КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания 3 страница
Теория Гласиер выделяет в организационной структуре четыре подсистемы: исполнительную, апелляционную, представительскую и законодательную. Каждая из этих подсистем выполняет функции, соответствующие своему назначению, и в то же время их функции частично перемежаются и взаимодействуют друг с другом. Исполнительная подсистема — это совокупность органов, осуществляющих непосредственное линейное и функциональное управление. Эта подсистема образует иерархию, или цепь, команд, оптимальное количество уровней в которой определяется нагрузкой времени для выполнения каждой функции, закрепленной за структурным подразделением исполнительной подсистемы. Концепция нагрузки времени — ключевая в теории Гласиер, близкая к концепции М. Вебера. Она базируется на определении нагрузки времени, необходимого для выполнения работы. Очевидно, что если двигаться вверх по иерархической лестнице, то объем, содержание и характер работы меняются. Это различие состоит преимущественно в уровне абстракции, требуемой для выполнения поставленных задач перед данным уровнем управления. Степень абстракции изменяется в периоды времени, в которые исполнитель функции работает без проверки руководителя. Работа на нижнем уровне выполняется на уровне абстракции, который вызывает необходимость отчета за короткий период. Чем выше уровень управленческой иерархии, тем больше времени требуется для очередного отчета. Соответственно, по мере продвижения по иерархической лестнице объект управления как бы отдаляется от руководителя. Например, на уровне генерального директора, который управляет деятельностью ПХС в целом, работа по организации выполнения значительно отдалена от объекта, поэтому уровень абстракции для него особенно высок.
Оптимальная структура исполнительной подсистемы — это та, в которой объем работы на каждом уровне установлен с позиции нагрузки времени. Иерархия исполнительной подсистемы должна быть разработана таким образом, чтобы показать, что каждая пара «руководитель — подчиненный» — это отличительный признак именно одного уровня. После того как она разработана, службы отбора и укомплектования штата подбирают людей с требуемым уровнем абстракции (нагрузкой времени) для выполнения функции. Представительская подсистема формируется путем избрания представителей, входящих в совет вместе с руководителями. Представители доводят до сведения руководителей жалобы своих избирателей. Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы и управления. Представители обсуждают и приходят к согласию или договариваются не достигать соглашения. Представительская подсистема функционирует на основе принятых нормативно-законодательных актов. Функция законодательной подсистемы — выработка политики для всей организации с участием избранных представителей. Представители на встречах с руководителями вырабатывают «установленный порядок», позволяющий руководителям действовать в определенных рамках. Законодательная подсистема принимает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др. Теоретики Гласиер отмечали существование двух систем -производственной и социальной. Они полагали, что руководитель должен в равной мере обеспечивать функционирование исполнительной, представительной и законодательной подсистем. Апелляционная подсистема — это некоторая совокупность органов, реализующих функцию контроля за правомерностью отношений между исполнительной, законодательной и представительской подсистемами, с одной стороны, и непосредственными исполнителями — с другой. Апелляционная подсистема формируется исходя из следующих положений:
ü каждый член организации имеет право обжаловать любое решение своего руководителя на следующем уровне управления и последовательно на более высоких уровнях вплоть до высшего; ü в отдельных случаях у него есть окончательное право жаловаться в апелляционный суд; ü задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения в свете существующей политики, установившегося порядка и прецедента; ü любая сторона, участвующая в рассмотрении жалобы, может обратиться к персональному адвокату за консультацией; ü не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах. Теория организационного потенциала. В начале 1970-х гг. профессор Игорь Ансофф выдвинул ряд идей, касающихся подхода к пониманию и развитию организационных структур управления. Промышленную организацию он рассматривал как некоторую систему, осуществляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой (рынками сбыта, конкурентами, правительством и др.). Исходя из этого выделяются два подхода к формированию организационных структур. Первый из них — структурный — был характерен для довоенного периода. Основной упор в нем сделан на внутреннем строении фирм, разделении функций и рационализации управления. По существу это был статический подход, так как не учитывал динамики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов. Второй подход — динамический — получил наибольшее распространение после Второй мировой войны. Основное внимание он сосредоточивает на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов. В рамках этого подхода анализ организационных управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом рассматривается фирма в условиях стабильных внешних связей (статический аспект). Организационные проблемы, возникающие при этом, носят оперативный характер. На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды (динамический аспект). Организационные проблемы, возникающие при этом, Ансофф называет стратегическими. Он считает, что главная задача высшего руководства в современный период — решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Один из основных тезисов динамического подхода — утверждение, что существует тесная зависимость между характером внешних взаимосвязей и поведением фирм, с одной стороны, и ее внутренней организацией — с другой. Эта взаимосвязь прослежена и А. Чандлером в книге «Стратегия и структура» на примерах из истории американских компаний.
А. Чандлер показал, что изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее к изменению ее организационных характеристик и в конечном счете — к преобразованию структуры. В условиях относительно постоянных внешних связей основной стратегией фирм были снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Как показала практика, наиболее эффективной в этих условиях была функциональная структура, которая достигла своего расцвета в 1920-е гг. Увеличение размера компаний и выход в одно и то же время на несколько рынков с различными продуктами привели к образованию отделений. Результатом стала дивизиональная структура, широко распространившаяся среди промышленных компаний в послевоенные годы. И. Ансофф рассматривает этот вид оргструктуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Образование в послевоенные годы многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует компания. Произошло разделение компании и образование филиалов в разных странах. Ансофф называет такую структуру многонациональной матрицей типа «отделение — страна». С увеличением количества нововведений и уменьшением жизненного цикла изделий усиливаются взаимосвязи между процессами в цепочке «НИОКР — производство — распределение — маркетинг». Динамическому окружению больше соответствует организация типа «проект — функция». В этой модели наряда с временными проектными группами существуют функциональные службы, которые осуществляют методическую координацию и в которых сосредоточиваются специалисты, свободные от проектов. Наличие постоянных функциональных групп придает стабильность всей структуре. И. Ансофф считает, что идея матрицы - одна из основных в современной науке о формировании организационных структур.
В зависимости от того, какая стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Использование нескольких стратегий требует образования матриц различных типов либо разумного сочетания разных видов структур в пределах одной компании. Одна из последних форм многонациональной структуры — матрица типа «продукт — рынок», в которой делается попытка сочетать рыночную политику с разработкой стратегического потенциала. Рассмотрев кратко эволюцию организационных структур, И. Ансофф выделил следующие основные тенденции в их развитии.
Особо следует сказать о такой тенденции, как осознание менеджерами того факта, что любая организация представляет собой не просто структуру, а сложную совокупность большого количества взаимосвязанных элементов. Наиболее важные из них — руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, совокупность ценностей и убеждений. Большой набор указанных элементов представляет собой организационный потенциал. Изменение одного из перечисленных элементов не означает еще изменения организации. Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с менеджеров. Затем следуют изменение системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов. Считается, что основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур). Эта часть организационного потенциала наиболее сильно подчинена выбранной фирмой стратегии. Выделяются случаи, когда небольшое изменение стратегии может потребовать радикальной перестройки культуры организации и когда значительное изменение стратегии практически не требует изменения культуры организации, а следовательно, и организационного потенциала. Однако чаще всего изменения стратегии связаны с определенными изменениями организационного потенциала. Их характер зависит от конкретных условий. В рамках рассматриваемой теории выявляется влияние жизненного цикла изделия на стратегию изменения организационного потенциала. Теория применима лишь к организациям, остро реагирующим на все изменения внешней среды. Для каждого конкретного случая должна устанавливаться определенная частота организационных перестроек. Сам же процесс изменения определяется внешними условиями. Современные тенденции организации управления ПХС. С развитием ПХС организация управления усложняется: увеличиваются управленческий аппарат, число уровней управления, усложняются коммуникации и т.п. Налицо парадокс: сложные системы управления (согласно закону необходимого разнообразия), — как правило, негибкие системы, а для того чтобы производственно-хозяйственная система эффективно работала, нужна гибкая (адаптивная) система управления, достаточно простая для понимания и восприятия людьми. Эволюция организационных структур от простейшей (линейной) до сложных матричных и многомерных — это реакция на увеличение разнообразия сфер деятельности ПХС, усложнение, разнообразие и динамизм внешней среды. Классические принципы формирования организационных структур сохраняются и в настоящее время, изменяется лишь форма их реализации. Однако появились и новые тенденции. · Изменился подход к разделению функций в управлении — переход от узких специализированных функций к многоаспектным. · Сокращается количество уровней управления за счет интегрирования функций среднего и нижнего уровней. Этому способствуют децентрализация и компьютеризация процесса управления, создание многоканальных коммуникационных сетей. · В высокоразвитых социальных системах, адекватно реагирующих на изменение окружения, наблюдается тенденция ослабления иерархических структур, переход от жестких бюрократических структур к мягким. Все большее значение приобретают знания и мнения экспертов, новые коммуникационные технологии, позволяющие иметь доступ к информации независимо от занимаемой должности. · Как следствие указанных выше процессов изменился диапазон управления. Количество сотрудников, находящихся в прямом подчинении вышестоящего руководителя, неизменно увеличивается от 7—10 человек, по А. Файо-лю, до 18—20 в настоящее время. · Наблюдается процесс деиерархизации структур. По масштабу деиерархизации различаются: ü ослабленная иерархия: иерархические структуры сохраняются, но между первым и вторым уровнями практикуется консультативный стиль управления или создаются возможности для расширения горизонтальных связей и координации; ü пунктуальная деиерархизация: иерархические структуры частично распускаются, а вместо них создаются на временной основе команды, бригады, проектные группы, которым делегируется компетенция принятия решений; ü деиерархизация, или адхократия: практически отсутствуют иерархические структуры и функции управления реализуются временными группами. Общие законы и принципы организации, опыт построения и функционирования различных по характеру ПСХ позволили сформулировать ряд основных принципов формирования их организационных структур. 1. Единство распорядительства всеми ресурсами организации при одновременном расширении источников их получения. 2. Централизация принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по принятию оперативных решений. Централизация — это концентрация (объем) власти и ответственности на верхних иерархических уровнях управления. Признаками централизованного и децентрализованного управления являются: • количество и характер решений, принимаемых на различных уровнях управления; • значимость решений - распорядительство объемом ресурсов, необходимых для реализации решения; • последствия реализации решений, затрагивающие организацию в целом, отдельные сферы деятельности, процессы и операции; • уровень внешнего контроля и самоконтроля; • ориентация контроля на результат или процесс. К факторам, содействующим централизации, относятся: • концентрация; • уровень структуризации (стандартизация, формализация, унификация) производственных и управленческих процессов; • зависимость от других ПХС (постороннее влияние); • низкий уровень зрелости коллектива; • чрезвычайные ситуации (кризисные условия). Децентрализация — это передача прав, полномочий и ответственности на нижние иерархические уровни управления в соответствии с их компетенцией. Она обусловливается такими факторами, как: • объем и разнообразие выпускаемой продукции; • информационная технология; • технологическая динамика; • разнообразие, динамика и неопределенность внешней среды; • разнообразие спроса; • зрелость коллектива; • географическая разобщенность. Важным является вопрос о делегировании полномочий (табл. 10).
Таблица 10 Принципы делегирования
3. Специализация подразделений и работников на выполнении функций управления и содержательно (технологически) однородных видов работ, персонифицированная ответственность. Управленческий процесс сложен и многообразен, и деление его на функции в строгом смысле относительно. Это требует точного регулирования ответственности и компетентности в деловом и временном отношении. Однако предусмотреть всю совокупность «вкладов» для каждой управленческой структуры нельзя. Поэтому для всех участников управленческого процесса необходимо установить не «ведомственную ответственность», а ответственность за конечный результат или строгое соблюдение процесса, правил игры, норм поведения и т. п. 4. Сокращение иерархической лестницы управления путем передачи функций, полномочий и ответственности на нижние уровни управления, минимизация времени прохождения информации от высшего уровня к нижнему и наоборот. Чем меньше звеньев управления, тем быстрее и проще координация, меньше информационных потерь и возможности конфликтов. Однако в больших ПХС (в частности, ПХС с гетерогенной производственной структурой, внутренним разделением труда и высокой динамикой развития) возникают глубоко специализированные структурные единицы, которыми можно управлять только с помощью строгого многоуровневого иерархического порядка. 5. Способность к быстрой реакции на изменения во внешних и внутренних условиях (адаптивность). 6. Гармоничность развития базовых структур и формирование новых. 7. Оптимальный диапазон управления (количество подчиненных у каждого руководителя). 8. Экономичность — достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления. Указанные принципы реализуются через: ü формирование оптимальной последовательности решения задач в соответствии с целями; ü оптимальное разделение труда между органами управления; ü формирование структурных единиц; ü приведение характера и сложности управленческих задач в соответствие с уровнем компетентности и ответственности (баланс между потенциалом работника и уровнем управления). В целом компетентность является одним из решающих условий эффективности управления. Последовательная реализация условий компетентности обеспечивается через: ü соответствие между функциями (обязанностями) и потенциалом работника; ü согласование поля решений и доступной информационной базы; ü способность структурных единиц к восприятию новых идей и их совместному решению; ü соответствие между структурой управления и социально-культурной средой ПХС; ü формирование целеориентированной самоорганизации. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских» и т. д. Важно обращать внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла ПХС, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения ПХС управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего наблюдается тенденция к децентрализации. На стадии спада (кризисные ситуации) обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования ПХС структура управления или полностью разрушается, если ПХС ликвидируется, или приспосабливается к структуре управления той компании, которая присоединяет ее к себе. При вхождении ПХС в состав какого-либо объединения (ассоциации, концерна и т. п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым. Она становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), и ей приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам управления других компаний, входящих в сеть. Важный фактор формирования управленческих структур уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», т. е. к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению ряда функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии. В этой связи следует отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, который в западной литературе получил название «виртуальных компаний» (организаций). Под ними понимают совокупность независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами в информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них ПХС становятся прозрачными, и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом. К современным организационным структурам предъявляются три главных требования: 1) эффективность с точки зрения основ бизнеса: все хорошо, что хорошо для бизнеса; 2) регулярное обновление; 3) профилактика «окостенения» структур. Эти требования определяют три «столпа», на которых должна строиться организационная структура: устойчивость, предприимчивость, ломка привычек (рис. 26).
Рис. 26. Три «столпа» организационной структуры
Устойчивость — это поддержание простой, внутренне согласованной основной организационной формы, направленной на развитие и поддержание широких и долгосрочных ценностей. Такой организационной формой является отделение, специализированное на одном из измерений (продукт, функция, география). В основе предприимчивости лежит принцип «малое прекрасно». Реализация этого принципа осуществляется путем «отпочковывания» новых или разросшихся видов деятельности и новых отделений. Такой путь позволяет повысить адаптивность и устойчивость ПХС, жертвуя экономической эффективностью (имеется в виду локальная эффективность). Второй характеристикой предприимчивости является система измерителей, позволяющая ориентировать малые группы на результативную деятельность. Главной характеристикой ломки привычек является нацеленность ПХС на постоянную реализацию, готовность: ü регулировать «отпочковывание» новых отделений, когда старые становятся очень большими и бюрократическими; ü перераспределять продукты, услуги, ассортимент среди отделений с тем, чтобы воспользоваться преимуществом конкретных талантов в области перестройки рынка, управления; ü привлекать таланты и объединять их в проективные (малые) группы, создающиеся на временной основе; ü при необходимости реорганизовывать структурные формы, сохраняя при этом неприкосновенность главной формы. Регулярная реорганизация — этот способ преодоления трудностей без создания громоздких постоянных комиссий. Однако следует иметь в виду, что некоторый консерватизм в организационных структурах и реализуемых решениях допустим и оправдан. Динамизм внешнего окружения и самой ПХС требует уточнения многих управленческих процедур и структур. Процесс реорганизации может превратиться в перманентный, поэтому разумный консерватизм в организационных решениях может оказаться эффективнее немедленного принятия нового решения.
Литература: 1- 8
Вопросы для самопроверки: 1) Что понимается под внешней средой ПХС? Какими свойствами она обладает? 2) Дайте характеристику факторам внешней среды ПХС. 3) Укажите элементы внутренней среды ПХС. 4) Укажите состав участников деятельности ПХС, их интересы и влияние на ПХС. 5) Перечислите организационные принципы А. Файоля 6) Дайте характеристику основных принципов бюрократии. 7) Представьте матрицу бюрократий по признаку концентрации власти и структуризации деятельности. 8) Опишите сущность и приведите примеры практической реализации теории Гласиер. 9) Опишите сущность и приведите примеры практической реализации теории организационного потенциала.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |