Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 6 страница




 

В 325 г. в г. Никее собрался I ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР по инициативе и под председательством императора Константина.

 

На нем обсуждались ключевые вопросы, связанные с обоснованием и утверждением христианского вероучения.

 

Центральной темой собора была полемика со сторонниками арианства.

 

Собор осудил арианство как ересь, принял в первой редакции Символ веры, определил время празднования Пасхи.

 

На II ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ — Константинопольском (381 г.) — окончательно утвержден догмат об единосущности Бога Отца в Бога Сына, принята новая редакция Никейского «Символа веры».

 

Собор утвердил правила, одним из которых Константинопольскому патриарху, как и Римскому, предоставлялись преимущества перед другими епископами. На соборе был предав проклятию ряд ересей: ариане, евномиане, духоборы, савелиане, аполлинариане и др.

 

В начале V в. острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Догмат обсуждался на III и IV ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ.

 

Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на III — Эфесском ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ (431 г.), который осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.

 

На IV — Халкидонском ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ, (451 г.) — основное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Собор осудил несторианство и монофизитство, признал первенствующую роль в христианстве Константинопольского патриарха, утвердил догмат боговоплощения.

 

II Константинопольский — V ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (553 г.) — осудил учения богословов, поддержавших несторианство, а также учение Оригена.

 

VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — III Константинопольский (680-681 гг.) — осудил ересь монофелитства, восстановил мир восточных церквей с Папой Римским.

 

VII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — II Никейский (787 г.) — осудил иконоборчество, утвердил почитание икон и креста.

 

В 869-879 гг. на IV Константинопольском соборе противоречия между западной и восточными церквами достигли особой остроты. Его решения были отменены V Константинопольским собором 879-880 гг.

 

Католицизм признает IV Константинопольский собор как VIII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР; православие его таковым не считает.

 

После окончательного разделения церквей (1054 г.) общехристианские ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ не созывались, тем не менее, католики считают ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, проводимые Папой Римским.

Эпоха вселенских соборов знаменует переломный момент как в истории христианства, так и в становлении тех цивилизаций, колыбелью которых было Средиземноморье. С одной стороны, в эти неполные пять столетий в целом завершается оформление христианской догматики, классические очертания приобретают церковные традиции. С другой стороны, на это же время приходится и трансформация позднеантичного общества в средневековое. «В смуте и в борениях перерождается и воцерковляется древний мир», - писал об этом времени один из величайших православных богословов ХХ века протоиерей Г. Флоровский.

Два законодательных акта начала IV в. знаменуют начало этого грандиозного перелома. В 311 г. император Галерий, заслуживший репутацию беспощадного гонителя христианства, незадолго до своей смерти издает Эдикт о веротерпимости - акт капитуляции дряхлеющей Римской империи перед новой религией. А через 2 года, в 313 г., Константин, прозванный позже «Великим», обнародует свой знаменитый Миланский эдикт - первый шаг к «воцерковлению» античного мира.

 

30)вопрос) Раскол христианства.

 

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

 

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

 

С помощью политических интриг епископы сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство - Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозванного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре в Риме. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50.

 

В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. А в XI в. вражда вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная - православной, т.е. верной догматам.

 

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.

 

 

РАСКОЛ ХРИСТИАНСТВА

 

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании.

 

С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

 

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) - православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол:

возникла новая конфессия - протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

 

Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.

 

Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры:

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (административно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн человек. Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн верующих.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.

 

31)вопрос) Возникновение и становление христианства.

 

ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех основных ветвей христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом, организационно оформившаяся после разделения церкви на западную (католическую) и восточную (1054 г.).

 

Становление православия

Христианство, по существу, никогда не было единым: процесс дробления сопровождает всю почти двухтысячелетнюю его историю. Уже в IV в. наметился раскол между западным и восточным христианством, который окончательно завершился в 1054 г. появлением римско-католической и православной церкви — наиболее крупных христианских направлений. В V в. обособились монофизитство и несторианство, которых вместе с православием относят к так называемым восточным церквам. В XVI в. в результате антикатолической Реформации в Европе возник протестантизм.

 

Становление православия

 

На становление православия как одного из направлений христианства определяющее влияние оказали обстоятельства экономической, государственно-политической, идеологической и культурной жизни Византии — государства, сложившегося в восточной части Римской империи в период разложения рабовладельческого строя и формирования феодальных отношений.

 

В Византийской империи кризис рабовладения по ряду исторических причин не принял острых форм, и поэтому пережитки рабовладельческого строя сохранялись продолжительное время, замедляя общий процесс феодализации Византии. Это замедление повлекло за собой консервацию старых форм социальной и духовной жизни, которые воспринимались как незыблемая традиция, не подлежащая пересмотру и обновлению. Поэтому и религиозно-церковная жизнь Византии протекала под знаком освящения традиционных форм вероучения и обрядности, что обусловило такую особенность православия, как консерватизм в догматике и обрядности, поныне противопоставляемый динамизму других христианских конфессий и деноминации.

 

Наличие в Византии сильной императорской власти привело к тому, что церковь оказалась в подчинении у государства, став составной частью государственного аппарата, и религия выполняла функции государственной идеологии. Император выступал в качестве главы церкви, а императорские законы и постановления воспринимались как религиозные предписания, санкционированные богом. Обожествление императорской власти и освящение рабовла-дельческо-феодальных отношений являлись важнейшими религиозными догматами, а оправдание социального неравенства и эксплуатации человека человеком — главнейшими задачами церкви. Отсюда антинародность православия как рабовладельческо-феодальной идеологии, защищавшей интересы эксплуататорских классов Византийской империи.

 

Со времени первых общехристианских (вселенских) соборов руководство церковной жизнью Византии находилось в руках четырех епископов, получивших впоследствии титулы патриархов: константинопольского, александрийского, аитиохийского и иерусалимского. Хотя константинопольский патриарх именовался «вселенским», однако считался всего лишь «первым среди равных» и все принципиальные проблемы религиозно-церковной жизни должен был решать вместе с остальными тремя — «соборно». Поэтому православие не обрело единого церковного центра и централизованного руководства, что привело впоследствии к организационному разобщению приверженцев данной конфессии.

 

32)вопрос_) Православное вероучение

 

. Основу вероучения ПРАВОСЛАВИЯ составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание.

 

Главные принципы православного богословия, практики таинств и богослужения были сформулированы в IV в. и систематизированы в основном в «эпоху Вселенских соборов» (IV—VIII вв.).

 

В то же время за пределы «эпохи Вселенских соборов» выходят богословские синтезы Симеона Нового Богослова (X в.); Григория Паламы (XTV в.) и Николая Кавасилы (XIV в.), а также последующая традиция русских богословов.

 

Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой (толкованием) Библии и высказываниями раннехристианских авторов (Отцов церкви).

 

Главные догматы ПРАВОСЛАВИЯ выражены в решениях семи Вселенских соборов — прежде всего первых двух (325 и 381 гг.), принявших Символ веры.

 

Это — монотеизм (вера в Единого личностного Бога, по своей воле сотворившего мир из ничего);

 

исповедание Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа как трех лиц Святой Троицы;

 

признание в единой личности Иисуса Христа божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями и волями.

 

Центральный догмат ПРАВОСЛАВИЯ — признание искупительного подвига Христа.

 

Характерными чертами ПРАВОСЛАВИЯ являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей.

 

В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых.В вечность войдет не только душа человека, но и его тело.

 

Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты.

 

Основной принцип православной сотериологии — синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати.

 

Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной. Православная этика и аскетика более говорят о путях, которыми человек впадает в греховное состояние и которыми может выйти из него; при этом в ПРАВОСЛАВИИ слабо разработана социальная этика.

 

Основной принцип социальной доктрины ПРАВОСЛАВИЯ — «симфония» — предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества, в котором (в идеальном случае) государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а церковь не стремится поставить под свой контроль политику государства.

 

33)вопрос) Православный Культ

(лат. cultus – почитание) – совокупность обрядовых действий, обусловленных правосл. вероучением и регламентированных правосл. церковью, к-рые направлены на создание у верующих иллюзии их постоянного общения с богом и др. сверхъестеств. силами. Это средстве постоянного вовлечения приверженцев православии о???-1» практику, к-рая призвана пробуждать религ. мысли и возбуждать религ. чувства прихожан правосл храмов. П. к. сформировался в Византии, включив в себя мн. компоненты дохрист. обрядности, вплоть до первобытн. магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий-Как в прошлом, так и в настоящем для мн. прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Средоточием П. к. является храм, непременно декорированный многочисл. иконами, изображениями крестов и прочей церк. атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, к-рое бывает по религ. значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения -утренним, полуденным и вечерним. Гл. богослужением является литургия, или обедня, во время к-рой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Осн. культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено правосл. вероучением. Большая роль отведена в П. к. почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфич. чертой П. к. является поклонение иконам, к-рым церковь приписывает сверхъестеств. свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарийит.п. Весьма многочисл. компоненты культовой одежды правосл. духовенства, сохранившиеся с визант-времен: риза, фелонь, епитрахили стихарь, орарь, саккос, омофор ч т. Д. Бесконечны культовые предписания, регламентирующее поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и пр. Модернизация православия охватила 11. к.: Сокращается продолжительность богослужений, опущены нек-рые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и т. д. Модернизированный в духе времени П. к. продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.

 

34)вопрос) Утверждение православия на Руси

 

Православие на Руси

 

История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии.

 

История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

 

Введение христианства на Руси было закономерным явлением по той причине, что в VIII - IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй.

 

Основные события в истории русского православия. В истории русского православия можно выделить девять основных событий, девять основных исторических вех. Вот как они выглядят в хронологическом порядке.

 

Первая веха - 988 год. Событие этого года получило название: “Крещение Руси”. Но это образное выражение. А фактически имели место следующие процессы: провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси и образование Русской христианской церкви (в следующем веке её будут называть Русской православной церковью). Символическим действием, показавшим, что христианство стало государственной религией, было массовое крещение киевлян в Днепре.

 

Вторая веха - 1448 год. В этом году Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной. До этого года РПЦ была составной частью Константинопольской патриархии. Автокефалия (от греческих слов “авто” - “сам” и “кефаль” - “голова”) означала полную самостоятельность. В этом году великий князь Василий Васильевич, прозванный Тёмным (в 1446 году он был ослеплён своими соперниками в межфеодальной борьбе), повелел митрополита из греков не принимать, а выбрать на поместном соборе своего митрополита. На церковном соборе в Москве в 1448 году первым митрополитом автокефальной церкви был избран рязанский епископ Иона. Константинопольский патриарх признал автокефалию Русской православной церкви. После падения Византийской империи (1553 г.), после захвата турками Константинополя Русская Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Православных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия. И до сих пор Русская Православная Церковь претендует на звание "третьего Рима".

 

Третья веха - 1589 год. До 1589 года Русскую православную церковь возглавлял митрополит, и поэтому она называлась митрополией. В 1589 году её стал возглавлять патриарх, и Русская православная церковь стала патриархией. Патриарх - высший сан в православии. Учреждение патриаршества подняло роль Русской православной церкви как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях. Вместе с тем одновременно повысилось и значение царской власти, которая опиралась уже не на митрополию, а на патриархию. Учредить патриархию удалось при царе Федоре Иоанновиче, а главная заслуга в повышении уровня церковной организации на Руси принадлежит первому министру царя Борису Годунову. Именно он пригласил в Россию константинопольского патриарха Иеремию и добился от него согласия на учреждение патриаршества на Руси.

 

Четвертая веха - 1656 год. В этом году Московский поместный собор предал анафеме старообрядцев. Это решение собора выявило наличие раскола в церкви. От церкви отделилась конфессия, которую стали называть старообрядчеством. В своём дальнейшем развитии старообрядчество превратилось в совокупность конфессий. Главной причиной раскола, по мнению историков, были социальные противоречия в России того времени. Старообрядцами стали представители тех социальных слоёв населения, которые были недовольны своим положением. Во-первых, старообрядцами стали многие крестьяне, которых в конце XVI века окончательно закрепостили, отменив право перехода к другом феодалу в так называемый “Юрьев день”. Во-вторых, в старообрядческое движение включилась часть купечества, ибо царь и феодалы экономической политикой поддержки иностранных купцов мешали развивать торговлю своему, российскому купечеству. И наконец, к старообрядчеству примкнули и некоторые родовитые бояре, недовольные потерей ряда своих привилегий.Поводом же для раскола послужила церковная реформа, которую осуществило высшее духовенство под руководством патриарха Никона. В частности, реформа предусматривала замену некоторых старых обрядов новыми: вместо двоеперстия троеперстие, вместо земных поклонов в процессе богослужения поясные, вместо крестного хода вокруг храма по солнцу крестный ход против солнца и др. Отколовшееся религиозное течение выступило за сохранение старых обрядов, этим и объясняется его название.

 

Пятая веха - 1667 год. Московский поместный собор 1667 года признал патриарха Никона виновным в произнесении хулы на царя Алексея Михайловича, лишил его сана (объявил простым монахом) и приговорил к ссылке в монастырь. Одновременно собор вторично предал анафеме старообрядцев. Собор проходил при участии патриархов Александрийского и Антиохийского.

 

Шестая веха - 1721 год. Пётр I учредил высший церковный орган, который был назван Святейшим Синодом. Этим правительственным актом были завершены церковные реформы, осуществлённые Петром I. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, царь “временно” запретил выборы нового патриарха. Этот “временный” срок отмены выборов патриарха продлился 217 лет (до 1917 года)! На первых порах руководила церковью учреждённая царём Духовная коллегия. В 1721 году Духовную коллегию заменил Святейший Синод. Все члены Синода (а их было 11) назначались и смещались царём. Во главе Синода на правах министра был поставлен назначаемый и смещаемый царём правительственный чиновник, должность которого называлась “обер-прокурор Святейшего Синода”. Если все члены Синода обязаны были быть священниками, то для обер-прокурора это было необязательным. Так, в XVIII веке более половины всех обер-прокуроров были людьми военными. Церковные реформы Петра I сделали Русскую православную церковь частью государственного аппарата.

 

Седьмая веха - 1917 год. В этом году было восстановлено патриаршество в России. 15 августа 1917 года впервые после более чем двухсотлетнего перерыва в Москве был созван собор для выборов патриарха. 31 октября (13 ноября по новому стилю) собор избрал трёх кандидатов в патриархи. 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя монах-старец Алексий вытянул из ларца жребий. Жребий пал на митрополита московского Тихона. В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов. 20 января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который “ отделял церковь от государства” Каждый человек получал право “ исповедовать любую религию или не исповедовать никакой “. Запрещалось любое ущемление прав по признаку веры. Декрет также “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего. После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями Советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны. Большевики расстреливали священников, служивших благодарственные молебны после падения местной Советской власти. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение "обновленчества". Часть же, не принявшая это движение и не успевшая или не пожелавшая эмигрировать, ушла в подполье и образовала так называемую "катакомбную церковь". В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин были рассмотрены программы радикального обновления Русской Православной Церкви. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозглашена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме. В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую "Русскую православную церковь за границей". До 1928 года Русская православная церковь за границей поддерживала тесные контакты с Русской Православной Церковью, однако впоследствии эти контакты были прекращены. В 1930-е годы церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 года началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. Всего в годы войны церковь собрала на военные нужды свыше 300 млн. рублей. Многие священники воевали в партизанских отрядах и армии, были награждены боевыми орденами. В течение длительной блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов. После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущёв.

 

Восьмая веха - 1971 год. В этом году Московский поместный собор снял анафему со старообрядцев. В годы “перестройки” (с марта 1985г.) в политике государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Киево-Печёрская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. В 1988г православная церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989г. впервые в советской истории церковные деятели стали депутатами СССР. Среди них были патриарх Пимен и его будущий приемник митрополит Алексий. Третьего мая 1990г. 80-летний патриарх Пимен скончался. Русскую Православную церковь возглавил патриарх Алексий 2.

 

И, наконец, девятая веха - 2000 год. В этом году в Москве состоялсяархиерейский собор, который принял ряд важных для церкви решений. К лику святых было причислено 1024 человека, в том числе царская семья во главе с Николаем II. Был принят документ “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”. В нём излагаются принципиальные положения церковного учения об отношениях церкви и государства и об отношении церкви к ряду важных современных общественно значимых проблем. Существенным и новым моментом в социальной концепции церкви является провозглашение права церкви “отказать государству в повиновении”, “если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям”. Был принят также документ “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”. В этом документе очередной раз единственно истинной религией провозглашается православие, но в то же время признаётся возможным диалог с неправославными христианами.

 

35)вопрос) Основные этапы становления Русской православной церкви (РПЦ)

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ) — автокефальная православная церковь (Автокефальные православные церкви).

 

РПЦ возникла после принятия христианства на Руси (988) и до середины XV в. находилась в канонической зависимости от Константинопольского патриархата.

 

В 1447 г. РПЦ получила самостоятельность (автокефалию), а в 1589 г. — патриаршество.

 

В 1590 г. Константинопольским собором была признана Московская патриархия (МП), а РПЦ отведено пятое место в перечне автокефальных православных церквей.

 

Патриаршество просуществовало до 1721 г., когда по «Духовному регламенту» Петра I был учрежден коллегиальный орган управления церковью — Святейший синод.

 

В Российской империи РПЦ имела статус государственной церкви.

 

В 1917 г. Поместный собор возродил патриаршество и избрал предстоятелем церкви Тихона (Белавина).

 

Ныне РПЦ Московского патриархата управляется Синодом во главе с патриархом.

 

В составе Синода находятся пять постоянных и шесть временных членов — епархиальных архиереев.

 

Епархии управляются архиереями (епископами, архиепископами, митрополитами) и епархиальным советом.

 

В последние годы число епархий возросло.

 

В РПЦ МП входит ряд церквей, обладающих самостоятельностью в делах внутреннего управления: Украинская православная церковь, Белорусская православная церковь, Православная церковь Молдовы, Латвийская православная церковь, Эстонская православная церковь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.