Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическим занятиям 1 страница




То центральное место, которое занимает этот трактат в творчестве Руссо,как социального и политического мыслителя, делает излишним егохарактеристику в данной справке. Историю публикации трактата освещаетпереписка Руссо с его постоянным издателем М. Реем в Амстердаме (см."Lettres inedites de J.-J. Rousseau a Marc-Michel Rey, publ. Par. J.Bosscha. Amsterdam - Paris, 1858, а также переписка Руссо с другими лицами(C. G., t. VII). Библиографию изданий содержит книга Сенелье (J. Senelier.Bibliographie generale des oevres de J.-J. Rousseau. Paris, 1950). Нарусский язык "Общественный договор" переводился в конце XVIII в., однакоэтот перевод не был опубликован; затем "Общественный договор" переводился В.Ютаковым в 1903 г., С. Нестеровой (1906), Френкелем (1906) и Л. Немаковым(1907). Основными критическими изданиями являются издания Ч. Вогана (J.-J.Rousseau. Political writings, v. II, р. 1-134) и отдельное издание 1918 г.;наиболее подробный комментарий: J. Beaulavon (1918), M. Halbwachs (1943) иР. Дерате в Собр. соч. Руссо в библиотеке "Плеяда", т. III, Париж, 1964. 1. Этот небольшой трактат извлечен мною из более обширного труда... -Речь идет о "Политических установлениях", о которых Руссо в письме к Мультуот 18 января 1762 г. сообщал, что предпринял эту работу десять лет томуназад, т. е. примерно в 1752 г. (C. G., t. VII, р. 63-64). До нас дошелтолько первый набросок "Общественного договора", попытки же рассматриватьотдельные наброски и отрывки как части первоначального сочинения оказалисьнесостоятельными (см. J.-J. Rousseau. Contrat social, ed. E.Dreyfus-Brissas. Paris, 1903). 2. Я хочу исследовать,...если принимать людей такими, каковы они, азаконы - такими, какими они могут быть. - Это определение отчетливоуказывает на отличие целей Руссо от задач Монтескье, который в своем "Духезаконов", как отмечено в "Эмиле" (кн. V, п. 377), довольствовался изучениемправа так называемого позитивного, т. е. известного из практики исуществующих в разных государствах видов правлений, в то время как Руссоделает предметом своего исследования само политическое право, в еготеоретическом виде, и законы - в их идеальном, т. е. нормативном виде. Приэтом он намерен опираться на нравственность и логику, а не на историю июриспруденцию. "Я ищу права и основания (droit et raison) и не оспариваюфактов", - говорит он в первом наброске "Общественного договора" (см. стр.318 в изд. 1969 г.). 3....чтобы, не оказалось никакого расхождения между справедливостью ипользою. - В этой формулировке проявляется представление Руссо обизначальном характере справедливости. Но зародыш ее, присущий человеку,может развиться только в общественном, гражданском состоянии. Именносочетание справедливости и пользы должно позволить Общественному организму(Corps social) укрепить свою внутреннюю связь и прочность. 4. Поскольку я рожден гражданином, свободного Государства и членомсуверена... - Речь идет о Женевской Республике, сыном гражданина которойродился Руссо. Говоря о том, что он является членом суверена, Руссо могиметь в виду и народ Женевы в целом и ее Генеральный Совет, куда входилитолько две полноправных категории жителей. 5. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. -Противопоставление это в сущности метафизично, ибо в дообщественномсостоянии человек не был свободен уже из-за крайнего подчинения своего силамприроды. В "Эмиле" (кн. II, п. 35) Руссо разъясняет, что существует два видазависимости человека: зависимость от вещей (лежащая в самой их природе), изависимость от других людей (создаваемая обществом). Первая, не заключая всебе никаких элементов нравственных, якобы не вредит свободе и не порождаетв человеке никаких пороков; вторая же, не будучи упорядоченною (а это нельзясделать в общественном состоянии по отношению к какой-либо частной воле),порождает все пороки. Положение о том, что человек рождается свободным,противостоит тезису идеологов "старого порядка", например Боссюе, о том, что"все люди рождаются подданными". 6. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом вбольшей еще мере, чем они. - Понятие о рабской зависимости фигурирует здесьв переносном смысле, что видно опять-таки из более распространенногоизложения этой мысли в "Эмиле" (кн. II, п. 27). Руссо утверждает, чтосвобода и власть человека простираются лишь до тех пор, куда простираютсяего природные силы; остальное - это рабство, иллюзии, тщеславие. Самоегосподство бывает рабским, когда оно основано на человеческих предрассудках(именно таково в данном случае значение понятия opinion), ибо в этом случаечеловек зависит от предрассудков тех, которыми управляет с помощьюпредрассудков. "Что бы руководить ими как тебе угодно, ты должен вести себя- как им угодно". Так, правитель оказывается подданным своих министров, те -своих секретарей, хозяева - своих слуг. Поэтому важнейшее благо не власть, асвобода. См. также "Письма с Горы", письмо VIII. 7. Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - этосемья. - В этом определении Руссо явно отступил от позиций, которые онзанимал в статье "О политической экономии" и в первом наброске"Общественного договора" (см. стр. 319 в изд. 1969 г.), где он выступает вкачестве решительного противника патримониальной теории, видевшейпроисхождение общества в семье и выводившей власть монарха из властиотцовской. Это изменение взглядов Руссо может объясняться тем, что втрактовке семьи в окончательном тексте "Общественного договора" он делаетупор на роль соглашения в ее сохранении и упрочении и в этом смысле видит вней древнейшую модель общества. Ранее же отношение Руссо к договорной теориипроисхождения общества было гораздо более сдержанным. В своей новойаргументации Руссо опирается на Бодэна, утверждавшего, что руководстводелами семьи представляет "подлинную модель управления Государством" ("Шестькниг о Государстве", кн. I, гл. II), и на Локка ("Опыт о гражданскомуправлении", гл. V, 4, 14, 23). 8. Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается дляпользы, управляемых... - См. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Книгапервая, гл. III, VIII, 1-16. Этот философ утверждал, что положение орешающей роли интересов подданных при установлении власти не являетсявсеобщей истиной, поскольку некоторые правительства сами по себе существуютради правителя, как, например, правление хозяина, при котором польза раба -чужда и случайна для хозяйства (Г. Гроций, указ. соч., стр. 132). 9. Так же полагает и Гоббс. - Имеется в виду в особенности его книга"Левиафан" (ч. II, гл. XVIII), в которой этот философ исходит из того, чточлены общества, обязавшись по общественному договору повиноваться монарху,не могут без его разрешения ни изменять форму правления, ни осуждатьдействия этого монарха, ни наказывать его, равно как и посягать на его правосудить их, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и т. д. (см.Т. Гоббс. Избр. произв. в двух томах, т. 2, стр. 197-209). 10. Филон Александрийский, или Филон-иудей (ок. 20 г. до н. е. -54 г.н. е.) - видный представитель еврейского эллинизма. Участвовал в посольстве,направленном еврейской общиной Александрии к римскому императору Гаю ЦезарюКалигуле (37-41 гг. н. е.) в поисках защиты от преследований за отказвоздвигнуть его статуи в синагогах. Посольство это было отвергнутоимператором, и Филон написал тогда посвященное этой коллизии защитительноесочинение, прочитанное в римском сенате после смерти Калигулы. 11. Аристотель прежде, чем все они... - См. его "Политику", кн. I, гл.V, где утверждается: "Природа, в видах сохранения, создала определенныесущества, чтобы повелевать, и другие, чтобы повиноваться". Впротивоположность Руссо Г. Гроций полностью солидаризировался с этойконцепцией; больше того, он фактически шел еще дальше, добавляя к этомуположению Аристотеля, что "так точно и некоторые народы по свойственному имобразу мыслей предпочитают лучше подчиняться, нежели господствовать", иприводит ряд примеров, трактуемых им в этом дум (Г. Гроций. О праве войны имира, кн. I, гл. III, стр. 129" Отрывок из книги Аристотеля, резюмированныйРуссо, цитируется Пуфендорфом ("О праве естественном и праве международном",кн. III, гл. II, п. 8). 12....Трактат... - В первом издании после этого слова стояло"рукописный" и в связи с этим отсутствовало указание на место издания. Онобыло осуществлено в 1765 г. в Амстердаме под ил званием: "Соображения одревнем и нынешнем Правлении Франции". Маркиз Р. Л. д'Аржансон (1694-1757)занимал в 1744-1747. годах пост министра иностранных дел, но был удаленвследствие происков фаворитки, маркизы Помпадур. 13....вплоть до желания от них освободиться... - В этом утверждениипроявляется свойственная Руссо недооценка силы и упорства сопротивлениярабов, обусловленная, возможно, недостаточно изученностью в XVIII в. историиклассовой борьбы эпохи античности. 14....спутники Улисса... - Улисс - латинское имя Одиссея. Имеются ввиду его спутники, о которых в кн. Х поэмы Гомера "Одиссея" повествуется,что на острове Эя волшебница Цирцея превратила часть их в свиней. Однакоздесь ничего не говорится о том, что они полюбили свое скотское состояние. 15....ни о короле Адаме, ни об императоре Ное... - Иронически титулуякоролем первого человека, согласно библейской традиции вылепленного богом изглины, Руссо, возможно, намекает на книгу Р. Филмера "Патриарх". Французскийпереводчик книги Пуфендорфа - Барбейрак в одном из своих примечаний пишет,что Филмер выводит неограниченную власть современных монархов из верховнойвласти Адама. Ной - библейский патриарх, спасшийся со своей семьей во времявсемирного потопа и давший затем основание новому роду. Развивая свой намек,Руссо именует Ноя императором, а под тремя великими монархами, возможно,подразумевает его сыновей - Хама, Сима и Иафета. 16....дети Сатурна... - Сатурн - римское имя греческого бога Кроноса,младшего из Титанов, отца Зевса. 17....Робинзон... - Имеется в виду герой романа "Жизнь и удивительныеприключения Робинзона Крузо из Йорка" (1719) английского писателя ДаниэляДефо (1660-1731). 18. Всякая власть - от Бога... - Воспроизведение текста из Евангелия:"Ибо нет власти не от Бога" ("Послание к римлянам апостола Павла", 13).Утверждая, что повиноваться следует только властям законным, и определяязакон как выражение общей воли членов данного общества, Руссо тем самымфактически отрицает традиционную богословскую аргументацию божественногопроисхождения, а следовательно, незыблемого характера прерогатив всякогомонарха. 19. Это одна из центральных по значению глав всего трактата. Написанаона, вероятно, в период разработки главного вопроса - о природеобщественного договора, - одной из последних, ибо нет следов еепроисхождения в первом наброске трактата и по сравнению с самим заголовком изамыслом разработана она совсем в другом плане. Предполагалось, очевидно,вначале историческое рассмотрение вопроса об античном рабстве (в плане "Духазаконов" Монтескье, который гл. II кн. XV своего труда посвятил взглядамримских законников на происхождение рабства). Но вместо спора с Аристотелеми другими авторами древности, Руссо ополчается на Гроция, Гоббса иПуфендорфа. Задача главы - опровергнуть тезис первого из них о том, чтововсе не является истиной, будто суверенитет всегда и без исключенияпринадлежит народу. Тем самым Руссо готовит читателя к восприятию гл. I кн.II - О неотчуждаемости суверенитета. 20....говорит Гроций. - Имеются в виду следующие слова этого философа:"Каждый человек волен отдаться кому угодно в личную зависимость"...". Такразве же не волен свободный народ также подчиниться кому угодно "...", несохранив за собой ни малейшей доли этой власти" (см. Гуго Гроций. О правевойны и мира. Кн. I, гл. III, VIII, стр. 128). 21. Уже один из первых оппонентов - п. Люзак в "Письме анонима к Ж. Ж.Руссо" (1766) - выступил против того, что последний свел понятие об"отчуждении" только к двум случаям - дать или продать, и заявил, что оноозначает всякую передачу права, почему и может осуществляться многими путямии способами. 22....как говорит Рабле... - Имеется в виду роман "Гаргантюа иПантагрюэль" великого французского писателя-гуманиста Ф. Рабле (1483-1555),изобразившего потребности короля в крайне преувеличенном виде. 23...в пещере Циклопа... - Имеется в виду "Одиссея" Гомера, в девятойпесне которой содержится этот эпизод. Циклоп - одноглазый великан вгреческой мифологии. 24....безумие не творит право. - См. Ш. Монтескье. "О духе законов",кн. XV, гл. II. 25. Гроций и другие видят происхождение... права рабовладения еще и ввойнах. - См. Г. Гроций. О праве войны и мира, кн. III, гл. VII, "О праве напленных", где он писал: "По природе, т. е. независимо от человеческихдействий, или в первобытном состоянии природы, никто из людей не являетсярабом... В этом смысле можно принять за истину изречение юристов, чторабское состояние противно природе. Однако, когда рабство возникает в силуакта человека, т. е. вследствие договора или правонарушения, оно непротиворечит естественной справедливости. Провозглашая, что взятые в войне,формально объявленной (solenellment, что ошибочно передано в цитируемом вышенашем новейшем переводе, как "торжественная (!?) война"), все пленныестановятся рабами в силу международного права, Гроций присоединяется кмнению тех античных авторов, которые маскировали подлинные цели этогопорабощения заботой о жизни пленных и в связи с этим само наименование раба(servus) выводили из обычая сохранять им жизнь (servare), вместо того чтобыубивать. 26....от природы люди вовсе не враги друг другу. - Это утверждениепрямо направлено против концепции Т. Гоббса (см. "О гражданине", гл. I и"Левиафан", ч. II, гл. ХШ), которая подвергается еще более острой и открытойкритике в незавершенной работе Руссо "Состояние войны" (см. J.-J. Rousseau.Political writings, with introduction and notes by C. E. Vaughan, v. I.Cambridge, 1915, р. 281-308). 27....не может существовать войны частной... - Этот тезис Руссонаправлен одновременно как против концепции войны каждого против каждого вестественном состоянии, развивавшейся Гоббсом, так и против политическойпрактики осуждаемого здесь Руссо феодализма. 28....Установлениями Людовика IX... - Людовик IX - французский корольиз династии Капетингов (1226-1270), по прозванию Святой. Подразумеваемыездесь преобразования способствовали укреплению центральной власти ипреодолению проявлении феодальной раздробленности и анархии. 29....что прекращались Божьим миром... - Под этим названием (Pax Deiили Treuga Dei) известны постановления, принимавшиеся первоначально впорядке самозащиты католической церковью, а затем воспринятые в своихинтересах и королевской властью в ряде стран в средние века: запрещениевести военные действия в определенные дни и периоды (праздники и посты) иотношении духовенства, монастырей и церквей, затем женщин, купцов и т. д. 30....системы самой бессмысленной... - В данном случае Руссо, как имногие его современники, под феодальным правлением (gouvernement feodal),по-видимому, подразумевает существование иерархии политической власти исохранение широких прерогатив в руках более крупных владетельных сеньоров,соперничество и борьба которых принимает форму характерных для этой эпохифеодальных междоусобиц. Говоря о том, что эта система противна всякомуупорядоченному внутреннему управлению, Руссо употребляет термин politie,ведущий свое происхождение от древнегреческой терминологии в которой оноозначало "внутреннее устройство". Боясь, чтобы термин этот не был смешан сpolitique (политика) Руссо предупреждал издателя "Общественного договора"Рея, в письме и нему от 23 декабря 1761 г., о недопустимости подобнойошибки. В дальнейшем изложении Руссо многократно пользуется этим понятием,но уже выраженным в словах французского языка (police) и значение котороговосходит к древнегреческой "политике" в смысле "правление", "внутреннееуправление", как это передавали по-русски в XVIII в. - "уставы благочиния". 31....Катон-сын начинал свою военную службу... - Речь идет о МаркеПорции Катоне Лицинии, который служил в 173 г. до н. е. в римских легионах вЛигурии (южное побережье современной Франции и граничащие с ним областиИталии), умер в 152 г. до н. е. 32....Катон отец написал Попилию... - Отец Марка Порция Катона ЛицинияМарк Порций Катон Старший, или Цензор (234-149 гг. до н. е.). Попилий - МаркПопилий Лений, будучи консулом в 173 г. до н. е. успешно вел войну вЛигурии. 33....осаду Клузиума... - Клаузиум - главный город Этрурии, где в 225г. н. е. галлы одержали победу над римлянами. 34....победитель не имеет более никакого права на их жизни. - Ср. Ш.Монтескье. О духе законов, кн. X, гл. Ш, "О праве завоевания", в которой ужебыли высказаны эти мысли (Избр. произв., стр. 275-277). 35. Ср. Монтескье. "О духе законов", кн. XV, гл. II. 36....не приводит к уничтожению состояния войны... - Этот вывод вноситсущественный корректив в сказанное Руссо выше о том, что якобы рабы начинаютлюбить свое рабское состояние. 37....основание общества. - Руссо возражает против теории двойногодоговора - пакта ассоциации и акта подчинения народа правителю, выдвинутойПуфендорфом ("О праве естественном и о праве международном", кн. VII, гл.II). Для Руссо подлинным договором является лишь первый из них. 38....люди не могут создавать новых сил... - В этом рассужденииявственно ощущается влияние на мышление Руссо в области социологиимеханицистских тенденций философской мысли XVIII в. 39. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор. -Подобная трактовка концепции договорного происхождения государства быланаправлена против прочно укоренившегося до того отождествления понятия осуверенитете с правами единоличного и неограниченного государя (англ. -soverein, франц. - souverain, итал. - sovran), т. е. как атрибутаправительственной, королевской власти, но ни в коем случае не народа. 40. В первом наброске: "неотъемлемой", буквально неотчуждаемой(inalienable). 41....акт ассоциации... - В первом наброске: "акт первоначальнойконфедерации". 42....к суверену. - В этом коренное отличие понятия об этом акте уРуссо и у Гоббса, видевшего в этом серию взаимных соглашений между частнымилицами (mutual covenants one with other), и у тех теоретиков, кто виделздесь акт подчинения народа избранным им правителям. У Руссо же людиобразуют сами две договаривающиеся стороны, ибо они рассматриваются с двухточек зрения - как члены суверена и как частные лица, подданные Государства.Собравшись, народ образует то целое (суверен) с которым он и заключаетсоглашение. 43....а горожанина - за гражданина. - Здесь Руссо опирается на главушестую книги первой "Шести книг о Государстве" Бодэна; она называется "Огражданине и о различии между под данным, гражданином, чужеземцем, городом,городской общи ной и Государством". Бодэн здесь утверждает, что "город(ville) - это городская община (cite), как это некоторые пишут, то в большеймере чем дом составляет семью". Понятие о гражданской общине (site)оформляется у Бодэна на почве развития но Франции городов-коммун и прииспользовании представлении античности о полисе греков и civitas римлян(см., например Цицерон. De officiis, I, 17, 53). 44. Когда Бодэн собрался говорить о наших Гражданах и горожанах... -Имеется в виду то место главы VI первой книги Бодэна о государстве, вкотором говорится: "В Женеве Гражданин не может быть ни Синдиком города, ничленом Совета XXV а Горожанин может ими быть", в то время как вдействительности дело обстояло как раз наоборот. 45. Имеется в виду статья "Женева" в VII томе "Энциклопедии" (1757), накоторую Руссо ответил "Письмом к д'Аламберу о зрелищах" (Избр. соч., т. I,стр. 65-178). 46. Этот аргумент уже был учтен Гоббсом ("О гражданине" гл. VI, п. 14). 47....не обязателен даже Общественный договор - Вот это признание занародом, как сувереном, ничем не ограниченного права изменять законы своегогосударства, даже самые лучшие и лежащее в их основе первоначальноесоглашение, а следовательно, изменять и форму правления - и вызвало в Женевеярость ее буржуазной олигархии. Ведь принципы и статьи Конституции Женевы поАкту о посредничестве 1738 г. подчеркивали, что она представляет собоюдоговор между правящими и управляемыми и может быть пересмотрена лишь свзаимного "согласия обеих сторон". 48. "Святость Общественного договора и законов" фигурирует ниже средипозитивных принципов гражданской религии (кн. IV, гл. VIII, стр. 254). 49....никому из них в отдельности. - В отличие от Правительства,имеющего дела с отдельными гражданами. Суверен т. е. народ как целое, знаеттолько ту их совокупность, общие интересы которой отражает и выражает общаяволя, проявляющаяся в законе, трактующем предмет общего характера,затрагивающий всегда равно всех граждан и никогда никого из них иотдельности. 50....за потребностями и трудом... - Наличие этих условии делает уРуссо, в отличие от Локка ("О государственном управлении", кн. II, гл. V),понятие о трудовой собственности конкретным и недвусмысленным. 51. Когда Нуньес Бальбоа... - Васко Нуньес де Бальбоа (1475-1517) -испанский мореплаватель, авантюрист, конкистадор. 52....как хранители общего достояния... - Эта мысль будет воспринятаидеологами демократических групп в период буржуазной революции 1789 г. впроцессе борьбы со стяжательскими тенденциями и спекулятивными действиямигородской и сельской буржуазии. 53. Ср. Гоббс. О Гражданине, гл. XII, п. 7. 54. Но наши политики... - Здесь Руссо имеет в виду не Монтескье, какэто обычно считают, а Гроция, Барбейрака и Бурламаки, считавших, чтосуверенитет должен быть разделен между отдельными лицами или органами, в товремя как для Руссо неделимая суть его сводится к осуществлению правазаконодательства, а многие из тех прерогатив, в которых названные ученыевидели также "части" суверенитета, Руссо относит не к нему, а к компетенцииверховной исполнительной власти. 55. Каждый может увидеть в третьей и четвертой главах первой книгиГроция. - Речь идет о сочинении Гроция "О праве войны и мира". 56. Георг I (1714-1727) - английский король, ранее - курфюрстГанноверский (под именем Георга Людвига - 1698-1714). 57. Яков II (1685-1688) - английский король из династии Стюартов,пытавшийся восстановить абсолютную королевскую власть. Реакционная политикаЯкова II вызвала недовольство, и в 1688 г. заговорщики пригласили на престолего зятя - Вильгельма Оранского, штатгаудера Нидерландов. Последний спомощью нидерландского флота высадился в Англии и низложил Якова II. Этисобытия получили в буржуазной историографии название "Славной революции". 58....чтобы не выставить Вильгельма узурпатором. - Речь идет обохарактеризованной выше т. н. "Славной революции" 1688 г., фактическипредставлявшей собой дворцовый переворот, осуществленный в Англии новымдворянством и буржуазией. 59. По мнению некоторых исследователей, при написании этой и следующейглавы большую роль сыграла статья Дидро "Естественное право", опубликованнаяв V т. "Энциклопедии". Налицо даже текстуальная близость некоторыхформулировок, хотя в то же время несомненно стремление Руссо прийти ксобственному пониманию и определению сущности общей воли. 60....ок желает дурного. - Руссо применяет здесь к общей волеизвестное рассуждение Сократа о поведении индивидуумов, согласно которомуникто не является злым по собственной воле, которая всегда имеет верноенаправление, а в понимании ее. 61....частичные ассоциации... - Гоббс называет их "подчиненныеобъединения". 62. См. д'Аржансон "Соображения о древнем и нынешнем правленииФранции", гл. II. Как это часто бывает у Руссо, цитата приведена не совсемточно. 63. Нума Помпилий - по преданию, второй из семи римских царей. С егоименем связан ряд правовых и религиозных реформ. 64. Сервий Туллий (578-534 гг. до н. е.) - шестой римский царь, сынодного из богов и рабыни Тарквиния Приска, который сделал его своим зятем.Сервию Туллию приписывается реформа, разделившая население столицы, включаяплебеев, на основании имущественного ценза, на 193 центурии, а все населениеи всю территорию Рима на 4 городских и 26 сельских округов, или триб. Он былубит своим зятем Тарквинием Гордым. Имена Нумы и Сервия объединены с Солономкак автором реформ, отнюдь не предупредивших рост политического неравенствамежду отдельными группами граждан. 65. Макиавелли. История Флоренции, кн. VII. 66. См. Локк. О гражданском правлении, гл. VIII. 67. Спрашивают: как частные лица... - Это ответ на вопрос, поставленныйЛокком (см. "О гражданском правлении", гл. IX) 68....то право, которого у них нет. - Самоубийство с точки зренияРуссо не есть использование права. См. письмо милорда Эдуарда в "НовойЭлоизе" Руссо (часть III, письмо XXII. Избр. соч., т. II, стр. 325-331). Ср.Локк, назв. соч., гл. III 69....кого опасно оставлять в живых. - Этот ход рассуждения приводит квыводу о том, что право наказания и его пределы может определяться толькоправом законной защиты общества. Эту точку зрения несколько позже разовьютитальянские просветители: Ч. Беккариа, в его ставшей знаменитой книге "Опреступлениях и наказаниях" и Г. Филанджери. 70. То, что есть благо и соответствует порядку... - В данном, болеешироком аспекте понятие о порядке (ordre) ведет свое происхождение отфилософии Платона. Об этом говорит, в частности, следующее далее указание набожественное происхождение справедливости. 71. Возможно, Руссо имеет в виду даваемое Монтескье определение законакак отношений, неизбежно вытекающих из природы вещей ("О духе законов", кн.I, гл. I. - Избр. произв., стр. 136) 72...я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредствомзаконов... - Эта позиция Руссо оказала в дальнейшем сдерживающее влияние наформирование республиканской идеи во Франции, так как затрудняла усвоениеклассовой природы монархии. Проявилось это, в частности, в линии поведенияМ. Робеспьера в дни политического кризиса лета 1791 г, когда впервыевозникло массовое демократическое республиканское движение, к которому он,однако, не примкнул. 73....в своей книге о Правлении. - Это название скорее можетобозначать сочинение Платона "Государство", однако место, которое имеет ввиду Руссо, находится в диалоге "Политик", гл. Х-ХШ и XXIX-XXXII (Платон.Сочинения, ч. VI. М., 1879, стр. 69-71, 98-100, 127). 74....создают правителей Республик. - См. Монтескье. Размышления опричинах величия и падения римлян, гл. I (Избр. произв., стр. 50). 75....от царской власти. - В первом наброске Руссо употребил потрадиции термин "souverainete", связанный с "souverain" - государь,верховный правитель. Но поскольку он вложил в это понятие новое содержание,именуя сувереном только народ в его совокупности, то он заменил его другимпонятием "royaute" (королевская, царская власть). 76....Децемвиры никогда не присваивали себе... - Децемвиры - коллегияиз десяти лиц (отсюда ее название), избиравшаяся у римлян для различныхпоручений. Руссо имеет в виду наиболее известную, созданную в 451 г. до н.е., выработавшую законы, выгравированные на десяти медных досках. Ввидунедостаточности этих законов, избранные в 450 г. децемвиры сделалинеобходимые дополнения ("Законы 12 таблиц"), но не сложили с себячрезвычайных полномочий по истечении их срока и вели себя диктаторски, что ивызвало их отрешение от власти. 77. Те, кто смотрят на Кальвина лишь как на богослова... - Кальвин(1509-1564) - один из главных представителей движения буржуазной реформации.С 1541 г. он стал во главе теократического правления протестантской Женевы,подавляя оппозицию суровыми мерами, вплоть до смертной казни. При немпреследовались театр, танцы и иные светские развлечения. Суровый духкальвинизма имел известное влияние на формирование взглядов Руссо, а фигурусамого Кальвина здесь он явно идеализирует. Изменяя в целом свой взгляд нанастоящее и прошлое Женевы, под влиянием событий 1762 г., Руссо увиделпо-иному образ Кальвина, о котором напишет во втором из своих "Писем сГоры", что это был, конечно, великий человек, но в конце концов это былчеловек, и "что особенно скверно - богослов; у него было честолюбие гения,чувствующего свое превосходство и возмущающегося, если это оспаривают". 78....его "Наставление". - Имеется в виду сочинение Кальвина"Наставление в христианской вере" (1536), представляющее собой как бы сводвоззрений протестантизма. 79....подлинное чудо... - Фигура законодателя близка в глазах Руссо ктрадиционному образу пророка. См. кн. II. гл. II первого наброска"Общественного договора" и "Письма с Горы", письмо III. 80....иудейский закон и закон потомка Исмаила... - Потомок Исмаила -Магомет; арабы рассматривают себя как потомков Исмаила и его 12 сыновей.Иудейский закон - законодательство Моисея, высокую оценку которому Руссодает во II гл. "Соображений об образе правления в Польше" и в одном издошедших до нас набросков ("О евреях"). 81....горделивая философия или слепой сектантский дух видят в них лишьугодливых обманщиков... - Имеются в виду как общая концепция сущностирелигии, свойственная Просвещению в целом, так и отмеченные этими чертамиотдельные произведения, например, пьеса Вольтера "Магомет", в которой онтрактуется именно как лицемер. 82. Уорбертон, Уильям (1698-1779) - епископ Глочестерский, автортрактатов "Союз Церкви и Государства" (1736) (французский перевод 1742 г.) и"Божественное законодательство Моисея" (1737-1741). 83....одна служит орудием другой. - Это мысль Макиавелли ("Рассуждениена первую декаду Тита Ливия", кн. I, гл. XI). 84. Аркадия - область в Древней Греции, в центре Пелопоннеса, с мягкимклиматом и условиями, благоприятными для животноводства, что и сделало вдревности Аркадию символом легко добываемого достатка. 85. Киренаика - плодородная страна на севере Африки, где греческиеколонисты в VII в. до н. е. основали первые поселения с центром в г. Кирене.Впоследствии, в 321 г. Кирена создала союз пяти государств подпокровительством Птолемеев - македоно-греческих правителей Египта. 86....Минос взялся установить порядок... - Минос - мифический царьострова Крита. Ему приписывается создание морского господства Крита идревнекритское законодательство, в разработке которого ему помогал Зевс,являвшийся его отцом. 87. Речь идет об изгнании представителей испанских и австрийскихГабсбургов из Нидерландов в ходе буржуазной революции 1566-1609 гг. и изШвейцарии на протяжении XIV и начала XV в. 88. движитель гражданский износился. - Ср. Макиавелли. Указ. соч., кн.I, гл. XVI и ХVII. 89. Юность - не детство. - Как показывает хранящийся в Женевскойгородской библиотеке экземпляр первого издания этого трактата с пометкамиРуссо, он вписал эти слова, чтобы устранить противоречие между положением отом, что большинство народов восприимчивы (dociles) лишь в молодости, иследующим за этими словами утверждением о том, что подчинять народы законамнадо в пору юности или зрелости. 90....еще не созрел для уставов гражданского общества. - Этот отрывокодин из наиболее сложных для понимания. В значительной мере он направленпротив идеализации деятельности и всего образа Петра Великого Вольтером, впосвященной ему книге и в книге о Карле XII, причем Руссо впадает впротивоположную крайность. Главный упрек Руссо состоит в том, что правительэтот "начал создавать из своих подданных немцев и англичан, в то время когданадо было формировать русских" - обусловлен тем, что Руссо видел первоеправило деятельности законодателя в создании или укреплении национальногохарактера. 91. Предположения эти носят произвольный характер, и Вольтер был прав вих критике (см. его "Idees republicaines", XXXVII). 92. Проблема эта была поставлена Аристотелем в его "Политике" (VII, 4,1326 а-в), затем вновь Монтескье в "Духе законов" (кн. VIII). 93....срок неизбежного их падения. - Тут усматривали реминисценции изМакиавелли ("Рассуждение на десятую главу Тита Ливия", 1, 6) и из Монтескье("Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. IX). 94....собственными средствами... - Мысль эта, возможно, восходит квзглядам Аристотеля ("Политика", VII, гл. IV, 1326 а-в). 95....вернул и отстоял свою свободу... - Речь идет о борьбе жителейКорсики против Генуи и Франции, успешно возобновленной ими в первой половинеXVIII в. 96....этот островок еще удивит Европу. - В этом пророчестве хотеливидеть предсказание появления Наполеона Бонапарта, родившегося на Корсикесемь лет спустя, в 1769 г. Но, конечно, Руссо имел в виду нечто совсем иное,а именно: он видел в неиспорченности корсиканцев духовной и материальнойцивилизацией, в лучших сторонах их натуры, проявившихся в борьбе занезависимость, в энергии их предводителя Паскуале Паоли источник тех свежих,созидательных сил, которые могут позволить этому небольшому народуосуществить у себя идеал свободы и справедливости. 97. Тласкаланская республика... - была признана испанцами во время ихзавоевания Мексики. 98....для Рима - добродетель. - Идеалистическая мысль этасформулирована Руссо под явным влиянием Монтескье, писавшего об этой,свойственной каждому из государств, своей особой цели: "Так у Рима была цель- расширение пределов государства, у Лакедемона - война, у законов иудейских- религия, у Марселя - торговля, у Китая - общественное спокойствие, уродосцев - мореплавание" ("О духе законов", кн. XI, гл. V. - Избр. произв.,стр. 289). Как видим, на историю Рима Монтескье смотрел более реалистично,нежели Руссо, постоянно ее идеализирующий. 99....от этого не улучшается. - Как это часто бывает у Руссо, цитатаэта из книги д'Аржансона "Соображения о древнем и нынешнем ПравленииФранции" неточна. Вот текст этого места: "Та или иная отрасль торговли,приобретаемая ценою денег, приносит лишь мнимую выгоду Королевству в целом илишь обогащает несколько городов или частных лиц, которые уже и такнаходятся в довольстве". 100. Ср. Монтескье. О духе законов (кн. I, гл. III). 101. См. "Письма с Горы", письмо V, в котором Руссо поясняет сутьпонятия о Правительстве в монархии и республике. 102....единение души и тела. - Сравнение это взято из философиикартезианства. Для Декарта существовали не только два принципа - душа итело, но и третий, посредствующий, представляющий собой союз этих двух. 103....среднее пропорциональное которой - Правительство. - ПопыткаРуссо определить место и роль высшей исполнительной власти при помощиматематических аналогий отражает влияние господствующих тенденций века иносит явно механицистский характер, своеобразным образом сочетающийся сосвойственным ему уподоблением государства и правительство двум - большему именьшему - организмам. 104....коллегию именуют "светлейший государь..." - Речь идет о такназываемом Большом Совете ("коллегия мудрых"). На этом примере видно также,что для Руссо существует не только единоличный, но и коллегиальный государь. 105...в понимании геометров... - Во времена Руссо область отношений ипропорций относили к компетенции геометров. 106...бывало до восьми императоров одновременно... - Имеется в видупериод резкого обострения кризиса Римской империи в III в. н. е., когдаимператоров назначал сенат и возводила на трон преторианская гвардия. 107....что империя разделена. - Римская империя были окончательноразделена при императоре Феодосии в 395 г. н. е. на Западную, с центром в г.Риме, и Восточную, столицей которой стал Константинополь (Византия). 108. Это - Монтескье (см. "О духе законов", кн. III, гл. Ш) 109....один и тот же принцип... - это суверенитет, верховенствонарода. 110. Станислав Лещинский (1705-1709) - польский король ставленниккороля шведского Карла XII. Руссо мог взять эту цитату из "Замечаний оправлении Польши" С. Лещинского, французский перевод которых появился в 1740г. Близкое по смыслу место отсюда приводит Руссо в "Письмах с Горы" (письмоIX, стр. 392) и вспоминает о них в своих позднейших "Соображениях об образеПравления в Польше". Мабли приписывает слова эти не отцу, а деду С.Лещинского. ("О правлении и о законах Польши", partie I, ch. 1. - Oeuvres,t. VIII. Londres, 1789, р. 67-68). 111. Первые общества управлялись аристократически. - Руссо здесьотходит от античной традиции (Аристотель Политика, III, 10, 7), видевшейдревнейшую форму в монархии. 112. Слово "жрецы" - "pretres" - происходит от латинского "presbyter" -"старейший" (заимствовано из греческого). "Старейшины" - "les ansiennes" -от латинского "anteanus", от "ante" - "вперед", "перед", т. е."первоприсутствующие". "Сенат" - "senat" - от латинского "senex", "senes" -"совет старейших". Геронты - от греческого слова "gerontes" - "старцы" -название старейших членов племени, составлявших его совет. 113. Совсем иной, отрицательный отзыв о Бернской республике дает Руссов своих "Соображениях об образе Правления в Польше" (гл. XI). 114. Здесь явное заблуждение Руссо; преобладание богачей Аристотельвидел в олигархии ("Политика", III, VII, 1279в), в аристократии же он,верный патриархальным традициям античного полиса, считал возможнымосуществить наиболее совершенную гражданскую организацию общества приусловии численного и политического преобладания "среднего класса"("Политика", IV, II, 1295 в). 115. Архимед (ок. 287-212 гг. до н. е.) - великий греческий математик ифизик. 116. Хотя в предыдущей главе Руссо и объявил худшим из видов правления,основанных на законе, наследственную аристократию, но теперь читателюстановится ясно, что эта пальма первенства должна остаться за наследственноймонархией. Недаром в "Полисинодии аббат де Сен-Пьер" он приходит к выводу отом, что "у всех народов, имеющих короля, абсолютно необходимо установитьтакую форму Правления, которая могла бы без него обходиться" (см. J.-J.Rousseau. Political writings, v. I, р. 399). 117. Имеется в виду текст Библии из Первой Книги Царств, 8, именуемойтакже первой книгой пророка Самуила, последнего судьи Израиля, которому Бог,в наказание за отступничество его народа, открыл картину того произвола иугнетения, которому его соотечественников подвергнет новый царь,поставленный над ними в виде кары. 118... показал Макиавелли. - В следующих за этим строках и впримечании, которое было включено составителями в издание его "Сочинений"1782 г., Руссо дает этому противоречивому деятелю положительнуюхарактеристику, довольно резко расходящуюся с его позднейшей репутацией.Точка зрения Руссо имеет своих предшественников, например в лице Спинозы(см. его "Политический трактат", гл. V, 7), и более отдаленных в лицепрофессора права XVI в. в Оксфорде А. Жентили ("De Legationibus", кн. III,гл. 9), соответствующую выдержку откуда приводил П. Бейль в своем знаменитом"Словаре" (ст. "Макиавелли"). Весьма существенно, что сходную позициюзанимал Дидро, который в статье "Макиавеллизм" в т. IX "Энциклопедии" (1765,стр. 793) писал, что когда автор "Государя" создавал этот свой трактат, тоон им словно хотел сказать своим согражданам: "читайте хорошенько этопроизведение. Если вы когда-либо согласитесь иметь повелителя, он будеттаким, каким я вам его нарисовал: вот хищный зверь, которому вы отдаетесь". 119. В "Государе" Макиавелли изображает Цезаря Борджиа (ок. 1476-1507),известного своими чудовищными преступлениями, ценой которых он захватилвласть в ряде отдельных феодальных владений, на которые тогда распадаласьИталия. 120. Римская курия... - В оригинале "la cour de Rome", т. е. римскийдвор, но в тексте речь явно идет о Ватикане, который один только присвоилсебе право налагать запрет на ту или иную книгу. Но в то же время имеется ввиду и двор папы как светского государя. 121....повиноваться безропотно... - Именно к этому призы вал,например, Боссюе, считавший единственно возможным со стороны подданных"почтительные представления", но без ропота, без мятежей; Кальвин в своем"Institution de la religion chretienne" (1560, t. IV, ch. XX, 24),известном Руссо, писал, что "мы должны настолько соблюдать порядок,установленным Богом, что нам надлежит почитать даже тиранов, находящихся увласти". 122. Явное указание на посвященную этому вопросу кн. XI. гл. VI "О духезаконов" Монтескье. 123. Здесь речь идет не оliberum veto, как это часто предполагают, а онеограниченных полномочиях министров и других высших должностных лиц в сфереих деятельности. 124. В древности этот вопрос обсуждали Платон ("Законы", кн. III и IV),Аристотель и Полибий. 125....демократия - для Государств малых и бедных. Руссо неоднократносетовал на недостаточную определенность терминов, к которым ему приходилосьприбегать. Именно так получилось с терминами "демократия" и "монархия".Подразумевая и в том, и в другом случае верховенство народа-суверена поотношению к исполнительной власти, Руссо видел в монархии республику спостоянным президентом, для более оперативного действия исполнительнойвласти в стране больших размеров Но даже такие страстные поклонники Руссо,как А. Н. Радищев, не могли не стать жертвой недоразумения, считая, что этотфилософ, "не взяв на помощь историю, вздумал, что доброе правление можетбыть в малой земле, а в больших должно быть насилие" (Полн. собр. соч., т.III, М.-Л., 1952, стр. 47). 126. См. Chardin. Voyages en Perse, v. III, Amsterdam, 1735, р. 76,83-84. 127....к экватору... - в оригинале la linge. 128....маис, кускус, сорго, хлеб из маниоковой муки... - Слово"кускус" арабского происхождения, означает шарики из мяса и муки жареные вмасле: было заимствовано неграми Африки, которые по сходству назвали такзерна маиса (кукурузы). Хлеб из маниоковой муки (casseve) приготовляетсянекоторыми народами Южной Америки из корней кустарника маниоки (исп.) послеудаления оттуда ядовитых веществ. 129. Позилиппо - горный кряж к северо-западу от Неаполя, покрытыйвиноградниками, впоследствии его предместье. 130. Агрикола, Гней Юлий (39-93) - римский политический деятель иполководец, тесть Тацита. 131. Имеется в виду Вольтер. 132. Коадъютор - помощник или заместитель епископа (викарный епископ).Речь идет о занимавшем этот пост известном своим распутством кардинале Жанеде Ретц. 133. Это не цитата, а пересказ отрывка из "Введения" к "ИсторииФлоренции" Макиавелли. 134. "Serrar di Consiglio", точнее "Serrata del maggiore Consiglio" -"Закрытие Совета" - один из актов, оформлявшихаристократическо-олигархический строй Венеции, в котором теперьпринадлежность к этому Совету стала наследственной привилегией семей такназываемых нобилей, чьи имена впоследствии были внесены в особую золотуюкнигу. 135. "Squittinio della liberta veneta" - анонимный памфлет, изданный в1612 г. и имевший целью доказать права императоров на Венецианскуюреспублику. 136. Речь идет о древнейших преданиях, а не об исторических фактах. 137. См. Макиавелли. Рассуждение на первую декаду Тита Ливия, кн. I,гл. II и III. 138. Август, Гай Юлий Октавиан - первый римский император (63 г. до н.е.-14 г. н.е.). 139. Тиберий, Клавдий, римский император (14-37 г. н. е.). 140. Охлократия - этот греческий термин (от "ochlos" - чернь) впервые,кажется, употреблен Полибием. 141. Олигархия (иначе олигократия), по терминологии Аристотеля -государство, в котором власть принадлежит ограниченному числу фамилий. 142. Корнелий Непот (95-25 гг. до н. е.) - римский историк, главным измногочисленных сочинений которого является серия биографий знаменитых людей,предвосхитивших некоторые приемы "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха.Мильтиад - афинский полководец и политический деятель, прославившийсяпобедой над персами при Марафоне в 490 г. до н. е. 143. "Гиерон"- диалог греческого историка Ксенофонта, в которомописываются средства, какими государь может осчастливить свою страну. ГиеронСтарший, царь Сиракузский, в Сицилии правил в 478-467 гг. до н. е. 144. См. Монтескье. О духе законов, кн. XI, гл. VI, где аналогичноерассуждение кончается словами "погибли Рим, Лакедемон и Карфаген". 145. Ср. с Гоббсом ("Левиафан", гл. XXVI). 146. Ценз - В древнем Риме со времени нового государственногоустройства Сервия Туллия проводились имущественная перепись населенияграждан и распределение их на пять классов. На основе этой переписи - ценза- осуществлялись раскладка податей, распределение граждан по центуриям ввойска, давалось право участия в выборах, право быть избранным, заниматьизвестные должности. Перепись населения касалась только римских граждан. 147. Эта глава, как и последняя глава третьей книги с красноречивымназванием "Способы предупреждать захват власти", направлена против СоветаДвадцати пяти в Женеве - органа власти буржуазной олигархии и подготовляетнепосредственное разоблачение последней в "Письмах с Горы" Руссо. 148....великому царю... - имеются в виду, вероятно, походы на Грециюперсов при царе Дарии I Гистаспе (550-485 гг. до н. е.). 149...австрийскому дому. - Речь идет о династии Габсбургов. 150. Комиции - народные собрания в Древнем Риме. 151. Гракхи - народные трибуны (в 133 г. до н. е. Тиберий и в 123 г.Гай), безуспешно пытавшиеся провести в жизнь аграрные и другие реформы винтересах плебеев. 152. Ликторы - служители (преимущественно из вольноотпущенников),которые давались высшим магистратам для услуг и приведения в исполнениенаказаний. Они носили при себе пучки розог. 153....рабы выполняли его работу... - Это приближение к пониманиюрабовладельческого характера греческой демократии. 154. В дальнейшем эта позиция полного и безоговорочного отрицания Руссопредставительной системы несколько видоизменилась. В главе VII своегопроекта реформ образа правления в Польше (1772) Руссо признает, что"законодательная власть не может проявляться сама по себе и не можетдействовать иначе, как через депутатов" (J.-J. Rousseau. Oeuvres,completes, t. III. Paris, 1964, р. 926). Поэтому речь может и должна идтилишь о более частой смене этих депутатов и о предъявлении им императивныхмандатов, т. е. наказов избирателей, чтобы не допустить тойбесконтрольности, которую Руссо клеймил в практике английскогопарламентаризма. 155. Многие утверждали... - В сущности это были все авторы,трактовавшие со времен средних веков общественный договор как актподчинения. Они изображали его как формальное и взаимное обязательство -подданных повиноваться, а государя - править в общих интересах. Этаконцепция в XVIII в. стала общим местом; мы находим ее и в "Энциклопедии"(статья "Политическая власть", т. I), и в "Рассуждении о неравенстве" Руссо.Но, в силу различных соображений, ее не принимали Гоббс и Локк. 156. Имеется в виду тезис Пуфендорфа ("О праве естественном и о правемеждународном", кн. VII, гл. II, 8) о том, что за актом ассоциацииследовал акт подчинения. 157. Здесь Руссо использует аргументы, при помощи которых Гоббс ("Огражданине", гл. VII) показывает, как политический организм переходит отпервоначальной демократии к аристократии или к монархии. 158....временная форма... - К этому абзацу с особенной энергиейпривлекал внимание членов Совета Двадцати пяти прокурор Женевы Троншен,упирая на то, что Руссо рассматривает существующие формы политическойорганизации как опытные и потому сугубо временные. 159. Этот раздел главы - о периодических собраниях - явился дляГенерального прокурора Женевы Троншена основным материалом для обвиненияРуссо в стремлении к ниспровержению всех существующих правительств (C. G.,t. VII, р. 373). 160. См. Гроций. О праве войны и мира, кн. II, гл. V, 24, гдепровозглашается такого рода право за каждым подданным при условии, что онего осуществит в одиночку, а не в группе и не тогда, когда Государство в немнуждается (мысль, высказанная Руссо в примечании). 161. В Берне тюрьма, где отбывали наказание осужденные за наиболеетяжелые преступления, называлась "Schallen haus" или "Schallenwerk", т. е.дом, заведение с колокольчиками, вероятно потому, что арестантам вешали,посылая их на общественные работы, на шею колокольчики; в Женеве жеисправительная тюрьма носила прозвище "дисциплина" - ("La discipline"), чтозначило в ту эпоху "бичевание" и "плеть". Поэтому слова Руссо "mis auxsonnettes et, a la discipline" означают в обоих случаях, учитывая эту игруслов, - заключить в тюрьму или подвергнуть исправительным работам. 162. См. Тацит. История, I, 85. 163. Отон, Марк Сальвий (32-69 гг. н. е.) в 69 г. н. е. был на короткоевремя провозглашен императором. 164. Вителлий, Авл - был в 69 г. н. е. провозглашен войскамиимператором, но в том же году убит солдатами Веспасиана. Речь идет опериоде, когда Вителлий был еще только претендентом на власть. 165. Ср. Пуфендорф. Указ, соч., кн. VII, гл. II, 7. 166. Ср. Бурламаки. Принципы политического права, ч. I, гл. V, 13.Женева, 1751, стр. 34. 167. Ср. "Соображения об образе Правления в Польше", гл. IX. 168....при рассмотрении дел. - Из этого явствует, что Руссо допускаети такой случай, когда суверен, наряду с функциями законодательными, хотя бычастично вершит и дела правительственные. 169. См. Монтескье. О духе законов, кн. II, гл. II. 170....бедных варнавитов (Barnabots)... - Варнавитами в Венецииназывали обедневшую часть знати, жившую в квартале, носившем имя св.Варнавы. 171....ее Правление не более аристократично, чем наше. - Руссо этимхотел оказать, что поскольку в Венеции власть сосредоточилась в руках узкойгруппы знати (фактически уравнивая тем самым многих ее представителей вправах с обычными гражданами), то род ее правления, строго говоря, ближе колигархическому, чем к аристократическому. 172. Речь идет о сочинении Сен-Пьера "Рассуждение о Полисинодии"(1718). Как и из сочинений этого автора о вечном мире, Руссо сделал и изэтой его работы извлечение, а также написал свое "Суждение" о ней (см. (J.-J. Rousseau. Oeuvres, completes, t. III. Paris, 1964, рp. 617-634,635-645). 173. По Преданию, Ромулом были учреждены три трибы, считавшиесяблагодаря древности происхождения своих членов патрицианскими. Традицияотождествляет первые две с племенами, жившими вблизи Альбанских гор у Рима(альбаны, Ramnenses), вторую с племенем сабинов (по имени их царя Татия -Tatienses). Третья триба (Luceres), отождествляемая с племенем этрусков,жившим севернее первых двух, именуется чужестранцами, отличавшимися языком имногими другими чертами. 174. Сервий Тулий, шестой римский царь (VI век до н. е.) установилделение населения Римского государства не по племенному, а по имущественномупринципу (на основании ценза). Сервий Туллий был свергнут Тарквинием Гордым. 175. Варрон. О сельском хозяйстве, III, 1. Это место цитируетсяСигониусом ("О древнем гражданском праве римлян", I, 3, стр. 15), откуда,вероятно, и взял его Руссо. 176. Плиний. Естественная история, XVIII, 3. 177. Сабин, Аппий Клавдий - переселился в Рим в 504 г. до н. е.,положил начало клавдийской трибе, прозван так по народности сабинов, ккоторой принадлежал. 178. Компиталии - праздник 2 мая в честь ларов - добрых духов,покровителей домашних очагов и улиц города. Название идет от слова compita-перекресток. 179. Паганалии (от pag - крестьянская община) - религиозный праздник,учрежденный Сервием Туллием, отмечавшийся 24 января. 180....орудий войны (instruments de guerre)... - так назывались саперыв войсках Рима. 181....последнего Тарквиния. - Тарквиний по прозвищу "Гордый", седьмойи последний царь Рима (534-510 гг. до н. е.). 182....курильные магистраты. - Права магистратов в Древнем Римеразличались в зависимости от их ранга. Некоторые обладали правом обращения кнароду, другие - правом наложения взысканий и т. д. Магистраты делились навысших и низших, на имевших присвоенное курильное кресло и не имевших, наобыкновенных и чрезвычайных. 183. Цицерон. О законах, II, 15. Возможно, что Руссо пользуется тутизложением этой мысли у Монтескье в "Духе законов", кн. II, гл. II. - Избр.произв., стр. 172. 184. Эфоры - высшие должностные лица в Спарте, введенные (по преданию)Ликургом. 185. Агис III - спартанский царь, задумавший восстановить Ликурговоустройство Спарты, однако в 241 г. до н. е. он был убит. 186. Клеомен - спартанский царь (235-220 гг. до н. е.), сын Леонида II,боровшегося против реформ Агиса IV: по его указу были убиты четыре эфора иотменен эфорат. После его падения последний был вновь восстановлен. 187. См. Макиавелли. Рассуждение на первую декаду Тита Ливия, кн. I,гл. XXXIV и XXXV. 188. Катилина, Луций Сергий (108-62 гг. до н. е.) - представительпатрицианского рода, пытавшийся путем заговора подготовить захват власти, нобезуспешно. Цицерон, избранный консулом на 63 год, вел против Катилиныборьбу в сенате. 189. Черновой текст трактата, посланный Руссо издателю М. Рею вАмстердам в декабре 1760 г., не содержал этой главы, она была добавленапозже (письмо ему же от 23 декабря 1761 г., C. G., t. VII, р. 2).Первоначальный, более краткий текст этой главы, еще даже без заглавия, мынаходим на обороте листов главы о законодателе первого наброска"Общественного договора", с которой у нее есть логическая связь. Это скореевсего и говорит о времени написания главы о гражданской религии в процессеподготовки окончательного текста трактата. 190. Имеется в виду "Письмо к д'Аламберу о зрелищах" (Ж. Ж. Руссо.Избр. соч., т. I, стр. 65-177). 191. Эпизод этот Руссо взял у Плутарха, рассказывающего его болееподробно и приписывающего его жителям острова Хиоса. В более обширномпримечании, сделанном Руссо от руки в его печатном экземпляре, он говорит,что не мог привести это название. Объясняется это, вероятно, игрой слов,связанной с тем, что во французском произношении название этого острова(Chio) звучит так же, как название опухоли такой части тела, которая, помнению Руссо, не могла быть названа в печати. 192. такая ученость - Эта точка зрения представлена как несомненная встатье де Жокура "Миф" (Fable) в "Энциклопедии" (т. VI, 1756, стр. 343).Руссо знал специально посвященные этой теме книги, например "Историюманихейства" Бособра, но скорее всего говорит о тех авторах, которыепопуляризовали эти воззрения, как это делал Фонтенель ("О происхождениимифов", 1724) и в особенности Юм ("Естественная история религии", франц.перевод 1759-1760 гг.). 193....Молох... - Молох - в Библии так назван бог аммонитян, которомуприносились человеческие жертвы. 194. Ваал (или владыка) - первоначально у хананеян божество,покровительствующее определенному месту, бог племени и, кроме того,верховное божество. Ваал сходен с Зевсом и Юпитером по своемуглавенствующему положению в системе верований данного народа. 195. Хананеяне - библейский термин, далекий от историческойопределенности. Так именовались сначала жители прибрежных ("низменных")земель в отличие от горных частей Палестины, Финикии и страны филистимлян.Кроме финикиян сюда входили моавитяне, аммонитяне, идумеи и другие народы. 196. Хамос - бог аммонитян. 197...говорил Иефай аммонитянам... - Иефай - в Библии один из судейизраильских, избранный в предводители против аммонитян и победивший их.Цитируемые его слова - Библия. Книга Судей, гл. II. 198. Юпитер Капитолийский. - Назван так по месту нахождения храма,воздвигнутого в Древнем Риме в его честь на Капитолийском холме, где быликрепость и святилище. 199. Вульгата - латинский перевод Библии. 200. Фокейская война, - Фокея - колония Афин в Ионии, была захваченаперсами при Дарии Гистаспе, потом, приняв сторону царя Сирии Антиоха III вего войне с римлянами, была последними завоевана и разграблена. 201....видимом земном правителе... - выражение, заимствованное уМонтескье ("О духе законов", кн. XXIV, гл. V); имеется в виду папа римский. 202. Халифы - или калифы - представители или наместники пророка, титул,присвоенный себе преемниками Магомета, отсюда название их государства -халифат. 203. Али, Ибн Абу Талиб (род. ок. 600-601 гг. н. е.) - племянник и зятьМагомета, халиф с 656 г. Те, кто признавал его законным преемником пророка,образовали секту шиитов, которая внесла в ислам элементы мистики ипантеизма, распространилась в Персии (Иран) и Индии. 204....нарекли себя главами Церкви... - Имеется в виду так называемая"королевская реформация" в Англии, когда Генрих VIII актом о супрематииобъявил себя в 1533 г. главой англиканской церкви. 205....русские цари. - Петр I учредил в 1721 г. Синод для руководстваделами церкви и веры, находившийся под контролем верховной светской власти,возглавляемой монархом. 206. Пьер Бейль, чей "Словарь" хорошо знал Руссо, был егонепосредственным предшественником и, вероятно, учителем в критикехристианства с политико-государственной точки зрения, вопреки утверждению оневозможности для христиан создать жизнеспособное государство, Монтескье шелза Гоббсом, писавшим, что государство и христианская республика - это одно ито же, а Руссо - за Бейлем, когда писал, что эти понятия исключают другдруга. 207. См. Гоббс. О гражданине, гл. XVII, 28 и гл. VI, 11. Далее воригинале: "il porait pardonner a l'auteur le bien en faleur du mal". 208....в широком значении, или в более узком... - Имеются в виду двааспекта религии: один чисто идеологический, другой - политический, см.письмо Руссо к Л. Устери от 18 июля 1763 г. (C. G., t. X, р. 37) и "Письма вГоры", письмо I. 209. Подразумевается римско-католическая церковь. 210. Ср. "Письмо к Кристофу де Бомону", в котором такого роданеправомерные притязания государства Руссо объясняет предположением о том,что верования людей определяют их мораль и что от их представлений о будущейжизни зависит их поведение в этой. Но в обществе каждый его член вправетолько знать - считает ли другой для себя обязательным быть справедливым, асуверен вправе изучать мотивы, на которых каждый основывает этообязательство. 211. Руссо, в принципе убежденный сторонник свободы совести и полнойтерпимости, стоя в общефилософском плане на позициях деизма, а нематериализма, вслед за Локком отказывает атеистам в гражданских правах, какбы видя в них тех, кто не хочет присоединиться к общественному договору (см.кн. IV, гл. II), и потому не имеющих права оставаться в среде данногогражданского общества. 212. Когда в 1765 г. Рей издал "Соображения" д'Аржансона, то в них неоказалось цитируемых здесь Руссо строк. Возможно, это объясняетсянеисправностью рукописи, которую печатали уже после смерти автора, о чемговорится в предисловии издателя. 213. Когда заговор Катилины (см. выше, прим. 188) потерпел поражение.Цезарь выступил против смертной казни для него. 214. Страница книги с этим примечанием была уже отпечатана, когдаиздатель Рей получил от Руссо письмо с требованием снять его. Выполняя волюавтора, он отпечатал заново эту часть книги, и лишь несколько ее экземпляровразошлись в первоначальном виде. 215. Речь идет о продиктованном политическими мотивами переходе ГенрихаIV в 1593 г. в католичество. Руссо намекает на связанный с этим эпизод,изображенный в написанной епископом Роденским Гардуэном де Префиксом"Истории короля Генриха Великого" (1661, стр. 200). Популярность: 38, Last-modified: Wed, 06 Feb 2002 11:01:55 GMT Оцените этот текст: Не читал 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

 

Роздрукуйте на принтері ці два аркуші. Аркуш №1 залиште без змін, а накладний круг на аркуші №2 акуратно обріжте по контуру (зовнішньому колу), не залишаючи жодних відступів. Взнайте географічну широту вашої місцевості. На накладному крузі виріжте отвір по контуру, що відповідає широті вашої місцевості (округліть число до найближчої з вказаних широт).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.