Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование педагогического мастерства будущего учителя физической культуры в процессе обучения дисциплине «легкая атлетика» в вузе




Зорин С. Д., Бурцев В. А., Драндров Г. Л., Бурцева Е. В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

 

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» являются:

· формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий;

· формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей основам техники видов легкой атлетики, тем самым, способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества [4].

Педагогическое мастерство учителя физической культуры – это высокое искусство осуществления деятельности педагога на основе его знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития обучаемых [3]. Ключевым в оценке педагогического мастерства учителя физической культуры является умение обучать других.

Практический курс, в результате которого, для студента-практиканта факультета физической культуры создаются педагогические условия, в которых он должен реализовать приобретенные знания и умения, явно не достаточен.

В процессе обучения основам техники видов легкой атлетики, студенты за весь курс обучения в лучшем случае успевают овладеть формой двигательных действий бега, прыжков и метаний.

В методике обучения студенты получают знания по типовой схеме обучения и умения проводить подготовительную часть урока или учебно-тренировочного занятия.

В связи с создавшимся положением целью нашей работы является создание таких педагогических условий, при которых учебно-познавательная деятельность студентов факультета физической культуры стала бы доминирующим видом обучающей деятельности будущего учителя физической культуры. Одной из последовательных задач для достижения поставленной цели стал поиск ответа на вопрос: «Какому уровню реализации обучающей деятельности соответствует современный выпускник факультета физической культуры?».

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое «педагогическое умение».

Педагогическое умение – это не механическая комбинация знаний, а способность выполнять определенные виды профессиональной деятельности в изменяющихся условиях [3].

Уровни сформированности умений (по Г. А. Засобиной, 2005):

– знание содержания вида деятельности, умение воспроизвести предложенную последовательность действий при незначительной помощи – это признаки первоначального умения;

низкий уровень умения(самостоятельно выполнить известную последовательность действий в аналогичной ситуации);

средний уровень умений (свободно варьировать известными системами действий в аналогичной ситуации);

высокий уровень умений (самостоятельно выбирать необходимые системы действий в различных знакомых ситуациях);

совершенное умение (свободно владеть различными системами действий в изменяющихся условиях) [3].

По всей видимости, назревает вопрос: «Какому уровню умений соответствует современный выпускник факультета физической культуры?» Поиск ответа на этот вопрос будет являться решением второй последовательной задачи.

Оценка педагогического мастерства специалиста по физической культуре связана с определением уровня профессионализма.

Определение уровней профессионализма по А. К. Марковой:

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек является новичком, не владеющим нормами и правилами профессии, не обладающим качествами профессионала.

2. Профессионализм. Этот уровень делится на три этапа: 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии; 3) свободное владение профессией в форме мастерства.

3. Суперпрфессионализм. Этот уровень делится на три этапа: 1) свободное владение профессией на творческом уровне; 2) владение некоторыми смежными профессиями; 3) творческое проектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).Характеризуется выполнением работы по профессионально искаженным нормам, на фоне деформации личности. На этом уровне человек может осуществлять достаточно активную деятельность, однако зачастую она маскирует отсутствие профессионализма [2].

Определение уровня ОДП (обучающей деятельности педагога) выпускника факультета физической культуры осуществлялось по модифицированной нами системе «ЛИДЕР» (производное от слов: личность, деятельность, результат) [3].

В наших исследованиях принимали участие студенты выпускных курсов факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» с 2008 по 2012 годы. По функциональному аспекту в оценке (самооценки) ОДП мы выбрали критерий - знание содержания образования. Первичным признаком этого критерия являлась оценка за теоретический экзамен по легкой атлетике.

По результативно-личностному аспекту в оценке (самооценки) ОДП были определены два критерия: 1) успешность обучения. 2) структурно-композиционное построение учебного занятия.

Первичными признаками этих критериев являлись:

– знания теоретических основ техники видов легкой атлетики;

– умения обучать строевым упражнениям;

– умения организации и проведения общей разминки;

– умения организации и проведения специальной разминки;

– практическое выполнение нормативов по легкой атлетике;

– владение основами техники видов легкой атлетики;

– умения определять базовые элементы техники видов легкой атлетики;

– умения определять элементарные действия;

– владение методикой применения специально-подготовительных упражнений;

– владение методикой обучения основам техники видов легкой атлетики.

Оценка (самооценка) уровня реализации обучающей деятельности будущего учителя физической культуры проводилась по 10 бальной шкале:

1) очень низкий уровень – 1-2 балла;

2) низкий уровень – 3-4 балла;

3) ниже среднего - 5 баллов;

4) средний уровень – 6 баллов;

5) выше среднего - 7 баллов;

6) высокий уровень– 8-9 баллов;

7) очень высокий уровень реализации – 10 баллов.

Первичный признак выражен ярко – 1 балл.

Первичный признак имеет место – 0,5 балла.

Первичный признак отсутствует – 0 баллов

В таблице 1 представлена динамика оценки (самооценки) уровня обучающей деятельности выпускников факультета физической культуры по модифицированной нами системе «ЛИДЕР» за период с 2008 по 2011 годы.

2008 год (43,3 ± 0,8 балла) – уровень ниже среднего;

2009 год (52,2 ± 0,6 балла) – средний уровень;

2010 год (69,4 ± 0,6 балла) – средний уровень;

2011 год (78,0 ± 0,7 балла) – уровень выше среднего.

Положительная динамика уровня обучающей деятельности выпускников факультета физической культуры, была обеспечена внедрением новых наиболее эффективных подходов в обучении основам техники видов легкой атлетики [1]. Суть и содержание методики заключается в создании таких педагогических условий, при которых студенты раскрывают свои профессиональные способности – обучать других тому, что умеют делать сами.

На первом этапе обучения студентов знакомим с ориентировочными основами базовых элементов техники видов легкой атлетики, обучаем формулировать двигательные задачи, правила выполнения по каждой опорной точке, субъективные ощущения при выполнении базового элемента техники бега, прыжков или легкоатлетических метаний.

На втором этапе обучения выполнение комплексов специально-подготовительных и подводящих упражнений доводим до уровня умения.

На третьем этапе применяем способ обучения в парах (обучение в парах сменного состава с использованием разности потенциалов обучающихся). В результате обучения друг друга технике специально-подготовительных и подводящих упражнений, студенты владеют не только формой, но и содержанием изучаемого упражнения.

Для детализации процесса обучения, проводим структурно-логический анализ техники, выделяем базовые элементы, определяем основные опорные точки, формулируем двигательные задачи по каждой ООТ, знакомим с технико-ритмовой структурой изучаемого упражнения.

Студенты, обучая друг друга базовым элементам техники изучаемого упражнения, в результате владеют не только формой, но и содержанием элементарных действий по каждой фазе.

На завершающем этапе обучения доводим до уровня умения выполнение студентами базовых элементов техники видов легкой атлетики.


Таблица 1. – Динамика оценки (самооценки) уровня обучающей деятельности выпускников факультета физической культуры

 

Первичные признаки 2008 г. n = 56 2009 г. n = 59 2010 г. n = 40 2011 г. n = 27
1. Оценка за теоретический экзамен по легкой атлетике (средний балл по 5 бальной шкале, оценка преподавателя) 3,7 3,9 4,2 4,5
2. Умения обучать строевым упражнениям (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
3. Умения организации и проведения общей разминки (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
4. Умения организации и проведения специальной разминки (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
5. Практическое выполнение нормативов по легкой атлетике (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
6. Владение основами техники видов легкой атлетики (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
7. Умения определять базовые элементы техники (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
8. Умения определять элементарные действия (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
9. Владение методикой применения специально-подготовительных упражнений (средний балл по 10 бальной шкале, самооценка)        
10. Владение методикой обучения основам техники видов легкой атлетики (средний балл по 10 бальной шкале, оценка преподавателя)        
11. Комплексный показатель (средний балл) 43,3±0,8 52,2±0,6 69,4±0,6 78,0±0,7

 

Таким образом, в результате применения способа обучения в парах базовым элементам техники видов легкой атлетики создаются такие педагогические условия, при которых студенты раскрывают свои профессиональные способности - обучать других тому, что умеют делать сами

По комплексному показателю (78,0 балла) уровень профессионализма выпускников 2011 года - выше среднего. Наблюдается положительная динамика роста уровня обучающей деятельности выпускников факультета физической культуры. При обучении в парах сменного состава с использованием разности потенциалов у будущего учителя физической культуры появляется возможность самостоятельно выбирать необходимые системы действий в различных знакомых ситуациях – это признаки формирования высокого уровня умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Драндров, Г. Л. Теоретические и организационно-методические основы формирования готовности учителя физкультуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г. Л. Драндров. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 353 с.

2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. – М., 1996.

3. Хозяинов, Г. И. Определение уровня обучающей деятельности педагога по системе «Лидер» / Г. И. Хозяинов. – М., 1996.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.