Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирования позитивной Я-концепции личности спортсмена




РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СПОРТЕ НА ОСНОВЕ

Бабушкин Г. Д.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Омск, Россия

Актуальность. Успешность соревновательной деятельности спортсмена обусловлена влиянием двух групп факторов внешних (объективных) и личностных (субъективных). При этом действие внешних факторов на спортсмена опосредовано личностными факторами, в качестве которых выступают психологические, физические, технические и другие составляющие подготовленность спортсмена. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов спортсмен оказывается «втянутым» во внутри личностный конфликт, влияние которого на деятельность спортсмена может быть как положительно, так и отрицательно.

В результате возникновения такого конфликта проявляются функциональные расстройства, проявляющиеся в предстартовом состоянии, характеризующимся неуверенностью, беспокойством, тревожностью и другими симптомами. Если функциональные расстройства своевременно не замечены и повторяются от соревнования к соревнованию, то они закрепляются и приобретают устойчивость. Это явление было выявлено при изучении предстартового состояния юных дзюдоистов в течение нескольких соревнований [6].

Актуальность проблемы заключается в важности и необходимости формирования позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной находить эффективные выходы из конфликтных ситуаций, проявляющихся на соревнованиях. Спортсмен должен уметь преодолевать как внутренние препятствия (неуверенность, страх, усталость, апатию и др.), так и неблагоприятные внешние условия (действия соперника, необъективность судей и др.). В связи с усложняющимися условиями соревновательной деятельности создание психологической готовности спортсмена к соревнованию не в полной мере обеспечивает успешность поведения спортсмена в процессе соревновательной борьбы. Здесь на первый план выходит умение спортсмена в ситуациях соревновательной борьбы управлять своим поведением, находить оптимальные решения создающихся ситуаций. Именно этот фактор является ведущим при борьбе с равными по классу спортсменами [2].

Цель исследования – разработать технологию формирования позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной к разрешению конфликтов в спортивной деятельности.

Результаты исследования. Охарактеризовать картину внутри личностного конфликта можно следующими выражениями: «хочу, но не могу», «не могу, а надо». Более подробно рассмотрим внутри личностный конфликт через анализ его составляющих: тело, психика, деятельность, отношение, интеллектуальная активность, предпринимаемые действия, видение будущего. Возникшую конфликтную ситуацию можно определить, как невозможность действовать и достигать поставленной цели. Борьба спортсмена с этой невозможностью и создание ситуации возможности представляется как переживание человека [1].

Модель реакции спортсмена на конфликт может быть представлена следующими компонентами:

1. Тело. В этой области конфликт может проявляться различными физиологическими реакциями (изменение в АД и ЧСС, скованность, дрожь, тяжесть и др.). Телесная реакция накапливается и проявляется на психике спортсмена и выполняемой деятельности. Данные проявления возникают по принципу условно-рефлекторной реакции. Условие – предстоящая деятельность; реакция – физиологические проявления.

2. Психика. В этой области конфликт может проявляться различными психическими реакциями (чрезмерное возбуждение, апатия, неуверенность, беспокойство, тревожность, волнение и др.). Психические проявления подвластны спортсмену, для этого он должен уметь управлять ими.

3. Деятельность. Возникший внутри личностный конфликт оказывает двоякое влияние на выполняемую спортсменом деятельность. У одних спортсменов такой конфликт оказывает положительное влияние на выполняемую деятельность. Поэтому некоторые тренеры специально вводят спортсмена в состояние внутри личностного конфликта, зная, что в таком состоянии спортсмен будет способен преодолеть возникающие трудности и успешно выступить на соревновании. У других спортсменов конфликт оказывает отрицательное влияние, сопровождающееся в следующих высказываниях спортсмена: «я ничего не могу поделать с собой».

4. Отношение. Реакция на конфликт в этой области может проявляться, как в стремлении справиться с возникшей ситуацией, настроить себя на достижение успеха – «бороться до конца, несмотря на неудачи», а также в возникновении пораженческих мыслей – «мне всё равно ничего не сделать», «всё уже проиграно».

5. Будущее. Реагирование спортсмена на конфликт проявляется на его будущем в этой области. У спортсмена может складываться устойчивое отношение к подобным конфликтам, с которыми он не может справляться на соревнованиях.

6. Интеллектуальная активность. Эта деятельность спортсмена направлена на выход из конфликта на поиск оптимальных вариантов решения ситуации. В состоянии конфликта проявление интеллектуальной активности спортсмена может быть затруднено, например, в состоянии стресса спортсмен не может найти правильное решение ситуации.

7. Предпринимаемые спортсменом действия. В подобных ситуациях спортсмены реагируют по-разному. Одни соглашаются с невозможностью преодоления неблагоприятного предстартового состояния и удачного выступления. Другие – пытаются собраться, настроиться, мобилизоваться, но не у всех это получается.

Основываясь на концепции позитивной психотерапии Н. Пезешкиана [4, 5] и результатах её внедрения в практику психологического консультирования людей, нами предлагается позитивная психотехнология для работы со спортсменами, направленная на формирование позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной к разрешению внутри личностного конфликта. Технология предусматривает консультативную форму работы со спортсменом и включает следующие стадии:

Первая стадия – описание спортсменом конфликтной ситуации, возникающей на соревнованиях. Спортсмен рассказывает тренеру или психологу о беспокоящих его симптомах, условий, времени, причинах их возникновения и как эти симптомы повлияли на его состояние и соревновательную деятельность. Особое внимание уделяется тому, как именно спортсмен представляет себе проблему, как проявляется конфликт, чему он уделяет больше внимания (телу, психике, деятельности, мышлению, предпринимаемым действиям, отношению, будущему). На этой стадии важно получить данные о влиянии на спортсмена внешних факторов и происходящих изменениях (тело, психика, деятельность и др.). После этого надо дать спортсмену информацию, отметив, какие способности он проявил в описываемой ситуации, и предложить ему конструктивные действия по её развитию.

Вторая стадия – уточняющая. Психолог, тренер задаёт вопросы, касающиеся составляющих конфликта, стараясь выявить их проявление и попытки спортсмена по разрешению конфликта. На этой стадии важно получить сведения о предпринимаемых действиях спортсмена по разрешению конфликта, и какое они оказали влияние, достигнута ли была цель. Основное средство – вопросы к спортсмену и ответы на них. Ключи к чувствам спортсмена следует искать во всех семи составляющих реакции на конфликт. Отсутствие реакции в какой-то области может стать важным диагностическим свидетельством, что будет основанием для построения действий психолога, тренера на последующей стадии.

Третья стадия – поощрение действий спортсмена. Психолог, тренер демонстрирует умение видеть за проблемой способность реагировать на ситуацию (позитивная интерпретация). Например, беспокойство, тревога рассматриваются как эмоциональное реагирование на конфликт. На этой стадии важно закрепить у спортсмена уверенность в том, что он способен справиться с ситуацией, что теперь, когда он знает её содержание и причины её вызвавшие, способности, проявленные им, могут быть развиты, и это поможет ему в будущем. От психолога, тренера требуется способность видеть и поощрять ресурсы спортсмена.

Четвертая стадия – вербализация (проговаривание конфликта). Психолог, тренер совместно со спортсменом описывают содержание обсуждаемого конфликта, как он им видится. Установление связи между актуальным конфликтом и историей формирования рассматриваемых моделей поведения дополняет динамическую картину конфликта и позволяет смоделировать варианты альтернативного поведения спортсмена. Чем больше будет высказано участниками беседы различных точек зрения, тем более эффективно пройдет эта стадия. Эта стадия даёт возможность спортсмену глубже и целостнее исследовать источник своих действий и поведения в конфликтной ситуации.

Пятая стадия – планирование будущего. На этой стадии психолог, тренер получают обратную связь на всю проделанную работу со спортсменом во время сеанса. Спортсмен фокусирует внимание на том, что он узнал о себе и как он собирается использовать полученный опыт в своей спортивной деятельности. Здесь оговаривается план дальнейшей работы со спортсменом в случае проявления к этому желания с его стороны.

Работа психолога, тренера с использованием данной технологии позволяет определить основное направление для работы со спортсменом.

В формировании позитивной Я-концепции существенное место отводится закреплению позитивных утверждений. Утверждение – это простое заявление, повторяемое вслух или про себя. Утверждения должны отражать желания спортсмена по поводу выступлений на соревновании. Надо оформить своё желание в виде соответствующего утверждения и регулярно использовать (внушать) его. Например, спортсмен – пловец может представить себя в образе дельфина, мчащегося по волнам, спортсмен – легкоатлет может представить себя в образе бегущего оленя, убегающего от львиц и т.д. Подобные утверждения спортсмен должен произносить не только на предсоревновательном этапе, но и при выходе на старт. Вживаясь в избранный образ, спортсмен пробуждает скрытые резервы, показывая высокие спортивные результаты.

Утверждая, спортсмен влияет на возникающие мысли, которые не всегда имеют позитивную направленность. Произносимые слова задают мозгу установку, какие мысли он должен порождать и удерживать. Так, при произношении спортсменом утверждения «Соревнование пройдет успешно», мозг начнёт вырабатывать мысли, связанные с удачным выступлением. Данный метод кажется внешне простым, однако использование этого метода приносило успех многим людям [3].

Закрепившееся в сознании спортсмена состояние – утверждение о своей неуверенности, например, в преодолении рекордной для него высоты или подъема рекордного для него веса штанги, оказывает отрицательное влияние на результаты его соревновательной деятельности. При таком мысленном образе спортсмен, конечно же, не добьется поставленной перед ним цели.

Основные положения метода утверждений:

– Спортсмену совсем не обязательно верить в то, что он утверждает. Не надо даже думать об этом. Надо просто повторять утверждения. Не нужно прилагать при этом каких-то усилий.

– Утверждение должно быть позитивным: «Я буду спокоен», «Я уверен в успешном выступлении», «Я достаточно подготовлен».

– Утверждение должно быть кратким и содержать два, три слова. Такие утверждения легко запоминаются, и сознание при их произношении не отвлекается на постороннее.

– Утверждения можно произносить в любое время дня, ежедневно, в том числе при отходе ко сну.

Заключение. Основной тезис позитивных психотехнологий в сфере спорта – «Силён не тот спортсмен, у которого нет проблем, а тот, кто умеет их разрешать». На формирование у спортсменов этого умения и направлены позитивные психотехнологии. Смысл этих технологий видится в формировании позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной преодолевать возникающие конфликты в соревновательной деятельности.

При мысленной ассоциации себя с положительным (позитивным), подсознание человека соответственно (положительно) реагирует на это. Преобладающие положительно направленные мысленные образы создают благоприятные условия для достижения желаемой реальности. Использование позитивных психотехнологий наиболее продуктивно при развитом у спортсмена воображении.

 

Литература

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 199 с.

2. Загайнов, Р. М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления / Р. М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2010. – 232 с.

3. Кехо, Д. Подсознание может всё! /Д. Кехо. – Минск: Попурри, 2007. – 177 с.

4. Пезешкиан, Н. Тренинг разрешения конфликтов: Психотерапия в повседневной жизни / Н. Пезешкиан. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.

5. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2009. – 464 с.

6. Соколов, А. Н. Проявление предстартового состояния юных дзюдоистов / А. Н. Соколов, А. П. Шумилин // Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма». – Омск: СибГУФК, 2008. – С. 153-156.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.