Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании учащихся ДЮСШ




Юречко О. В.

Благовещенский государственный педагогический университет,

Благовещенск, Россия

В Концепции модернизации Российской системы образования подчеркивается необходимость ее обновления, одно из направлений которого связано с реализацией личностно-ориентированной парадигмы образования.

Наблюдаемая в настоящее время тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения обуславливает необходимость широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно-спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. С этих позиций деятельность детско-юношеских спортивных школ имеет значительное преимущество в планировании физической активности учащихся:

· их посещают дети в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии;

· стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем занимающимся получить дополнительное образование;

· организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.

Возможно, не все станут чемпионами, но если закрепится привычка к систематическим занятиям физической культурой, то это уже несомненный положительный результат в работе любого тренера.

При этом важное значение имеет реализация личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [3].

Личностно ориентированный подход направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, на развитие в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает изменение взаимоотношений между педагогом и воспитанниками.

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения направлены на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, в том числе и в деятельности детско-юношеских спортивных школ. Однако, таких исследований явно не достаточно. В основном решение данных проблем связано с общеобразовательной школой. Реализация личностно-ориентированного подхода основывается на внедрении инновационных технологий, изменении содержательной сущности физического совершенствования учащихся основанной на использовании комплексной информации, позволяющей учитывать не только гендерные и возрастные различия школьников, но и их индивидуальные особенности. Личностно ориентированное содержание физкультурно-спортивной активности определяется структурными компонентами мотивационно-потребностных установок занимающихся.

Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения.

При организации непосредственно занятия содержание личностно-ориентированного подхода – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

1. Обучение двигательным действиям:

– на этапе первоначального разучивания – использование целостного метода на основе дифференциации и интеграции отдельных частей в зависимости от уровня технической подготовленности занимающихся. Предусматривается возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач;

– при дифференциации учащихся по уровню подготовленности для сильных групп обучение двигательному действию заканчивается в соревновательных условиях в сочетании с развитием физических качеств. Для слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

2. Развитие физических качеств

– величина нагрузки различная в зависимости от уровня подготовленности;

– использование индивидуальных заданий;

– использование нестандартного оборудования;

– контроль ЧСС (до и после занятия);

3. Формирование знаний и методических умений по организации самостоятельных форм занятий

– выявление уровней обученности в области знаний и методических умений с помощью тестов;

– «разведение» задач изучения по уровням обученности занимающихся и группам разной подготовленности;

– «разведение» содержания теоретического материала

4. Оценивание результатов

При оценивании результатов учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Необходимо учитывать не только достижение высокого уровня физической подготовленности, но и улучшение технической подготовки, расширения объема знаний.

Исходя из поставленной проблемы, нами было проведено исследование эффективности применения личностно-ориентированного подхода на учебно-тренировочных занятиях в группах начальной подготовки по видам спорта (легкая атлетика, спортивная гимнастика) в Амурской областной ДЮСШ. Оценка проводилась методом экспертной оценки по специально разработанной карточке, составленной согласно рекомендациям по реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Анализ информации осуществлялся на основании простого количественного выбора варианта (да, нет, частично).

В карточку были включены несколько блоков: содержание занятия, ход занятия, характер педагогического общения, уровень активности учащихся во время занятия.

Анализ результатов показал, что содержание занятий соответствовало его сложности и типу, при этом наблюдающему сложно было оценить, совпадает ли цель с реализацией, так как четкие цели не ставились.

Рассматривая ход занятия, выявлен высокий уровень владения педагогами методикой обучения, что, несомненно, связано с достаточно большим опытом педагогической деятельности. Однако характерным является отсутствие постановки конкретных целей перед учащимися на занятии.

Следует отметить несколько отличающиеся особенности в проведении занятий. Учащимся отделения легкой атлетики чаще предоставлялась возможность вносить коррективы в их деятельность на конкретном занятии, в зависимости от состояния, при этом, не меняя его содержания. В целом на занятиях использовались адекватные методы обучения, рационально использовался спортивный зал, формы общения отличались в одном отделении (гимнастики преимущественно монологическая форма, отделение легкой атлетики – диалог и полилог).

При проведении занятий учитывался двигательный опыт занимающихся, при более ощутимом контроле техники выполнения со стороны преподавателей гимнастики.

Недостаточным моментом можно отметить работу по формированию у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа. Если у детей, занимающихся гимнастикой, такая возможность имеется (наличие зеркал), то для учеников отделения легкой атлетики целесообразнее больше использовать самоанализ и самооценку. К числу упущений можно отнести недостаточное обсуждение с учащимися итогов занятия с целью внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.

Относительно характера педагогического общения следует отметить уважительное отношение к детям в отделении легкой атлетики, обращении по имени, открытом взаимодействии с учеником на равных основаниях. На занятиях по гимнастике имеет место авторитарный стиль взаимодействия, который может быть оправдан целью конкретного занятия, стилем педагога.

Рассматривая уровень активности учащихся во время занятий, установлено, что одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода, выбор учеником способа работы над заданием – не реализуется. Это можно объяснить отсутствием достаточного объема знаний и умений у ученика, поэтому они и практически не участвуют в обсуждении наиболее рациональных способов работы. Можно отметить включенность каждого ученика в коллективную работу, создание условий для самостоятельности каждого ученика, но это более выражено в отделении легкой атлетики.

В занятии используются разнообразные формы организации учебно-тренировочной деятельности (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные), в зависимости от решаемых задач.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить степень реализации личностно-ориентированного обучения в учебно-тренировочном процессе. Анализ результатов позволяет определить наиболее оптимальные пути решения проблемы, а именно:

– любая деятельность предполагает наличие цели и целеполагание, учащиеся также должны быть включены в данный процесс. На занятиях необходимы четкие установки на ближние и дальние цели.

– активизация деятельности занимающихся должна осуществляться на основе самоанализа и самооценки;

– необходимо продолжать работу по формированию устойчивой мотивации к систематическим занятиям на основе имеющихся разработок;

– актуально использование современных технологий по оценке уровня физического развития и подготовленности занимающихся, их мотивации к спортивной деятельности;

– надо шире использовать современные методики по оценке индивидуальных особенностей занимающихся, в том числе психологические;

– необходим сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования.

 

Литература

1. Евсеев, С. П. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников / С. П. Евсеев, А. Г. Комков, О. М. Шелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - № 2. – С. 24-26, 39-41.

2. Киселева, Е. В. Формирование субъект-субъектных отношений в воспитании спортсменов / Е. В. Киселева // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 9. – С. 59-63.

3. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.04 / В. Ф. Костюченкою. – СПб, 1997.

4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера. – 2004. – 128 с.

 

 


РАЗДЕЛ IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Александрова Г. А., Пляшечко М. А., Попков А. И., Романовский С. К.

Московский государственный индустриальный университет,

Москва, Россия

По результатам многочисленных исследований, проведенных на кафедрах физического воспитания различных вузов, студентов основной медицинской группы (практически здоровых) порой насчитывается не более 25-30%. Настораживает и тот факт, что во многих вузах уровень здоровья и физической подготовленности студентов от курса к курсу падает. Эти безрадостные факты говорят о том, что система здравоохранения в нынешнем виде объективно не способна радикально улучшить состояние здоровья населения страны.

Необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям стратегия охраны и улучшения здоровья населения. Начинать осуществлять эту стратегию необходимо повсеместно и в первую очередь в высших учебных заведениях, которые по своему статусу имеют материальное, законодательное и кадровое обеспечение для активного внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза.

Здоровье молодежи является социально значимой ценностью общества, важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Физическая и функциональная подготовленность организма в первую очередь определяет уровень состояния здоровья каждого из нас.

Неизмерима роль активного направленного восстановительного лечения, составной частью которого является лечебная физическая культура (ЛФК). Последняя включает научно обоснованные методы лечебного применения физических упражнений и представляет наиболее активную и действенную часть системы реабилитации. Активное, волевое, целенаправленное участие больного в выполнении физических упражнений является обязательным условием реабилитации, а дозированная физическая тренировка – это лейтмотив реабилитационного процесса. Движение и покой при осуществлении реабилитационного процесса не исключают, а всегда дополнят друг друга. Давно доказано, что нельзя восстановить функцию движения и опоры при ее нарушении, не используя в процессе лечения функцию движения, присущую пораженной системе.

Известно, что одной из основных задач реабилитации является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Нельзя обеспечить функциональное восстановление, если игнорировать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Вот почему ЛФК должна стать основным звеном реабилитации студентов, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья. Можно выделить следующие основные принципы лечебной физической культуры:

1) дифференциация задач и направленности общей и специальной физической подготовки;

2) доступность и систематичность выполняемых упражнений;

3) последовательная активизация восстановительного лечения;

4) комплексность при осуществлении восстановительного лечения;

5) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе.

В своей практической работе кафедра физического воспитания нашего университета, руководствуясь данными принципами, предъявляет к студентам специальной медицинской группы следующие требования:

· защита реферата, в котором студент сообщает о причинах возникновения болезни в целом по диагнозу, физиологических отклонениях в организме при данном заболевании и лечебной физической культуре при данном отклонении в состоянии здоровья с раскрытием дидактических принципов физической культуры;

· выполнение полного объема аудиторных часов, в соответствии с учебным расписанием;

· выполнение объема самостоятельных занятий не менее 2 часов в неделю;

· ведение и ежемесячная защита дневника самоконтроля, который содержит контрольные упражнения, доступные занимающемуся с обязательным ежемесячным улучшением их результативности;

· выполнение доступных нормативов и требований «Паспорта здоровья студента»;

· прохождение повторного семестрового медицинского освидетельствования с оценкой динамики состояния здоровья.

Одним из направлений повышения качества оздоровительно-реабилитационных программ является модернизация их на основе технологии педагогического инновационного проектирования. В качестве объекта разработки и инновационного педагогического проектирования нами выбрана методика, основу которой составляет комплекс упражнений вибрационного типа. Для выявления фактора оздоровления нами использовался метод вибрационной гимнастики в сочетании с упражнениями общеразвивающего характера.

Выделенный нами метод вибрационной гимнастики заключается в создании вибрации при выполнении гимнастических упражнений, посредством учащенного поверхностного дыхания, выполняемого в ритме импульсного движения, в сочетании с общеразвивающими упражнениями реабилитационно-оздоровительного воздействия различного характера и направленности.

Для теоретического обоснования разрабатываемой технологии нами гипотетически выделено пять традиционных и инновационных описательных «механизмов» восстановления:

· преимущественно аэробный характер обеспечения работоспособности;

· работа «мышечного» сердца;

· гипервентиляция;

· вибрационное усиление дрожания волокон скелетных мышц;

· очищение стенок сосудов посредством гидравлического импульса.

Нами сформулированы следующие эффекты вибрационной гимнастики:

· восстановление кардио-респираторной системы и опорно-двигательного аппарата студентов;

· коррекция состояний занимающихся при остеохондрозах, артрозах;

· снижение последствий стресса, раздражительности и агрессивности;

· восстановление умственной работоспособности и улучшение физической подготовленности;

· избавление от избыточного веса и повышение внешней привлекательности.

Соответственно этим целям нами разработаны различные элементы системного медико-педагогического контроля. Корреляционный анализ с показателями продолжительности посещения занятий вибрационной гимнастикой выявил статистическую взаимосвязь со значениями параметров: «Разность паспортного возраста студента и состояния его сердечно-сосудистой системы» (r = 0,7); «Росто-весового соотношения» (r = 0,5); «Оценка должных значений ЖЕЛ по номограмме Миллера» (r = 0,4).

По результатам статистического анализа в системе этапного медико-педагогического контроля, в инновационной процедуре компрессионной осциллометрии показателей центральной и периферической гемодинамики выявлен наиболее информативный интегративный показатель - «Возраст сосудистой системы». Показатели оперативного контроля, по параметрам среднего АД, ЧСС оказались не менее информативными - они указывают на стабильную динамику возврата к должным величинам после проведения занятий по исследуемой технологии.

Таким образом, использование технологии вибрационной гимнастики в сочетании с общеразвивающими упражнениями различного характера и направленности приводит к повышению эффективности восстановительно-реабилитационных программ студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и обмена веществ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.