Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность Христа




Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Христа означает обвинять во лжи не только авторов двадцати семи книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I – II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония и др.

Нам известно немного подлинных обстоятельств жизни Иисуса. Практически все, что мы знаем о нем, содержится в Евангелиях – книгах, созданных через несколько десятилетий после казни Иисуса и, вопреки распространенному мнению, не имевших целью изложить его биографию. Основная задача Евангелий – сообщить людям добрую весть (евангелие и означает по-гречески – «благая весть») о приходе в мир Спасителя, Помазанника, Сына Божия, его деяниях, смерти и воскресении. Этой задаче подчинены и отбор фактов и их интерпретация.

Рождение Иисуса предсказал архангел Гавриил, явившись его матери Деве Марии. Мария с мужем, плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете в провинции Галилея. Уже рождение Иисуса было чудесным. Его мать дала в юности обет целомудрия и не нарушила его, выйдя замуж за благочестивого Иосифа – прямого потомка царя Давида: их брак носил условный характер. Несмотря на это, у Марии благодаря воздействию Духа Святого родился сын. Однако младенец появился не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных, в Вифлееме, куда родители направились в связи с проводившейся переписью населения.

Духовно-поэтический смысл Евангелий лежит для нас по другую сторону вопроса, было это или не было на самом деле. Непорочное зачатие Девы Марии так же невероятно, как и миф о шестидневном сотворении мира. Но образ Девы Марии стал новым идеалом одухотворенной женственности. Это образ вечного целомудрия, которое приносит великий духовный плод. Изображения Богоматери (в византийской традиции) далеко не всегда красивы. Их вытянутые фигуры, часто неестественно удлиненные лица с непропорциональными чертами делают физическую привлекательность Девы Марии достаточно спорной. Но физическая привлекательность здесь только отвлекала бы от главного – от того, что в глазах. Глаза божественной матери возвышают и просветляют душу, размывают границы личности и уводят ее за горизонты – к безграничной любви и нежности, которая способна, кажется, залечить собою все раны мира.

Евангелия повествуют, что волхвы и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день жизни по иудейскому обычаю Мария принесла в храм Иисуса для посвящения Богу.



Спасаясь от преследования жестокого царя Ирода, Мария с мужем и младенцем бегут в Египет, где живут до смерти Ирода. После этого Святое семейство возвращается в Назарет, где Иисус Христос начинает свою проповедническую деятельность. В отроческом возрасте Иисус попадает в Иерусалим и поражает мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью.

Когда Иисусу было около тридцати лет, в водах реки Иордан он был крещен пророком новой веры Иоанном Крестителем. Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца изможденным лицом, Иоанн Креститель воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, который внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи. В тот момент, когда Иисус стоял в реке и молился, произошло нечто таинственное: Дух святой в виде голубя явился над головой Иисуса и раздался голос Божий: «Се есть сын мой возлюбленный». В этот момент обнаружили себя три ипостаси (буквально с древнегреческого – три сущности) единого Бога: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

После крещения Иисус удаляется в пустыню. Там, в окрестностях Мертвого моря, среди голых безжизненных холмов, где молчание нарушалось лишь плачем шакалов и криками хищных птиц, Он провел в посте более месяца. По словам евангелистов, в те дни на пороге Своего служения он был «искушаем дьяволом».

Сатана предложил Мессии три собственных способа завоевать мир. Первый заключался в том, чтобы привлечь массы обещанием земных благ. Накорми их, «сделай камни хлебами», и они пойдут за Тобой куда угодно, говорил искуситель. Но Иисус отказался прибегнуть к подобной приманке: «Не хлебом единым жив человек…».

На другой раз Назарянин стоял на высокой горе. У ног его лежали пепельные зубцы скал, за которыми угадывались «царства мира сего». Где-то далеко двигались непобедимые римские легионы, плыли по морю корабли, волновались народные толпы. Что правит ими, что царит над миром? Не сила ли золота, не власть ли меча, не стихия ли эгоизма, жестокости и насилия? Кесарь лишь потому повелевает народами, что признал владычество темных начал в человеке. «Тебе дам всю эту власть, – сказал Сатана, – и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее. Стань таким, как повелители империй, и люди будут у Твоих ног». Однако Иисус не уступил соблазну меча; не для того пришел Он, чтобы идти по стопам поработителей.

Из пустыни Иисус направился в Иерусалим. Но и там дух зла не отступил от Него. «Бросься вниз», – предложил он, когда Христос стоял на одной из высоких храмовых площадок; ведь толпа, увидев человека, который упал на камни и остался невредим, наверняка сочтет Его великим чародеем. Но и путь кричащего чуда не мог быть принят Иисусом. Свою силу Он всегда будет стараться скрывать, избегая духовного насилия.

Вначале могло показаться, что проповедь Христова была лишь продолжением миссии Иоанна Крестителя. Оба говорили о близости Царства Божия, оба звали народ к покаянию и приняли в качестве обряда водное крещение. Тем не менее некоторое различие между двумя учителями стало заметным сразу. Если Иоанн ждал, когда к нему соберутся слушатели, то Иисус сам шел к людям. Он обходил города и селения; по субботам Его речь звучала в молитвенных домах, а в остальные дни – где-нибудь на холме или у моря под открытым небом.

В чем же заключались проповеди Иисуса? В призыве к покаянию, смирению, долготерпению, в утверждении любви и милосердия.

Вершиной его проповеднической деятельности является Нагорная проповедь.

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

 

В своей Нагорной проповеди Христос изрек золотое правило, которому должны следовать все истинно верующие: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Когда же один из учеников Христа обратился к Нему с просьбой: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн Креститель научил учеников своих», – Иисус сказал: «Молитесь так:

 

Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки».

 

В Нагорной проповеди Иисус отвергал те ветхозаветные законы, которые призывали людей к мщению, к проклятиям, лицемерию…

 

« Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если кто-то рубашку у тебя пытается отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, то пройди с ним две. Тому, кто просит, дай; от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся. Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага»? А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами своего Небесного Отца, ибо он велит всходить солнцу и над добрыми, и над злыми и посылает дождь и для праведных, и для грешных. Не осуждайте – и вас не осудят, потому что, каким судом судите, таким осудят и вас, и какой мерой мерите, такой отмерят и вам. Что же ты смотришь на соринку в глазу брата своего, а в собственном бревна не замечаешь? Как же ты можешь говорить своему брату: «Дай я выну соринку из твоего глаза»? Посмотри, у тебя в глазу бревно! Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата». (Евангелие от Матфея. Пер. В. Н. Кузнецовой).

 

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание, но и гнев, и враждебность, в первую очередь среди фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру лицемерием. Служители иудейской религии в большинстве своем не хотели иметь рядом столь могущественного конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими.

В пятницу во время пасхального ужина с учениками, Тайной Вечери, Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианских церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Затем Иисус провел ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда пришли вооруженные стражники, и по указанию Иуды Искариота, поцеловавшего Иисуса, схватили Его, и Он был предан суду высшего иудейского священства, Синедриона. Ученики же Христа проявили слабость и разбежались. Суд приговорил Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Однако этот приговор должен был утвердить наместник римского императора, прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обратился к народу с просьбой помиловать Его в честь праздника, но толпа закричала: «Распни его» – и потребовала отпустить другого подсудимого, убийцу Варавву. Так сам народ, толпа приговорили Иисуса к смерти.

Иисус был распят на кресте на горе Голгофа в окружении двух разбойников. Окружающие издевались над ним, крича: «Если ты Бог, сойди с креста!» Однако он страдает и умирает, как человек. Смерть Иисуса сопровождалась затмением солнца.

Своим страданием на кресте он искупил «первородный грех». Страдания открыли человеку путь к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама и Евы. «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», – поется в пасхальном каноне.

По древнееврейскому обычаю Иисус был погребен в пещере, вход в которую прикрывал камень. В воскресенье утром женщины, пришедшие помазать его тело благовониями, обнаружили, что камень отвален, а гроб Господен пуст. Ангел сообщил, что Иисус воскрес.

После восресения Иисус явился Марии Магдалине и ученикам. Архиереи думали, что с галилейским Мессией покончено. Рассказ стражников о необычных феноменах, сопровождавших исчезновение тела, мог смутить Синедрион. Понадобилась официальная версия. Как сказано в Евангелии от Петра, жрецы решили, что лучше прибегнуть к обману, чем попасть в руки народа иудейского и быть побитыми камнями. Было объявлено, что ночью, когда стража задремала, ученики Иисуса похитили Его тело и стали говорить, будто он жив. Века спустя эта версия все еще повторялось теми, кто хотел рационально объяснить пасхальную веру христиан. Они не приняли во внимание одну психологическую трудность: если апостолы участвовали в подлоге или знали о нем, откуда взялась бы у них сила духа и смелость отстаивать сознательный обман даже перед лицом смерти? За проповедь Воскресшего был распят Кифа, обезглавлен Иаков Зеведеев, побит камнями Иаков Праведный; за нее многие другие апостолы выдерживали бичевание, тюрьмы, преследования властей Рима и Иудеи и пожертвовали жизнью.

Но не могло ли случиться, что тело Распятого было унесено кем-то другим, разумеется, не по приказу Пилата или Синедриона, ибо тогда они могли бы легко разоблачить обман, а людьми неизвестными? Сторонники этого мнения забывают, что то же самое думали ученики, увидев опустевшую гробницу, и впали в еще большее уныние.

Перемена же наступила в них лишь после того, как они воочию увидели Господа.

Галлюцинация? Плод расстроенного воображения? Оставим это объяснение тем, кто думает, что в мире все можно познать одними средствами науки. В действительности же гипотеза, сводящая начало христианства к умственному помрачению нескольких галилеян, мало правдоподобна. Иисуса видели самые разные лица. Он являлся при различных обстоятельствах и во многих местах отдельным людям, группам и большим толпам.

Некоторые скептики предполагали, что Иисус не умер на кресте, а был без сознания и, очнувшись в пещере, пришел к своим ученикам. Но совершенно непонятно, как человек, ослабевший от потери крови и пыток, нуждающийся в уходе, полуживой, мог выглядеть триумфатором. И где тогда скрывался Он впоследствии? Да и вообще распятый после того, как ноги его были пробиты гвоздями, не может ступить ни шагу.

Кроме того, слова апостолов и другие источники имеют в виду не просто возвращение к Жизни, но полную перемену, совершившуюся в Иисусе. Лицо Его менялось столь сильно, что многие не сразу узнавали Учителя. Апостол Павел видел лишь ослепительный свет и слышал голос Воскресшего, говорившего с ним на арамейском языке. Христос проходил через закрытые двери, появлялся внезапно и внезапно исчезал, словом, был не прежний учитель, подчинявшийся, как и все люди, законам земного мира. Не случайно в первое мгновение некоторые принимали Его за призрак, и Он должен был убеждать учеников, что Он воистину воскрес во плоти.

В саду Иосифа Аримафейского произошла единственная в своем роде победа Духа, которая, не уничтожив плоти, дала ей новую, высшую форму существования. Камень был отвален лишь для того, чтобы ученики увидели, что могила пуста, что Воскресший отныне не ведает преград. Пройдя через агонию и смерть, Он непостижимым для нас образом приобрел иную, духовную телесность. Апостол Павел говорит о ней, как о ступени бытия, ожидающей всех людей, но в тот момент Богочеловек был первым, предварившим всеобщее преображение. Быть может, поэтому Иисус сказал Магдалине, увидевшей его первым и попытавшейся прикоснуться к нему: «Не прикасайся ко Мне». Только в исключительных случаях человек мог входить в непосредственный контакт с Его просветленным естеством.

Для апостолов Воскресение было не только радостью вновь обрести Учителя – оно знаменовало победу над силами тьмы, стало залогом конечного торжества Правды Божией, неодолимости Добра, олицетворенного в Иисусе Назарянине. «Если Христос не восстал, тщетна наша проповедь, тщетна и вера наша». Этой мыслью будет жить христианство, ибо в день Пасхи Церковь исповедует не просто веру в бессмертие души, но преодоление смерти, тьмы и распада.

В Евангелиях говорится, что на 50-й день воскресения Христа на его учеников-апостолов во время молитвы сошел Дух Святой в виде огня. Таким образом завершилось явление миру Троицы: Бог Отец, создавая мир, положил основание Церкви, Бог Сын, явившись на Землю, создал Церковь, а Бог Дух Святой вошел в нее и продолжает в ней действовать.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в Евангелиях и в новозаветной книге Деяний апостолов. Русский богослов Г. В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т. е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого явления произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.89.247
Генерация страницы за: 0.089 сек.