Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность начального этапа профессионально-прикладной физической подготовки учащихся кадетских училищ




Сизова Н. В., Михута И. Ю., Гурина И. С.

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,

Минск, Республика Беларусь

 

Введение. Совершенствование системы начального этапа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) учащихся кадетских училищ определяется постоянно возрастающими требованиями к профессионально важным психофизическими качествам и всесторонней подготовленности будущих специалистов военной сферы.

Исходя из этого стратегия ведения учебного процесса в военных учебных заведениях должна быть ориентирована на сопряженное развитие у обучающихся важных психофизических качеств и двигательных умений и навыков, что позволит формировать у них определенную степень готовности и пригодности к предстоящей службе в Вооруженных Силах [1, 3].

Поэтому, одним из предлагаемых подходов к выявлению и реализации содержательно-целевых задач начального этапа ППФП является использование результатов корреляционного анализа компонентов психофизического потенциала (психомоторные способности, кондиционная и координационная подготовленность) воспитанников кадетских училищ. Кроме этого, выявление направленности корреляционной связи между конкретными компонентами психофизического потенциала – положительная или отрицательная – позволяет оценить эффективность целенаправленного воздействия на одну из сторон взаимодействующих способностей для оптимизации уровня ее контрагента.

Основная часть. Целью работы явилось выявление корреляционной модели направленности психофизического потенциала в системе ППФП учащихся кадетского училища.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: тестирование психомоторных способностей испытуемых с помощью комплексной компьютерной психодиагностической программы «Effecton Studio 2007» [2]; для определения уровня развития кондиционной и координационной подготовленности применялись надежные и информативные тестовые задания [1]. Математическая обработка статистических параметров проводилась при помощи компьютерной программы STATISTIKA 6.0.

Организация исследования. Исследования проводились на базе Минского городского кадетского училища в период с сентября по октябрь 2011 г. В исследовании принимали участие кадеты 14–15 лет (n=38).

Результаты исследования. В ходе анализа корреляционной матрицы (рис. 1) учащихся кадетских училищ 14–15 лет было установлено, что из 488 вычисленных корреляций между 38 показателями: психической (11 показателей) и физической (10 кондиционных и 18 координационных способностей) стороны психофизической модели подготовленности было выявлено 19 достоверных связей (положительные n=15 (3,3 %) и отрицательные n=4 (0,9 %), что составляет 4,1% от всех рассмотренных связей.

Рис. 1.- Корреляционная модели психофизического потенциала кадетов 14-15 лет

 

Анализ корреляционных взаимосвязей между показателями психомоторного, кондиционного и координационного компонентов психофизического потенциала позволил выявить достоверные положительные связи (r = от 0,32 до 0,58) между:

· скоростной способностью и способностью к ритму (r=0,35; Р<0,05), способностью к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (r=0,34; Р<0,05), способностью к пространственной ориентации (r=0,47; Р<0,01).

· способность к скоростной выносливости и способностью к ритму (r=0,42; Р<0,01), способностью к приспособлению (r=0,32; Р<0,05).

· способностью к динамическим параметрам правой и левой рук и способностью к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (r=0,41; Р<0,05), способностью к согласованию (r=0,34; Р<0,05), способностью к пространственной ориентации (r=0,58; Р<0,01).

· способностью к ритму и способностью к устойчивости внимания при дефиците времени (r=0,34; Р<0,05).

· способность к динамическому равновесию и способностью к динамической работоспособности (r=0,33; Р<0,05).

· способностью к согласованию и способностью к динамической работоспособности (r=0,35; Р<0,05).

· способностью к пространственной ориентации и способностью к сложной зрительно-моторной реакции (r=0,35; Р<0,05).

Отрицательно достоверные связи (r = от -0,34 до -0,50) нами были выявлены между:

· способностью к динамической силе и способностью к приспособлению и перестроению (r=-0,34; Р<0,05).

· способностью к динамическим параметрам правой и левой рук и способностью к точности восприятия времени (r=-0,50; Р<0,01).

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что большинство корреляционных взаимосвязей наблюдалась между кондиционным и координационным компонентами, а также были выявлены достоверные связи между координационным и психомоторным компонентами. Данный факт подтверждает, что в структуре психофизического потенциала тестируемых весьма надежной связью между психическим и физическим компонентами являются координационные способности.

Выявленные результаты проведенного корреляционного анализа свидетельствуют, что психомоторные, кондиционные и координационные компоненты модели психофизического потенциала рассматриваемого контингента, как правило, взаимосвязан на высоком, среднем либо низком уровне значимости, но при этом уже в достаточной степени стабилизируются, что дает основания ориентироваться на рассматриваемые показатели при оценке перспективности конкретного индивида к способности реализовать свои резервные возможности при выполнении служебно-боевых задач, применительно к специфике экстремального вида воинской деятельности. Кроме этого, наличие сильных связей предполагает использование упражнений интегрированного воздействия и наоборот их отсутствие предполагает поиск средств направленного (адресного) воздействия.

На основе полученных данных, возможно, разрабатывать методические рекомендации и программы построения начального этапа ППФП в разделах по совершенствованию двигательно-координационных способностей учащихся кадетских училищ в зависимости от выбираемого профиля будущей военно-профессиональной деятельности.

Резюме: результаты корреляционного анализа, позволили выявить направленность содержания начального этапа профессионально прикладной физической подготовки учащихся кадетских училищ

ЛИТЕРАТУРА

1. Михута, И. Ю. Метрологическое обоснование тестовых заданий по оценки психофизической готовности и пригодности к профессиональной деятельности / И. Ю. Михута // Вести БрГУ им. А.С. Пушкина – 2012. – № 1. – С. 153–165.

2. Тугой, И. А. Психологическая служба в образовании с Effecton Studio / И. А. Тугой. – Липецк: ЛЭГИ, 2006. – 298 с.

3. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности человека: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Туревский. – М.: ТГПУ, 1998. – 353 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.