущ-ет категория джинов:

Шайтан(от библ. сатана) ведет свое происхождение от Иблеса.

Когда был создан Адам, все ангелы преклонились по приказу Аллаха. Кроме Иблиса. Превращается в дьявола и изгоняется с небес.

19 ангелов смерти- самые сильные и грубые, вынимаю душу у неправильных людей.

Есть такие ангелы, кот-ые охран. Ад(те,кто научил людей магией) и Рай

Малаика-Передача приказаний

 

36. «Коран» - священная книга мусульман

Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н) — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»[1].

Коран (араб. кур'ан, буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесённых Мухаммедом в форме "пророческих откровений" в Мекке и Медине между 610—632 и положивших начало религиозному учению ислама.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

Мусульмане верят в то, что Коран — это:

божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом;

несотворенное Слово Всевышнего, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство;

чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие).

В мекканский период ниспослания Корана ислам не был государственной религией, и в мекканских сурах большее внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия, которая отвергает существование других богов, помимо истинного Творца всего сущего бытия, и предписывает обязательность служения только Ему.

В Откровениях мединского периода большее значение отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам войны и мира, права, семейным отношениям и т. д. Божественные повеления в ряде случаев ниспосылались постепенно, от более легких форм к более сложным, например, первоначально мусульмане молились два раза в день, а затем пришло повеление о пятикратной молитве. В соответствии с реальными обстоятельствами Аллах мог ниспослать Откровение, которое носило временный характер (мансӯх̣), а затем отменить его и заменить новым (на̄сих̣), по аналогии с юриспруденцией используется термин аброгация. Ниспослание Корана по частям способствовало лучшему восприятию его народом, облегчало изучение и практическое применение Корана в повседневной жизни. Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству: «Мы направили тебя только как милость к обитателям всех миров» В то же время Коран не содержит в себе принципиально нового, не известного ранее. В нем повествуется о древних пророках (Адам, Лут, Ибрахим, Йусуф, Муса, Иса и т. д.) и о различных событиях их жизни. Коран повествует и о событиях, которые должны произойти в будущем, например, предсказывает реванш византийцев в войне с персами[14]. Действительно, спустя несколько лет, в конце 620-х гг., император Ираклий сумел нанести персам ряд поражений и вернуть потерянные провинции. В Коране повествуется также о проблемах происхождения и сущности бытия, различных форм жизни, о космологии и космогонии, содержатся Божественные повеления о служении. Таким образом, в Коране содержатся общие принципы всех аспектов индивидуального и общественного бытия. Согласно исламской традиции, считается, что Коран снизошел в мир от Аллаха в полном виде в ночь Кадр, но ангел Джабраил передавал его пророку по частям в течение 23 лет[17]. По распоряжению Пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались. Для этого у него было около 40 секретарей. Зейд ибн Сабит говорил, что после того как секретарь записывал Откровение, пророк заставлял его еще раз прочитать аяты и только после этого разрешал читать Божественные Откровения народу. При этом он настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

Откровения записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. Записи делались по мере ниспослания Аллахом аятов, но ниспослание было смешанным. Только после ниспослания группы аятов пророк объявлял, в какую именно суру и в каком порядке они должны быть записаны. Были и Откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили временный характер и позднее были отменены Аллахом. Все аяты Корана, но в виде отдельных записей, были собраны еще по решению первого халифа Абу Бакра. Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти пророка Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными сподвижниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал сделать копии Корана и разослать в разные страны.

Собранные воедино, сведённые в один список в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти Откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом.

Коран до сих пор существует в устной форме, когда люди запоминают его наизусть целиком.

 

37. Основные направления в исламе. Суфизм.

Суфи́зм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف‎‎) — шерсть[1]) — мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, практикуя которые человек постигает Бога. Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

После эпохи Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).

Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Классический суфизм — суфийские тарикаты, вероубеждение и практика, общие положения которой восходят к установлениям Корана и достоверной сунны пророка Мухаммада. Основные братства (практики) сформировались и устоялись в 10-13 веке.

Нетрадиционные течения суфизма — суфийские тарикаты, на вероубеждение и практику которых сильное влияние оказали местные традиции в Индии (например йога), Малой Азии, Кавказе. Сформировались в постклассический период начиная с 16 века. На сегодняшний день такой род суфизма можно встретить в Индии, Малайзии, традиционный ислам совмещается с йогой и это называют суфизмом.

Проповедь бедности — факр.

Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

Аскетизм — зухд.

Безмолвная молитва — таффакур. (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром)

Полагание на волю Аллаха — таввакуль.

Ступени пути суфия

шариат (араб. شريعة‎‎) — неукоснительное исполнение законов мусульманской религии

сулук, тарикат (араб. طريقة‎‎) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)

марифат (араб. معرفة‎‎) — познание Бога не умом, а сердцем

хакикат (араб. حقيقة‎‎) — полное постижение истины

 

38. Этические нормы и право в мусульманстве.

Влияние Ислама на этикет, на быт.

Согласно конституции исламской республике религией принят ислам шаитского происхождения.

До принятия шириата –адат. Кровная месть,ко-я сущ-ет до сих пор, она связана с адатом,но не с шириатом. В большинстве исламских странах сущ-ет синтез адата и шириата. Шириат – более цивилен.

Структура шириата

1.мусульманская правда

2.обязательные

3.необязательные

4.обязательная молитва

5.поломничество

6.рекомендуемые

7.наказуемые

Молитва мусульманина не содержит никаких просьб, тлько прославляет аллаха.может совершаться в любом выбранном месте,только ограждается ковриком или цинновкой. Обязательная совместная молитва в меечети в полдень.ракат.проповеди и еще 2 раката. Муэдзин –призывает к молитве. На пятничной молитве обычно присутствует все взрослое население,женщщины не ходят в мечеть соовершают молитвы дома.39 дневный посто- Рамазан.цель поста-печать бога на все тело. –

Омовение.

Сущ-ет 2 степени ритуальной чистоты

Малая- нечистота прикосновение к чему-либо нечистому

Большая- касающаяся отношений мужчины и женщины

Чистота. Малое омовение-омываются лицо,руки по локоть,ноги по щиколотку. Любое загрязнение делает молитву недействительной

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей

(колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание — сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам раскололся на два течения - суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

 

 

39) Мистика и мистицизм (от греч.- таинственный, закрытый) - понятия, характеризующие способ существования религиозного сознания, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность для него вступать в непосредственное общение с этими силами, а в отдельных случаях управлять ими.

Все разновидности религиозных верований пропитаны мистикой, однако сам по себе мистицизм может не совпадать ни с какой конкретной разновидностью религии, а существовать самостоятельно в качестве верований и практики. Люди, исповедующие различные религии, могут принадлежать к одному мистическому сообществу, занимающемуся, например, астрологией или спиритизмом. Основой мистического сознания является как вера в существование сверхъестественных сил, так и представление о непознаваемости связей и отношений между явлениями действительности, имеющих для человека важное, судьбоносное и смысложизненное, значение. Такое представление о непознаваемости этих явлений компенсируется верой в возможность их сверхопытного и сверхчувственного постижения и приобщения к таинственному миру сверхъестественного. В рамках самих мистических учений отсутствует их типология и классификация, однако предварительным образом можно вслед за исследователями этого явления духовной жизни разделить их на религиозно-философскую мистику - мистическое богословие и теософия, мистические философские учения, и мистику реальную, практическую - гадания, прорицания, ясновидения, чародейство, магия, спиритизм, суеверия. с точки зрения христианства, существует "божественная мистика", которая служит доказательству истинности христианской религии и проявляется в откровениях, провидениях, в экстатических состояниях, внушенных Богом и служащих укреплению веры. Наряду же с нею существует также "демоническая", "сатанинская мистика", связанная с притязаниями человека на всеведение, всемогущество, обретение бессмертия или спасения без божественного участия и проистекающая из "общения человека с нечистой силой" и "дьявольского наущения". Такая мистика имеет своей целью уничижение Бога и проявляется в магических действиях, чудотворствах, ведовстве и колдовстве, вследствие чего сурово осуждается церковью. По форме осуществления религиозный культ имеет открытый, широко доступный для всех верующих характер, в то время как мистическая практика носит обычно таинственный, конспиративный характер, доступный лишь для посвященных.

Своими корнями мистицизм уходит в глубокую древность, в первобытный анимизм, магию и фетишизм, в знахарство, шаманство и ведовство, что было исторически обусловлено бессилием первобытного человека перед окружающей природой, его зависимостью от неё и невежеством.

Самые древние мистические письменные произведения были созданы в начале первого тысячелетия до новой эры халдеями - народом, населявшим Месопотамию. На глиняных табличках клинописью записаны заклинания против злых духов, демонов, знахарские наставления и астрологические расчёты. В форме астрологии они накапливали необходимые для ориентации в природных процессах астрономические знания, одновременно сопровождаемые самой причудливой мистикой, посредством которой они брались определять не только периоды разлива Тигра и Евфрата, но и судьбы народов, государств и отдельных людей.

У истоков мистицизма в Новое время стоял немецкий философ-мистик сапожник Якоб Бёме (16-17 век), чьи сочинения стали основой для многих мистических учений. В качестве источника своего учения он объявил "непосредственное божественное откровение", которое в действительности являлось сочетанием современных ему данных естествознания с теологией и мистикой. От него берёт начало теософия ("богопознание"), которое впоследствии широко распространилось среди буржуазной интеллигенции.

В соответствии с учением Бёме первоначально Бог пребывал в состоянии вечного покоя и тишины, не сознавая самого себя. Но постепенно он вгляделся в себя и разделился натрое, оставив господство любви в качестве средства единения. Человек сначала был предназначен властвовать над всеми стихиями и возвышаться над своими животными желаниями силой духа. Однако человек поддался искушению желаниями и тем сам низверг себя на степень животного существования, оказался покорен земным духом. Но Бог послал на землю свое собственное сердце, сына, чтобы попрать смерть в человеческой душе. Вследствие этого в будущем предстоит конец света, и тогда человек снова воссоединится с Богом.

 

40)Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Культ – те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности. Некоторые исследователи (в частности, Г. Беккер) выделяют культ, как некую религиозную форму, которая держится исключительно энтузиазмом еѐ приверженцев, не опираясь на организацию, и является начальной стадией образования секты. Это утверждение довольно спорно, ибо культ - это лишь составная часть целого и не может существовать сам по себе без элементарных проявлений религиозного (или светского) сознания и создания примитивной религиозной (или светской) организации 10.

Членство в секте осуществляется не по рождению, оно всегда осознанно и по своей воле (как уже отмечалось, в сектах, существующих несколько десятков лет, тем более, несколько веков, многие адепты стали членами секты исключительно по рождению, следуя за своими родителями или родственниками, а также были вовлечены в секту путѐм воздействия на них агрессивными методами манипулирования).

Отношение к миру, обществу, государству - в лучшем случае индифферентное, но в основном открыто или тайно враждебное, у сект прослеживается стремление заменить все социальные институты собственным сообществом.

Сектантский аскетизм является принципом дистанцирования от мира, что выражается в отказе признавать право, присягу, собственность, власть (следует также добавить, что главной целью аскезы в сектах является физическое и психическое истощение адептов, после которых адепт превращается в послушное существо). Это относится как к древним сектам, возникшим ещѐ до нашей эры, так и к 1. секты склонны к неприятию и осуждению мира, социального порядка; 2. в сектах предъявляются жѐсткие требования к членам; 3. для сект характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов 4. в крайних агрессивных формах пропагандируется идея исключительности и противопоставление себя (тайное или открытое) не-членам секты в повседневной жизни;

1. В зависимости от (источника) того, как формировалось учение, секты делятся на четыре вида - библейские, иудействующие, евангелические и имеющие своѐ тайное писание;

2. В соответствии со спецификой взгляда на способы разработки и усвоения религиозной мысли, религиозные секты существуют в двух видах – рационалистические, признающие единственным посредником между Откровением и человеком разум, и мистические, признающие, что Откровение сообщается человеку помимо разума, с помощью пророчеств, экстатических видений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.