Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение специализированных тренажеров




И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРАССЫ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В МАУНТИНБАЙКЕ

Пашкова Н. Н., Краснов В. Н.

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова,

Чебоксары, Россия

Зрелищность соревнований маунтинбайка является притягательной для телевидения, рекламы, что способствует его развитию как одного из экстремальных видов спорта. Наметившаяся в последние годы тенденция к повышению экстремальности через включение в соревновательные трассы сложно технических участков делает гонку зрелищной, но одновременно и очень опасной для жизни и здоровья спортсменов.

Например, на чемпионате мира 2011 года из 86 стартовавших гонщиц не дошли до финиша 18 человек из-за получения травм и поломок велосипеда. В сложившихся условиях существенно возрастает значимость высокого уровня технического мастерства, что предполагает творческий поиск и разработку новых, более эффективных методик технической подготовки спортсменов.

Одним из основных методических положений системы подготовки спортсменов высокой квалификации выступает установка на моделирование в тренировочном процессе условий соревновательной деятельности [1, 3, 4, 5 и др.]. Поэтому в качестве основных тренировочных средств технической подготовки в маунтинбайке должны выступать упражнения, максимально приближенные к соревновательным действиям.

Возможности систематического и круглогодичного применения этих тренировочных средств могут быть существенно расширены через создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих условия соревновательной деятельности в маунтинбайке [2].

В связи с этим цель исследования заключалась в выявлении и научном обосновании теоретических и организационно-методических основ совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке на основе создания и применения специализированных тренажеров и тренировочных трасс.

Для достижения цели исследования нами последовательно решались три задачи:

1. Осуществить анализ и систематизацию технических приемов маунтинбайка.

2. Создать специализированные тренажеры и тренировочную трассу, моделирующие условия соревновательной деятельности в маунтинбайке.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков на основе применения специализированных тренажеров и тренировочной трассы.

Результаты исследования. Технические приемы маунтинбайка систематизированы нами на три группы: приемы езды на велосипеде, приемы бега с велосипедом и приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно.

Езда на велосипеде осуществляется тремя техническими приемами: езда, сидя в седле, езда, стоя над седлом и езда способом «танцовщица». В свою очередь эти технические приемы реализуются в способах езды на старте и по дистанции. Технические приемы бега с велосипедом включают приемы бега с транспортировкой и буксировкой велосипеда. Технические приемы перехода с езды на велосипеде на бег и обратно включают приемы поднимания и опускания велосипеда, спрыгивания и запрыгивания на велосипед.

Способы выполнения технических приемов езды на велосипеде, бега с велосипедом и перехода с езды на велосипеде на бег и обратно различаются в зависимости от рельефа местности и особенностей грунта соревновательной трассы.

Нами были созданы:

· специализированный тренажер для маунтинбайка, который позволяет моделировать условия езды на крутых подъемах, спусках и острых поворотах;

· тренажер «кросс-кантри», который позволяет моделировать условия езды по участкам трассы с различными особенностями грунта ( каменистый неровный грунт, песок, грязь, болото, узкая колея);

· групповой тренажер, который позволяет моделировать условия езды при физическом контакте с соперниками и притирки колес;

· велотренажер «Экстрим», который позволяет моделировать условия применения прыжков на велосипеде с преодолением естественных и искусственных препятствий;

· комплексный тренажер, который позволяет моделировать условия езды при преодолении всех экстремальных участков соревновательной трассы, различающихся особенностями рельефа местности, особенностями грунта и физического контакта с соперником;

· специализированная тренировочная трасса, которая позволяет моделировать и постепенно усложнять максимально приближенно к естественным условиям преодоления всех имеющихся в современном маунтибайке экстремальных участков соревновательной трассы.

Организационно-методическими особенностями совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков с использованием специализированных тренажеров и тренировочной трассы являются:

· постепенное и последовательное усложнение условий выполнения технических приемов;

· индивидуализация процесса овладения техническими приемами с учетом уровня технической подготовленности каждого спортсмена;

· создание условий для профилактики спортивного травматизма при выполнении технических приемов;

· интегрированное решение задач специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки после овладения техническими приемами на уровне навыка;

· применение упражнений на специализированных тренажерах и тренировочной трассе с учетом задач отдельных циклов учебно-тренировочного процесса (микроциклов, мезоциклов и макроциклов).

Для практического обоснования эффективности применения разработанной нами методики совершенствования технической подготовки в годичном цикле тренировки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке нами был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие 18 спортсменок высокого класса в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 6 человек на начало эксперимента имели зва­ние мастера спорта, 8 – являлись кандидатами в мастера спорта и 4 гонщицы имели первый спортивный разряд. Эксперимент проводился с сентября 2010 года по июнь 2011 года в течение годичного цикла тренировки и состоял из трех периодов, отличающихся целевыми задачами и преимущественной направленностью применяемых тренировочных средств. Все испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, В каждой из групп было 3 мастера спорта, 4 кандидата в мастера спорта и 2 спортсмена первого спортивного разряда. Объем, интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок испытуемых обеих групп были относительно одинаковыми. Также существенно не различалось построение учебно-тренировочного процесса в рамках его отдельных циклов (микроциклов, периодов и этапов).

В технической подготовке испытуемых контрольной группы применялись традиционные тренировочные средства в рамках общепринятых методов обучения и тренировки. Техническая подготовка испытуемых экспериментальной группы была организована и проведена с применением упражнений на специализированных тренажерах и специализированной тренировочной трассы. При этом учитывались выделенные нами организационно-методические особенности применения этих тренировочных средств.

Результаты педагогического эксперимента приведены в таблицах 1 и 2.

Сравнительный анализ показателей времени прохождения отдельных сложно-технических участков специализированной тренировочной трассы и трассы в целом до и после педагогического эксперимента свидетельствует об их существенном снижении, другими словами – о повышении скорости их преодоления у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ данных контрольной и экспериментальной группы выявил, что в начале педагогического эксперимента они имели примерно одинаковые результаты во времени прохождения отдельных участков специализированной тренировочной трассы и трассы в целом (Р > 0,05).

В частности, первый сложно-технический участок трассы испытуемые контрольной и экспериментальной группы преодолели в среднем за 26,79 и 26,48 с соответственно (Р = 0,59), второй – за 29,98 и 29,11 с (Р = 0,60), третий – за 32,10 и 31,73 с (Р = 0,38), четвертый – за 26,58 и 26,40 с (Р = 0,74). Общее время прохождения специализированной тренировочной трассы испытуемыми контрольной группы составило 116,38 с, испытуемых экспериментальной группы – 115,72 с (Р = 0,70).

 

Таблица 1 – Время прохождения участков специализированной тренировочной трассы испытуемыми контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы на разных этапах педагогического эксперимента, с (Х ± δ)

 

Группы испытуемых Время прохождения участков тренировочной трассы, с Общее время, с
I модуль II модуль III модуль IV модуль
26 сентября 2010 года
ЭГ, n=9 26,48±1,05 31,12±0,85 31,73±0,44 26,40±1,09 115,72±2,99
КГ, n=9 26,79±1,34 30,92±0,77 32,10±1,16 26,58±1,16 116,38±3,96
Р 0,59 0,60 0,38 0,74 0,70
02 ноября 2010 года
ЭГ, n=9 25,12±1,21 29,11±0,91 29,83±0,56 24,47±1,42 108,53±3,72
КГ, n=9 26,03±1,21 29,98±1,03 30,60±0,62 25,23±0,72 111,84±3,26
Р 0,13 0,07 0,01 0,17 0,06
16 апреля 2011 года
ЭГ, n=9 23,91±0,84 27,73±0,65 28,50±0,63 22,99±0,85 96,80±13,44
КГ, n=9 25,42±0,89 29,08±1,06 29,91±0,55 24,73±0,80 109,14±2,83
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01
04 июля 2011 года
ЭГ, n=9 22,73±0,90 25,68±0,74 27,18±0,79 21,60±1,07 97,18±2,83
КГ, n=9 24,61±0,90 28,35±0,94 29,12±0,73 23,93±0,61 106,01±2,70
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

 

Таким образом, можно заключить, что на момент начала педагогического эксперимента испытуемые обеих групп существенно не различались по уровню технической подготовленности.

После каждого этапа педагогического эксперимента преимущество испытуемых экспериментальной группы в скорости преодоления участков специализированной тренировочной трассы возрастало.

После первого этапа оно проявлялось преимущественно на уровне незначимой тенденции. К примеру, на преодоление первого сложно-технического участка испытуемые контрольной группы затратили в среднем 26,03 с, экспериментальной группы – 25,12 с (Р = 0,13), второго – 29,98 и 29,11 с соответственно (Р = 0,07), третьего – 30,60 и 29,83 с (Р = 0,01), четвертого – 25,23 и 24,47 с (Р = 0,17). Преимущество испытуемых экспериментальной группы в скорости преодоления специализированной тренировочной трассы в целом было близко к достоверному – они преодолели трассу в среднем за 108,53 с, в то время как испытуемые затратили на это на 3,31 с больше (Р = 0,06).

После второго этапа эксперимента преимущество в скорости преодоления участков специализированной тренировочной трассы стало существенным. В частности испытуемые экспериментальной группы преодолели первый сложно-технический участок быстрее в среднем на 1,51, второй – на 1,35 с, третий – на 1,41 с, четвертый – на 1,74 с (Р < 0,01), Преимущество во времени преодоления специализированной тренировочной трассы в целом составило 12,34 с (Р < 0,01).

После третьего этапа, к моменту завершения педагогического эксперимента, преимущество испытуемых экспериментальной группы стало еще более значимым. Они преодолели первый сложно-технический участок в среднем за 22,73 с, что на 1,88 с превышает средний результат испытуемых контрольной группы (Р < 0,01), второй участок - быстрее на 2,67 с (Р < 0,01), третий – быстрее на 1,94 с (Р < 0,01), четвертый – быстрее на 2,33 с (Р < 0,01).

Специализированную тренировочную трассу они прошли в среднем за 97,18 с, что лучше среднего результата испытуемых контрольной группы (106,01 с) на 8,93 с (Р < 0,01).

Испытуемые обеих групп приняли в соревновательном периоде годичного цикла участие в шести соревнованиях по маунтинбайку:

I этап Кубка Чувашии - 30.04. 2011 года.

II этап Кубка Чувашии - 08.09. 2011 года.

III этап Кубка Чувашии - 22.05.2011 года.

Чемпионат Чувашии - 26.06.2011 года.

IV этап Кубка России - 08.07.2011 года.

V этап Кубка России - 23.07.2011 года.

В таблице 2 приведены показатели средней суммы занятых всеми испытуемыми каждой из групп мест в этих соревнованиях.

 

Таблица 2 – Результаты участия испытуемых обеих групп в соревнованиях по маунтинбайку, занятые места в баллах (Х ± δ)

 

Группы испытуемых Вид соревнований и дата проведения
I этап Кубка Чувашии II этап Кубка Чувашии III этап Кубка Чувашии Чемпионат Чувашии IV этап Кубка России V этап Кубка России
30.04. 2011 08.09. 2011 22.05.2011 26.06.2011. 08.07.2011 23.07.2011
ЭГ, n=9 5,89±5,69 5,56±4,59 6,89±5,21 7,11±4,51 7,00±5,12 6,33±4,18
КГ, n=9 13,11±4,73 13,78±4,99 12,11±4,26 12,22±4,58 12,00±4,50 12,67±4,53
Р 0,01 0,01 0,03 0,03 0,04 0,01

 

В первом соревновании сумма мест, занятых в среднем всеми испытуемыми контрольной группы составила 13,11 баллов против 5,89 баллов у испытуемых экспериментальной группы. Преимущество испытуемых экспериментальной группы в показателях соревновательной результативности было достоверным (Р < 0,01).

Во втором соревновании показатели соревновательной результативности составили у испытуемых контрольной и экспериментальной группы 13,78 и 5,56 баллов, в третьем – 12,11 и 6,89 баллов, в четвертом – 12,22 и 7,11 баллов, в пятом – 12,00 и 7,00 баллов, в шестом – 12,67 и 6,33 баллов. Различия в показателях средней суммы занятыми испытуемыми обеих групп мест в каждом из этих соревнований также достоверно различаются (Р < 0,01).

В целом, приведенные выше результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном педагогическом эффекте разработанной нами методики технической подготовки на основе применения специализированных тренажеров и тренировочной трассы.

Литература

1. Верхошанский, Ю. В. Программирование, организация и управление тренировочным процессом / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 221 с.

2. Краснов, В. Н. Применение велотренажерного комплекса в подготовке гонщиков в кросс-кантри: монография / В. Н. Краснов. - Чебоксары: Чувашский ун-т, 2003. – 120 с.

3. Новиков А. А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений / А. А. Новиков, Б. Н. Шустин // Современный олимпийский спорт. – Киев: КГИФК, 1993. – С. 167–170.

4. Платонов, В. Н. Общая теория и методики подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1991. – 600 с. Полищук, Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 344 с.

5. Полищук, Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 344 с.

 

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.