Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура. Литература и общественная мысль




Литература и общественная мысль

Письменность и книгопечатание

Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим". Первый Рим пал из-за отступлений от христианства, второй Рим - Константинополь - пал из-за флорентийской унии, третий же Рим - Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению косого Христос был просто человеком. Феодосий Косой проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от преследований в Литву.

Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды". Слово "правда" в данном случае следует понимать расширительно, не только как "истина", но, главным образом, как "справедливость". Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой: "Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть".

О "правде" рассуждал и Иван Пересветов, служилый человек, выходец из Литвы. По его словам "Бог не веру любит - правду". Противопоставление веры правде было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что правда может быть введена в государстве только "грозой". Но в то же время он выступал против холопства и писал, что государь силен "воинниками", то есть служилыми людьми.

Совсем иной подход к "правде" был у Ивана IV, который в переписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый писатель и публицист. По мнению Ивана Грозного "правда" заключается в служении царю. Перед лицом государя все подданные - холопы. Ивану IV принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: "А жаловати вольны своих холопей есмя, а и казнити вольны же".

Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.

С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.

В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476-1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти и выстроил новый величественный Успенский собор. Новый храм должен был превзойти величием древние соборные церкви Новгорода и Владимира, подчеркнуть могущество Москвы. Образцом для нового сооружения являлся Успенский собор во Владимире, но Аристотель Фиораванти, не нарушив традиций русского зодчества, создал совершенно оригинальное произведение. Владимирский собор - белокаменный, московский - кирпичный. Во владимирском соборе три апсиды и 14 столпов, в московском - пять апсид и шесть столпов. Иную форму имеют купола. Стены и столпы собора были значительно тоньше, чем бывало в русских храмах подобного размера. Этого удалось достичь за счет применения новой строительной техники. Успенский собор стал митрополичьим кафедральным. По его образцу на протяжении XVI в. было сооружено много монастырских и городских храмов.

В 1484-1489 гг. псковские мастера построили нарядный Благовещенский собор - великокняжескую домовую церковь.

В 1485-1516 гг. под руководством итальянских мастеров были сооружены кирпичные станы московского Кремля взамен обветшавших белокаменных. Эти стены сохранились до сих пор. В 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. В 1505-1508 гг. Алевиз Новый возвел пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а Бон Фрязин - колокольню Ивана Великого.

В XVI в. градостроительные работы продолжались за пределами Кремля. Новые укрепления опоясывали быстро растущий город. В 30-х гг. был сооружен Китай-город, в 1584-1591 гг. Федор Конь построил стены Белого города (по Бульварному кольцу), а в 1591-1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца - Скородом.

На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы).

Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). Выдающимся образцом каменного шатрового храма является церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г. По соседству с ней расположена церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, сочетающая традиционную пятикупольную композицию с приемами шатрового зодчества. Пять приделов тесно расположены вокруг мощного высокого центрального столпа. По сравнению с легкой, напоминающей башню церковью Вознесения, храм в Дьякове выглядит более тяжеловесным и торжественным.

В 1555-1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного). Собор строился в ознаменование взятия Казани . Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Покровский собор - уникальное произведение в русском зодчестве. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально был белым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.