Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Координационные способности и критерии их развития




Леонов Д.В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия

 

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной двигательной задачи: прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. п. Успешность решения двигательной задачи определяется многими факторами, в том числе, способностью человека выполнять согласованно и в соответствии с состоянием организма и условиями деятельности, движения составляющие содержание двигательного действия.

Согласно многочисленным исследованиям последних десятилетий, различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны и представляют собой многогранное и сложное образование [1]. В научно-методической литературе существует множество вариантов определения понятий «координационные способности». Но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.

До середины 70-х г.г. для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость» [2]. Этот термин оказался очень многозначным, нечетким и «житейским». Поэтому для обозначения координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности ввели в теорию и практику физического воспитания и спортивной тренировки термин «координационные способности», который позволяет говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию [1, 2].

Отправной точкой при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordinatione – согласование, сочетание, приведение в порядок) [2].

Координационные способности представляют собой очень сложное образование (систему), имеющее несколько уровней [1, 3, 4]. В самом общем виде: координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции [2, 5, 8].

Для выделения и анализа свойств, составляющих содержание координационных способностей, необходимо определить критерии их проявления развития.

Опираясь на современные теоретические положения физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности и целенаправленности, исследователи указывают на четыре основных критерия координационных способностей – правильность, быстрота, рациональность, находчивость [1, 5]. Эти критерии, отражающие координационные способности, имеют две стороны: качественную и количественную.

Так качественную сторону критерия «правильность» Н. А. Бернштейн [5] назвал адекватностью, которая проявляется в движении к намеченной цели. Количественная сторона «правильности» проявляется в точности движений.

Критерий «быстрота» с качественной стороны характеризуется быстротой в отдельном движении, действии, поведении, и т. д. [6]. С количественной стороны проявлением этого критерия выступает быстрота достижения результата [6] или умение производить определенную работу в кратчайшее время [7].

Качественная сторона «рациональности» выражается в елесообразности движений, а количественная – в их экономичности.

Качественной стороной «находчивости » выступает инициативность, которая проявляется в поиске и нахождении наилучших вариантов решения двигательной задачи. Обобщенная количественная характеристика «находчивости» проявляется в стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения [1].

Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов. Они характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками [2].

Координационные способности тесно связаны с силовыми и двигательно-скоростными способностями человека. Чем выше уровни силы, скорости и выносливости, тем легче развивать координационные способности [8].

Таким образом, в современной научно-методической литературе под координационными способностями понимается совокупность свойств личности, обусловливающую правильность, быстроту, рациональность, находчивость решения двигательных задач с учетом состояния своего организма и конкретных условий деятельности.

Хотя высокий уровень координационных способностей обеспечивает значительные преимущества во многих видах спортивных дисциплин, все же наиболее важными эти качества являются для игровых видов спорта [8]. Поэтому учет своеобразия координационных способностей в этих видах спорта и ориентация на показатели критериев их развития является необходимым условием повышения эффективности процесса технико-тактической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

2. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.

3. Годик, М. А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

4. Филиппович, В. П. Двигательная ловкость / В. П. Филиппович // Легкая атлетика. - 1980. - № 7. – С. 7.

5. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – М.: Медиздат, 1947. – 254 с.

6. Каширин В. А. Формирование специальной ловкости волейболистов массовых разрядов с учетом особенностей соревновательной деятельности: автореф. Дис. … канд.ю пед. наук.: 13.00.04 / В. А. Каширин. – Чебоксары, 2008. – 24 с.

7. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

8. Тудор О. Б. Подготовка юных чемпионов / О. Б. Тудор. – М.: АСТ Астрель 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.