Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артпедагогика в системе многолетней спортивной подготовки




Роледер М. М.

МОУ ДОД «ДЮСШ № 3»,

Ставрополь, Россия

 

Спорт в современном обществе, отличается высокими требованиями к физическим, психическим и духовным возможностям спортсменов. В основе спортивной деятельности лежит соперничество и стремление к достижению победы в соревновании, иногда любой ценой. Как известно, победа, достигнутая в честной спортивной борьбе, при соблюдении нравственных норм и принципов, формирует и подкрепляет такие качества личности как честь, достоинство, справедливость, ответственность и др. Если спортсмен добивается победы прибегая к нечестным способам борьбы (допинг, обман соперников и т.д.), то и это откладывает отпечаток на формирование его личностных свойств, особенно в период юношеского становления. Следовательно, спортивные состязания и вообще занятия спортом ставят ребенка в условия постоянного нравственного личностного выбора: оказать или не оказать необходимую помощь сопернику, довести или не довести борьбу до конца, если личный результат уже не будет высоким, пожертвовать или не пожертвовать личным успехом ради успеха команды, то есть способствуют становлению нравственных и морально-волевых качеств личности. В определенной степени формирование тех или иных качеств личности зависит напрямую от построения учебно-воспитательного процесса многолетней спортивной подготовки, умения тренера привить спортсмену чувства долга, ответственности, порядочности, честности и др. Вместе с тем, как отмечают О. В. Козырева и В. И. Столяров, «активные и регулярные занятия спортом, как правило, не повышают, а снижают ориентацию детей и молодежи на нравственное поведение в спорте» [4, с.16], что нередко приводит развитию агрессивности и жестокости.

По мнению В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой [2] в основе спортивного воспитания должны лежать идеалы гуманизма, позволяющие сформировать у юных спортсменов знания о гуманисти­ческих, духовно-культурных ценностях, которые могут быть в последствии реализованы в спортивной борьбе. В рамках гуманистической парадигмы система подготовки спортсменов должна быть направлена на интеграцию всех ее сторон, продуцирующихся в итоге в успешное выступлении на соревнованиях. На сегодняшний день многие виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями технической и физической подготовки спортсменов, но не всегда учитывают воспитательную функцию спортивной тренировки, не полностью реализуют гуманистические, интеллектуальные, творческие и эстетические ее составляющие.

Реализация гуманистической направленности спортивной деятельности возможна при использовании в учебно-тренировочном процессе, особенно юных спортсменов педагогического направления артпедагогики, которая обусловлена интеграцией педагогики, искусства и арттерапии, оказывающих комплексное образовательно-воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие на личность спортсмена.

Как показано в исследованиях Н. Ю. Шумаковой [7], артпедагогика выступает как комплексное средство гуманизации физической культуры и спорта. Артпедагогика как гуманистическая система представляет собой совокупность идеалов и ценностей социума, детерминирующих культурно-историческое и духовно-нравственное наследие, проникнутое уважением к достоинству человека и реализацией его творческого потенциала через эстетико-художественные формы. Артпедагогика в сфере физической культуры и спорта сочетает в единое целое физическую и духовную стороны личности человека, охватывая отрасли художественно-творческой деятельности (эстетическое и художественное воспитание, эстетическую культуру в целом), и включает в себя процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие), и процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование. Артпедагогика нацелена на гармоническое развитие ребенка, активизацию его потенциальных возможностей и творческое проявление способностей в художественной деятельности; реализацию познавательно-информационных потребностей; осуществление коррекции и профилактики имеющихся отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной и личностной сферах; создание условий для его социализации в обществе. Артпедагогическое воздействие обусловлено эмоциональным восприятием художественной деятельности, визуально-образной реконструкцией воспринимаемого материала, личностно-сконцентрированным опытом.

Гуманистические традиции в спортивной деятельности берут свое начало еще со времен античности, где интеграция духовной и телесной сфер человека рассматривалась как высшая цель воспитания. Синкретизм искусства и спорта зародился в Древней Греции в период Античных олимпийских игр. «Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств» [3, с. 15]. Ученые [1, 3, 5] свидетельствуют, что атлетические соревнования древних греков органически взаимосвязаны с искусством. Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор был Олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ Платон также прославился в кулачных боях. В трудах Ю. В. Андреева, Б. Р. Голощапова, Г. А. Кошеленко, В. И. Кузищина, Л. П. Мариновича, В. И. Петрушина и др., отмечается, что секрет нерушимого здоровья знаменитых античных героев (Геракла, Ахилла), заключается не столько в их редкой физической силе, развитой благодаря упорным физическим упражнениям, сколько в единстве духовного и телесного начал в человеке. Все это подчеркивает, что главное в педагогической деятельности – это развитие человека в его целостности, в гармонии тела и души.

В трудах великих спортивных деятелей Пьера де Кубертена, Хуана Антонии Самаранча отмечается, что спорт и искусство это единые элементы, направленные на становление и развитие духовного и телесного начал в человеке. Ничего так не облагораживает душу человека, как искусство, и ничто так не близко искусству, как настоящий чистый, спорт, определяющий специфику развития гуманистических идей в развитии олимпийского движения. В рамках спортивной педагогической науки, способной сформировать новую гуманную стратегию спортсменов, по мнению Пьера де Кубертена, – «искусство должно соседствовать со спортом, должно быть связано с практикой спорта». Президент МОК Хуан Антонио Самаранч писал: «Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из принципов олимпийского движения. Мы, участники этого движения, верим, что идеи Кубертена будут реализованы в спортивной практике, построенной на принципах честной борьбы, игры в гармонии с искусством, культурой и интеллектуальными усилиями» [5, с. 25]. Здесь уместно заметить, что по предложению Пьера де Кубертена в программу олимпиад с 1912 по 1948 годы были включены художественные конкурсы (певцов, музыкантов, ораторов и т. д.), как это делалось на древнегреческих играх. С 1952 года, по решению МОК, художественные конкурсы были заменены культурными программами для участников состязаний (концертами, выставками, театрализованными представлениями).

В работе О. В. Козыревой [4] подчеркивается, что спортивное воспитание может дать оптимальный гуманистический эффект лишь в сочетании со средствами искусства во всех его разновидностях: художественной гимнастикой, пластико-ритмической, антистрессовой пластической гимнастикой, психогимнастикой, телесной арттерапией; психотехническими, психокоррекционными, развивающими интеллектуальными играми, сюжетно-ролевыми играми и занятиями, народными играми; методами конструктивного и технического творчества.

В монографии Н. Ю. Шумаковой [6] отмечается, что в спортивной деятельности заложены огромные возможности и для творчества и эстетического воздействия на человека. Прежде всего, это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, а также зрители, имеют возможность наблюдать здесь разнообразные проявления таких эстетических ценностей, как прекрасное, возвышенное, гармоничное, совершенное и даже комичное. В спорте имеются возможности и для эстетической деятельности, притом в самых разнообразных формах: для деятельности по формированию прекрасного человека – с точки зрения его физического совершенства, духовных качеств, морального облика; для деятельности, направленной на достижение эстетического совершенства в выполнении движений, на эстетическое оформление спортивных праздников, на эстетическое преобразование предметной среды спорта и т. д. Наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, занятия спортом и связанное с этим не только созерцание эстетических ценностей, но и активное, творческое участие в разнообразных формах деятельности по их созданию – все это создает богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Этот эстетический потенциал физической культуры и спорта нисколько не уступает другим элементам современной культуры, включая искусство.

Известные деятели искусства – артист Борис Чирков и кинодраматург Д. Полонский заметили однажды, что современный спорт «взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, «конструирование» личности, нравственности, доброты, честности, товарищества». «И здесь у спорта, – по их мнению, – может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства» [6, c. 98].

Следовательно, артпедагогика – эта одна из систем гуманизации личности спортсмена, главной целью которой является гармоническое развитие ребенка, его психофизическое оздоровление, адаптация к окружающей действительности, с реализаций его спортивного потенциала. Особая значимость артпедагогики в современном процессе спортивной подготовки обусловлена ее способностью не только обучать и развивать, но и оздоравливать ребенка.

Содержание артпедагогической системы в физкультурно-спортивной деятельности представлено следующими составляющими, способствующими сохранению и развитию гуманных качеств личности спортсмена:

· познавательной деятельностью, расширяющей кругозор, формирующей потребность в самообразовании и самосовершенствовании, способствующей интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями в области спорта и искусства;

· художественной деятельностью, развивающей эмоционально-образное мышление, эстетическое мироощущение, стимулирующей творческие способности спортсмена;

· ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на развитие общечеловеческих ценностей спортсменов, привитие принципов «Fair Play», становление их гуманистического мировоззрения;

· двигательной деятельностью, направленной на разностороннее формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков, двигательной пластичности, ритмичности и координации;

· творческой деятельностью, ориентирующей на развитие духовно-личностного потенциала спортсмена, способствующего самовыражению через красоту и грациозность выполнения технических элементов избранного вида спорта. В творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-ценностный компоненты личности спортсмена.

К основным средствам артпедагогической системы спортивной подготовки можно отнести музыкальное сопровождение занятий, способствующее формированию двигательно-музыкальной выразительности (развитие умений у спортсменов передавать движениями характер музыкальных произведений, звучание музыки в различном регистре, темпе, различные ее динамические оттенки, определять музыку, соответствующую по характеру предлагаемым упражнениям и мелодичности рисунка движений); формирование интеллектуальной компетентности, направленной на осознание генезиса синкретических форм искусства и их роли в спортивной деятельности, понятий о свободном целостном движении, моральном облике спортсмена – гуманиста, идей и принципов честной игры и олимпизма; обучению основам колориметрии (подбор цветовой гаммы костюмов, соответствующей образу и психофизиологическим особенностям человека). Данные средства артпедагогики используемые в системе многолетней спортивной подготовки, применяемые уже на этапе начальной спортивной специализации играют значительную роль не только в гармоничном развитии личности спортсмена и способствуют развитию интеллекта, формированию гуманных качеств, но и формируют законченный образ двигательного действия, создают условия для успешного участия в соревнованиях и достижения более высоких спортивных результатов.


Литература

1. Андреев, Ю. В. История Древней Греции / Ю. В Андреев, Г. А. Кошеленко и др. – М.: Высш. шк., 2000. – 399 с.

2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №4. – С. 2–8.

3. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Б. Р. Голощапов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 70 – 221.

4. Козырева, О. В. «Друзья Спартиашки». Новая игровая программа для дошкольников, ориентированная на единство их духовного и физического развития: учеб.-метод. пособие / О. В. Козырева, В. И. Столяров – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. – 46 с.

5. Родиченко, В. С. Олимпийский учебник студента: учеб. пособие для системы олимпийского образования в высших учебных заведениях. – 5-е изд., перепаб. и доп. / В. С. Родиченко, С. А. Иванов, А. Т. Контанистов и др.; Олимпийский комитет России. – М.: ФКиС, 2008. – 128 с.

6. Шумакова, Н. Ю. Артпедагогика: гуманизация образования в области физической культуры: монография / Н. Ю. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 300 с.

7. Шумакова, Н. Ю. Гуманистический потенциал артпедагогики в развитии физической культуры личности / Н. Ю. Шумакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – №6. – С. 37–40.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.