Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергозатраты при физических нагрузках




Русяева А. А., Кодинцев Ю. Н., Гуськова Н. Н.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

 

Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия (КПД). Считается, что Наибольший КПД человека при привычной для него работе не превышает 0,30 – 0,35. Следовательно, при самом экономичном расходе энергии в процессе работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза превышают затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,2 – 0,25, так как нетренированный человек тратит на одну и ту же работу больше энергии, чем тренированный. Так, экспериментально установлено, что при одной и той же скорости передвижения разница в расходе энергии между тренированным спортсменом и новичком может достигать 25–30%.

Общие представления о расходе энергии во время прохождения разных дистанций дают следующие цифры, определенные известным физиологом В. С. Фарфелем (таблица 1).

 

Таблица 1 - Расход энергии во время прохождения разных дистанций по В. С. Фарфелю

 

Бег легкоатлетический Плавание Скоростной бег на коньках Лыжные гонки
100м – 18 ккал 100м – 50 ккал 500м – 35 ккал 10км – 550 ккал
400м – 40 ккал 200м – 80 ккал 1500м – 65 ккал 30км – 1800 ккал
3000м – 210 ккал 400м – 150 ккал 5000м – 200 ккал 50км – 3600 ккал
42195м – 2300 ккал   10000м – 410 ккал  

 

Г. В. Барчукова и С. Д. Шпрах сравнивают энергетическую «стоимость» различных проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности в расчете ккал/мин (таблица 2).

 

Таблица 2 – Энергетическая «стоимость» различных проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности по Г. В. Барчуковой и С. Д. Шпрах (в расчете ккал/мин)

 

Двигательная деятельность ккал/мин
Лыжные гонки 10,0 – 20,0
Бег по пересеченной местности 10,6
Футбол 8,8
Большой теннис 7,2 – 10,0
Плавание (брасс) 5,0 – 11,0
Волейбол 4,5 – 10,0
Гимнастика 2,5 – 6,5
Вождение машины 3,4 – 10,0

 

С ориентацией на мощность и расход энергии были установлены зоны относительной мощности в циклических видах спорта (таблица 3).

Четыре зоны относительной мощности предполагают деление множества различных дистанций на 4 группы: короткие, средние, длинные и сверхдлинные (таблица 4). Физиологическая характеристика работы в зонах различной мощности по В. С. Фарфелю.

Зона максимальной мощности. В ее пределах может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. Кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода незначительное.

 

Таблица 3 - Зоны максимальной мощности в спортивных упражнениях

(по В. С. Фарфелю и Б. С. Гиппенрейтеру)

 

Степень мощности Продолжительность работы Виды физических упражнений при рекордном выполнении
Максимальная от 20 до 25 секунд бег 100 и 200м;
Субмаксимальная от 25 сек до 3-5 минут бег 400, 800, 1000 и 1500м; плавание 100, 200, 400м; скоростной бег на коньках 500, 1500 и 3000м;
Большая от 3-5 до 30 минут бег 2, 3, 5 и 10км; плавание 800 и 1500м; скоростной бег на коньках 1500 и 5000м;
Умеренная свыше 30 минут бег 15км и более; спортивная ходьба 10км и более; бег на лыжах 10км и более;

 

Таблица 4 – Показатели функционального состояния в зонах различной мощности

 

Показатели Зоны относительной мощности
максимальная субмаксимальная большая умеренная
Предельная длительность от 20 до 25 сек от 25 сек до 3-5 минут от 3-5 до 30 минут свыше 30 минут
Потребление кислорода незначительное возрастает к максимальной максимальное пропорцио-нально мощности
Кислородный долг почти субмаксимальный субмаксимальный максимальный пропорцио-нален мощности
Вентиляция легких и кровообраще-ние незначительное субмаксимальное максимальное пропорцио-нально мощности
Биохимичес-кие сдвиги субмаксималь-ные максимальные максималь-ные незначи-тельные

Работа мышц совершается почти полностью за счет бескислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь кислородный запрос организма удовлетворяется уже после работы, т.е. запрос во время работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно (на протяжении 20-30 с. пока совершается работа), спортсмен либо не дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после финиша дыхание еще долго остается усиленным, в это время погашается кислородный долг. Из-за кратковременной работы кровообращение не успевает усилиться, ЧСС значительно возрастает к концу работы. Однако минутный объем крови увеличивается ненамного, т.к. не успевает вырасти систолический объем сердца.

Зона субмаксимальной мощности. В мышцах протекают не только анаэробные процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которого увеличивается к концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность дыхания так же все время возрастает до конца работы. Процессы аэробного окисления хотя и возрастают на протяжении работы, но все же отстают от процессов бескислородного распада. Все время прогрессирует кислородная задолженность. Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной мощности. В крови происходят большие химические сдвиги. К концу работы в зоне субмаксимальной мощности резко усиливаются дыхание и кровообращение, возникает большой кислородный долг и выраженные сдвиги в кислотно-щелочном и водно-солевом равновесии крови. Возможно повышение температуры крови на 1-2 градуса, что может влиять на состояние нервных центров.

Зона большой мощности. Интенсивность дыхания и кровообращения успевает уже в первые минуты работы возрасти до очень больших величин, которые сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки, однако они отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой уровень потребления кислорода несколько отстает от кислородного запроса организма, поэтому накопление кислородного долга все же происходит. К концу работы он бывает значителен. Значительны сдвиги в химизме крови и мочи.

Зона умеренной мощности. Это уже сверхдлинные дистанции. Работа умеренной мощности характеризуется устойчивым состоянием. Это связано с тем, что усиление дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и отсутствуют накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой работе наблюдается значительный общий расход энергии, что уменьшает углеводные ресурсы организма.

Итак, в результате повторных нагрузок определенной мощности на тренировочных занятиях организм адаптируется к соответствующей работе благодаря совершенствованию физиологических и биохимических процессов, особенностей функционирования систем организма. Повышается тренированность, растут спортивные результаты.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Софронов И. Л.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

 

Известно, что одним из структурных компонентов физической культуры личности выступает интерес к физкультурно-спортивной деятельности, выполняющей функции побуждения и направления активности на занятия физическими упражнениями. Между тем результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствуют о низком уровне внутренней мотивации занятий физическими упражнениями.

Во второй статье Закона РФ «Об образовании» провозглашаются приоритет свободного развития личности, максимальный учет личностных интересов и реальных возможностей каждого обучаемого. В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится о необходимости развивать самостоятельность и инициативу студентов.

В высшей школе физическая культура представлена не только как учебная дисциплина, но и как важный базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Обучение данному предмету направлено на формирование физической культуры личности, определяющей готовность и способности направленного использования физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности.

В проведенных в последние годы научных исследованиях подчеркивается целесообразность совершенствования физического воспитания студентов через:

· создание условий для свободного выбора содержания, методов и форм учебных занятий по физической культуре;

· разработку и применение спортивно-ориентированных технологий;

· усиление образовательной направленности физического воспитания;

· совершенствование педагогического контроля;

· создание условий для перехода студента на позицию активного субъекта физкультурно-спортивной деятельности, направленной на достижение личностно-значимых целей.

Наряду с этим, вопросы формирования у студентов интереса к физической культуре на основе реализации этих подходов не были предметом самостоятельного научного исследования.

В целом анализ и обобщение педагогической практики и литературы по проблеме исследования выявил существование противоречий на:

· социально-практическом уровне: между социальной и личностной значимостью интереса студентов к физической культуре как субъективного фактора, побуждающего их к занятиям физическими упражнениями для укрепления здоровья, физического совершенствования и подготовки к профессиональной деятельности, с одной стороны, и низким уровнем развития интереса к физической культуре у большинства выпускников вузов, с другой;

· научно-методическом уровне: между программно-нормативным обеспечением физического воспитания, обусловливающим его направленность на формирование у студентов интереса к физической культуре, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий эффективного решения этой задачи в процессе обучения в вузе, с другой.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: Каковы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения вузе возможно, если будут:

1) осуществлен анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определены основные причины ее низкой эффективности;

2) уточнена сущность понятия «интерес к физической культуре» и определены содержание, критерии и уровни его развития;

3) выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.

С учетом цели и гипотезы нами последовательно решались следующие частные задачи исследования.

1. Осуществить анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определить причины ее низкой эффективности.

2. Разработать теоретическую модель интереса к физической культуре, раскрывающую сущность, содержание, критерии и уровни его развития.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия повышения эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.

В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выявлено, что в условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура».

Большинство ученых и специалистов в качестве причин сложившейся ситуации выделяют:

· ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта;

· недостаточная реализация соревновательной мотивации;

· преимущественная направленность процесса физического воспитания на развитие телесных (внешних) компонентов физической культуры при недостаточном внимании к формированию ее духовных (внутренних) составляющих – физкультурной образованности, установки на здоровый стиль жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

· недостаточная реализация стимулирующей функции педагогического контроля вследствие несоответствия его содержания цели и задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов.

В соответствии со второй задачей исследования нами была уточнена сущность основной категории исследования «интерес к физической культуре», который определяется как целостная, системно-организованная и личностно-обусловленная характеристика человека, как субъекта деятельности, побуждающая и осознанно направляющая его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно-значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов.

В содержании интереса к физической культуре выделяются три взаимосвязанных структурных компонента: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Содержание этих компонентов по уровням их развития представлены в теоретической модели интереса к физической культуре (рис. 1).

Мотивационный компонент побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно-значимых потребностей, обусловливает ее уровень. Критерием развития мотивационного компонента является относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития мотивационного компонента: 1) ситуативный – доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования в сочетании с ситуативным удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, и в общении; 2) эмоциональный – доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями; 3) рациональный – доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации; 4) личностный –проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера.

Когнитивный компонент направляет и регулирует активность на удовлетворение личностно-значимых потребностей. Критерием его развития является владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития когнитивного компонента: 1) чувственный – неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования; 2) эмпирический – эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами; 3) рациональный – знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами; 4) личностный – понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых потребностей.

 


Таблица 1 – Теоретическая модель интереса к физической культуре

 

Уровни интереса к физической культуре Структурные компоненты интереса к физической культуре и их функции
Мотивационный – побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно - значимых потребностей, обусловливает ее уровень Когнитивный – направляет и регулирует активность в форме физических упражнений на удовлетворение личностно-значимых потребностей Поведенческий – обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей
Критерии развития структурных компонентов Относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой   Владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности Владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей
Ситуативный Доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования. Ситуативное удовлетворение потребностей в двигательной и психической активности, и в общении Неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования Владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей
Эмоциональный Доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями Эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей
Рациональный Доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации Знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего
Личностный Проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера Понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых для него потребностей Творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей

Поведенческий компонент обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей. Критерием его развития является владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития поведенческого компонента: 1) низкий – владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей; 2) репродуктивный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей; 3) рациональный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего; 4) творческий – творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей.

Выделенные нами мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты в своем взаимодействии между собой обусловливают функционирование и развитие интереса личности к физической культуре.

С учетом развития этих компонентов нами условно выделяются четыре качественно различающихся уровня развития интереса личности к физической культуре– ситуативный, эмоциональный, рациональный и личностный.

В соответствии с третьей задачей исследования нами были выявлены и теоретически обоснованы следующие педагогические условия формирования у студентов интереса к физической культуре.

1. Включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта. Реализация этого условия обеспечивает формирование мотивационного компонента интереса и, прежде всего, внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой.

2. Организация и включение студентов в соревновательную деятельность в избранном виде физических упражнений. Реализация этого условия способствует формированию как процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества), так и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой.

3. Приоритетность решения образовательных задач физического воспитания. Реализация этого условия обеспечивает формирование когнитивного компонента интереса к физической культуре, обогащая его знаниями о физической культуре как виде человеческой деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры, которые могут быть присвоены личностью.

4. Применение системы рейтингового контроля уровня и динамики развития физической культуры. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии), когнитивного компонента (знания о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей).

5. Формирование личностного смысла занятий физической культурой через осознание их значимости в личной жизни. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии самореализации), когнитивного компонента (знания о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно-значимых целей).

Для практического обоснования эффективности реализации этих условий в процессе обучения в вузе нами был проведен двухгодичный формирующий педагогический эксперимент с участием студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В экспериментальную группу (ЭГ) были включены 104 студента (27 юношей и 77 девушек) психолого-педагогического факультета и факультета естествознания и дизайна среды, в контрольную группу (КГ) - 125 студентов (31 юноша и 94 девушки) исторического факультета и факультета русской филологии. На момент начала эксперимента испытуемые обеих групп обучались на первом курсе университета.

Учебный процесс со студентами КГ осуществлялся в рамках традиционных подходов к формированию интереса к физической культуре, у студентов ЭГ – с учетом выявленных педагогических условий.

Установлено, что в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы студентов были относительно однородными по измеряемым нами показателям интереса к физической культуре.

За два года эксперимента относительная сила мотивов занятий физической культурой у студентов КГ существенно не изменилась. У студентов ЭГ существенно снизилась роль мотивов долженствования в побуждении к занятиям физическими упражнениями (от 14,1 до 8,8 балла – у юношей и от 14,5 до 10,6 балла). Относительная сила внутренних процессуальных мотивов сохранилась на прежнем уровне. Наряду с этим существенно повысилась значимость внутренних результативных мотивов - у юношей от 8,1 до 9,4 балла (Р<0,05), у девушек – от 8,2 до 9,3 балла (Р<0,05), Среди юношей более значимой стала роль свойств личности как фактора, обусловливающего положительное действенное отношение к занятиям физической культурой – от 2,6 до 5,4 балла (Р<0,05). В целом большинство студентов ЭГ перешли на эмоциональный и рациональный уровни развития мотивационного компонента интереса.

Средний показатель развития когнитивного компонента интереса к физической культуре у юношей и девушек КГ за время эксперимента повысился от 3,8 до 5,4 балла и от 4,3 до 6,3 балла соответственно.

Показатели когнитивного компонента студентов ЭГ повысились более существенно – у юношей от 3,9 до 8,2 балла, у девушек – от 4,3 до 8, 2 балла. Поэтому большинство студентов ЭГ отличались после эксперимента рациональным уровнем развития когнитивного компонента – студенты с достаточной полнотой осознавали и понимали биологические, педагогические и социально-психологические закономерности и механизмы воздействия физических упражнений на человека.

За два года занятий физической культурой в рамках учебной программы показатели поведенческого компонента у большинства студентов КГ повысились от 4,9 до 6,6 баллов среди юношей и от 4,8 до 6,2 балла – среди девушек, т.е. достигли репродуктивного уровня развития.

Обращают внимание более высокие темпы прироста этих показателей у студентов ЭГ – у юношей от 4,9 до 8,3 балла, у девушек от 5,0 до 8,2 балла. Благодаря этому они после эксперимента имели существенное преимущество в уровне развития поведенческого компонента интереса к физической культуре – 8,3 против 6,6 балла у юношей и 8,2 против 6,2 балла – у девушек. Большинство студентов этой группы отличались рациональным уровнем развития поведенческого компонента – выполнение физических упражнений и способов организации самостоятельных занятий этими упражнениями осуществлялось на основе знания и понимания лежащих в их основе закономерностей и механизмов.

В начале эксперимента двигательные способности у студентов обеих групп находились на среднем уровне и уровне ниже среднего. За время эксперимента показатели быстроты и координационных способностей у студентов обеих групп существенно не изменились. У студентов ЭГ повысились показатели скоростно-силовых и силовых способностей и двигательной выносливости. Благодаря высоким темпам прироста студенты ЭГ отличались после эксперимента существенным преимуществом в уровне развития скоростно-силовых, силовых и координационных способностей и двигательной выносливости. Наблюдаемые у студентов ЭГ результаты в тестовых упражнениях соответствуют среднему уровню развития двигательных способностей.

В последнем (четвертом) учебном семестре, завершающем педагогический эксперимент, физическая активность у юношей и девушек КГ существенно снизилась – до 12,9 и 12,6 занятий (Р<0,01). Среди студентов ЭГ наблюдалась противоположная тенденция. У юношей показатели самостоятельной физической активности повысились в среднем от 15,8 до 21,7 занятий, у девушек – от 16,6 до 20,4 занятий (Р<0,01).

В четвертом учебном семестре показатели посещаемости студентов КГ снизились до 27,0 занятий у юношей и до 26,8 занятий – у девушек. Интерес студентов КГ к учебным занятиям по физической культуре также существенно снизился – от 2,38 до 2,12 балла у юношей, от 2,15 до 1,80 балла – у девушек.

У студентов экспериментальной группы, напротив, наблюдалось существенное повышение показателей интереса – у юношей от 2,33 до 3,46 балла, у девушек – от 2,10 до 3,40 балла. Посещаемость учебных занятий студентами ЭГ повысилась до 32,6 занятий у юношей и 31,8 занятий – у девушек.

Таким образом, практическая реализация выявленных нами педагогических условий в процессе обучения студентов в вузе обеспечивает повышение у большинства студентов интереса к физической культуре до рационального уровня развития, что проявляется в:

· доминировании внутренних процессуальных и результативных мотивов занятий физической культурой с одновременным снижением значимости внешних стимулов и повышением роли свойств личности;

· повышении полноты и глубины теоретических и организационно-методических знаний по физической культуре;

· овладении обобщенными (на уровне понимания) способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями;

· повышении уровня развития силовых, скоростно-силовых способностей и двигательной выносливости;

· повышении показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура», интереса к этим занятиям.

Психическое состояние - составляющая здоровья студентов

Сумарукова. Н. М Сумаруков К. А.

Московский институт электроники и математики

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Москва, Россия

 

Многие источники показывают критическое состояние здоровья населения. Студенты подвержены факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние здоровья: неуверенность в стабилизации жизни, страх и паническое состояние в связи с ощущением тех или иных перемен, хроническая нехватка денег, учеба, неполучение стипендии, задолженности, безработица, проблемы в семье, с друзьями и т.д. Все это вызывает тревогу, стрессовые ситуации, депрессивные состояния, неблагоприятные для здоровья.

Считается, что психическое здоровье является главным фактором, влияющим на нашу жизнь, от него зависит счастье, профессиональные успехи, взаимоотношения с окружающими и все, что связано с физическим здоровьем. Психосоциальные факторы порождают стресс.

Источниками стресса могут быть правовая незащищенность, конфликтная ситуация в семье, в учебе, проблемы со здоровьем, усталость, снижение работоспособности, избыточный вес, возросший темп жизни. Независимо от стрессов итогом их воздействия является тяжелое нарушение здоровья.

В течение 2006-2009 г.г. мы провели тестирование студентов первых двух курсов на стрессоустойчивость с помощью четырех тестов. Первый «Раздражает ли Вас?» включал 16 вопросов, ответы на которые оценивались: «очень» - 5 очков, «не особенно» - 3 очка и «ни в коем случае» - 0 очков. Ответы студентов определили 3 группы с соответствующей характеристикой каждой.

Подавляющее число студентов обоих курсов (72.8% и 74.0%) вошло во 2-ю самую многочисленную группу. У них вызывают раздражение и острую реакцию самые неприятные ситуации, но из обычных невзгод они не делают драму. К неприятностям они «поворачиваются спиной», достаточно легко забывают о них. Каждый 5-й студент третьей группы вполне переносит раздражение, у них высокая устойчивость против стрессовых ситуаций. Небольшое количество студентов обоих курсов (7.4% и 6.0%) вошли в 1-ю группу, которая характеризуется беспокойством, неуравновешенностью, нетерпением. У них вызывают раздражение и острую реакцию даже незначительные факторы. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. Подчас от их психического состояния страдают окружающие люди. Тщательное изучение полученных результатов позволило рекомендовать отдельным студентам этой группы обратиться за помощью к психотерапевту.

Следующие обследования проведено с помощью теста «Какие у Вас нервы?» Студенты ответили на 10 вопросов. Каждый ответ оценивается от 0 до 10 баллов. По результатам тестирования студенты распределились также на три группы:

Было установлено, что значительное число студентов I курса (68.4%) и 2 курса (69.3%) вошло во 2-ю группу, студенты которой характеризуются как: «Вы рассудительны, спокойны и осмотрительны. Ваше настроение не доходит крайностей. Не эмоциями, а намерениями определяются Ваши поступки. Вас, конечно, можно вывести из равновесия, но лишь в том случае, если имеется тому причина. Вы правильно оцениваете значение вещей, этом у способствует ваша уравновешенность. Если что-то и случается, вы в первую очередь занимаетесь решением этой проблемы, а не состоянием своих нервов.

Каждый 5-й студент вошел в 3-ю группу с устойчивой нервной системой, характеризующейся как: «У Вас железные нервы. Окружающих можете вывести из равновесия не своей нервозностью, а своей рассудительностью. Вы не слишком следите за происходящими с Вами событиями, которые Вам неприятны. Если это так, то Вы – очень везучий человек».

Наименьше е количество 1-го (9.1%) и 2-го (9.9%) курсов вошли в 3-ю группу. Студенты этой группы характеризуются как: «Вы чувствительный человек, Ваша нервная система тоже чувствительна. Из-за этого Вы иногда страдаете, чрезмерно боязливы, не уверенны в себе, часто теряетесь в ложных ситуациях». Несмотря на то, что эта группа студентов немногочисленна, именно на них преподавателю следует обратить пристальное внимание, необходимо использовать средства физической культуры и спорта для изменения их поведения.

Еще один тест был предложен студентам: «Справляетесь ли вы со стрессом?». Они ответили на 10 вопросов по 10-ти балльной шкале. Результаты тестирования определили студентов в 4-е группы.

Подавляющее число студентов (74.2%) попали во 2-ю группу (18-41 балл). Они устойчивы к неожиданно возникающим трудностям, всегда правильно реагирует па мелочи, вызывающие беспокойство, а это может отрицательно сказываться на сердечно-сосудистой системе.

В 1-ю группу попали 16.8% студентов (0-17 баллов), которые легко справляются с возникающими трудностями, у них наблюдается гармония жизни. Небольшое количество студентов 9% попали в 3-ю группу с неадекватной реакцией на жизненные ситуации, избирательно реагируют на них, у них может появляться состояние тревоги, с которым следует поделиться в кругу семьи и с друзьями. Им рекомендовано по возможности, не волноваться понапрасну.

Приятно отметить, что не оказалось студентов в 4-й группе с острой реакцией на возникающие проблемы, отрицательно сказывающиеся на деятельности человека и его сердечно - сосудистой системе. Результаты этого теста показали, что студенты адекватно справляются со стрессом.

Мы приведем еще один результат обследования с помощью теста «Подвержены ли вы стрессу». Студенты ответили на 6 вопросов с тремя вариантами ответов: а) 6 очков, б) 4 очка, в) 2 очка. По результатам испытуемые были разделены на 3 группы:

24-36 очков. Вы в высшей степени подвержены стрессу. У Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника, С Вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас - научиться успокаиваться. Это нужно Вам и Вашим близким людям.

18-24 очка Вы человек спокойный и не подвержены стрессу. Если Вы набрали не намного больше 18 очков, то Вам можно посоветовать быть терпимым к окружающим. Это позволит Вам добиться большего.

12-18 очков - Ваша бездеятельность тоже может быть причиной стресса. Видимо, Вы очень раздражаете родных и близких Вам людей. Больше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Немного больше половины студентов (53.2%) вошли во 2-ю группу с соответствующей характеристикой. В то же время мы считаем, что остальные студенты, попавшие в 1-ю группу (46.8%) и та характеристика, которая им дана, должна вызывать беспокойство, принятию необходимых мер по физическому воспитанию и лично каждому студенту, набравшему большое количество очков, дать рекомендации по укреплению или нейтрализации стрессоров, которые, видимо, у него постоянны.

Полученные результаты каждого теста подтверждают правильность их выбора для исследования состояния психического здоровья студентов. Их ответы во всех тестах не имели противоречий, дополняли один другой.

Разнообразие тестов на стрессоустойчивость позволяет преподавателю оперативно провести обследование, быстро обработать материалы, интерпретировать их, сделать выводы и выработать тактику и стратегию борьбы со стрессом у студентов.

Для предупреждения и снятия стресса у студентов мы рекомендуем:

· физические упражнения;

· любую музыку (классическую, легкую при соответствующей обстановке);

· сон, массаж, сауна, водные процедуры, прогулки;

· вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, игры с «меньшими братьями» и др.;

· чтение любимых книг из цикла юмористических рассказов, либо, если есть возможность, просмотреть видеозаписи выступлений юмористов.

Быстрому снятию стресса способствует умение вовремя расслабиться, снижение темпа жизни, отрыв от повседневности и др.

Результаты исследований по всем четырем тестам на стрессоустойчивость показали благоприятную картину, а рекомендации по предупреждению и преодолению стресса помогут студентам иметь хорошее психическое и физическое здоровье наряду с другими показателями здоровья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.