Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 5 страница




Если ранний буддизм объявлял все материальное бытие страданием, то махаяна объявляла все существующее пустотой. Эволюция буддизма в этом направлении естественна: борьба со страданием может опираться на наслаждение уже в этом мире. Распространение махаяны в народных массах Восточной Индии привело к слиянию буддизма с тантризмом.

Древние представления, связанные с культом плодовитости, в сочетании с буддийским мистицизмом дали понимание мироздания как психической активности, наивысшим проявлением которой оказывался переход от резко отрицательных эмоций к наивысшему наслаждению (сексуальному). Переживание наслаждения как слияния с божеством достигалось соединением йоги с буддийской медитации и сложной техникой сексуальных отношений. В VI—VII вв. тантрические представления были оформлены в тексты. Четвертым телом Будды признавалась «плоть блаженства». В этой ипостаси Будда изображался в объятиях со своей шакти Тарой (Бхагавати). Своя шакти появляется и у других богов и бодхисатв, а затем и у отшельников. Из трех путей к прекращению перерождений, сформулированных в «Бхагавадгите», предпочтительным считается именно путь любви (наряду со знанием и деятельностью). Однако как в Махаяне, так и в Хинаяне укоренялись и философские школы.

В контексте Колесниц Буддизма можно говорить о различных философских школах, разработанных учениками Будды после того, как они внимательно проанализировали его поучения и много размышляли над их смыслом. Различные школы мысли соответствуют той или иной точке зрения, выработанной в результате такого анализа.

Сам Будда дал эти поучения в Калачакра-Тантре и Хеваджра-Тантре, не обозначив систематически их связь с основой, путём и обретением плода, как это было сделано позже.

Две из четырёх главных философских школ принадлежат Колеснице Слушателей (Шраваков) и, тем самым, традиции Хинаяны. Это – Вайбхашики и Саутрантики. Вайбхашики утверждают, что внешние явления состоят из тонких, неделимых частиц, или атомов, а сознание, или ум – внутренний аспект – состоит из неделимых мгновений сознания. Считается, что эти неделимые частицы и мгновения сознания имеют как относительное, так и абсолютное существование: относительное в том смысле, что грубая физическая материя состоит из большого числа тонких частиц, а абсолютное в том смысле, что они неделимы. Кроме того, они утверждают, что объекты возможно воспринимать непосредственно через органы чувств.

Саутрантики, в общем, также верят в мельчайшие частицы и мгновения сознания, но при этом утверждают, что не может быть непосредственного восприятия объектов через органы чувств, поскольку связь между нематериальным сознанием и материальным миром невозможна. Они утверждают наличие вещества, лишь образ которого воспринимается чувственным сознанием.

Это опровергается школой Читтаматра, или «только Ум», относящейся к Махаяне. Эта школа утверждает, что невозможно непосредственно воспринимать внешние материальные объекты, если они по природе своей отличаются от воспринимающего ума. Из этого вытекает, что не может быть ничего, кроме ума, поскольку всё воспринимаемое должно иметь ту же природу, что и ум, для того чтобы вообще быть доступным для восприятия. Вещество, скрытое за передатчиком, никогда нельзя было бы воспринять, и поэтому оно никак не могло бы существовать для нашего воспринимающего сознания.

Таким образом, последователи Читтаматры верят в истинно существующее сознание. Они говорят о трёх природах, или характеристиках существования:

· Ограниченные явления. Это указывает на ограничение шести объектов сознания в связи с неправильной концепцией истинного и независимого существования.

· Зависимые явления. Сознание Основы Всего, которое хранит впечатления как бы в виде семян, и прочие аспекты сознания существуют как континуум похожих моментов, постоянно влияющих друг на друга в форме причины и следствия. Восприятие внешних объектов отделяется от внутреннего воспринимающего ума, и так развивается двойственное прилипание. (Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина состоит из третьего аспекта существования).

· Абсолютное присутствие. Ум по своей природе несоставной и свободный от всех ограниченных и зависимых явлений. Это называется «неконцептуалыюе осознавание, свободное от двойственности».

В школе Читтаматра есть разделение на последователей Истинного Аспекта и последователей Обманчивого Аспекта в зависимости от того, утверждают ли они, что внешние явления воспринимаются воспринимающим умом такими, как они есть, или нет.

Высшая философская школа в Буддизме – Мадхъямака (по-тибетски Ума). Название означает: «Даже не середина». Это значит, что данная точка зрения лежит даже не между двух крайностей экзистенциализма и нигилизма, будучи вне всяких жёстких исходных позиций. Явления находятся вне всех пар противоположностей.

Безошибочное постижение относительной истины означает осознать, что все явления без истинной субстанции. Несмотря на то, что проявляются, они подобны отражению луны в воде. Безошибочное постижение абсолютной истины – это состояние ума, свободное от всего надуманного: естественное состояние, характеризуемое осознаванием того, что все явления пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования.

Таким образом, основой точки зрения Мадхьямаки является неразделимость двух истин – относительной и абсолютной. Продвижение по пути происходит благодаря практике неразделимости двух накоплений – заслуги и мудрости.

Обретением плода является постижение неразделимости двух Будда-тел - Тела Истины и Тел Формы, которые обретаются в силу реализации блага для себя и для других.

Мадхьямака разделяется на Сутра-Мадхьямаку и Тантра-Мадхьямаку. Сутра-Мадхьямака разделяется дальше на Рангтонг (буквально «пустой от себя») и одну часть Шентонга (буквально «пустой от другого»). Другая часть Шентонга относится к Тантра-Мадхьямаке.

Рангтонг разделяется на школы Сватантрика и Прасангика. Эти две точки зрения утверждают, что как самость личности, так и самость явлений не существуют на самом деле. Они опровергают две крайности материализма и нигилизма посредством пяти различных рассуждений.

Разница между этими двумя точками зрения заключается в том, что Сватантрики говорят об относительной реальности с тем, чтобы прийти к абсолютной, в то время как Прасангики всё опровергают посредством силлогизмов (рассуждений) и не принимают относительную реальность.

Поучения Шентонга относятся к третьему Повороту Колеса Дхармы, где абсолютная реальность называется Будда-природой, присутствующей во всех живых существах. Если практиковать тайную Колесницу Мантры, или Тантры, то следует совмещать эти два взгляда, Рангтонг и Шентонг: они нужны так же, как птице нужны два крыла для полёта. Ясное понимание этих четырёх философских школ Буддизма устраняет все неправильные взгляды и поэтому является очень важным средством для достижения совершенного Состояния Будд.

 

24)вопрос) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА

 

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с V-VI вв. В VIII- IX вв. там успешно распространялись по крайней мере уже два чисто китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн.

Однако и в Китае буддизм подвергался атакам как извне - от иноземных завоевателей, так и изнутри - со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия - синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.

В каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские обряды - почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновлённой идеями дзэн-буддизма.

С ослаблением влияния крупных монастырей, которые в эпоху расцвета буддийской цивилизации были своего рода "государствами в государстве", главную роль в жизни буддистов стали играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали гораздо более активно вмешиваться в религиозные дела сангхи. Особая ситуация сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое главой "жёлтошапочной" школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых важнее знания буддийских догматов.


25)вопрос) Возникновение и становление христианства

 

ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи.

 

Первоначально ХРИСТИАНСТВО существовало в виде отдельных общин, связанных апостольской проповедью и учением. Общины часто не имели специальных мест для богослужений, не знали таинств и икон.

 

Общим для всех поместных церквей была вера в искупительную жертву Христа как единственного посредника между Богом и человеком.

 

Постепенно ХРИСТИАНСТВО стало распространяться во всё более широких слоях населения.

 

Состоятельная часть христиан сосредоточивает в своих руках управление имуществом, руководство богослужебной практикой. Постепенное изменение характера церковного управления приводит к появлению духовенства. Организация нарождавшейся церкви всё больше тяготела к централизации.

 

Первоначально христиане подвергались преследованиям со стороны властей. Гонения на христиан происходили при императорах Траяне, Адриане, Антонине, Марке Аврелии, Септимии Севере, Каракалле, Валериане, Диоклетиане и др.

 

Христиан казнили, бичевали, их имущество конфисковывали. Многие бежали от преследований в пустыню.

 

В это время зарождается христианское монашество.

 

Однако императорской власти нужна была новая религия, понятная всем народам империи, а попытки превратить в таковую одну из национальных религий успеха не имели. В 312 г. был издан Миланский эдикт о веротерпимости, допускавший свободную проповедь ХРИСТИАНСТВА.

 

В 325 г. император Константин закрепляет государственный статус ХРИСТИАНСТВА во всей Римской империи.

 

Император Феодосий в 391 г. издал эдикт о запрете языческих культов, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер.

 

В ХРИСТИАНСТВЕ были по-новому осмыслены традиционные идеи иудаизма — монотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм.

 

Интерпретируя ветхозаветные тексты, богословы разработали христианские представления о сотворении, промысле Божьем, трансцендентности и непостижимости Бога, вочеловечении и благодати и др.

 

Другим интеллектуальным источником, питавшим христианскую теологию, стала античная философская традиция, в рамках которой были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, появившиеся в новозаветных текстах и патристике.

 

Специалисты отмечают влияние на формирующееся ХРИСТИАНСТВО учения Филона Александрийского (25 г. до н. э. — 50 г. н. э.).

 

Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературы были откровения (записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения), записи поучений и преданий об Иисусе и апостолах.

 

Постепенно писаний становилось всё больше и больше — появилось множество книг: евангелий, посланий, откровений, деяний отдельных апостолов, многие из которых в церковной традиции признаны апокрифами.

 

После строгого отбора был утвержден канон произведений, включенных в состав Нового Завета:

 

4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна),

Деяния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные 7 посланий, согласно традиции, написаны: Иаковом — 1 послание, Петром — 2 послания, Иоанном — 3 послания и Иудой — 1 послание) и

Апокалипсис (Откровение) Иоанна.

 

Окончательно список книг Нового Завета утвержден на Карфагенском соборе в 419 г.

 

Христианская догматика развивается в период IV-VI вв. благодаря трудам Отцов церкви. Формирование и окончательное утверждение догматов происходило на Вселенских соборах.

 

После Халкидонского собора, осудившего несторианство и монофизитство как ереси, произошло разделение и появились так называемые нехалкидонские (Восточные) монофизитские церкви, к которым относятся Армяно-григорианская, Коптская, Малабарская, Эфиопская и др.

 

В дальнейшем, в процессе развития, ХРИСТИАНСТВО разделилось на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм, в каждой из них выделялись различные течения, направления, группы.

 

26)вопрос) Христианское вероучение

 

ХРИСТИАНСТВО (греч. Christos — букв, «помазанник», Мессия) — одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом.

 

Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и течения — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира и человека.

 

Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия), в исторических церквах в качестве основы вероучения лежит еще и Священное Предание.

 

ХРИСТИАНСТВО распространено, главным образом, в странах Европы, Америки, в меньшей степени — в Африке, на Ближнем Востоке и в других регионах.

 

Основные христианские догматы:

 

догмат троичности Бога,

догмат боговоплощения и

догмат искупления.

 

Суть тринитарного догмата: Бог не только личное существо, но и духовная сущность.

 

Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, ипостаси которой равны в божественном достоинстве.

 

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и невидимый, первый человек — Адам и, из его ребра, первая женщина — Ева.

 

Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел.

 

Творец сохраняет людей, направляет их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

 

Бог предопределил спасение людей через своего Сына, в воплощении и вочеловечении Иисуса Христа.

 

Дух Святой вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность к познанию и обретению мудрости.

 

Христианское вероучение содержит также догматы о творении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о Божьей благодати.

 

Важное значение имеют таинства, обряды и праздники.

 

27)вопрос) Библия: структура и содержание.

 

БИБЛИЯ (греч. biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.

 

Христианская церковь считает, что БИБЛИЯ написана по откровению Святого Духа через избранных Богом людей (пророков и апостолов).

 

В составе БИБЛИИ — книги различных авторов, написанные в разное время и в разных местах. БИБЛИЯ разделяется на две части — Священное Писание Ветхого Завета (50 книг) и Священное Писание Нового Завета (27 книг).

 

Ветхий Завет (в еврейской традиции — Танах) — книги, написанные на протяжении почти полутора тысячелетий до н. э. на древнееврейском и арамейском языках, которые признают священными как христиане, так и иудеи.

 

Соединение книг происходило, очевидно, постепенно. Канон Ветхого Завета содержит 39 книг: Пятикнижие Моисеево (евр. Тора), Книги пророков (евр. Набиим) и Писания (евр. Хетубим). Остальные 11 книг в православной традиции именуются неканоническими.

 

В период Контрреформации католическая церковь в противовес реформаторам включила в свой канон и ряд неканонических книг Ветхого Завета, поэтому в католической традиции они именуются второканоническими.

 

Протестантская традиция вообще не включает эти книги в свои издания БИБЛИИ. Неканонические книги, появившиеся в последние столетия до в. э., сохранились благодаря тому, что были включены в так называемую Септуагинту — перевод БИБЛИИ на греческий язык, выполненный в III-II вв. до н. э. Это обстоятельство, а также изучение археологических находок — «рукописей Мертвого моря» (Наг-Хаммади и Кумрана), сделанных в середине XX в., дают основания полагать, что неканонические книги имели распространение в иудейской среде на рубеже нашей эры в качестве авторитетных сакральных текстов.

 

Древнейшие библейские писания вобрали в себя некоторые бытовавшие еще до их написания религиозные и эпические предания еврейского народа (упоминание не дошедшей до нас Книги Праведного в Иис. Нав. 10:13).

 

Книги Ветхого Завета, с одной стороны, отображали религиозный, житейский и исторический опыт еврейского народа, а с другой — сыграли важную роль в формировании и выживании народа Израиля.

 

По своему сюжету БИБЛИЯ — это речь Бога, обращенная к людям, а также повествования о взаимоотношениях Творца с людьми. В христианском понимании единство БИБЛИИ определяется единством ее центрального действующего лица — Иисуса Христа.

 

Ветхий Завет — это ожидание Христа и пророчества о нем, Евангелия — повествование о жизни, учении, страданиях и воскресении Христа, «Деяния святых Апостолов» и их послания — рассказ о первых страницах истории христианской церкви.

 

Апокалипсис описывает события, предшествующие второму пришествию Христа.

Христианские богословы признают историческое развитие основных мотивов в самой БИБЛИИ.

 

Одна и та же основная идея раскрывалась и преподносилась библейскими авторами разных времен с различной степенью полноты.

 

Апостол Павел назвал Ветхий Завет «детоводителем ко Христу» (Тал. 3:24), т.е. подчеркивал его педагогически-дидактическую роль.

 

БИБЛИЯ объединяет произведения различных жанров — мифологические предания, проповеди, законы, исторические произведения, назидательные и романтические повествования, видения.

 

В ней есть поэтически-ритмизованные отрывки, гимны (в основном собранные псалтыри).

 

Книги БИБЛИИ заключают в себе богатый нравственно-духовный опыт, накопленный на протяжении многих веков.

 

В БИБЛИИ нашли отражение многие исторические события, ее идеи и образы и глубокое влияние на мировую культуру. I-II вв. до н. э. был сделан перевод Ветхого Завета на греческий язык (Септуогинта), а затем — и на латинский (Вульгата).

 

С XVI в. появляются переводы Библии на европейские языки.

 

Наиболее известны чешский перевод Я. Гуса, немецкий перевод М. Лютера.

 

В богослужебной практике Русской православной церкви используется перевод, основа которого была заложена в IX в. просветителями славян Мефодием и Кириллом. Ее язык (церковнославянский) не был разговорным, однако он весьма близок к нему и понятен, что составило заметное отличие отечественной духовной культуры от западноевропейской, вплоть до Реформации, имевшей дело лишь с латинской БИБЛИЕЙ.

 

В 1499 г. под руководством архиепископа Геннадия Новгородского впервые был составлен полный текст Библии на церковнославянском языке (так называемая Геннадиевская БИБЛИЯ).

 

Каноническим текстом церковнославянской БИБЛИИ в настоящее время считается так называемая Елизаветинская БИБЛИЯ (изд. в 1756 г.).

 

Полный перевод БИБЛИИ на русский литературный язык (так называемый синодальный) впервые опубликован в 1876 г.

 

В XX в. предпринимались попытки создания новых переводов, но далеко не все они были удачными и корректными.

 

Чтобы облегчить поиск библейского текста, принято указывать название книги, откуда взята та или иная фраза, а также номер главы и «стиха» (текста).

 

Английский монах Стивен Лэнгтон в начале XIII в. разделил на главы все книги БИБЛИИ (кроме самых коротких). Главы были, в свою очередь, разделены на «стихи» — короткие отрывки по одной, две фразы. Таким образом, указание «Ин. 3:16» означает, что ссылка взята из Евангелия от Иоанна: третья глава, шестнадцатый стих («стихом» называется и вполне прозаический библейский текст).

 

28)вопрос) Христианская обрядность.

 

Христианские обряды.

 

 

Молитва. Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним “без протокола”.

 

Иконы. Православная и католическая церковь придают большое значение культу икон. В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде – Бога сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон – они “плачут”, покрываются “кровавым потом”, «сами собой” светлеют или темнеют и т.д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами в православии больше.

 

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

 

Реликвии. В православии и католицизме широко распространен культ реликвий. Но особенно велика его роль в католицизме. Реликвии – это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. Среди средневековых реликвий можно было увидеть части одежды Иисуса, волосы Богородицы, ребро Николая Чудотворца, капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко Божьей Матери.

 

Мощи. Культ мощей соседствует с культом реликвий. Здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи – это останки умерших, сохранившиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Нетленность останков человеческого тела сильно действует на воображение – это знали еще древние египтяне, совершенствуя свое искусство мумифицирования. Условия, при которых тело не разлагается, существуют в природе в местах с низким содержанием влаги в воздухе и почве. Киево-Печерская лавра является таким особым климатическим заповедником, в пещерах которого тела умерших высыхают, но не разрушаются, и даже сохраняют индивидуальные черты. Естественно, этот монастырь пользовался и пользуется до сих пор самой широкой славой. Когда в конце XIX века “запас” вновь обретенных мощей был исчерпан (а без него невозможно поддерживать живое увлечение верой), церковь обосновала новое представление о мощах. Ими объявлялись не только целиковые останки человеческого тела, но и его фрагменты. Это значительно оптимизировало процесс обретения новых святых мощей.

 

Святые места – это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил “божьих угодников”. Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение – икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление.

 

Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился в святого Сильвана, бог Аполлон – в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая “специальность” – святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена – льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует уродаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз – к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли – к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях – к Артемию Великомученику. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).

 

Посты играют важную роль в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Для верующего обязателен пост по средам и пятницам в течении всего года, в крещенский Сочельник, в день усекновения головы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы), и продолжается семь недель до Пасхи. Он разделяется на части: святую четыредесятницу и Страстную Седмицу. Успенский пост продолжается с 1 по 15 Августа. Рождественский пост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7 Января).

 

29)вопрос) роль Вселенских соборов в становлении христианства.

 

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ —

 

собрания представителей христианских поместных церквей, высших церковных иерархов для решения вероучительных и канонических вопросов.

 

Православные считают, что основной отличительной чертой ВСЕЛЕНСКИОГО СОБОРА от поместного является созыв собора императором» который потом подтверждает решения ВСЕЛЕНСКИОГО СОБОРА, и они становятся законом Византийской империи.

 

У католиков ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ считается собор, решения которого потом подтверждены Папой Римским.

 

На ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ в острых дискуссиях разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси, велись христологические споры, борьба концентрировалась вокруг главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.