Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности физического развития и физической подготовленности сельских девушек




Волкова Т. И., Пьянзина Н. Н.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия

 

Физическое развитие детей и подростков характеризует процесс роста и созревания растущего организма и тесно связано с уровнем развития их двигательной активности. Урбанизация современного общества, увеличение учебной нагрузки за счет введения дополнительных занятий приводят к резкому ограничению учащихся общеобразовательной школы в движениях.

В связи с этим Министерство образования и науки Российской Федерации издало приказ № 889 от 30 августа 2010 г. и Письмо от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», вместе с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (официальная публикация в СМИ «Вестник образования России», № 24, декабрь, 2010 г.).

Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:

- культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия;

- состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта;

- основные направления развития физической культуры.

Анализ научной и методической литературы по проблемам здоровья и физической подготовленности в школе свидетельствуют о глубокой озабоченности специалистов несоответствием физических возможностей школьников программным нормативам, снижением уровня здоровья, физической подготовленности школьников и их нежеланием систематически заниматься физической культурой и спортом.

Все вышеперечисленные факты вызывают необходимость осуществления постоянного контроля уровня физической подготовленности школьников, разработки нормативных требований, коррекции организации занятий по физической культуре и внедрения новых форм контроля физической подготовленности с учетом региональных особенностей занимающихся.

В настоящее время контроль за физической подготовленностью не отвечает поставленным задачам, он ориентирован на «среднего» школьника, не учитывает особенности физического развития и физической подготовленности учащихся различных регионов России. Такое положение можно считать, по меньшей мере, безграмотным, так как в пределах одного возрастного периода различных регионов Российской Федерации наблюдаются значительные различия в темпах физического развития, уровне биологического созревания и в проявлении двигательных особенностей.

По нашему мнению, региональное дифференцированное оценивание показателей физического развития и физической подготовленности позволяет существенно повысить эффективность физического воспитания школьников.

Без знаний основных показателей физического развития учащихся учителя физической культуры не могут требовать от них выполнения программных требований и грамотно регулировать их физическую подготовленность.

Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникает определенное противоречие между насущными потребностями практики и отсутствием региональных особенностей показателей физического развития и уровня физической подготовленности учащихся сельских школ Чувашской Республики.

Поэтому, изучение физического развития и уровня физической подготовленности, учащихся в любую эпоху является актуальным.

Цель работы: изучить показатели физического развития и физической подготовленности учащихся старших классов сельской образовательной школы.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, врачебный контроль и математическая статистика.

Нами был проведен анализ уровня физического развития 20-ти девушек десятых классов, проживающих в сельской местности. Тестирование физического развития учащихся проводилось по унифицированной методике.

Анализ данных, приведенных в таблице 1, свидетельствует о том, что уровень физического развития девушек сельской местности ниже, чем у городских, но соответствует средним показателям по России.

 

Таблица 1 - Показатели физического развития девушек 10-х классов

Показатели М±m P
начало уч. года конец уч. года
Рост, см 161,05±1,20 164,3±1,19 <0,01
Вес, кг. 51,6± 1,65 52,3±1,78 >0,1
Окружность грудной клетки, см 75,25±0,90 77,75±0,95 >0,1

 

Поскольку одной из задач было изучение динамики показателей физических способностей, мы также определили их в конце учебного года. Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Динамика показателей физических способностей девушек 10-х классов

 

Показатели М±m Р
начало уч. года конец уч. года
Бег 30 м (сек) (скоростные) 6,24±0,13 5,80±0,14 >0,1
Прыжок в длину с места, см (скоростно-силовые) 158,3±0,03 165,8±3,28 <0,05
Наклон вперед из положения сидя, см (гибкость) 14,32±1,01 14,05±0,35 >0,1
Силовые (кол-во раз) 11,75±0,798 11,65±0,860 >0,1

 

Анализ динамики показателей физических способностей свидетельствует о том, что за истекший период времени у обследованных девушек достоверно улучшились только скоростно-силовые способности, скоростные имели тенденцию к увеличению, а гибкость и сила остались без изменений. Очевидно, это является региональной особенностью развития физических способностей сельских девушек Чувашской Республики. Кроме того, переход на учебу в лицей у многих девушек был связан с резкой перестройкой режима дня, когда вследствие значительных умственных перегрузок резко сократилось время для двигательной активности. Многие из учениц жаловались на то, что совсем не имеют времени даже для прогулок.

Полученные результаты согласуются с физиологическими и возрастными особенностями женского организма, но они должны вызывать тревогу у учителя физической культуры, и он должен перестроить учебную нагрузку, увеличив акцент упражнений, развивающих отстающие физические способности (скоростно-силовые и силовые).

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что физическое развитие – это процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, масса, объем и т.д.) и качественных (физиологических) преобразований организма с момента рождения до конца жизни. Физические (двигательные) способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Старший школьный возраст характеризуется: завершением формирования костной и мышечной системы, увеличением роста тела в длину, массы тела и ростом мышечной силы. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений, усиленно развиваются двигательные способности.

2. При проверке динамики физического развития девушек, обучающихся в сельской местности, выявлено, что показатели физического развития возросли и соответствовали средним показателям по Российской Федерации.

3. Физические способности по скоростным качествам в динамике улучшились и к концу учебного года оценивались как средние (в начале года были низкими), скоростно-силовые способности за исследуемый год так же увеличились достоверно, но находились на уровне ниже среднего (были низкими).

Показатели гибкости у обследуемых учащихся находились на уровне средних величин и в динамике не претерпели статистически достоверных изменений. Силовые способности были и оставались на уровне ниже средних по Российской Федерации. Возможно, это можно отнести к региональным особенностям физической подготовленности сельских девушек Чувашской Республики, и этот факт согласуется с данными о низком уровне развития физических способностей первокурсников вузов ЧР. Следовательно, для коррекции физической подготовленности по скоростно-силовым и силовым способностям преподавателям физической культуры на уроках необходимо увеличить объем упражнений развивающих эти качества. С другой стороны, ухудшение физических способностей девушек можно объяснить недостаточной двигательной активностью, связанной с учебой и подготовкой к сдаче экзаменов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.