Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По данным психологического исследования 1987 г. 7 страница




Разрушить сложившиеся стереотипы можно, только имея
запас терпения, помощь извне и постоянно анализируя проис-
ходящее»'.

Женщина бесконечно попадает в психологические ловуш-
ки своих несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний,
если она пренебрегает возможностью осознать собственные
чувства. Терпение, которое дает такую возможность, связано
с наличием развитой концепции жизни, позволяющей под-
няться над суетой, осуществить известное и мудрое древнее
изречение, обращенное к господу: «Господи, дай мне силы,
чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне муже-
ство, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне
мудрость, чтобы я сумел отличить одно от другого».

Мне кажется, что именно с необходимостью различения
разных проявлений своей и чужой жизни встречается жен-
щина в переходном возрасте. Обостряются противоречия
между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу»
как переживание собственной силы может не соответство-
вать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как
слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать
реальным возможностям и тому подобное. Я женщины,
ограниченное, оглушенное ее чувствами, может не спра-
виться самостоятельно с необходимой реорганизацией
психической реальности, даже с фактом признания в пото-
ке жизни разных ее проявлений. Я опять процитирую В.Са-
тир: «Честное признание нашего невежества - большая
победа над собой.

Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится,
постарайтесь исправить ситуацию - ведь вы же сразу беретесь
за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими
наблюдениями с мужем, с друзьями, и решите, что делать.
Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обра-
титесь за помощью к человеку, которому вы доверяете. За что
бы вы ни брались, никогда не тратьте время на жалобы:

"Пожалей меня", "Он такой плохой..."

И вы увидите, как много можно изменить, если начать от-
носиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи
как к сигналам бедствия. Радуйтесь, что наконец-то сигнал

I Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. -С. 113 и далее.
585


принят и понят вами. Он может оказаться не из приятных, но
будет отражать действительность».

Слова, написанные мудрой женщиной, много лет рабо-
тавшей с теми, кто заслуживает, по-моему, самого вниматель-
ного отношения к себе со стороны разных людей, тем более
женщин, переживающих переходный возраст.

Одна из психологических ловушек этого возраста состо-
ит в соблазне уйти в собственные чувства, как больные ухо-
дят в болезнь, получая от этого необходимое внимание со
стороны окружающих. Уход в собственные чувства создает
иллюзию жизни. Напряжение при этом возникает высокое,
но... оно же толкает в пропасть отстраненности от психиче-
ской реальности, в которой кроме чувств есть и множество
других модальностей.

Природная эмоциональность женщины может послужить
ей препятствием на пути преобразований отношений между
людьми в изменившемся социальном пространстве жизни ее
семьи. Возможность перемен, как известно, зависит от изме-
нений в сознании, в готовности искать и осуществлять эти
изменения.

Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмо-
циях, создают еще одну психологическую ловушку - ловушку
участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о
которых она постоянно думает.

Психологи давно отметили, что среди важнейших состав-
ляющих характера человека главное место занимает соотно-
шение между развитостью чувства и воли. Особое внимание
этому уделял Т.Рибо, идеи которого, как мне кажется, заслу-
живают внимания. Рибо считал', что характер определяется
большим или меньшим развитием чувства и воли. Умственная
деятельность не имеет в этом смысле существенного значения.
Для истинного характера требуются два условия: единство и
устойчивость. Единство как направление всех стремлений
человека к общей цели. Устойчивость - это единство, прояв-
ляемое на протяжении более продолжительного времени. Со-
гласно Рибо, единство и устойчивость присущи далеко не всем
людям. Аморфных, неустойчивых людей нельзя назвать людь-
ми, обладающими характером; о них нельзя говорить как об
индивидуальностях, имеющих Я-концепцию.

Аморфные, или мягкие, натуры, зависящие от случайных
влияний, не могут оказать противодействие среде. Их желания
не принадлежат им самим.

' См.: Лазурский А. Очерки науки о характерах. - СПб., 1908.
586

Рибо исключает эти типы из своей классификации и уста-
навливает три большие группы, различающиеся отношением
чувств и воли: чувствительные, активные и апатичные. На
основе представленности в характере интеллектуального
компонента в чувствительных характерах выделяются под-
группы: кроткие, созерцательные, эмоциональные.

Кроткий характер - сильное развитие чувств, слабая во-
ля, слабый интеллект. Созерцательный характер - сильные
чувства и ум, слабая воля. Эмоциональный характер - силь-
ное развитие чувств и интеллекта, хорошо развитая воля.
Волевая деятельность отличается порывистостью и нерав-
номерностью.

Активные характеры отличаются особым развитием воли,
а степень умственных способностей проявляется в выборе
деятельности. Апатичные люди обладают слабой волей и сла-
бым чувством...

Думаю, что идеи Рибо помогут еще раз выделить пробле-
му, возникающую в индивидуальной судьбе женщины в пере-
ходном возрасте, - проблему осознания собственных чувств.
Роль их в становлении индивидуальности нельзя недооцени-
вать. Именно они дают основание поставить вопрос о воз-
можности и степени воздействия человека на собственные
чувства, что оказывается крайне важным в дальнейшем ос-
воении и осуществлении женской роли в данный период.

Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за изме-
нившихся социально-психологических обстоятельств. Какова
вероятность того, что женщина с ней справится? Разрешить
себе жить не только чувствами, порождаемыми близкими
людьми, - так можно было бы сформулировать задачу лично-
стного развития женщины в переходном возрасте. Для этого,
как минимум, надо обнаружить в себе свое собственное Я,
свою собственную психическую реальность, а это невозможно
без переоценки значимости других людей для осуществления
собственной жизни.

Психологи давно заметили удивительный факт - семейная
жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринима-
ется чрезмерно серьезно - как долг, как обязанность, как пра-
вило или правила. Социально-психологические причины это-
го явления мало изучены, но, смею предполагать, что они
связаны с содержанием концепции жизни, реализуемой семь-
ей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете,
выливается в жизненные этические принципы («что такое
хорошо и что такое плохо»). Соотношение юмора и серьезно-
сти в семейной жизни - основа для регуляции чувств всех ее

587


членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных осо-
бенностей она больше, чем мужчина (конечно, среднестати-
стически или как правило), попадает под влияние инерции,
свойственной ее же собственным эмоциям.

Юмор - одно из средств, которое позволяет человеку пе-
рейти от одного проявления жизни к другому, отделяя их друг
от друга и в то же время объединяя' в едином потоке.

Я бы взяла на себя смелость утверждать, что та женщина
справится с задачей личностного развития в переходном
возрасте, у которой достаточно силы разума для того, чтобы
относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть ви-
деть их относительность, многозначность, если хотите, ме-
тафоричность...

Источником жизнеутверждающего юмора может (а по-
моему, и должна) стать концепция жизни, где искусству на-
слаждения жизнью отводится должное место в умениях ре-
шать жизненные проблемы. Смех и веселье - умение радо-
ваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жиз-
ненной компетентности. В конечном счете это проявление
жизненной силы Я, ощущение его как принадлежащего тебе, и
в принципе это одно из средств преодоления несоответствия
требований конвенциональной семейной роли - роли, опреде-
ленной правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей,
или, как говорят, межличностной роли, определяемой инди-
видуальностью человека.

Серьезность, безличность конвенциональной роли преодо-
левается живой индивидуальностью без труда, так как она в
силу своей целостности и динамичности способна восприни-
мать ее относительность как появление экзистенциальное™
человека - его свободы и творчества.

Итак, в жизни женщины бальзаковского возраста со всей
остротой встает проблема осознания содержания своей инди-
видуальности, которая связана со сменой оценки привязанно-
стей и принятых обязательств в отношении близких людей и
самой себя. В то же время продолжается освоение родитель-
ской роли, которое основывается на существенном изменении
психологической дистанции с детьми, включающем и пере-
оценку значимости людей в осуществлении собственной ин-
дивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к
обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты
жизни, причастности ко всем ее проявлениям.

I См. подробно: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

588

Если же этого не происходит, то женщина погружается в
мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за
счет пребывания в фантомном мире собственного Я'.

Переходный возраст в жизни мужчины предполагает реше-
ние тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но они
имеют другой вектор - другое направление. Я бы назвала его
вектором практической философии. Освоение мужчиной его
родительской роли приводит к тому, что (естественно, в норме
развития) он начинает осознавать необходимость осуществле-
ния правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в
более широкой социальной ситуации (вплоть до космической,
планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих пара-
метров своей индивидуальности, которые в дальнейшем стано-
вятся основой для принятия новых жизненно важных решений.

Может быть, я неверно расставляю акценты, но мне кажет-
ся, что в переходном возрасте для мужчины очень большое
значение имеют первые признаки естественного старения.
Именно они обращают его взор к обобщенным, отстраненно
философским проблемам как к собственным. Говоря высоким
стилем, вечность заглядывает в глаза мужчины. Смотрит она
туда не только глазами старости, но и глазами взрослеющих
детей, которым... часто не очень понятно, что надо.

Сейчас я попробую описать, что происходит с нормаль-
ным, здоровым мужчиной, переживающим переходный воз-
раст, используя в качестве главного критерия позитивных
(обеспечивающих личностный рост) изменений проявления
практической философии жизни, которая на уровне психоло-
гических факторов всегда связана с переживанием ответст-
венности за разные проявления своей и чужой жизни. Когда я
читаю книги о семейном психологическом консультировании,
о психотерапии семейных отношений, меня часто заставляет
задуматься такой факт: есть очень много описаний и класси-
фикаций типов детско-родительских отношений, определяю-
щих, по мнению их авторов, особенности развития детей, но
(может быть, мне просто не пришлось встретить) нет типоло-
гии отцов с точки зрения детей.

Такая типология мне кажется необходимой для понимания
того, что же происходит с самим мужчиной (особенно в пере-
ходном возрасте) в семейной жизни.

Я попробовала предпринять такую попытку, используя
для построения классификации данные работы с семьями, где

I См. подробно: Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображе-
ния (воображение в норме и патологии). - Новосибирск, 1975.

589


родители находились в переходном возрасте. Вот что у меня
получилось. В основу классификации положены данные о
переживании ребенком содержания отношений с отцом; полу-
чились следующие типы:

1) отец-друг,

2) отец - судья,

3) отец - кормилец,

4)отец - психотерапевт,

5) отец - «нет дома».

1. «Отец - друг» - это человек, с которым всегда интерес-
но, потому что он много знает и много умеет, он справедлив,
никогда не обижает.

2. «Отец - судья» - он всегда всех проверяет, ругает, если
кто-то что-то сделал неправильно.

3. «Отец - кормилец» - все покупает, приносит деньги, сле-
дит, чтобы все у всех было.

4. «Отец - психотерапевт» - всех мирит, с ним интересно,
он может посоветовать, никогда не ругает зря, с ним можно
обо всем поговорить.

5. «Отец - «нет дома»» - ни во что не вмешивается, работа-
ет, зарабатывает деньги, дома отдыхает.

В этой простенькой классификации мне хотелось пока-
зать различную степень связи отца с членами семьи, которая
проходит по линии распределения ответственности за раз-
ные проявления их жизни. С сожалением приходится кон-
статировать тот факт, что во многих семьях отцы в той или
иной степени находятся вне психической реальности, кото-
рую сами же создали (создают), то есть они как бы не живут
в семье, а находятся в ней, так как не берут на себя ответст-
венность за содержание отношений с членами семьи, пола-
гаясь на естественное, спонтанное их осуществление и про-
явление. Обычно эта сторона отношений в семье анализиру-
ется как проблема лидерства, но я думаю, что семья - это
особая группа, в которой лидерство - понятие весьма отно-
сительное, важнее переживания своего места в системе се-
мейных отношений как именно своего, соответствующего
индивидуальным свойствам Я, обеспечивающего проявление
силы Я. Именно ощущение своей уникальности делает чело-
века человеком, а не роботом.

Я уже пыталась говорить о том, что чувства мужчины от-
личаются от чувств женщины, особенно это проявляется при
освоении родительской роли, когда надо найти (действитель-
но найти, выбрать) свое место в семейных отношениях, где
уже не только надо чувствовать, но и действовать - устраи-

590

вать жизнь семьи, принимать на себя ответственность за раз-
ные проявления этой жизни.

В переходном возрасте границы семейной жизни расши-
ряются для всех ее членов, что, естественно, сказывается и на
переживании мужчиной своего места в изменившемся жиз-
ненном пространстве, в том числе и в пространстве собствен-
ного тела. Встает проблема определения своего нового места
в системе семейных и социальных отношений, которая, есте-
ственно, предполагает изменение ответственности. Замеча-
тельно написано об этом в книге Дж. и Р. Байярд «Ваш беспо-
койный подросток», где речь идет не только о подростках, но
и (для меня - главное) о взрослых - маме, а особенно папе,
переживающих поиск места в системе семейных отношений,
который далеко не всегда связан с приятными переживаниями
своей компетентности и полноценности.

Для мужчины важно чувствовать себя сильным', особен-
но проявляется необходимость в этом переживании в пере-
ходный период, когда появляются сбои в реализации физи-
ческих качеств. Вот тут-то и возникает проблема существо-
вания различных сил, которые можно демонстрировать себе
и другим как проявление мужских качеств, было бы место
для их проявления.

Эти различные силы мужчина может обнаружить в себе,
если он обладает развитой концепцией жизни, которая по-
зволяет находить в разных ее проявлениях место для прило-
жения эмоциональных, социальных, интеллектуальных, ма-
териальных и духовных сил. С их существованием и воз-
можностью реализации связаны контроль, ответственность
и принятие решений как в отношении самого себя, так и
других людей.

Интеллектуальные силы проявляются в учении, в освоении
нового, в способности к сосредоточению. Готовность мужчи-
ны к применению интеллектуальной силы для построения
нового места в системе социально-психологических отноше-
ний связана с принятием решений о карьере, стиле жизни, о
пересмотре и обновлении решений, касающихся его социаль-
ного положения. У нормального здорового мужчины в пере-
ходный период применение интеллектуальных сил приводит к
переосмыслению его жизненных принципов и установок в
отношении правильной жизни. Он становится способным к
построению целостной картины социальной жизни. Мне при-
ходилось встречать утверждения о том, что переходный воз-

' Даже социальные стереотипы требуют проявления именно этого качества.
591


раст для мужчины - это возраст интеллектуальной готовности
их к политической карьере.

Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возмож-
ности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и
управлять ими. Именно эта сила заставляет мужчину в пере-
ходном возрасте переживать то, что Роберт Байярд выразил
так: «Во мне что-то не так. Я не могу установить добрые и
близкие отношения со своими детьми. Они не видят во мне
человека»'. Статистика неумолимо говорит о том, что мужчи-
ны живут меньше, чем женщины. Есть все основания думать,
что это связано с тем, что мужчины привыкают скрывать
свои чувства, ведь им предписывается быть выдержанным в
любых обстоятельствах. Невыраженные, не проявленные эмо-
ции подтачивают организм, в прямом смысле слова разру-
шая сердечно-сосудистую и нервную систему. Я согласна с
мнением о том, что если люди подавляют сильные чувства,
то они становятся апатичными лежебоками или попадают в
лапы злодеев. Хочу процитировать знаменитого Г.Селье:

«Разным людям требуются усилия для счастья. Лишь в редких
случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной
жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются ми-
нимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пи-
щу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но
человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить
всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих
яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия),
встречается так же редко, как и чисто растительный тип.
Большинство людей представляют собой нечто среднее между
этими двумя крайностями.

Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного су-
ществования, точно так же как и от неизбежного утомления,
вызванного настойчивым стремлением к совершенству.
Иными словами, большинству людей в равной мере не нра-
вится и отсутствие стресса и избыток его. Поэтому (внима-
ние, читатель! - А. Г.) каждый должен тщательно изучить
самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чув-
ствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни
избрал, кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистрес-
са, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной
чрезмерной перегрузкой»2.

' Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.-С. 8.
2 Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. Понять, противостоять
и управлять им. - СПб., 1994. - С. 342.

592

Таким образом, переходный возраст ставит перед муж-
чиной совершенно конкретную проблему проявления собст-
венной эмоциональной силы в осуществлении родительской
роли - какую концепцию правильной жизни предложит он
подрастающим детям, как сам сумеет осуществить ее - это
очень конкретно, это очень буднично, это очень трудно и
очень просто как формула о необходимости любви к ближне-
му. В осуществлении этой любви и будет проявляться соци-
альная сила мужчины - его умение общаться с другими людь-
ми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих
высоких целей. Реализовать свою социальную силу мужчине
очень непросто, так как она приходит, на первый взгляд, в
противоречие с пресловутым мужским эгоизмом (потом при-
дется подобное говорить и о старческом эгоизме). Но мне
близка идея Г.Селье о том, что все живые существа имеют
эгоистическую природу (индивидуальность, нетождествен-
ность другим подобным же существам).

На деле же ситуация выглядит так, что чем больше мужчи-
на утверждает свой эгоизм, то есть становится индивидуаль-
ностью, тем больше возрастает его социальная сила - он ста-
новится незаменимым. Незаменимость - нужность другим
людям - это и есть проявление социальной силы. То, что он
может и умеет делать для других, то, что только он может и
умеет делать для других, создает переживание собственной
социальной силы.

Увы, но банальная, фантомная идея о том, что незамени-
мых нет, отравляет сознание людей уже не одно поколение.
Как бы хотелось найти ей противоядие, чтобы особенно у
сильной половины человечества возросла ответственность за
собственное Я, тысячами нитей вплетенное в жизнь других
людей - ближних.

Социальная сила человека невозможна без его материаль-
ной силы, проявляющейся в умении владеть материальными
предметами - уметь делать, уметь устраивать жизнь, не раз-
рушая ее, она естественно соединяется с проявлениями духов-
ной силы - отношении к жизни в целом.

Переживание собственной силы и ее проявлений для муж-
чины в переходном возрасте связано и с важнейшим пережи-
ванием последствий применения своей силы - своего воздей-
ствия на другого человека. Думаю, что момент личностного
развития для мужчины проявляется в это время в том, что он
переживает независимость от себя жизни другого человека
как проявление его свободы. Другими словами, он восприни-
мает как реальные границы своего влияния на другую жизнь

593


(я говорю в первую очередь о жизни в собственной семье).
Границы своего влияния на другого человека предполагают
перераспределение ответственности за течение жизни, за раз-
ные ее проявления.

Степень свободы, степень ответственности, если хотите,
степень неучастия отца и мужа в жизни всей семьи и каж-
дого из ее членов - это решение мужчиной задачи своего
личностного развития, так как за этим стоит смена оценок,
привязанностей и переосмысление принятых обязательств.
Если хотите, то это пересмотр собственной Я-концепции на
основе обновленной концепции жизни. Это отказ от собст-
венного влияния на жизнь людей, порожденных тобой
(дети), это отношение к собственному эгоизму как реаль-
ности. Это трудно.

Вчитаемся еще раз вместе в строки книги Дж. и Р. Байярд:

«У каждого из нас есть своего рода внутренний сигнальщик,
внутреннее я, постоянно посылающее нам сокровенные и
дерзкие мысли:

Я чувствую...
Я хочу...
Я желаю...
Я могу...
Я намерен (а)...
Я собираюсь...

В идеале существует сильная позитивная связь между вами
и этим внутренним сигнальщиком. Вы слышите его, уважаете
его, заботитесь о нем, доверяете ему руководить вашими дей-
ствиями, и в свою очередь он вполне заслуживает такого рода
отношения и доверия. Вашу главную задачу в жизни можно
рассматривать как осуществление, реализацию этого вашего
внутреннего я.

Однако многие из нас еще в очень раннем возрасте науча-
ются игнорировать этот внутренний голос и даже бояться его.
Мы доходим до того, что даже не слышим его и вместо этого
вырабатываем у себя привычку концентрировать внимание на
информации, поступающей к нам извне, чтобы с ее помощью
руководить своим поведением...

Игнорирование своего внутреннего голоса настолько об-
щепринято, что входит в привычку, и человек становится
способным слышать и заботиться о том, что нужно другим
людям, но не слышит и не обращает внимания на собственные
нужды и потребности»'.

•Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. -С. 82.
594

К этим словам стоит прислушаться, так как они описы-
вают ситуацию отсутствия диалогичности сознания - одну
из психологических ловушек переходного периода, в кото-
рую легко попасть, если мужчина не доверяет своему собст-
венному мышлению, не может рефлексировать над содержа-
нием собственной мысли. Мне хотелось специально обратить
внимание читателя на существование этой возможности
именно в переходном возрасте, так как в нем есть много
объективных (даже уже упоминавшихся физиологических
особенностей) причин для появления переживаний неодно-
значности своего Я.

Некоторые авторы' это связывают с объективными огра-
ничениями активности взрослого человека, которые убав-
ляют оптимизма молодости. В этой позиции есть свой смысл,
но мне она кажется несколько упрощенной - и молодость
далеко не всегда оптимистична, и «объективные ограниче-
ния активности» на деле могут оказаться просто фантомами
сознания...

В переходном возрасте условиями, способствующими раз-
витию рефлексии мужчины на содержание собственного
мышления, по-моему, являются:

- смена оценок близких людей за счет появления в психо-
логическом пространстве большего числа чужих людей;

- необходимость осуществлять по отношению к подрас-
тающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;

- необходимость выстраивать отношения с собственным
меняющимся телом и его свойствами;

- необходимость оценивать пройденный жизненный путь
как его возможную половину (возможное несоответствие пе-
реживаний психологического и физического возраста).

Это обостряет чувствительность к жизни собственного Я,
думаю, что мужской вариант этой чувствительности связан с
появлением нового отношения к собственному мышлению.
Крайние проявления этого: полное доверие к собственной
мысли (рефлексивность, диалогичность, обобщенность на
новом уровне и тому подобное) или отказ от собственного
мышления, подмена его фантомами мысли (переживание за-
вершенности собственного развития, отсутствие стремления к
новым знаниям и тому подобное).

Думаю, что примером полного доверия к собственному
мышлению, а значит, к собственной способности действовать

' См., например: Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии обще-
ния. - Мн., 1990;Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

595


ответственно, этически правильно, может быть Данте, напи-
савший в 33 года «Божественную комедию». Недаром древние
греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло-
гические изменения порой «акмэ», что означало вершину,
высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент
наиболее полного расцвета человека.

Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус-
ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст,
пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере-
оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле-
ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим
философом. Он не только отвечает перед собой за содержа-
ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности
для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается
результатами собственного мышления, где критерий истины
так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс
собственного мышления.

Мне бы не хотелось как-то с оттенком фатализма отно-
ситься к этому периоду в жизни мужчины, но похоже на то,
что именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином
своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво-
бода и ответственность как качества человеческой экзистен-
ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и
ответственность таковым стать.

Если для женщины эта ситуация в большей степени раз-
вивается в области чувств, то для мужчины она выражена в
интеллектуальной сфере. В свое время меня поразил факт,
что именно на этот период жизни человека приходится
время манифестации шизофрении, до того никак о себе не
заявлявшей. Может быть, нет больших оснований прово-
дить аналогии, но решение мужчиной жизненных задач,
связанных с переоценкой значимости других людей, приня-
тых семейных обязательств - это сугубо интеллектуальная
деятельность, которая может (и должна) вызвать измене-
ния в сознании. Без напряжения изменения в сознании не
происходят.

Существенное значение для мужчины, переживающего пе-
реходный возраст, приобретают дружеские связи, дружеские
отношения. Это потребность в осуществлении диалогичности
мышления, потребность в экстериоризации внутреннего диа-
лога Я. Формула: «Ты меня уважаешь?» приобретает в этот
период особое значение, так как друг необходим для того
вида общения, которое психологи обычно называют интим-
но-личностным. Темой такого общения становится динамика

596

собственного Я, трагедия начинается там, где она обращена в
прошлое, где ностальгия по пережитому и изжитому превы-
шает интерес к настоящему и будущему. Это именно трагедия,
так как именно она говорит о наступающей отстраненности
от возможности ответственного и свободного осуществления
своей судьбы. Бытовым симптомом такой отстраненности
можно считать появление в отношении с взрослеющими деть-
ми формулы нотации: «Я в твои годы...» Вместо того чтобы
понимать и анализировать настоящее отношение с собствен-
ным ребенком, мужчина обрушивает на него ношу своего
прошлого, в котором просто не было его детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.