Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование понятия и различных ипостасей политики




Предисловие

Предисловие

Содержание

Содержание

4.2. Политические идеи основателей современной теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)....77

4.3. Современные элитические теории и их классификация....84

4.4. Специфика политической элиты современной России....89

Основные понятия....91

Вопросы для самоконтроля....91

Литература....91

Глава 5. Политическое лидерство.... 93

5.1. Основные подходы к анализу политического лидерства....93

5.2. Типология политического лидерства....101

Основные понятия....108

Вопросы для самоконтроля....108

Литература....109

Глава 6. Теория политической системы.... 110

6.1. Общие подходы и основные положения теории систем... 110

6.2. Социально-кибернетическая модель политической системы Д. Истона....111

6.3. Структурно-функциональная концепция политической системы....113

6.4. Информационно-коммуникативная модель политической системы....117

6.5. Культурологический подход к исследованию политических систем....120

6.6. Типология политических систем....121

Основные понятия....125

Вопросы для самоконтроля...., 125

Литература....126

Глава 7. Избирательные системы.... 127

7.1. Понятие современных избирательных систем....127

7.2. Общие характеристики современных избирательных систем.... 128

7.3. Плюральная система.... 130

7.4. Мажоритарная избирательная система....132

7.5. Пропорциональная избирательная система....134

7.6. Смешанные избирательные системы....141

Основные понятия....142

Содержание 5

Вопросы для самоконтроля....:....142

Литература....143

Глава 8. Современные теории демократии.... 144

8.1. Краткий очерк истории демократии....144

8.2. Интегралистские концепции демократии....146

8.3. Либеральная демократия....147

8.4. Партиципаторная демократия....149

8.5. Элитарная демократия....150

8.6. Консоциальная (сообщественная) демократия....152

8.7. Плюралистическая демократия....153

8.8. Полиархия....155

8.9. Электронная демократия....157

8.10. Делегативная демократия....159

Основные понятия....161

Вопросы для контроля....161

Литература....162

Глава 9. Политические режимы.... 163

9.1. Представления о политическом режиме в Древнем мире....163

9.2. Определение политического режима....165

9.3. Элементы и признаки политического режима....166

9.4. Типология политических режимов. Узкая трактовка....168

9.5. Типология Голосова-Блонделя....170

9.6. Типология демократических режимов Д. Хелда....172

9.7. Типология режимов X. Линца....175

9.8. Типология режимов Г. Алмонда и Г. Пауэлла....179

9.9. Типология Ч. Эндрейна....179

9.10. Типология А. Лейпхарта....182

9.11. Гибридные режимы....184

Основные понятия....184

Вопросы для самоконтроля....185

Литература....186

Глава 10. Гражданское общество.... 188

10.1. Определение гражданского общества....188

10.2. Современные концепции гражданского общества....193

10.3. Демократия и гражданское общество....199

Основные понятия....204

Вопросы для контроля....204

Литература....204

Глава 11. Теория партий и партийных систем.... 206

11.1. Зарождение теории партий и партийных систем....206

11.2. Современное состояние теории партий....207

11.3. Определение партии....209

11.4. Условия возникновения партий....210

11.5. Организация партий....213

11.6. Место и роль партий в обществе....215

11.7. Институциализация партий....216

11.8. Классификация партий....217

11.9. Теория партийных изменений....219

11.10. Теория партийных систем....222

11.11. Место партийной системы в обществе....224

11.12. Функции партийной системы....224

11.13. Условия формирования партиом....226

11.14. Структура партийных систем....227

11.15. Понятие центра партийной системы поляризованности партиом и их классификация....229

11.16. Концепция поляризованности партиом Дж. Сартори....231

11.17. Классификация партиом....233

11.18. Взаимосвязь партийной и избирательной систем....233

11.19. Динамика партийных систем....234

Основные понятия....235

Вопросы для самоконтроля....236

Литература....237

Глава 12. Политические сообщества.... 238

12.1. Группы интересов....238

12.2. Типология и функции групп интересов....242

12.3. Группы давления....246

12.4. Лоббизм....249

12.5. Общественные организации и движения....252

Основные понятия....254

Вопросы для самоконтроля....254

Литература....255

Глава 13. Национальный фактор политики.... 256

13.1. Нации как политические общности....256

13.2. Теоретические трактовки нации....258

13.3. Содержание и сущность национализма....261

13.4. Национальный популизм....265

13.5. Принцип национального самоопределения....268

13.6. Разновидности национализма....270

Основные понятия....272

Вопросы для самоконтроля....272

Литература....273

Глава 14. Политический процесс.... 274

14.1. Понятие политического процесса....274

14.2. Подходы к изучению политического процесса....275

14.3. Политические изменения....278

14.4. Содержание и структура политического процесса....280

14.5. Этапы политического процесса....282

14.6. Анализ политических процессов....286

14.7. Типология политических процессов....287

Основные понятия....289

Вопросы для самоконтроля....289

Литература....290

Глава 15. Демократический транзит.... 291

15.1. Волны демократизации....291

15.2. Причины откатов волн демократизации....296

15.3. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ 298

15.4. Демократический транзит....300

15.5. Консолидация демократии....303

Основные понятия....307

Вопросы для контроля....307

Литература....308

Глава 16. Политическая культура.... 309

16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы....309

16.2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг.....315

16.3. Формирование политической культуры в процессе политической социализации....319

16.4. Теория постматериалистической политической культуры Р. Инглхарта....321

16.5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры....324

Основные понятия....328

Вопросы для самоконтроля....329

Литература....330

Глава 17. Политическое сознание.... 331

17.1. Понятие и содержание политического сознания....331

17.2. Подходы к рассмотрению политического сознания....334

17.3. Уровни и формы политического сознания....335

17.4. Утопическое сознание....338

17.5. Политические мифы....340

17.6. Политический менталитет....343

Основные понятия....346

Вопросы для контроля....346

Литература....346

Глава 18. Политические идеологии.... 348

18.1. Основные черты политических идеологий....348

18.2. Глобальные (или мировые) идеологии....350

18.3. «Постклассические» идеологические течения в XXI в....355

Вопросы для самоконтроля....364

Литература....365

Глава 19. Религия и политика.... 366

19.1. Роль и место религии в политике....366

19.2. Функции религиозной идеологии....367

19.3. Общая характеристика религии....369

19.4. Политические доктрины христианства....373

Контрольные вопросы....381

Литература....382

Глава 20. Политические коммуникации.... 383

20.1. История развития политической коммуникации....383

20.2. Основные подходы и научные школы в теории коммуникации....385

20.3. Понятие политической коммуникации....390

20.4. Классификация политической коммуникации....398

Содержание 9

Основные понятия....404

Вопросы для самоконтроля....404

Литература....405

Глава 21. Современные теории конфликта.... 406

21.1. Начало современной конфликтологии: основные парадигмы....407

21.2. Концепт насилия в интерпретации современных конфликтов....411

21.3. Специфика современных этнополитических конфликтов и их урегулирования....413

21.4. Концептуальные объяснения «конфликтов нового поколения»....414

Основные понятия.,....419

Вопросы для самоконтроля....420

Литература....420

Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой

политики.... 422

22.1. Идеализм и реализм....422

22.2. Неореализм и глобализм....426

22.3. Модернизм и традиционализм....429

22.4. Марксизм и неомарксизм....430

22.5. Новейшие международно-политические концепции....432

22.6. Отечественные подходы к исследованию мировой политики....434

Основные понятия....437

Вопросы для самоконтроля....437

Литература....438

Глава 23. Геополитика.... 439

23.1. Понятие и история геополитики....439

23.2. Американская школа геополитики....440

23.3. Европейская школа геополитики....445

23.4. Современная российская геополитическая школа....448

Основные понятия....456

Вопросы для самоконтроля....456

Литература....457

Сведения об авторах....459

 


Предисловие

За пятнадцать лет развития политической науки в России российскими политологами выпущено немало хороших учебников, среди которых особенно хотелось бы выделить учебное пособие К. С. Гаджиева «Политическая наука», учебник А. И. Соловьева «Политология: политическая теория, политические технологии» и учебник В. П. Пугачева и А. И. Соловьева «Введение в политологию». Данные учебники выдержали по несколько изданий и послужили основой не только для подготовки молодых специалистов-политологов, но и для расширения знаний специалистов других областей, политиков-практиков, всех интересующихся политикой. По сути все первые политологические учебники, а их выпущено уже несколько десятков, служили не только делу образования и подготовки кадров профессиональных политологов, но и делу самообразования различных категорий россиян, от домохозяек до директоров предприятий, начальников государственных ведомств и министров.

Конец 1980-х и 1990-е гг. в России стали временем коренных перемен практически во всех сферах жизни. При этом политическая реформа выступала катализатором других реформ: правовой, административной, экономической, финансовой, социальной, культурной и др. В публичную политику ринулись сотни новых людей, избиратели получили наконец право свободного выбора из нескольких кандидатур, политтехнологи — новые возможности применения своих умений. Тяга к современному политологическому знанию достигла апогея. Курсы политологии стали преподаваться во всех вузах, причем аудитории были переполнены, а активность на семинарах желающих приобщиться к политической науке достигала точки кипения. Все это вызывало колоссальный спрос на политологическую литературу. Такому лавинообразному спросу соответствовала и стратегия издательств: издавать как можно больше книг о политике, и в первую очередь учебных пособий. Но и большая часть учебных пособий в таких условиях невольно приобретала научно-популярный характер

Однако через некоторое время ситуация изменилась. «Центр тяжести» российских реформ из политической области переместился в социально-экономическую. Повышенный спрос на политологическое знание

Предисловие 11

был в целом удовлетворен. Сегодня публичной политикой занимаются профессионалы, а на политологические факультеты поступают по призванию. Но необходимость в политологической литературе научно-популярного характера не исчезла, а кроме такой литературы требуются совершенно определенные учебные пособия, отражающие состояние и тенденции современной политической науки в XXI в. В число таких учебников, изданных в последнее время в России, несомненно вошли: «Основы политической теории» А. А. Дегтярева (М., 1998), «Политология» под ред. М. А. Василика с хрестоматией и практикумом (М., 1999), «Современные политические теории» Т. А. Алексеевой (М., 2000), «Политология», рук. авт. кол. А. Ю. Мельвиль (М., 2004), «Политология» под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова с хрестоматией и альбомом схем (СПб., 2005), «Теория политики» Р. Т. Мухаева (М., 2005).

Данный учебник создан коллективом авторов политологического отделения факультета международной коммуникации Балтийского государственного технического университета (БГТУ «Военмех») с привлечением авторов других санкт-петербургских вузов (СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) на базе читаемого в течение ряда лет курса для студентов-политологов БГТУ.

По нашему мнению, профессионализация политики предъявляет совершенно иные требования к качеству политологического образования, и в частности, к качеству учебников по политическим наукам. Мы предлагаем выделить несколько противопоставлений (дихотомий), отличающих учебники политических наук периода всеобщего интереса к политике от современных учебников эпохи профессионального политологического знания:

1. Инклюзивный или эксклюзивный учебник. Инклюзивность, как известно, является свойством политики проникать во все сферы общества и ставить вопросы перед каждым человеком. Для поиска ответов на многочисленные политические проблемы необходимо определенное количество справочной и аналитической литературы. Но для подготовки профессиональных политиков и политологов нужны эксклюзивные учебники, предназначенные именно для будущих специалистов-политологов. Мы задумали наш учебник как эксклюзивный.

2. Универсальный или предметно-курсовой учебник. Универсальные учебники создаются для всех категорий студентов, изучающих данный предмет. В России вышло уже немало «Политологий», предназначенных одновременно для политологов и неполитологов: журналистов, юристов, историков, социологов, философов и т. д. Отметим: для того чтобы подготовить профессионала, следует профессионально диффе-

рендировать его предметную область. Инженер не изучает предмет «инженерия»: он учит высшую математику, теоретическую механику, сопротивление материалов и т. д. Медик не изучает шесть лет предмет «медицина», он учит биологию, химию, физиологию, анатомию, внутренние болезни и др. Политолог, согласно этой логике, должен изучать историю политических учений, политическую теорию, политические технологии и т. д. Таким образом, учебники «Политология» предназначены для не политологов, т. е. представителей других профессий, пополняющих свои знания в области политики. Мы же задумали наш учебник как предметный, курсовой по дисциплине «Теория политики», представляющей собой раздел политологии.

3. Программный и стандартный учебник. Программные учебники создаются, когда определилась новая парадигма образования, старые программы обучения устарели, а жизнь требует обновления. Такую ситуацию мы только что пережили в России, когда переходили от изучения марксистско-ленинской философии к философии, от изучения политической экономии к экономическим наукам, от изучения научного коммунизма к политологии. После таких изменений и множества «программных» учебников мы настаиваем на стабилизации их тематики и структуры, — разумеется, при условии необходимого обновления. Поэтому мы видим наш учебник не как очередной «программный» продукт, произведенный без учета мировых тенденций развития политологического образования, а как находящийся в рамках этих тенденций, как стандартный, т. е. выполняющий все требования Государственного стандарта РФ идающий необходимый объем и качество знаний студентам. При этом стандартизация учебника не означает отсутствие творчества. Многие его темы даны в авторском изложении с учетом научных наработок авторов.

4. Новое поколение — старое поколение учебников. Мы выступаем сторонниками нового, передового, развивающегося, сторонниками информационных и мультимедийных технологий, не одноуровневого, а многоуровневого изложения, структуризации дидактических единиц, расширения возможностей для самообучения и самоконтроля.

Для повышения качества подготовки студентов-политологов мы сформулировали дидактические принципы, которые применимы при изучении всех политологических дисциплин:

♦ последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному». Кроме того, мы учитываем, что студент, изучающий теорию политики, уже

Предисловие 13

имеет представление о таких предметах, как «Введение в специальность», «Политическая история», «История политических учений»;

♦ систематичность. Изучение дисциплины «Теория политики», как и других дисциплин («Введение в специальность» и в определенной мере «История политических учений»), построено по определенной системе тем: «Политика», «Власть», «Государство», «Политическая система», «Партии и партийные системы» и т. д. Наша система предопределяет не только последовательность тем, но и их взаимосвязь, умножает число изучаемых смысловых единиц, помогает общему приращению знания. За политической статикой, изучающей отдельные политические институты, следует политическая динамика, изучающая процессы их взаимодействия и развития, процессы политических изменений и трансформаций, после изучения тем, отражающих теории внутренней политики, следует переход к внешнеполитической тематике;

♦ оптимальное соотношение уровня трудности и доступности материала. Мы исходили из уровня знаний выпускников хороших школ, прошедших подготовительные курсы для поступления на политологический факультет и проучившихся на нем один-два года;

♦ наглядность в обучении. Для осуществления этого принципа в учебник заложено определенное количество схем/таблиц, графиков и т. д. Кроме того, мы старались сделать излагаемый материал более наглядным за счет его структуризации, размещения на странице, объединения в системы перечней. Все это позволяет использовать при проведении занятий наглядные средства обучения, в том числе мультимедийные;

♦ связь теории политики с текущей политикой. Эта связь необходимо следует из места теории политики в системе политологического знания. Подробно об этом говорится в главе 2, здесь же отметим, что теория политики постоянно черпает факты для исследований из текущей политики, а текущая, практическая политика использует политическую теорию для принятия решений, составления прогнозов и управления обществом. Поэтому студенты, изучающие теорию политики, постоянно должны быть включены в контекст политического процесса, знать основные явления текущей внутренней и внешней политики, а преподаватели должны строить лекции и практические занятия с использованием самых свежих примеров и анализом последних политических событий;

♦ активность и заинтересованность студентов. Этот принцип означает, что занятия должны иметь активный, двусторонний характер, вызывать интерес и стимулировать самостоятельное, углубленное изучение предмета. Для этого существуют не только учебные занятия, но и другие формы изучения материала: научные конференции, дискуссионные клубы, выступления в школах, работа в избирательных камланиях и студенческом самоуправлении и т. д.

Добавим к этим принципам, что:

♦ дисциплину «Теория политики» начинают изучать студенты первого курса, как правило, со второго семестра;

♦ в соответствии с Госстандартом эту дисциплину студенты изучают 285 часов, т. е. на протяжении двух-трех семестров. Примерно треть этого времени будет использована на чтение лекций (отсюда — объем нашего учебника), треть — на семинарские занятия и треть — на самостоятельную подготовку студентов. За это время студенты сдают один-два экзамена и один-два зачета и по одной из выбранных тем пишут курсовую работу;

♦ данной дисциплине предшествуют определенные предметы, о которых мы говорили выше («История политических учений», «Введение в специальность», «Политическая история»);

♦ дисциплина «Теория политики» сама служит основой для изучения таких предметов, как «Политическая конфликтология», «Теория мировой политики», «Политический маркетинг и политический менеджмент», «Политические отношения и политический процесс в России», «Теория партий и партийных систем» и др. Отсюда вытекают ее место в системе политических наук и логические связи, которые она имеет в этими науками;

♦ необходимо учесть связи теории политики с другими науками, не являющимися частью политологии, но граничащими с ней: политической философией, политической историей, политической социологией, политической психологией, а также иными непограничными науками, изучаемыми политологами.

Авторами данного учебника являются: ■

♦ Доктор социологических наук, профессор — Исаев Б. А. — руководитель авторского коллектива (предисловие, главы 1,2,6,9,11,23).

♦ Кандидат политических наук - Баранов Н. А. (главы 8, 10,12, 13, 14,15,17).

♦ Кандидат философских наук, доцент - Голиков А. К. (глава 4).

Предисловие 15

♦ Кандидат политических наук — Горбачев Д. Н. (глава 20).

♦ Доктор политических наук, профессор - Елисеев С. М. (глава 7).

♦ Доктор философских наук, доцент — Лебедев С. В. (главы 18, 19).

♦ Кандидат социологических наук — Попов Г. Н. (глава 16).

♦ Кандидат философских наук - Ржеуцкая А. А. (глава 21).

♦ Доктор политических наук, профессор — Сирота Н. М. (глава 22).

♦ Доктор философских наук, доцент - Хомелева Р. А. (глава 3).

В заключение хочу поблагодарить коллег, принимавших участие в создании учебника, но не вошедших в авторский коллектив: зав. кафедрой теории и философии политики Санкт-Петербургского государственного университета профессора В. А. Гуторова и зав. кафедрой политологии РГПУ им. А. И. Герцена профессора Г. И. Грибанову, любезно согласившихся рецензировать наш труд, а также коллектив кафедры политологии РГПУ им. А.И. Герцена и работников НИЛ при кафедре политологии БГТУ «Военмех» Р. А. Царегородцеву, А. В. Вишталь, М. А. Односталко и Е. Н. Сорокина, оказавших неоценимую помощь в компьютерном форматировании, верстке схем и графиков.

В. А. Исаев,

руководитель авторского коллектива,

заведующий отделением

и кафедрой политологии БГТУ «Военмех»,

доктор социологических наук, профессор


 

Глава 1. Что такое политика

Понятие политики как решения общественных дел в отличие от дел частных, личных, очевидно, возникло в далекую эпоху родового строя. В Древней Греции в эпоху полисной организации общества такой вид человеческой деятельности получил название «политика», которое произошло от понятия «полис», означавшего «город-государство» или «город с окрестными селениями, полями, садами, гаванями и вообще территориями, обеспечивающими его продуктовые, промышленные, торговые, коммуникационные и другие потребности». Как правило, греческие полисы той эпохи образовывались либо добровольным объединением нескольких соседних селений, либо путем завоевания наиболее сильным родом соседних родов и насильственным их переселением в свой город. Вот почему полис Афин состоял из десяти фил, а полис Рима из сорока городских и четырех сельских триб. Полисная организация того времени значительно отличалась от организации современных государств. В политическом отношении полис — это непосредственно осуществляемая власть. Все жители полиса, имевшие права гражданства, не только могли, но и были обязаны посещать народное собрание и голосованием решать государственные дела. В перерывах между заседаниями народного собрания (гелиэи) все политические дела решал совет пятисот (буле). Суд полиса осуществлялся регулярно сменяемыми рядовыми гражданами, назначаемыми филами. Институт адвокатов отсутствовал, и каждый эллин должен был уметь сам отстаивать свои интересы в суде. Как видим, в политику так или иначе были вовлечены буквально все граждане полиса. «Человек по природе своей есть существо политическое», — утверждал Аристотель1.

1 Аристотель. Политика. Афинская политая. М. 1997. С. 37.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.